ЭТУ СТАТЬЮ я пишу как человек, решивший стать школьным преподавателем математики. Выбор в пользу школы я сделал семь лет назад (в пятом классе). С тех пор стал подыскивать всякие необычные задачи; занимаясь по различным учебникам, думал, что и как применить в будущей работе. На сегодняшний день у меня накопилось очень много хороших книжек, задач, пособий. Однако постепенно я понял, что всего этого недостаточно для того, чтобы стать хорошим учителем. Обучение в школе не сводится только к занятиям математикой, русским языком, физикой, химией, географией и другими предметами. В первую очередь задача школы — вырастить полноценных граждан своей Родины. И поэтому патриотическое воспитание учащихся — одна из основных обязанностей педагога. Для меня это аксиома. С теми, кто ее не принимает, даже спорить нет смысла.
Роль школы в патриотическом воспитании молодежи особенно возросла в последнее время, когда государство перестало заботиться о нравственном состоянии подрастающего поколения. Сегодня на экран практически не попадают новые качественные фильмы, музеи влачат нищенское существование, не имея возможности не только пополнять коллекции, но даже заботиться об имеющемся фонде. Художественные руководители театров порой вынуждены ставить прибыльные низкопробные спектакли, чтобы как-то свести концы с концами. Культура, испокон веков находившаяся на государственном обеспечении, сегодня предоставлена сама себе. Зато бездарным актерам дана полная возможность забивать теле- и радиоэфир порнографией, насилием, пошленькими ток-шоу и т.п. Да и как можно требовать от власти заботы о культуре, когда сама эта власть нередко представлена людьми и непорядочными, и бескультурными, сделавшими карьеру на развале великой державы?! Государству вовсе не нужно, чтобы ребята знали правду о родной истории и культуре. Ведь простое сравнение прошлого и нынешнего явно не в пользу современности.
Возникает вопрос: может ли школа противостоять гигантской пропаганде пошлости и длинного рубля, которая валится на голову ребят отовсюду? Отвечаю: может! Может, как бы это ни казалось странным.
Конечно, не стоит думать, что школа может оградить детей от всей грязи, с которой так или иначе ребята сталкиваются повсюду. Как бы учитель ни увлекал детей, они не перестанут видеть окружающую действительность. Школа не может оградить учеников от мира, каким бы плохим он ни был. Впрочем, этого и не нужно. Задача школы — прививая подлинные ценности, добиться того, чтобы «прелести» пошлости и насилия, которые активно пропагандируются нынешней системой, стали для молодежи антиидеалом.
Но как же все-таки это сделать? Многие ветераны, посмотрев на сегодняшних подростков, не знающих порой, когда была Великая Отечественная война, уже не верят, что из таких Иванов, не помнящих родства, можно вырастить достойных людей. Не буду упрекать ветеранов, но хотелось бы спросить: а откуда дети, которым никто никогда не рассказывал ни о войне, ни об индустриализации, ни вообще об истории Советского государства, должны усваивать даже очевидные для нас вещи?!
Не стоит мазать все подрастающее поколение черной краской. Конечно, дети высших чиновников, бизнесменов, которым с рождения ни в чем не отказывали, вряд ли повернутся против своих родителей. Однако таких незначительное меньшинство. В большинстве своем сегодняшние подростки — это дети честных тружеников, которые в результате перестройки остались у разбитого корыта. Сегодня, чтобы хоть как-то прокормить семью, они вынуждены с утра до ночи работать, и на воспитание детей времени почти не остается. Именно этих детей школа обязана воспитать в духе коллективизма и патриотизма.
НА МОЙ ВЗГЛЯД, учитель, противостоящий вселенской пропаганде насилия и пошлости, должен решить две основные проблемы, которые так или иначе свойственны каждой современной школе.
Завидуя в душе «золотой молодежи», ребята подсознательно надеются, что если будут во всем походить на нее, то их жизнь будет такая же счастливая. Учитель должен безжалостно разрушать этот миф. Кем бы ты ни был: филологом, преподавателем истории, географии или даже математики — нельзя жалеть времени на то, чтобы показать бредовость мечты тысяч детей. Нужно объяснять, что богатыми сегодня могут стать только те, у кого с детства есть папин кошелек, который позволяет без труда не то что рыбку — кита вылавливать. Не имея же средств изначально, практически невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу, а следовательно, нельзя стать таким, каким хотят стать многие современные подростки. Ведь многие ребята надеются, что, как и их кумиры — «золотая молодежь», в будущем возглавят «дело» и будут как сыр в масле кататься. Однако у «золотой молодежи» есть «золотые родители», которые прокладывают дорогу в «рай», а миллионы молодых людей, не позаботившись вовремя о получении качественного образования, вынуждены потом каждые полгода менять работу, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Все это нужно подробно объяснять ребятам, день за днем разрушать представление о том, что, стараясь походить на богатых сегодня, можно завтра самому стать богатым и счастливым. Более того, даже добившись богатства, человек не защищен от превратностей судьбы. Тысячи бизнесменов становятся жертвами криминальных разборок; среди миллионеров очень мало тех, кто имеет стабильную семью; богатые быстро изматывают нервную систему; имея много в кармане, все меньше оставляют в душе.
