"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 111 (12884), суббота, 23 сентября 2006 г.

 

СДЕЛКА С СОВЕСТЬЮ К ДОБРУ НЕ ВЕДЕТ

Убеждает нас новый спектакль «Женитьба Белугина», поставленный народной артисткой СССР Татьяной Дорониной

Свой новый сезон МХАТ им. М.Горького открыл премьерой. Для продолжения большого разговора со зрителем, который из спектакля в спектакль ведет этот театр, его художественный руководитель остановилась на пьесе, написанной А.Н.Островским в соавторстве с Н.Я.Соловьевым 125 лет назад. Но минувший век да еще с четвертью ничего тут не состарил. Актуальная классика! И Татьяна Васильевна Доронина с ее удивительным чутьем к тому, что происходит вокруг, и болью за то, что происходит, нашла в давней пьесе живой отзвук проблем злободневнейших.
Истина, которую я вынес в заголовок моих заметок, может быть воспринята как прописная. В самом деле, кому не известно, что жить надо по совести? Только вот не живут. А великие заповеди Святой книги, о которых Т.В.Доронина, человек глубоко верующий, не устает напоминать, в нынешнем нашем обществе быстрее провозглашаются, нежели осуществляются. Собственно, и устраивалось-то изначально общество это словно на согласии с рекомендациями некоего Агишина из представленной нам классической пьесы — «личности поизносившейся, но еще интересной; по костюму и манерам — джентльмена».
Можете увидеть в этом образе любого из широко известных соблазнителей времен обманной «перестройки», как раз и уверявших ловко, что надо нам отринуть наконец «развитие возвышенных чувств в ущерб рассудку, страстные порывы к идеальному», а «брать от жизни все, что она может дать». Казалось, остается лишь понять и принять, «как дорога, при полном довольстве, полная свобода и независимость». Или, говоря словами «главного перестройщика», должно быть разрешено все, что не запрещено законом. И придет счастье.
Но не пришло... А ведь вот и в этой пьесе, которую вы можете увидеть теперь на сцене МХАТа, разве же предложенная Агишиным любящей его Елене «маленькая сделка со своей совестью» где-нибудь предусмотрена в писанном юристами законе и разве напрямую законом запрещена? В том-то и дело, что нет. Ничего не скажешь, хитро идут к своей цели искатели удовольствий, призывающие только «отказаться от идеальных взглядов и полегче глядеть на разные долги и обязанности». Они, обязанности, бывают не только законоположенные, но и нравственные. И вот нравственность, которая основана вся на такой сугубо «идеальной» субстанции, как совесть, фактически отменяется!
Да не отменяется ли вместе и многое другое? Например, любовь. Она ведь тоже из сферы «идеального». И когда тот же извивающийся Агишин, которого в доронинском спектакле острыми, почти шаржированными, но все-таки достоверными и вполне узнаваемыми штрихами рисует заслуженный артист России Максим Дахненко, сперва осторожно, а потом все с большим напором, взахлеб произносит свои циничные проповеди, болтая одновременно какие-то дежурные «красивости» про любовь, только влюбленное создание вроде Елены может не услышать вопиющего цинизма и отсутствия любви.
Заслуженная артистка России Елена Катышева все это хорошо передает — первая половина спектакля у нее вообще, по-моему, более удачна. Однако роль ее трудная, едва ли не самая трудная в пьесе, ибо надо постепенно прийти от равнодушия и чуть ли не презрения к главному герою до признания его достоинств и любви. Думается, психологически самими авторами пьесы это не до конца прописано, что-то зрителю приходится воспринимать здесь как данность. И если говорить о пожеланиях авторам спектакля, особенно исполнительнице роли, так это дальнейшего поиска в направлении большей убедительности серьезного психологического перехода.
Ну и самая несомненная удача и режиссера, и актера — главный герой Андрей Белугин. За работой талантливого Андрея Чубченко, ныне заслуженного артиста России, я с интересом слежу от начала его пути на мхатовской сцене. Конечно, руководитель театра не только увидела актерский талант, но и дала максимальную возможность всесторонне ему раскрыться. За плечами молодого артиста уже целый ряд больших и разных работ. Важно при этом, что дело не сводится к простой эксплуатации великолепных внешних данных. Важно, что он и сам (далеко не всегда такое бывает!) внешними своими данными не упивается, а настроен, как видно по всему, на глубину в постижении характеров, с которыми сводит его актерская судьба.
