"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 110 (12883), четверг, 21 сентября 2006 г.

 

РАТНИКИ ПЕРЕДОВОГО ПОЛКА

21 сентября —  День воинской славы России

И вновь над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла…
Александр БЛОК
В селе Монастырщина, где по преданию восемь дней после битвы, грянувшей 21 сентября 1380 года, проходило так называемое стояние на костях, войско Дмитрия Донского воздвигло часовню и хоронило воинов, павших на Куликовом поле, создан музейно-мемориальный комплекс и заложена аллея славы в честь ратников тех городов, что откликнулись на зов Дмитрия. Как мы уже рассказывали на этих страницах, первыми памятный знак установили серпуховчане. В июле 2005 года делегация из Коломны во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием установила мемориальную доску в честь павших коломенцев, а в сентябре установили памятник владимирцы — своего льва из белого камня на черном мраморе. В этом году скромный, но многозначительный знак установила Рязань. Князь Олег Рязанский, как известно, открыто не выступил на стороне Дмитрия Ивановича, но и к Мамаю не присоединился. Не все так просто в трагической геополитике и русской истории. Надпись на камне лаконична и благородна: «Благодарная Рязань».
Нет почему-то знака от самого «маленького и небогатого» города — Москвы. А ведь он должен был бы, по идее, открыть эту мемориальную аллею: именно Передовой московский полк принял на себя основной удар конницы Мамая, выдержал первый натиск и понес неисчислимые потери. В рядах москвичей в одежде простого ратника сражался великий князь московский Дмитрий. Но, правда, по замыслу создателей мемориала, знаки рядом с замечательным памятником Дмитрию Донскому — и гордому тем, что отстоял дали, лежащие за ним, и печальному, что столько соратников оставил здесь — нельзя ставить гигантских памятников. Значит, Зурабу Церетели не развернуться. А на меньшее родная столица сегодня, видимо, не согласна…
Каждый праздник на поле Куликовом вызывает новый прилив чувств и раздумий: мои первые летние армейские учения проходили среди всхолмленных полей, где двигалось войско Дмитрия, именно здесь я начал писать первые строки цикла стихов «Отсветы поля Куликова», который вошел полностью в двухтомную энциклопедию «Поле Куликово», сюда возвращался я во все времена года: морозной зимой, цветущей весной и щедрой на урожай осенью, чтобы написать первый большой очерк еще в патриотическом журнале «Октябрь». Очерк и исторический, и социальный: ведь жизнь на историческом поле и вокруг, на лучших черноземах Тульской области продолжалась. Какова она сегодня, разговор особый и горький…
И вот снова нестихающий ветер поля Куликова, освещенные солнцем дали и березовые перелески с пятнами бегущих теней от кучевых облаков, многолюдство и всегдашняя бестолковость праздника, улетающие звуки оркестра, звуки толпы и дым от шашлыков на Краснохолмской ярмарке. Ходят среди людей девушки в гусарских костюмах и киверах, кричат: «Программа праздника!» Как не взять? А это, оказывается, программа и схема, но вокруг рекламы водки «Батальная» не указанного почему-то производителя. На цветном титуле высказывание президента Путина: «Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России». Ну а дальше — краткие описания всех великих сражений: от Ледового побоища до Курской битвы, которым посвящены соответствующие водки с рекламными текстами, например: «Куликовская битва. По-настоящему живительная водка. Подарит молодецкую удаль и недюжинную силу».
Но как раз без всякой водки на соседнем Большом луге демонстрировал удаль и силу 51-й Гвардейский парашютно-десантный полк 106-й Гвардейской тульской парашютно-десантной дивизии, получивший в 2006 году в связи с указом президента почетное наименование имени Дмитрия Донского. А потом военно-исторические отряды, так называемые реставраторы количеством более 1000 человек, разыграли средневековое сражение в одеяниях, кольчугах и доспехах русичей, генуэзской пехоты, татарских воинов. Красочное зрелище, которое собирает костюмированных участников из Москвы, Питера, Коломны, Одинцова, Кольчугино, Тулы и даже из Эстонии. В репортажах центрального телевидения это декоративное действо, как мне рассказали, и стало главным в беглом сюжете. Правда, рассмотреть его в деталях на самом поле или сфотографировать было почти невозможно: все огорожено, заслонено толпой и могучими спинами бесчисленных милиционеров. Поскольку я не пользовался знаком прессы, находился в положении рядового зрителя, то главной задачей было не запечатлеть сплошные милицейские фуражки и бесчисленные флаги «Единой России», «Наших», «Молодой гвардии» Ивана Демидова (или чьей уже?). Это было какое-то наводнение, не праздничное, а пародийное: стоит строительный кран на месте реставрируемой колонны на Красном холме, а над ним — гигантский триколор, идет дорога к храму Сергия Радонежского, а над ней вьются партийные стяги. Ну можно ли себе представить в ненавидимом демократами прошлом, чтобы над храмами, сценами и шалманами реял флаг Советского Союза и плакаты «Слава КПСС!»? Или это новая форма казенного патриотизма и партийной преданности как объединяющей идеологии?
