Последние годы дебаты на Генеральной Ассамблее ООН откровенно скучны. Ораторы говорят чрезвычайно обтекаемыми фразами. Задача — показать модную «озабоченность мировыми проблемами» (голод, нищета, болезни), но никак не обидеть виновников этих проблем — США и их союзников.
Во времена СССР в ООН было гораздо интереснее. Там сталкивались мощные силы, причем Советский Союз был фактически лидером не только социалистического лагеря, но и всего третьего мира. Но после 1991 года лишь абсолютно бесстрашные кубинцы позволяли себе называть вещи своими именами.
В последние год-два ситуация, однако, начала меняться. В прошлом году А.Лукашенко не только не побоялся явиться в логово своих ненавистников, но и закатил яркую антиимпериалистическую речь, вызвавшую полное одобрение мирового сообщества. В этом году на Генассамблее блистали и произносили «крамольные» речи две новых политических звезды — президенты Ирана и Венесуэлы Ахмадинежад и Уго Чавес. Была, правда, и еще одна «звезда». Вернее, «черная дыра», задерживающая свет, искривляющая пространство и тормозящая время. Речь, разумеется, идет о Д.Буше.
Буш и Ахмадинежад выступали перед Генассамблеей ООН в один день. Но, как выразилась газета «Берлинер Цайтунг», «их речи разделяют не семь часов — между ними миры». Их выступления рассматривались как главная интрига нынешней Генассамблеи: Буш против Ахмадинежада. США против Ирана. Сверхдержава против нефтяной державы. Как отмечает газета, «Джордж Буш кивал, смеялся, хлопал по плечам, был нарочито жизнерадостным, как хозяин, и уверенным, как фаворит».
Семь часов спустя (так, чтобы он ни в коем случае не пересекся с Бушем) на сцене появился президент Ирана, приветливо улыбаясь и кланяясь во все стороны. В светлом спортивном пиджаке, без галстука Ахмадинежад выглядел подчеркнуто моложаво. Страстно жестикулируя, он обрушился на США и Великобританию, упрекая их в лицемерии.
Ахмадинежад напомнил, что Иран — член МАГАТЭ и привержен Договору о нераспространении ядерного оружия. «Почему же тогда возникают возражения против наших законных прав? И кто возражает против них — те государства, которые сами широко пользуются благами ядерной энергетики. У некоторых же из них имеется мрачный опыт применения ядерного оружия против человечества», — сказал президент Ирана. По мнению политических наблюдателей, дуэль с Бушем выиграл Ахмадинежад.
Но главной сенсацией оказалось выступление президента Венесуэлы Уго Чавеса. Обвинив США в «эксплуатации, разграблении и владычестве над людьми всего мира», венесуэльский лидер призвал «народ США и людей всего мира избавиться от этой угрозы, которая, как меч, висит над нашими головами». Американский империализм, подчеркнул он, «представляет собой угрозу для выживания человечества».
Кстати, во время своей речи Чавес держал в руках книгу известнейшего американского левого ученого Ноама Хомски «Гегемония или выживание: Америка стремится к мировому господству». С трибуны ООН Чавес рекомендовал эту работу в качестве настольной книги как участникам Генассамблеи, так и всем американцам. «Граждане США обязаны прочесть это вместо того, чтобы следить за приключениями киносуперменов», — заявил он репортерам позднее. И что вы думаете! Через пару часов книга Хомски, вышедшая в 2003 году, взлетела в десятку бестселлеров ряда «книжных» интернет-сайтов. Издательство Metropolitan Books немедленно приняло решение о публикации 25000 экземпляров книги дополнительно.
Но не критика США и реклама книги Н.Хомски оказались самыми захватывающими в его речи. Чавес, привыкший говорить то, что думает, нашел весьма необычную характеристику Д.Буша. Сначала Чавес потряс участников заседания, сказав, что «вчера дьявол приходил сюда». «Прямо сюда, — добавил он. — Он был здесь, на этой трибуне, и стол, напротив которого я стою, до сих пор пахнет серой». Затем Чавес перекрестился, поднял глаза вверх, сложил руки перед грудью, как бы произнося молитву, и продолжил: «Вчера, дамы и господа, с этой трибуны президент США, господин, которого я называю дьяволом, говорил так, будто владеет миром».
Чавес назвал Буша «лжецом» и «тираном», которого должен судить международный трибунал за вторжение в Ирак. По его мнению, Буш поддерживает терроризм, а его речь в ООН может служить поводом для обращения к психиатру. Ошарашенная Кондолиза Райс отказалась комментировать высказывания Чавеса, на месте делегации США в зале Генассамблеи сидел один задумчивый мелкий клерк, а подавляющее большинство делегатов с увлечением аплодировали речи Чавеса.
Ну и уж совсем «оттянулся» Уго Чавес во время посещения черного района Гарлем в Нью-Йорке. Выступая в одной из церквей (они там весьма политизированные), Чавес высказался так: «Как вы его зовете? Ковбой? Джон Уэйн? Да на самом деле он алкоголик. Ваш президент — алкоголик!!! К тому же он еще и больной».
Надо сказать, что в США ждали приезда Чавеса с чувством обреченности. За неделю до начала Генассамблеи пошли разговоры, что ему не дадут визу для поездки в Нью-Йорк. Потом американцы отработали назад. Чавес приехал. Опасения подтвердились...
Ныне те, кто мечтал, что с разрушением СССР яркие антиимпериалистические речи навсегда уйдут в прошлое (один чудак по имени не то Хакамада, не то Фукуяма даже объявил «конец истории»), испытывают неприятное удивление. На мировой сцене вдруг появились мощные, пользующиеся всеобщей симпатией политики. Они возглавляют относительно небольшие страны. Они не из числа промышленных гигантов. Это сырьевые страны. Но у них есть национальная воля и есть лидеры, которые эту волю смело выражают. И никакая Америка со всеми своими безумными запасами оружия, легальными спецслужбами и нелегальными террористическими «спецслужбами» ничего не может поделать.
Оказывается, все, что нужно, — это правое дело и политическая воля, чтобы это дело защищать. Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что и Россия с ее ядерным потенциалом и огромными ресурсами вполне могла бы оказаться в компании стран, которые могут позволить себе твердо защищать свои интересы? Да, но не при нынешней «элите». У нее счета в западных банках. А у Кастро, Чавеса, Ахмадинежада и Лукашенко этих счетов нет...