"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 114 (12887), суббота, 30 сентября 2006 г.

 

НИЩЕТА В ЗАКОНЕ

Ветераны доказывают с фактами в руках

УСПЕХИ ЭКОНОМИКИ
И НИЩЕТА ПЕНСИОНЕРОВ
В настоящее время, по сообщениям правительства РФ, достигнуты значительные успехи в развитии экономики страны, а именно: федеральный бюджет превышает сумму в 5 триллионов рублей (порядка 180 миллиардов долларов). Инфляция снижается ниже уровня 10% в год. Золотовалютные запасы Центробанка оцениваются в 200 миллиардов долларов. Стабилизационный фонд превысил 100 миллиардов долларов. Досрочно возвращаются долги России странам-кредиторам. Прощаются долги иных стран.
Существенно возросли доходы некоторой части граждан: средняя зарплата по стране превысила 10 тысяч рублей, также увеличились вклады в российских банках. Повышаются доходы малооплачиваемых работников бюджетной сферы — медицины, образования, науки, культуры.
Однако остается недопустимо низким уровень жизни российских пенсионеров, чьим трудом более чем за полстолетия после окончания Великой Отечественной войны были созданы практически все ценности нынешнего Российского государства, которое унаследовало их от СССР. Обеспечение пенсионеров оказалось в несколько раз хуже, чем в Советском Союзе, где минимальная пенсия в 70 рублей уверенно обеспечивала реальный прожиточный минимум.
Сегодня минимальная пенсия в несколько раз меньше прожиточного минимума, а средняя пенсия находится всего лишь на уровне прожиточного минимума, но для десятков миллионов россиян пенсия гораздо ниже этого уровня: она никак не может обеспечить нормальную жизнь, полноценное питание, медицинское обслуживание и прочие самые насущные расходы! По международным нормам бедностью признается доход ниже 4 долларов день, то есть меньше 3240 рублей в месяц. Таким образом, подавляющее большинство пенсионеров России проживает за чертой бедности.
Миллионы российских ветеранов сегодня оказались в своей стране почти как в некоем концлагере или резервации и вынуждены вести натурально нищенский образ жизни, многие попрошайничают на улицах, побираются по мусорным ящикам и свалкам. Из-за необеспеченности собственного выживания, лечения, жилищно-коммунальных услуг и прочих жизненно важных расходов десятки миллионов граждан России живут в состоянии хронического стресса, фактически подвергаются глумлению и издевательствам, что недопустимо согласно ст. 21 конституции РФ, по которой «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Как вообще возможно в «социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека», иметь законодательство, создающее условия для совершенно недостойной, недопустимо нищенской жизни граждан?! Официальный расчетный «прожиточный минимум» сегодня никак не соответствует РЕАЛЬНОМУ уровню выживания, а начисляемая большинству граждан пенсия фактически не достигает даже и этого уровня! Разве можно на такие деньги ДОСТОЙНО содержать людей — граждан великой России?! Служебные собаки в охранных структурах или животные в зоопарке обеспечиваются подчас лучше, чем миллионы российских пенсионеров. В стране заметно растет средняя зарплата, а пенсионеры остаются в нищете, обреченные на мучительное вымирание от недоедания и болезней!
Нынешние пенсии большинства ветеранов сравнимы с расходами на содержание бездомных граждан в социальных приютах или криминальных элементов в СИЗО и тюрьмах. Так неужели российские пенсионеры ДОСТОЙНЫ качества жизни бомжей и преступников?! А в европейских странах на содержание заключенного в тюрьме тратятся В ДЕНЬ такие же средства, как на российского пенсионера В МЕСЯЦ. Как в государстве, заявляющем, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», допустимо иметь законодательство, позволяющее платить гражданам пенсии ниже реального прожиточного минимума?! Как же тогда государством, ОБЯЗАННОСТЬ которого по ст. 2 конституции РФ «ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА» признается, соблюдается и защищается элементарное ПРАВО НА ЖИЗНЬ по ст. 20 той же конституции России?!
Как можно с пенсионеров, имеющих доходы всего лишь на уровне так называемого прожиточного минимума или даже ниже его, брать еще и всякие налоги: на скромные садово-огородные участки, НДС по квартплате и еще множество прочих платежей, тогда как в цену каждого куска хлеба, стакана молока или таблетки уже заложены многочисленные налоги с производителей, поставщиков, перепродавцов, а также всевозможные сборы — на аренду и на транспорт, на содержание чиновников, на сверхприбыли банкиров и монополистов, на силовые структуры и так далее! В Англии, например, не берут никаких налогов с тех, кто имеет доход ниже 7 тысяч фунтов в год (это около 30 тысяч рублей в месяц). Российские пенсионеры также должны освобождаться от любых налогов! В Норвегии прибыли от экспорта нефти идут в Пенсионный фонд страны, а в России все более сокращаются льготы ветеранов и доходы в Пенсионный фонд из-за введения новых льгот для бизнесменов — уменьшения социального налога, например.