Место разрушенных представлений о счастливой жизни с миллионом в кармане должен занять новый истинный идеал честного труженика, который своей неиссякаемой энергией приносит счастье себе, своим близким, друзьям, который до мозга костей предан своей Родине. И уже в создании этого нового идеала учителю пригодится вся русская и советская культура. Ведь испокон веков в России ценились не толстый карман и перспективные связи, а доброта, бескорыстие, взаимовыручка. Свидетельством тому вся наша великая литература, которая показывает, что счастье не зависит от величины кошелька. Советские кинокартины лучше, чем что-либо другое, демонстрируют мужество, сплоченность, потрясающую нравственную силу нашего народа. Достаточно вспомнить «Летят журавли», «Ленинградскую симфонию», «Белорусский вокзал», «Веселых ребят», «Волга-Волга». Они оставляют неизгладимое впечатление в душе, неоспоримо доказывают, что счастье возможно без больших денег.
Надо показывать ребятам эти фильмы, обсуждать их. Государственные чиновники в шкурнических интересах вырезали из школьной программы по литературе лучшие произведения писателей XX века. Но порядочный учитель все равно должен находить время, чтобы познакомить ребят с классикой советской литературы. Сегодня важнее всего, чтобы ученик стал патриотом своей страны, чтобы у него сформировались истинные духовные ценности. Надо обсуждать с ребятами «Поднятую целину» М.А.Шолохова, «Молодую гвардию» А.А.Фадеева, «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко. Именно эти произведения с поразительной силой показывают сегодняшним ученикам, как спаянно, постоянно помогая друг другу, жили их ровесники еще в недавнем прошлом. Именно такие книги — лучшие воспитатели коллективизма и патриотизма. Если подросток полюбит литературу, он в любом случае в свое время прочтет и И.С.Тургенева, и А.П.Чехова, и А.Н.Островского, а если в голове у него будут только мысли о том, как нажиться поскорее, то сколько ни мусоль с ним А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого, толку не будет, что блестяще демонстрирует наша жизнь.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, у современного учителя две задачи: разрушить лжеидеалы, растлевающие души детей, и привить истинные ценности. Одно от другого неотделимо. Бессмысленно рушить старое, не предлагая ничего взамен. Но еще более бессмысленно наполнять ягодами корзину, забитую камнями: пользуясь учительской властью, заставлять детей смотреть прекрасные фильмы, которые ребята не могут воспринять, считая все это «пережитками прошлого». К сожалению, именно это делают сегодня многие педагоги: хотят вытравить ту пошлость, которую упорно навязывает детям сегодняшний режим. Однако за этой пошлостью стоит идеал человека с большим кошельком — пагубный идеал, конечно, но на нем построена детская мечта о счастье, и эту мечту не так-то просто вытравить. Нужны серьезные беседы, объяснения, нужно показать всю глупость и мерзость этого идеала, и, только когда он пошатнется, искусством можно воспитывать новый.
Здесь мы подходим ко второй проблеме, с которой тоже сталкивается каждый педагог. Это стремление ребят казаться вовсе не такими, какими они есть на самом деле. Именно эта внешняя непривлекательность заставляет многих ветеранов считать всю молодежь плохой. Однако ближайшее рассмотрение ситуации показывает, что миллионы ребят тянут последние деньги с родителей на модную одежду, дорогие сотовые телефоны, плееры вовсе не оттого, что все это им так нужно, а просто потому что хотят показать своим богатым «дружкам», что и у них это есть. Таким образом, вторая проблема вытекает из первой — равняться во всем на богатых, чтобы потом «жить так же хорошо», как они. Чаще всего ребята пытаются скрыть истинное положение их семей, считая такую жизнь стыдной. Кладя в рот жвачку, они порой скрывают, что месяцами не едят мясо.
Натягивая стильные джинсы, утаивают, что больше из одежды у них почти ничего нет.
Таким образом, разрушая лжеидеалы, нужно объяснять детям, что им не нужно стесняться своих родителей, своих семей. Бабушки и дедушки, возможно, всю жизнь отдали на благо людей и теперь эти люди им благодарны, а то, что они влачат нищенское существование, это вина системы. Да, как ни крути, а говорить о системе придется, порой затрагивая самые больные точки в душах ребят. Но нужно, чтобы дети перестали стесняться худого кошелька родителей, чтобы ценили знания, любимое дело, верных друзей, а не модную одежду. Ребята должны не только понять, но и почувствовать, что пропаганда пошлости и разврата, которая льется отовсюду, — это лишь оборотная сторона той системы, которая поставила в унизительнейшие условия их отцов и матерей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, да и их самих.