Но граждан великой державы испокон веков объединяли не показушные и рекламные символы, а глубокие чувства и готовность внести личный вклад в защиту Отечества, в сбережение его памяти. Это надо воспитывать с младых ногтей, а не разовыми пышными акциями да навязанными внешними атрибутами. Потому-то я и принял с готовностью приглашение принять участие во Всероссийском историко-патриотическом сборе молодежи «Не меркнет слава поля Куликова». На духовный фестиваль съехалось более десяти военно-исторических клубов и отрядов православных следопытов из Москвы, Подмосковья, Ярославля и Мичуринска. Окормлял этот слет иеромонах Киприан — декан педагогического факультета Свято-Тихвинского богословского института. Ребята жили под Тулой, в казарме одной из частей дивизии МЧС, принимали участие в соревнованиях, исторических викторинах (увы, плоховато знают русскую патриотическую поэзию, в том числе посвященную Куликовской битве). Они побывали и на Куликовом поле, и в Монастырщине на открытии звонницы храма Рождества, колокола для которой по почину тульских рабочих отливали на средства многих предприятий, фондов и частных лиц. Наконец, посетили родину святой Матроны — еще живое село Себино, где по некоторым изысканиям историков и археологов, как раз и принял Дмитрий Донской вместе с опытным военачальником Боброком-Волынцем историческое решение переправиться через Дон, отсечь пути для отступления и построить полки так, чтобы реки Непрядва и Смолка помешали развернуться коннице Мамая. Одно надо было исполнить, но самое тяжкое: встать стеной перед смертоносной лавой и не дрогнуть. Первый удар приняли на себя простые ратники, многострадальная матушка-пехота. А отборные всадники Засадного полка вылетели из-за Дубравы (ее музей-заповедник восстанавливает) и решили исход битвы фланговым опрокидывающим ударом. Так что кадеты и следопыты, девушки-студентки с факультета духовно-нравственного воспитания, совсем юные школьники из истинно русских школ получили и нравственные, и исторические уроки. Ну и мы, историк и писатель Валерий Алексеев, поэт и композитор Константин Паскаль, которого друзья газеты помнят по выступлению на юбилейном вечере во МХАТе, критик и публицист Андрей Поздняев по мере сил пытались передать ребятам свой творческий опыт, свое видение многотрудных путей России. Иеромонах Киприан, выступая перед участниками сбора в клубе МЧС, сказал характерную фразу: «Мы по дороге на Куликово поле увидим огромный лагерь реставраторов сражения. Но не на них наша надежда, не они будут в случае чего защищать Отечество, а вы. На вас наша надежда». Что он этим хотел сказать, неудобно было уточнять: то ли констатировал, что реставраторы — это уже взрослые люди, которые только играют в средневековые битвы, то ли подчеркнул, что самое трудное — надеть не латы и лисью шапку, чтобы красоваться перед зрителем, а натянуть простую солдатскую гимнастерку и встать в общий строй безвестным ратником в тот Передовой полк, который примет первым любой удар.
А бесконечная дорога ведет дальше по древним городам: Богродицк, Епифань, Донской. Плывут воспоминанья и раздумья, как кучевые облака над бескрайними просторами, свистит ветер времен. В день Рождества Божией Матери вывел свои войска на поле Куликово, на решающую битву Дмитрий Донской. Одна из самых славных страниц русской военной истории была написана кровью ее участников 8 сентября по старому стилю. Тогда, в такой же осенний день, в битве не на жизнь, а на смерть сошлись две огромные силы, одна из которых отстаивала свободу Родины, другая же стремилась укрепить свою пошатнувшуюся власть в русских землях и, более того, растерзать, поделить их. Впервые с помощью денег западных купцов и наемных агрессоров объединенные войска рвущегося к ханству Мамая выступили как сплоченная сила по расчленению и уничтожению Русского государства. Потому и откликнулось на призыв Дмитрия столько князей: не восстановлением прежней дани Орде пахло в ковыльных просторах — гибелью Отчизны! Тогда, 626 лет назад, смогли объединиться и победить.

Долго кружит над полем коршун,
По границе веков скользя.
Птице можно не знать о прошлом,
Ну а людям — никак нельзя…

Надо хранить эту живую, одухотворенную память, не спекулируя на ней и не заслоняя высокий подвиг предков пышной суетой. Вот еще один урок поля Куликова.

 


Александр БОБРОВ



В оглавление номера