Виктор Боков, народный поэт России, празднует в этом сентябре свой девяносто второй день рождения!
Именинника нет нужды представлять читателям: он автор нескольких десятков книг, на его стихи написано множество песен, любимых народом: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет молодой моряк», «Гармошечка-говорушечка», «Ой, завьюжила, запорошила»…
Живу крылато, родниково,
Не отвожу от жизни глаз.
Ищу единственное слово,
Чтоб выразить себя и вас!
Так говорит поэт Боков со страниц своих лирических сборников.
Виктор Боков — человек с богатой и непростой судьбой, разделивший и тяготы, и победы нескольких народных поколений в ХХ веке: он и крестьянин подмосковного села Язвицы, и студент предвоенного Литературного института в Москве, и солдат Великой Отечественной, и заключенный далекого сибирского лагеря, по навету проведший в неволе долгие пять лет… Он и песенник, и артист, и весельчак, и поэт. Поэт, в честь которого в родном селе Язвицы, близ Сергиева Посада, ежегодно проводится фестиваль поэзии «Любовь моя, Россия!».
Тема любви к Родине, к трудовой, народной России — главная тема поэзии Виктора Бокова. Об этом газета «Советская Россия» публиковала статью «Боковский окоем» в прошлом сентябре. Но только темой патриотизма поэзия Бокова не исчерпывается: поэт такого уровня поистине откликается на весь радужный спектр народной жизни, на все грани мирочувствования и мироустройства — на весь «умострой» народной души.
Верится, что такой поэт может найти «единственное слово», способное выразить и «нас», народ России, и «себя» — поэта, живущего жизнью народа. Думается, такое слово Виктор Боков уже нашел. Такое слово, корневая тема творчества, есть у каждого подлинного поэта. Нам самим надо лишь поискать, вчитаться, вдуматься…
«Поэзия моя — поток любви», — признается Виктор Боков:
Поэзия моя проста,
как хлеб с водой,
Как самые привычные понятья.
Я человек немолодой,
Играть словами не мое занятье.
Какие одолел я рубежи!
Как ни бодрюсь, а сила убывает.
Но человек,
как тонкий колос ржи,
Для блага всех свой колос
наливает.
Простите мне мой вздох,
мою слезу,
Порой и грусть поэта
вдохновляет.
Я все еще иду, вперед гляжу,
И мой народ
меня благословляет!
«Порой и грусть поэта вдохновляет…» Но мы заметим, — что чаще вдохновляет Виктора Бокова на творчество не грусть, а радость. Да он и сам призывает радость в народные ряды своим творчеством!
«Жизнь — радость моя». Так называется самый представительный, на 700 страниц, однотомник Бокова, вышедший в издательстве «Эллис-Лак» в 1998 году. Мы не ошибемся, если отнесем этот оптимистический девиз ко всему творчеству поэта.
Радоваться жизни — вот боковский завет, данный посредством стихотворных строк миллионам россиян. Жизнь — это радость, моя жизнь — это радость, радость — это жизнь, — говорит поэт в каждой своей книге и призывает весь люд разделить это чувство, и учит применять славный девиз каждого к собственной жизни и судьбе.
Будь моим поводырем,
Ярославская дорога!
Стану я богатырем
Богатырского народа…
Балалаечка, трень-брень,
Дай тебя я поцелую,
Дай мне шапку набекрень,
Дай мне песню плясовую.
А дорога далека,
А душа простора просит,
И не знают облака,
Где меня на землю сбросить!
Позвольте, скажет иной читатель, но ведь чуть не ежедневно кричат нам СМИ, что русский народ вымирает, сокращается, вырождается, пребывает в унынии, скатывается в пропасть… Там — бомжи, тут — алкоголики, здесь — распущенные или озлобленные, одержимые ксенофобией или другой какой нетерпимостью люди…
Боков требует выслушать его и вдуматься в его жизненную позицию — выстраданную и неизменную:
Мое сибирское сиденье
Не совершило убиенья
Моей души, моих стихов.
За проволокой месяц ясный
Не говорил мне:
«Ты несчастный!»
Он говорил мне: «Будь здоров!»
Эта позиция на подвела поэта ни в тяготы военного лихолетья, ни в горьких тюремных застенках, ни в трудное и скудное время, какое нет-нет да и выпадет на народную долю.
Уметь радоваться — это искусство, это жизненно важное искусство. И этому искусству поэт стремится научить народ. Вот строки из стихотворения с символическим названием «Путь в поэзию»:
Муза на голос мне кричала:
«Не роняй головы, не печалуй,
Видишь, солнышко за окном.
Прилетят к нам
сестрицы-синицы,
Мы старинные эти темницы
По кирпичику разберем!»
