В среду на пленарном заседании Конституционный суд Российской Федерации принял решение о принятии к рассмотрению обращения КПРФ в защиту референдума РФ.
Напомню читателям «Советской России», что в апреле прошлого года в Москве была создана Инициативная группа граждан РФ, инициировавшая начало проведения референдума РФ и предложившая на всенародный плебисцит 17 вопросов, затрагивающих наиболее острые проблемы социальной, экономической и политической жизни страны. Среди них — вопросы сохранения бесплатного медицинского обслуживания и образования; отмены нового Жилищного кодекса РФ; установления оплаты услуг ЖКХ на уровне, не превышающем 10% совокупного дохода семьи нанимателя; национализации нефтяной и газовой промышленности; установления запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения; возврата выборности глав исполнительной власти регионов и другие.
Однако 20 апреля 2005 года Центризбирком РФ отклонил 15 из 17 вопросов, предложенных КПРФ, указав якобы на существующие законодательные запреты вынесения на референдум РФ вопросов, связанных с финансовыми обязательствами государства. В июне 2005 года Верховный суд РФ не только подтвердил это решение ЦИК РФ, но и расширил трактовку закона, запретив в принципе вынесение на референдум вопросов, требующих затрат из бюджета на их реализацию.
Учитывая, что вышеуказанное толкование положений Федерального конституционного закона (ФКЗ) «О референдуме в РФ», данное ЦИК РФ и Верховным судом РФ, фактически поставило крест на организации и проведении юридически значимого референдума Российской Федерации, КПРФ, отвечая на многочисленные обращения избирателей, возмущенных таким беспардонным нарушением их конституционных прав, инициировала проведение Всероссийского опроса граждан РФ — Народного референдума.
При этом на Народный референдум были вынесены все 17 вопросов, предложенных московской Инициативной группой. Кроме того, в ряде регионов на референдум были вынесены и дополнительные вопросы, касающиеся тех или иных региональных проблем.
При этом организаторы Народного референдума проявили чудеса изобретательности и инициативы при определении форм голосования, среди которых были и голосование бюллетенями, и сбор подписей, и закрытое голосование на собраниях и митингах, и поквартирный обход граждан.
В ряде регионов: Белгородской, Саратовской, Ростовской, Тверской областях, Республике Хакасия, Башкирии, Татарстане, Калмыкии, Еврейской автономной области и других — проведение Народного референдума натолкнулось на жесткое сопротивление со стороны органов государственной и муниципальной власти. Более того, ряд районных прокуратур и отделов внутренних дел попытались привлечь организаторов Народного референдума к административной ответственности.
Тем не менее результаты Всероссийского опроса превзошли все ожидания, так как участие в нем приняло более 7 млн граждан РФ. При этом поддержка вопросов Народного референдума составила более 90% от числа проголосовавших.
Опираясь на результаты Народного референдума, Президиум ЦК КПРФ, а затем и мартовский Пленум ЦК КПРФ рассмотрели и внесли в правительство РФ и Федеральное собрание РФ пакет конкретных предложений, направленных на смену проводимого правительством РФ и партией «Единая Россия» социально-экономического курса.
Кроме того, Юридической службе ЦК КПРФ было поручено подготовить заявление в Конституционный суд РФ с требованием признания ряда положений ФКЗ «О референдуме РФ» противоречащими конституции РФ.
Выполняя данное поручение, юристы партии с привлечением ведущих специалистов РФ в области конституционного права, а также членов московской Инициативной группы (В.Г.Соловьев, В.И.Лакеев, В.Д.Улас) подготовили текст соответствующего заявления.
В этом обращении указано, что запрет выноса на референдум РФ вопросов, затрагивающих бюджет или финансовые обязательства государства, установленный ЦИК РФ и Верховным судом РФ, противоречит конституции РФ, поскольку практически полностью лишает граждан РФ права на участие в референдуме, так как нет ни одного вопроса государственной жизни, решение которого на практике было бы возможно хотя бы без минимальных государственных расходов. Особенно циничной, на наш взгляд, становится позиция ЦИКа и Верховного суда РФ при оценке вопросов референдума на предмет необходимости их финансирования из бюджета в случае проведения сравнительного анализа отклоненных и признанных ими законными вопросов. Так, например, ЦИК РФ признал соответствующим ФКЗ «О референдуме РФ» вопрос, связанный с сохранением смешанной системы выборов депутатов Госдумы РФ (50% — по партийным спискам, 50% — по одномандатным округам), несмотря на то обстоятельство, что, по расчетам самого же ЦИК РФ, эта система примерно на 450 млн рублей «дороже» для госбюджета, чем выборы только по партийным спискам.
Вероятно, на такую позицию ЦИКа повлияло то обстоятельство, что именно он распоряжается выделенными на проведение выборов денежными средствами. Поэтому чем их больше, тем, безусловно, лучше.
Именно этим примером, на мой взгляд, особенно ярко подтверждается факт двойных стандартов, применяемых ЦИК РФ при оценке «удобных» и «неудобных» для «партии власти» и для себя вопросов, предлагаемых оппозицией для вынесения на референдум РФ.
Кроме того, заявители от КПРФ указали на тот факт, что порядок формирования ЦИКа и его место в системе государственных органов не позволяют ему квалифицированно и обоснованно делать выводы о необходимости финансирования (или отсутствии такового) вопросов референдума РФ, а также выносить решение о соответствии того или иного вопроса конституции РФ.
Представители КПРФ обратили внимание Конституционного суда РФ и на то обстоятельство, что после принятия конституции РФ (в 1993 году) в России не было проведено ни одного референдума. А после принятия (голосами депутатов «Единой России» и ЛДПР) новой редакции ФКЗ «О референдуме РФ» даже не была создана и зарегистрирована Инициативная группа по его проведению, что, на взгляд КПРФ, свидетельствует о том, что конституционное право граждан на участие в управлении делами государства путем проведения референдума РФ в «демократической» России превратилось в сплошную фикцию.
Вышеуказанное заявление 11 апреля 2006 года уполномоченными Инициативной группы
было передано в приемную Конституционного суда РФ. И вот после почти полугодового изучения Конституционный суд РФ большинством голосов принял обращение коммунистов к своему рассмотрению.
При этом, по имеющейся у нас информации, данное решение далось Конституционному суду РФ нелегко и только после весьма острой и продолжительной дискуссии на эту тему.
И хотя сегодня еще рано говорить о том, какое судом будет принято решение, тем не менее уже сам факт принятия обращения говорит о многом.
Ожидается, что рассмотрение обращения КПРФ о защите референдума РФ начнется Конституционным судом РФ в январе следующего года.