В большинстве цивилизованных стран применяется пенсионное законодательство, позволяющее гражданам получать пенсию, которая ненамного отличается от привычных доходов во время их работы и позволяет сохранять вполне достойный уровень жизни. Так, в Италии для выходящих на пенсию размер пенсии определяется следующим образом: берется средний заработок за последние пять лет перед выходом на пенсию, умножается на 2% и на число проработанных лет (но не более 40); при 40 годах стажа пенсия становится максимальной, и равна 80% заработка за последние пять лет. В Испании пенсия составляет 50% последней зарплаты при стаже до 11 лет; за каждый год стажа сверх 11 лет добавляется 2% зарплаты; верхний предел равен 98% последней зарплаты и достигается при стаже 35 лет. Подобные пенсии выплачивают и в других странах.
По общепринятым мировым правилам наследники принимают не только ценности наследодателя, но и его долги. Нынешнее Российское государство, получившее в наследство все ценности и ресурсы бывшего СССР, в качестве внутреннего долга страны обязано выплачивать теперешним пенсионерам достойные пенсии в соответствии со статьями международных правовых документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия, а также с конституцией РФ, в ст. 2 которой утверждается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; в ст. 7 п. 1: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»; в ст. 2 п. 2: «В Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка... инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Между тем за последние годы бедственное положение пенсионеров России еще более усугубилось, поскольку Федеральным собранием РФ приняты законодательные акты, которые право российского гражданина на гарантированное социальное обеспечение по ст. 39 конституции РФ фактически отменяют и умаляют — в противоречие конституции РФ ст. 55 п. 2, согласно которой «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
В частности, в 2001 году были приняты законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ), «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ) и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ), некоторые нормы которых явно ухудшают положение пенсионеров, пенсии которых рассчитывались по нормам отмененных с 1 января 2002 года законов «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1) и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (Федеральный Закон №113-ФЗ от 21 июля 1997 года).
НЕРАВЕНСТВО ПРАВ ГРАЖДАН
НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Прежде всего, для большинства граждан России с 1 января 2002 года отменено право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению: теперь согласно Закону
№166-ФЗ именно на ГОСУДАРСТВЕННОЕ пенсионное обеспечение право имеют только некоторые категории граждан: 1) федеральные государственные служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) нетрудоспособные граждане (инвалиды).
Пенсионное обеспечение остальных категорий граждан (а таких явное большинство) теперь осуществляется согласно Закону №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», чем фактически отменяется право на ГОСУДАРСТВЕННУЮ поддержку пожилых граждан и на установление для них ГОСУДАРСТВЕННЫХ пенсий, что противоречит конституции РФ, в ст. 7 п. 2 которой говорится, что такая поддержка обеспечивается и такие пенсии устанавливаются.
Разделение граждан России на различные категории по пенсионному законодательству соответственно Закону №166-ФЗ и Закону №173-ФЗ наглядно противоречит конституции РФ, в ст. 19 п. 2 которой записано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от... имущественного и должностного положения... а также других обстоятельств», поскольку права и гарантии социального обеспечения в виде государственной пенсии теперь получают лишь некоторые категории граждан соответственно своему должностному положению и другим обстоятельствам.
Причем по закону «О государственных пенсиях» для госслужащих предусматривается норматив пенсии до 80% от получаемых личных доходов, тогда как для прочих граждан по Закону «О трудовых пенсиях» расчетные размеры пенсий лимитируются учетом максимального коэффициента от средней зарплаты, составляющего обычно всего 1,2. То есть какую бы зарплату ни получал рядовой гражданин, хотя бы и в десять раз больше средней, при расчете пенсии учитывается всего лишь 1,2 от средней, хотя все налоги с зарплаты вычитались в полном объеме. Это также ставит граждан в неравные условия для реализации права на социальное обеспечение в зависимости от должностного положения, что противоречит конституции РФ ст. 19 п. 2. Например, при ежемесячных доходах госслужащего 100 тысяч рублей его пенсия составит около 80 тысяч, тогда как при таких же доходах рядового гражданина его пенсия может составить всего порядка 3 тысяч рублей в месяц — на уровне прожиточного минимума(!).
