Здравствуйте, уважаемая редакция!
Члены нашей семьи являются давними читателями вашей газеты. Разделяем ваше направление и образ мыслей. Очень нравится рубрика «Наедине с экраном». Хочу предложить вам некоторые размышления по поводу сериала «Не родись красивой».
Канал СТС, гордо называющий себя «первым развлекательным», закончил-таки летом показ сериала «Не родись красивой»... И тут же, через неделю, начал повтор для тех, кто не понял с первого раза. Мыльная история очередной Золушки, слизанная с западной «Дурнушки Бетти», порадовала исключительно русскими реалиями. Создатели сериала незаметно для себя проговаривались на каждом шагу, выдавая тайны русского бизнеса, бессмысленного и беспощадного. За дешевой любовной историей, вызывающей больше недоумения, чем интереса, то и дело проглядывали уши современного капитализма с его «родовым неуважением к человеку».
Итак, перед нами успешная в прошлом фирма модной одежды «Зималетто», которая начинает уступать конкурентам и терпеть убытки. Основали ее два друга на заре рыночных реформ, тонко уловив новые веяния и сумев ухватить часть собственности во время приватизации-растащиловки, иначе откуда такое здание и производственные мощности? Один из основателей, отец Киры, Александра и Кристины, умер; другой, Павел Олегович Жданов, по совету жены Маргариты отходит от дел по состоянию здоровья, возлагая все надежды на единственного сына Андрея Жданова и его друга Малиновского. Вот мы и перечислили всех главных акционеров и членов совета директоров. Этакий славный семейный бизнес, где старые рыбы уже сделали свое дело, а молодые акулята рвутся в бой за свой кусок мяса, угрожая перегрызть друг другу глотки. Андрей и Александр соперничают за первенство в компании, за престижное и, главное, доходное место президента фирмы. В ход идет все: подкуп, шантаж, угрозы, подставы, вредительство, подлог, наглый обман и соблазнение с использованием служебного положения. И зрителю все подается так мило, с юморком, в модных интерьерах и, естественно, в модных нарядах. Зритель с истощенным кошельком и гардеробом «от перестройки» только и успевает следить за новыми фасонами и очередным дефиле моделей. На это и рассчитано: за разглядыванием новых модных тряпок и голубыми переживаниями модельера Милко зрителю некогда задуматься над сутью дела и сущностью главных героев.
А все дело в том, что молодые бизнесмены не отягощены моральными принципами, толком ничего не умеют, не знают и знать не хотят. Как говорил один герой Булгакова, «пьянствуют, ни черта ни делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Они ценят и любят только три вещи: деньги, большие деньги и очень большие деньги. Родители приготовили им теплые местечки, акции приносят неплохой доход, позволяющий прожигать жизнь в модных ресторанах и на заграничных курортах. Кое-чего они нахватались, вращаясь в кругу деловых людей, но работать на совесть и с совестью не могут по определению.
И как только продажи снизились, фирма оказалась на грани банкротства, и появилась реальная угроза их благополучию, Жданов и Малиновский задергались. С одной стороны, Александр ждет провала, чтоб свалить Жданова с кресла президента; с другой — папу нельзя расстраивать, ведь у него давление! И здесь положение спасает Катя Пушкарева, выпускница экономического факультета МГУ, отличница, умница, затейница, жаль только, лицом не вышла и одеваться не умеет. (Вот здесь создатели сериала погорячились: самая скромная сельская техслужащая одевается современнее и лучше этой московской студентки, стажировавшейся в Германии, — благо, вьетнамцы и китайцы натащили в страну дешевый ширпотреб.) Кате приказывают подделать отчет для собрания главных акционеров, она колеблется пару минут (все-таки статью за фальсификацию документов никто не отменял) и соглашается. А что прикажете делать наемному работнику, если невыполнение приказа грозит немедленным увольнением и вечной биржей труда, а работника ценят прежде всего за лояльность и готовность выполнить любой приказ начальства! Нас уверяют, что она совершает подвиг, подгоняя данные и работая до 5 утра, а потом раскрывая злодейский заговор против любимого начальника и пресекая происки соперника. Все перевернуто с ног на голову, угодничество выставляется как героизм, подлог — как высочайшее умение, служебный роман — как настоящая любовь.