В новом спектакле, не повторяя себя, он создает характер самобытный, сильный и цельный. Впрочем, в силе-то его поначалу Елена и сомневается, а Белугин признает потом, что перед ней «мокрой курицей был, потому — очень обожал!» И это обожание, то есть всепоглощающую любовь, которая и тогда, и уж тем более нынче, великая редкость, А.Чубченко в своем герое умеет очень искренне выразить — трепетно, нежно и страстно.
На слове «искренне» делаю ударение. Искренность в нынешнее время дорогого стоит. У меня даже такое впечатление, что не будь в личности актера чего-то схожего с замечательным по неподдельной подлинности чувств Андреем Белугиным, не удалось бы ему этот образ столь органично воплотить.
Сложных моментов по ходу действия выпадает ведь немало. Именно для искренности представляющих сложное испытание. Хотя бы в сцене объяснения со своей первой любовью Таней (актриса Арина Алексеева), когда ему, человеку природно деликатному и чуткому, буквально по живому приходится рвать. Здесь легко соскользнуть на фальшивую сентиментальность, однако сцена проходит с истинным драматизмом и целомудренностью. А вершиной эмоционального драматичного напряжения, бурным взрывом чувств и в то же время катарсисом души становится решающее объяснение с Еленой: «чтобы каждому по своей дороге, чтоб друг другу не мешать!» Тут поверишь, что даже такая женщина в ответ заплакать может, прося, чтобы только он не плакал...
Поделюсь следующим соображением. Вот недавно Чубченко выпало сняться в современном сериале, где, как положено, были хитроумные интриги, погони, кровь. Но каким-то творческим шагом вперед для актера это заведомо стать не могло. А «Женитьба Белугина» стала. Убежденно говорю, что работа здесь — новая ступень его актерского роста, чему можно порадоваться от души.
Да оно и понятно: какой интересный драматургический материал, какой режиссер... В слове и действии, предложенных Александром Николаевичем Островским, не в первый уже раз находит Татьяна Доронина великолепные возможности для реализации многообразных актерских дарований своей труппы, для создания на сцене атмосферы жизненной правды и психологической достоверности. Вот и в этом спектакле, благодаря совместной работе, сотворчеству режиссера и актеров, не только центральная линия получилась живая и напряженная, но и второй план, «родительский», не сводится лишь к фону. Свой внутренний конфликт возникает между стариками Белугиными, живущими по старозаветным канонам, и матерью Елены с остатками аристократической спеси, материально ничем, увы, не подкрепленной.
Хороши сдержанные словесные пикировки Гаврилы Пантелеича в сочном исполнении народного артиста России Геннадия Кочкожарова с Ниной Александровной, чью суетливость и показное радушие заслуженная артистка России Лидия Матасова играет тоже в достойном комедийном ключе. Островский и Соловьев обозначили свой жанр все-таки как комедию, и в этих сценах торжествует комедийное начало.
А народная артистка России Любовь Стриженова в роли Настасьи Петровны сумела сквозь смех пролить и слезы материнские. У нее мать Андрея Белугина, при всей ее трогательной застенчивости, настолько горячо заботлива, готова грудью встать за сына, что его характер тоже понятнее становится. Психологическая тонкость и мастерство актрисы в единстве дают замечательный результат.
У постановщика в этой работе есть еще два блистательных соратника — художник, заслуженный деятель искусств России и Таджикистана Владимир Серебровский и композитор Валерий Соколов. Изобразительный и музыкальный образ спектакля — целостный, несущий очень верное настроение, — погружает в атмосферу Островского с самого начала и держит в ней до последней сцены. Отмечу также художника по костюмам Константина Шамрина. Посланец Малого театра, он отлично поработал вместе со своими собратьями.
Делегация из Малого, прибывшая во МХАТ на премьеру, профессионально высоко оценила новую постановку Татьяны Дорониной. А уж Дом Островского толк в Островском знает.

Виктор КОЖЕМЯКО.



В оглавление номера