Народные волнения в Кондопоге давно стихли, но вот дебаты по поводу сути этих событий продолжаются. Взрыв в Карелии потряс власть, как гром среди ясного неба. Казалось, что народ пребывает в полной апатии и согласен на любое измывательство и грабеж. Как выясняется — нет. Поэтому власть и ее идеологический аппарат стремятся повернуть дело так, чтобы обществу стало «совестно» за то, что «натворили» в Кондопоге. А то вдруг неразумный народ решит повторить то же самое в масштабах всей страны?
Ведь сходные проблемы в отношениях с «пришлыми» испытывают сотни больших и малых российских городов. Да и страна в целом ощущает неестественность положения, когда самый крупный, государствообразующий русский народ оказался непропорционально слабо представлен в верхних эшелонах политической и особенно экономической власти. Именно эти подспудно кипящие настроения (а не судьба нескольких десятков кавказцев, вынужденных покинуть Кондопогу) волнуют верхушку РФ.
Оправившись от потрясения, власть начала размышлять над тем, как объяснить эти события (да так, чтобы народу было неповадно брать их за образец) и как использовать их в свою пользу. Несколько дней назад по одному из телеканалов показали фильм о Кондопоге. Очень примечательный фильм, который отчетливо говорит о настроениях «наверху».
На первое место в нем выдвигают две версии: криминальные разборки и действия подстрекателей извне. То есть народ как бы ни при чем. Его использовали злые люди — преступные авторитеты или политические провокаторы. Говорили о каких-то листовках тиражом в десятки тысяч экземпляров. Говорили о неких призывах в Интернете, об СМС-сообщениях по мобильным телефонам. Те, кто раскручивал «интернет-СМС-версию», вероятно, слабо представляют себе атмосферу маленького райцентра. Я прожил в таком городе 10 лет и прекрасно знаю, как быстро (гораздо быстрее всякого Интернета) в них распространяются сообщения о местных событиях. И для того чтобы разом поднялся 35-тысячный город, нужно нечто большее, чем интриги «авторитетов» или СМС-сообщения провокаторов.
Сущностную, классовую суть событий власть и ее идеологическая обслуга всячески скрывают. Пожалуй, только глава Карелии С.Катанандов пытался говорить о «несправедливости» как о причине вспышки волнений. Но и он по понятным причинам ограничен в возможности выявить суть конфликта — столкновение трудящегося народа с мелкой торговой буржуазией (с владельцами ресторана «Чайка» и палаток на рынках).
Противоречия между мелкой буржуазией и людьми наемного труда существуют всегда. Но они обычно находятся в тлеющем состоянии. В данном же случае «чужеродный» характер мелкой буржуазии, которая начала закручивать гайки на населении города, послужил детонатором взрыва. Как сказал один из участников событий, «они хотели поставить себя». Но утверждала чеченская молодежь себя не в национально-культурном плане, а в праве на все большую долю в доходах горожан. Проще говоря, в праве грабить их. То есть противоречие имело прежде всего социально-экономическую подоплеку, и конфликт имел вполне классовый характер, внешне сильно окрашенный в национальные цвета.
Отсюда становится понятной и крайне нервная реакция правящей группировки и подконтрольных им СМИ. Ведь и по России в целом (прежде всего в Москве) происходит то же самое. Власть смыкается с группировками национальных меньшинств, и они начинают совместно грабить местное население. Человеку, в общем-то, безразлично, какой бандит — русский или нерусский — вынимает у него деньги из кармана. Факт грабежа унизителен сам по себе. Однако, когда к разбою добавляется еще и национальное унижение, грабеж становится нестерпимым. Именно такое сочетание послужило детонатором взрыва в Кондопоге.
Правящая верхушка, в которой доля национальных меньшинств непропорционально велика (достаточно почитать списки наиболее богатых и влиятельных людей России), понимает это и боится последствий. Отсюда и усилившиеся обвинения русских в «фашизме», «ксенофобии» «нетерпимости». Отсюда стремление осудить Копцова не просто за поножовщину в синагоге, а за «разжигание национальной розни». Копцову добавили за это еще три года: дабы другим было неповадно.
Но вот еще что обращает на себя внимание в упомянутом телефильме о Кондопоге: скрытая русофобия. Авторы упирали все больше на горькую судьбу чеченцев, бежавших из города. Однако в горькую судьбу мало верилось, когда нам показывали обстановку очень неплохого дома отдыха, где местный чеченский олигарх разместил беженцев. Однако главное не в этом. Никто в эти дни не вспомнил о жуткой судьбе русского населения Чечни после 1991 года.