Индийский поэт и философ Рабиндранат Тагор писал: «Главное, чему учит человека жизнь, это не тому, что в мире существует страдание, а тому, что от него самого зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость».
Этот главный жизненный вывод Виктор Боков внушает своим читателям. Да и как иначе, ведь само имя «Виктор» значит «победитель»! Победить обстоятельства нелегкой, несладкой жизни, обратить их на благо не только себе, но и своей стране — этому у Бокова следует поучиться:
Жизнь моя —
это беды провальные,
Никаких поощрений и льгот,
Непрерывное пирование,
Пьяный крик неудач и невзгод.
…Ребра ломаны, руки кручены,
В синих ссадинах голова.
Губы длительным горем
научены
По-пустому не тратить слова.
Ночевал на стогах, на вокзалах,
У гадючьего спал гнезда.
Нежно, нежно меня лобзала
Постоянный мой спутник —
нужда.
И однако я пел Россию,
Был готов ей во всем помогать.
Если рухну и руки раскину,
Я не буду ее ругать!
Виктор Боков живет так, чтобы превращать свою жизнь, свое творчество в радость для себя и для окружающих. Мне вспоминается один давнишний пример — настолько давнишний, что не припомню, о ком эта история. Суть ее в том, что главу одной супружеской пары спросили, чем он руководствовался, выбирая себе в юности спутницу жизни. На долю этих людей — пожилых уже мужа и жены — выпало столько невзгод и лишений (нищета, годы оккупации, недуги, потери детей), что мудрено было через все испытания пронести нежную и трепетную любовь друг к другу. И тем не менее… На расспросы журналистов глава той семьи ответил так: «Я, выбирая себе жену, представил, что в одно утро мы проснемся без куска хлеба, или, может, с одним кусочком хлеба. Сможем ли мы счастливо улыбнуться друг другу? Я искал женщину, с которой даже в такое утро мы будем смотреть друг на друга с радостью и найдем, о чем поговорить!»
Спросим поэта: удалось ли ему встретить такую женщину, любовь, музу? «Да!» — ответят нам его книги. Одну из них он даже назвал именем жены: «Алевтина». И в книге «Жизнь — радость моя» раздел, названный автором «Алевтина», занимает более сотни страниц! Потому что всегда рядом с мужем Алевтина — радость и счастье:
Сколько раз на земле
повторялись
Поцелуи, улыбки, цветы…
Как я счастлив,
что не потерялась
В человечестве именно ты!
Радость входит с утренними лучами солнца в каждый день поэта, радость превращается в строки стихов и дарит читателям добрую, солнечную энергию:
В березовом лесу,
как в чистой горенке,
Поет ручей, похитив голос
горлинки.
От радости и ты, мой друг, поешь
И мне в ладонях воду подаешь!
Радость как некое магнитное поле, что окружает поэта. Неслучайно именно Боков создал песню, ставшую подлинно народной, — «Оренбургский пуховый платок»:
В этот вьюжный неласковый
вечер,
Когда снежная мгла
вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок…
Теплота, добро будто явственно исходят от этих слов…
Но где взять тот оренбургский платок, ту сказочную плетенку-паутинку, что обнимет и согреет весь народ, что обоймет всю Россию за плечи и скажет ей охранное слово: «Береги себя»? Платка такого нет ни в Оренбурге, ни в Торжке, ни в Городце, ни в Павловском Посаде…
Но есть слово поэта о радости, и радость может сплотить, объединить, согреть, сберечь народ.
Как хорошо нам вместе!
Как счастлив я, как рад!
Как стройно наши песни
В два голоса звучат!
Как важно и для одного человека, и для целого народа, чтобы кто-то сказал такие сокровенные слова! И Виктор Боков, как электростанция, дающая свет и тепло, работает, трудится, пишет о радости и верит, что слово его будет воспринято.
Именно сейчас слово о радости необходимо народу. Да, нужен и подсчет потерь за годы перестройки. Да, он необходим, — но он не должен повергать в уныние, не должен порождать социальную апатию. Не бесконечный пересчет, а стратегический расчет на будущее нужен тем, кто собирается побеждать.
Воспитание позитивного отношения к жизни поистине стратегическая задача. Вспомним, что были времена, когда эпидемии выкашивали страшной косой целые уезды, пышные букеты деревень. Но Русь выстаивала, выживала, перекрывала потери, ибо умела и трудиться, и радоваться, и сотрудничать, и соратничать, и сопереживать. Виктор Боков знает условие, при котором Русь непобедима:
Только б суровые, честные лица:
Только бы труженики — не жулье!