УХУДШЕНИЯ ПРАВИЛ
НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ
ПО НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Существенно ухудшает положение граждан и умаляет их права на социальное пенсионное обеспечение по возрасту замена методов расчета пенсий по Закону №113-ФЗ на новые введенные Законом №173-ФЗ принципы начисления пенсии для граждан, выходящих на пенсию.
По Закону №113-ФЗ (ст. 1 и 3) в зависимости от стажа пенсионер может получать до 75% от того, в какой пропорции его средняя зарплата меньше или больше средней зарплаты по стране за тот же период. Пример: при стаже в 40 лет и зарплате, равной средней по стране, индивидуальный коэффициент пенсионера равен 0,75 х 1,0 = 0,75; а при большей зарплате максимальный коэффициент не мог превышать 0,9. Таким образом, при сегодняшней средней зарплате в стране в 9 тысяч рублей рядовой гражданин, выходящий на пенсию по Закону №113-ФЗ мог бы получать до 8 тысяч рублей в месяц(!!!).
Однако по действующему сегодня Закону №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» гражданин, вышедший на пенсию в последние годы, получает пенсию порядка тех же 3 тысяч рублей в месяц (на уровне прожиточного минимума), то есть в несколько раз меньше той суммы, которую он получал бы по отмененному Закону №113-ФЗ. Таким образом, с введением в действие Закона №173-ФЗ в отмену Закона №113-ФЗ права граждан на социальное обеспечение по возрасту подверглись существенному умалению, что недопустимо согласно конституции РФ ст. 55 п. 2.
По новому Закону №173-ФЗ ст. 5 и ст. 14 трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Однако для нынешних пенсионеров 3-я не работает, поскольку накопительная часть появится в будущем только у более молодых людей. Базовая часть на сегодня составляет 900 рублей. Страховая в зависимости от стажа и зарплаты, получаемой в последние годы, для сегодняшних пенсионеров в среднем составляет 1,5—2 тысячи рублей, поэтому так называемая средняя пенсия по стране около 3 тысяч рублей для подавляющего большинства нынешних пенсионеров является фактически максимальной.
УХУДШЕНИЯ ПРАВИЛ
ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИЙ
ПО НОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
По прежнему Закону №113-ФЗ, отмененному с 1 января 2002 г. в связи со вступлением в действие Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях», граждане, получающие пенсию, имели достаточно основательные гарантии роста пенсионных выплат, поскольку методика расчета и увеличения пенсий была привязана к росту средней заработной платы в стране, а именно:
Закон №113-ФЗ Статья 3. Исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране. «В связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера с соблюдением следующих условий:
Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.
Увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится четыре раза в год — с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября. Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера применяется к среднемесячной заработной плате в стране за период с 1 января по 31 марта, если увеличение производится с 1 мая; с 1 апреля по 30 июня, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июля по 30 сентября, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года. В таком же порядке определяется размер вновь назначаемой или пересчитываемой пенсии по основаниям, установленным Законом».
Таким образом, если за квартал средняя зарплата в стране выросла, например, на 15%, то также на 15% в следующем квартале должны повышаться пенсии. И если за 5 лет с конца 2001 года по конец 2006 года средняя зарплата в стране выросла почти в три раза, то по прежнему Закону №113-ФЗ пенсии тоже должны были бы вырасти примерно в три раза. Однако этого не произошло, благодаря отмене прежнего Закона №113-ФЗ и введению в действие с 1 января 2002 года нового Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Методики расчета увеличения пенсий ухудшают степень индексации пенсий и не позволяют уровню жизни пенсионеров повышаться пропорционально росту общего уровня жизни в стране.
Вместо ориентации на уровень средней заработной платы для повышения пенсий, как это было в прежнем Законе №113-ФЗ, для индексации пенсий в новом Законе №173-ФЗ используется методика привязки пенсий к уровню инфляции в стране и индексация производится только в том случае, если за квартал, полугодие или год инфляция превысит 6% соответственно за квартал, полугодие или год. При намерениях правительства все более снижать инфляцию в стране совершенно очевидно, что надежды пенсионеров на существенное повышение пенсий становятся все более иллюзорными.




Меж тем...
КОНСТИТУЦИЯ РФ ПРОВОЗГЛАШАЕТ

Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 55
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.


 

Материалы в редакцию передал
Е.М. МИХАЙЛОВ, пенсионер,
ветеран труда.



В оглавление номера