"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 111 (12884), суббота, 23 сентября 2006 г.

 

РУССКИЙ ГЕНИЙ

Исполняется 100 лет со дня рождения Д.Д. ШОСТАКОВИЧА

Сто лет назад, 25 сентября 1906 года, в Санкт-Петербурге родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В суровом 1919 году он поступил в Петербургскую консерваторию, которую закончил в 1923 году по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции. Его дипломная работа, Первая симфония, сразу стала крупным событием. Шостакович готовился стать пианистом (уже получил премию престижного международного конкурса). Но увлечение композицией перевесило. Началась пора поиска новых музыкальных форм и образов. Блестящая Пятая симфония подтвердила его выдающийся талант.
Путь к признанию был отнюдь не усеян розами. Однако неверно было бы утверждать, как это пытаются делать ныне, что он был еще одним «пострадавшим» от советской власти. Первую Сталинскую премию он получил в 1941 году за фортепианный квинтет. А подлинно всемирная слава пришла к нему, когда в 1941 году в блокадном Ленинграде он написал знаменитую Седьмую симфонию.
Вот что сказал известный музыкант Сергей Кусевицкий, дирижировавший первым исполнением симфонии в США: «В стране, где вторгшийся варвар несет разрушения, на дымящемся пепелище родилось одно из величайших произведения мирового искусства». И такое впечатление было не случайным. Вот что говорил один из лучших исполнителей музыки Шостаковича, великий дирижер Евгений Мравинский: «Человек не может быть спокоен и счастлив, если в мире существует социальное зло. Вот какой мне представляется главная идея творчества Шостаковича». В 1961 году, в 55 лет, всемирно известный композитор вступил в Компартию.
Страна ценила величие его таланта: пять Сталинских и Государственная премии, Ленинская премия. Три ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени. И его творческое наследие — это наследие не только нашей страны, но и всего мира.

Мне кажется, что моя музыка в какой-то мере запечатлела чрезвычайно интересный, сложный и трагический облик нашей эпохи.
Мне хотелось в художественно-образной форме воссоздать картину духовной жизни человека, оглушенного гигантским молотом войны. Мне хотелось рассказать о его тревогах, его страданиях, его мужестве и о его радости. Причем все психические движения невольно приобретали особую отчетливость и драматизм, так как они всегда освещались заревом войны.
Мне казалось весьма заманчивым изобразить человека, любящего жизнь и свободу, и поэтому смело восставшего, выражаясь словами Шекспира, против «моря бедствий».
Этот человек, являющийся героем моей музыки, идет к победе через мучительные испытания и катастрофы. Он много раз падает и снова встает. Крепкая воля и благородная цель вдохновляют его на борьбу и конечную победу. Само собой разумеется, что его путь не усеян розами, ему не сопутствуют веселые барабанщики.
--------------------------
Час тому назад я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Итак, мною уже написаны две части. Работаю я над этим с июля 1941 года.
...Я работаю сейчас быстро и легко. Мысль моя ясна, творческая энергия неудержимо заставляет меня двигать мое сочинение к окончанию. И тогда я снова выступлю в эфире со своим новым произведением и с волнением буду ждать строгой, дружественной оценки моего труда.
Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту.
--------------------------
...Для меня глубоко содержательны, а значит, и программны такие произведения, как фуги Баха, симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, этюды и мазурки Шопена, «Камаринская» Глинки, симфонии Чайковского, Бородина, Глазунова, некоторые симфонии Мясковского и многое другое.
---------------------
...Всех нас, художников с самыми различными индивидуальностями, объединяет одно: содержанием нашего искусства является действительность. Мы реалисты, наследники великих реалистических направлений в искусстве прошлого, но, напомню, мы не только реалисты: наш метод — социалистический реализм. Мы стремимся познать действительность в ее революционном развитии, увидеть в ней борьбу нового, нарождающегося со старым, отмирающим. Больше того, силой своего искусства мы хотим помочь победе нового! Наш метод — это метод познания и изменения действительности. Вот каким стал реализм сегодня, советский социалистический реализм!
------------------
Композиторы всего мира пользуются одними и теми же нотными знаками. Музыканты во всем мире играют на одинаковых инструментах. И тем не менее существует такое понятие — советская музыка. Нашу советскую музыку слушают и принимают во всех странах. Значит, те идеи и мысли, которые мы вкладываем в свои произведения, близки слушателю, где бы он ни жил. Я считаю, что мировоззрение художника — главное в его творчестве. Работая над новым произведением, я ставлю перед собой задачу быть прежде всего полезным своему народу, быть нужным своей Родине!
------------------------
Конечно, трудную задачу я себе поставил, задумав написать симфонию, посвященную Великой Октябрьской социалистической революции. Я приложу все свои силы, все свое умение, чтобы она хоть в какой-то степени соответствовала масштабу и значительности этой темы. Естественно, когда работаешь над произведением об Октябрьской революции, в первую очередь возникает образ великого вождя трудящихся Владимира Ильича Ленина...
Симфония будет состоять из четырех частей. Первая часть задумана мною как музыкальный рассказ о приезде В.И.Ленина в Петроград в апреле 1917 года, о его встрече с трудящимися, с рабочим классом Петрограда. Вторая часть отразит исторические события 7 Ноября. Третья часть расскажет о гражданской войне, а четвертая — о победе Великой Октябрьской социалистической революции...
Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти. Конечно, воспоминания о тех незабываемых днях помогают мне в работе над симфонией.
...Главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины.
Перемены, о которых я говорю, проявились и в современной музыке. Она поражает контрастами, множеством представленных в ней творческих направлений, стилей, школ. Не только рядовому слушателю, но и профессионалу подчас нелегко разобраться в сложнейших процессах, которые происходят сегодня в музыке. А разобраться необходимо. Если человек не будет отличать ценностей истинных от мнимых, его отношения с искусством будут безнадежно нарушены. Возникнет взаимное отчуждение, «глухота».
----------------
...Любовь народа к музыке окрыляет, но и заставляет проверять, на каком пути ведем мы наш поиск, как двигаем вперед искусство: с целью удовлетворить потребности ограниченной элиты или широких слушателей, любящих музыку? Общая картина музыки XX века показывает сейчас ее небывалое расслоение: на одном полюсе — изощренная и чаще искусственная ткань модернизма, на другом — пошлость «культурной» индустрии. Эпидемии шлягеров, сменяя друг друга, захлестывают массового потребителя, в то время как музыкальные ячейки элиты все более обособляются и дробятся. Чем больше на одном полюсе оценка музыки становится делом недоверчиво-раздражительного интеллекта, тем более на другом она низводится до грубой физиологии и примитивной моды...
----------
«Все мы народ...» — сказал от имени русской художественной интеллигенции А.П.Чехов. Его слова приобретают особенно глубокий, точный и прямой смысл сейчас, в условиях социалистического строя, когда каждый из нас, деятелей искусства, испытывает великую гордость от сознания, что дело, которому мы себя посвятили, признано всей страной делом общенародного значения, что мы нужны народу в его труде и борьбе, что нам дано видеть и понимать мир, жизнь, живую современную историю так, как видит и понимает их ум, сердце, душа народа.

 



В оглавление номера