Только б готовые поделиться
Хлебом и радостью люди ее!
Поэт говорит нам о России, вспоминая «суровые, честные лица» тех, кто трудится на благо страны. Как тут не вспомнить парадоксальное на первый взгляд высказывание Сенеки: «Настоящая радость сурова». Суровы трудовые будни, но ведут они к радости, общему благу, к процветанию семьи, трудовой общины, Родины. Общим трудом были связаны люди издревле — но также и общей радостью, общими праздниками крестьянского календаря.
Сельские свадьбы нам были
Самый большой театр.
Как мы смотреть любили.
Радовались: ты и я!
Где теперь наши хороводы — земные солнечные круги, где объединяющие Русь пляски и песни? Виктор Федорович Боков, воспитанный в крестьянской культуре соратничества и сорадости, возвращает нам ее основы, связывает разорванное, восстанавливает потерянное:
Эти скирды и эти суслоны,
Эти пашни и эти луга,
Эти вечные наши основы,
Что возникли под песни труда!
И если сберегут это люди — а люди, по Бокову, не что иное, как «надежда, энергия буден», — то вечно будет жива Россия.
Боков знает, что залог спасения России — в радости, той самой, тревожной и заботливой, объединяющей людей в народ и дающей общую силу. Именно в радости, по Бокову, загадка русского духа.
Если бы мы взяли на себя труд исследовать сущность радости, то убедились бы, что суть ее светоносна и духовна, что радость сопряжена с такими вещами, как сила духа, жизнестойкость, долгожительство. Истинная радость сопряжена с добром, с благом, сотворенным для других.
«Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется», — говорил в свое время Р.Тагор. Радуется ли человек благу ближнего, процветанию родной страны или радуется лишнему барышу в кармане да унижению трудового народа? Вот если бы с таким критерием подошли мы к оценке некоторых деятелей современной политики! Яснее и нагляднее видно было бы, кто есть кто. Умение ясно видеть сущность радости многое показало бы нам в новом свете…
Прежде всего радость человека рассказала бы нам о его духовности. «Существенная форма духа — это радостность, свет», — считал Карл Маркс.
Об этом знали и в древности. «Дух силен радостью», — утверждал Лукреций, римский философ, автор трактата «О природе вещей».
Не зря же святой Серафим Саровский обращался ко всем пришедшим к нему с единым для всех приветствием: «Радость моя!»
Вдумаемся, насколько это неслучайно.
У знатока человеческих душ Ф.М.Достоевского понятие радости сопряжено с понятием рая. В романе «Братья Карамазовы» есть рассказ о брате старца Зосимы, говорившем: «А жизнь-то, жизнь-то веселая, радостная! Жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать, завтра же и стал бы на всем свете рай... Жизнь есть рай… Рай в каждом из нас затаен, вот он теперь и во мне кроется, и захочу, завтра же настанет он для меня в самом деле и уже на всю мою жизнь», — провозглашал писатель устами своего героя.
Сходное мнение высказывал и Лев Толстой: «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью… Истинно мудрый человек всегда весел… Главное средство жить радостно — это верить, что жизнь дана на радость. Если радость кончается, ищи, в чем ты ошибся», — писал Толстой в удивительной философской книге «Круг чтения».
Не ошибка ли, что мы редко смотрим в книги таких певцов русского духа, как Боков. Редко слушаем боковские напутствия:
Не унывай, моя Россия!
Неси уверенность в шагах.
Глядят твои глаза большие,
И твердость есть в твоих ногах!
«Жизнью запасаться впрок», «Если крылья сложить — к ста годам по малости», — этому нас учат строки поэта. Учат успевать заметить поутру, что «на траве повсюду россыпи с крупной радостью росинок». Учат любить жизнь и радоваться себе и жизни. Учат внести радость жизни в культуру повседневности. Учат радостному труду — такому труду, когда «И нет унынья и тоски, / И отдых сладок, жизнь мила!»
Философия радости — одна из ключевых тем поэта Виктора Бокова. Виктор Федорович просто и мудро говорит о том, как глубинно и тайно взаимосвязаны жизнь и радость:
Жизнь никогда не опостылит
Тому, кто смысл ее открыл.
Нет, поэт не открещивается от современных реалий быта и бытия, для будущих поколений оставляя приметы времени на страницах такой значимой книги, как «Жизнь — радость моя»: «А кругом идет Война. Кто затеял? Чья вина?» — спрашивает он, датируя эту страницу 1997 годом. Поэт не закрывает глаза на историческую трагедию народа (не зря же слово «война» написано им с заглавной буквы), но как подлинный поэт, как вождь, он учит народ творчески преодолевать любые трудности.