Там ведь жили сотни тысяч русских. И они не были приезжими. Грозный был преимущественно русским городом. То есть у людей были дома, квартиры, машины, дачи, обстановка и многое другое, что накапливается десятилетиями. Все это добро триста тысяч русских были вынуждены бросить в разгуле бандитизма, на который власть в Москве смотрела абсолютно равнодушно. Людей не просто выгнали. Около пяти тысяч мужчин и женщин, детей и стариков были замучены, изнасилованы, расстреляны. Зверски, садистски. Про это никто ныне не хочет вспоминать.
И это не просто дело прошлого. Это тенденция. Вот смотрите. Во всех отчетах о событиях в Карелии мельком, как бы нехотя, упоминается, что в основе конфликта лежало дикое избиение чеченцами невинных людей: двое были убиты и семеро изувечены. Если в Москве бьют кого-то из приезжих, то его личность и страдания обрисовываются самым душераздирающим образом: кто они, откуда, как себя чувствуют. Тут же — отношение такое, будто убили двух комаров. Подумаешь, зарезали еще двух русских... Такое отношение — чистейшей воды русофобия. Вот где истинный источник «разжигания национальной розни».
Теперь о том, как события в Карелии пытаются использовать в долгосрочных целях. В этом смысле телефильм тоже был весьма примечательным. На первый план в нем выдвинут некто Беляев — лидер Движения против незаконной иммиграции (ДПНИ). Все подавалось под таким углом, будто приехал Беляев в Карелию, выступил на митинге, и начавшие было утихать страсти вновь разгорелись. Эту версию усиленно продвигал тележурналист, эту же версию за ним послушно повторял милицейский генерал. Мол, если бы не провокаторы в лице Беляева, то ничего бы вообще не было.
То есть народ — быдло. Если и поднимается, то только по злому умыслу преступных главарей да политических провокаторов. А так, дескать, наш народ тихий и послушный. На нем воду можно возить бесплатно и бесконечно.
Версия о ведущей роли Беляева в событиях в Кондопоге явно притянута за уши. Но она имеет опасный характер. Власть явно пытается создать миф о Беляеве и его ДПНИ как о главном «защитнике русского народа». Несколько дней назад в Москве ДПНИ проводило акцию в защиту студентов, притесняемых приезжими. Опять столкновения с милицией, опять Беляев. Может, он и вправду крутой, самоотверженный патриот?
Но в том же телефильме вскользь сообщают некоторые детали его биографии. Оказывается, он от рождения не Беляев, а Поткин (зачем нужно было менять фамилию?). Но главное не в этом. Самое интересное в его биографии то, что он выпускник Российского государственного гуманитарного университета. Если кто не помнит, РГГУ — это бывший Историко-архивный институт, который возглавлял Юрий Афанасьев, один из главных разрушителей Советского Союза. За годы его ректорства РГГУ отнюдь не стал гнездом патриотизма.
И вот питомец такого «элитного» вуза оказался в первых рядах защитников угнетенных и обиженных. Верится с трудом. Более того, возникает ощущение запрограммированности. Скорее всего, готовится смена для Жириновского. Этот политический демагог 15 лет с блеском исполнял роль «мы за бедных, мы за русских». Но он уже износился. Жириновскому 60 лет. Еще одни выборы он проведет. ЛДПР при активной поддержке власти что-то в очередной раз получит. А что дальше? Вот Беляев-Поткин и раскручивается, по-видимому, на роль сменщика Жириновского. Он и сам в телефильме признается в близости к ЛДПР.
Что в сухом остатке? В дни после народного восстания в Кондопоге мы много услышали речей о причинах произошедшего. Но мы не услышали от власти, собирается ли она устранить глубинные социальные корни взрыва. В том числе и смычку местной власти с преступными элементами из числа национальных меньшинств. Явно не собирается. Ведь в масштабах всей России происходит то же самое — смычка центральной власти с олигархами из числа национальных меньшинств. Власть стремится закрепить такое положение. Одновременно перекрываются легальные каналы выражения недовольства подавляющего большинства народа. Не получится ли так, что разрешение этого противоречия сможет произойти только по образцу Кондопоги?