Итак, мы подошли к тому, с чего начали: может ли школа противостоять гигантской пропаганде разврата и длинного рубля? Может, если воспитает неприязнь к этой пропаганде. Ученик пройдет мимо прилавка с третьесортными книжками и дисками и подумает: «Это всего лишь часть той системы, из-за которой мои родители постоянно недоедают, из-за которой они каждый день проводят на нелюбимой работе, вынуждены унижаться перед начальством, чтобы хоть как-то прокормить семью. Системы, которая хочет, чтобы и я так же унижался, и поэтому забрасывает меня этим хламом, отвлекая от правды... Сегодня мы в школе смотрели картину «Цирк». Да, нелегко жилось людям, но какая внутренняя свобода, какая радость на душе!.. Вот где счастье! А у меня нет счастья. И у этого Шульгина, который на отцовских «мерседесах» катается, тоже нет счастья. Потому что он наркотиками балуется, а такие долго не живут... Но счастье возможно, даже сегодня. Только для этого не нужно много денег. Нужно хорошо учиться, выбрать любимую профессию, помогать по мере возможности своим близким, друзьям да и всем заслуживающим того людям. Нужно честно служить своей Родине и своему народу. И никогда ни перед кем не унижаться». И ученик отвернется от прилавка, придет домой, и, может быть, ему снова захочется посмотреть полюбившийся советский фильм.
Очевидно, что ни один, ни два учителя не могут многого добиться. Каждый должен проходить свою программу. Воспитание коллективизма и патриотизма — задача всей школы. Все учителя на всех уроках так или иначе должны решать эту задачу, чтобы каждый день дети не только получали новую информацию, но и обогащались нравственно.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ способ воспитания у ребят подлинных ценностей — воссоздание в школе пионерской организации. Понимая это, учитель музыки Майа Микусевна Нураева в 2002 году попросила директора школы Красноуфимского района Валентину Федоровну Низаеву дать согласие на создание пионерской дружины. «Давно была потребность в организации, — рассказывает Майа Микусевна, — играли и в президентов и в правительства, но все это было несерьезно, не увлекало ребят».
Никогда не забудут теперь уже старшеклассники, как тогда учителя в первый раз за много лет повязывали им алые галстуки. На торжественную линейку ребят специально повезли в Красноуфимск. Они выстроились на центральной площади у памятника В.И.Ленину. Их было неполных два десятка человек. Сегодня пионеров в шесть раз больше. Это почти все ребята среднего звена. Организация носит имя красноуфимского героя Дмитрия Редько, погибшего на службе в Чечне.
Список того, что делают ребята в организации, короткий, но очень содержательный. Одна тимуровская работа чего стоит! Помощь старикам и инвалидам — одна из основных задач школьников. Ведь сельхозработ у людей в деревне хоть отбавляй, а времени и сил не всегда хватает. Причем трудятся ребята плечом к плечу со старшими совершенно бескорыстно. Если не считать, конечно, похвалы на ежеквартальном дружинном сборе, которую так ждет каждый отряд! Отчитавшись о проделанной работе, ребята обсуждают сложившуюся ситуацию, ставят новые задачи.
Многие учителя позавидуют своим красноуфимским коллегам, узнав, что у тех не стоит вопрос об успеваемости ребят. Если ребята видят, что кто-то плохо учится, требование подтянуться в учебе ставится непосредственно на пионерском собрании. И попробуй не выполни его! Бойкота в узком коллективе никто не хочет!
Об истории и культуре своей Родины в пионерской организаций заботится и сама М.М.Нураева, и учитель начальных классов Галина Ивановна Мишкина, и учитель русского языка и литературы Альбина Суфимовна Садыкова, и преподаватель математики Зульфира Нургалиевна Шарифисламова. Все они коммунисты. Впрочем, и учитель истории Людмила Николаевна Имаева, не имея в кармане членского билета, большое внимание уделяет рассказам о В.И.Ленине, ударных пятилетках, Великой Отечественной войне. В школе работает краеведческий музей, в который ребята приносят ценные вещи, оставшиеся от прадедушек и прабабушек. Зачем орденам и грамотам семьдесят лет лежать в шкафу? На них должны посмотреть юные сверстники, узнать о подвигах своих односельчан.
Сегодня, помимо пионерской, в школе воссозданы и октябрятская, и комсомольская организации. Ребята отмечают все советские праздники. 7 ноября первоклассников торжественно принимают в октябрята. 22 апреля перед генеральным субботником лучших пионеров выбирают в почетный караул у портрета В.И.Ленина в школьном зале. И целый год мальчики и девочки стараются сделать все, чтобы стать такими, лучшими. Да и разве не стоит постараться как следует, чтобы вот так в светлый праздник стоять одному из очень немногих у портрета вождя и вся школа напротив восхищенно смотрит на тебя!
Да, именно это равнение на лучших — на самых активных, честных, трудолюбивых — главная заслуга пионерской организации. И поэтому каждый год по всей стране создаются новые отряды и дружины, за дело берутся новые учителя не только в сельских, но и в городских школах.
Еще совсем недавно, в мае, на Красной площади принимали в пионеры несколько десятков человек. А в этом году уже три тысячи девочек и мальчиков выстроились у подножия Мавзолея. Как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад, дети встают на колено и целуют пионерское знамя, а над Кремлем льются бессмертные песни. Каждый верит, что и
Через тысячу лет
Будет жить наш привет:
Будь готов! Будь готов! Будь готов!