Для Андрея Жданова представить липовый отчет — дело доблести и геройства: и сам покрасовался, и папа доволен (и как все гуманно, вы же помните, у папы давление). У Жданова ложь на каждом шагу: и на работе, и в личной жизни он постоянно обманывает свою невесту, своих родителей, своих друзей, обманом завлекает Катю. Теперь представьте, какой отчет он отправит с помощью все той же Кати Пушкаревой в налоговую инспекцию, чтоб деньги не ушли государству и не вернулись к нам в виде пособий, пенсий и зарплат бюджетникам. Представьте, как он сделает все, чтоб не платить сотрудникам (кстати, он предлагает увеличить рабочий день и сократить зарплату, но добрая Катя его отговаривает, и Жданов с ней соглашается, чего в жизни не бывает).
Здесь даже речи не идет о социальной ответственности бизнеса, об экономической этике, о чести бизнесмена, о моральных нормах производства. Понятия «благо родины», «общественное благо», «нравственный менеджмент» для руководителей «Зималетто» — пустой звук. Индивидуалистические этические стратегии кроятся под себя, мне выгодно, значит, морально, но если выгодно кому-то другому, тогда начинается дикий крик и обвинения в аморализме. Никто ни разу не вспомнил о работниках «Зималетто», об их нуждах и проблемах, об их детях и стариках (нет, ошиблись мы, Жданов один раз вспомнил, предлагая ввести третью смену, чтоб оборудование не простаивало. Еще менеджер по работе с персоналом вспомнил, вводя взыскания, штрафы и дресс-код, и вообще увольнение после трех опозданий без разбора причин опоздания).
В сериале четко проводится разграничение между теми, кто вверху, в руководстве, на административных этажах, и теми, кто внизу, на производстве. Вверху дизайнерские интерьеры одежда «от кутюр» и фигуристые модели, внизу — рабочие халаты, крысы (откуда в шикарном московском офисе крысы?) и грубые, развязные рабочие, которых (и крыс, и рабочих) так боится сосланная на производство секретарша Виктория Клочкова. Причем и у героев сериала, и у его создателей присутствует стойкое убеждение, что и внизу, на производственных этажах, не осталось честных и порядочных людей. Стоит только пообещать им приличные деньги, как любой готов продаться, вывести оборудование из строя, чтоб вкусить сладкой жизни верхов, любой ценой выбиться из серой трудовой жизни, из серого халата.
Работают серые халаты где-то там, на нижних этажах — так не повезло им в жизни, нет у них богатых родителей и акций нет. Поэтому название сериала мне кажется неточным, надо было назвать «Не родись без акций», тогда это соответствовало бы духу и идее фильма. Вот есть пакет акций у Кристины, которая красотой, как и Катя, вовсе не блещет, так она может позволить себе дурачиться, не работать, заводить любовников всех мастей и путешествовать по миру. Но когда речь заходит о трудностях на фирме, вся блажь с нее слетает, как мишура, и мы видим оскал хищницы и слышим жесткое требование выплачивать ей дивиденды, как и раньше. Вот есть пакет акций у Александра, так он может тысячи долларов в казино проигрывать, хамить, грубить, деньги с фирмы тянуть, и ему только пальчиком погрозят. Правда, позже его сгонят с вожделенного кресла президента. А у программиста Радика акций нет, поэтому за то, что он выполнил распоряжение одного начальника, другой, более высокий начальник, его увольняет в три секунды. И у сотрудниц фирмы, так называемого женсовета, нет акций, и весь сериал их постоянно грозят уволить по любому поводу.
И у секретарши Кати акций нет, даже по уши влюбленный в нее начальник не предлагает ей стать акционером, семейный бизнес свят и неприкосновенен. Поэтому современные Кати обречены продавать свой талант, свои знания и умения, унижаться и выслушивать вопли неуемного, бездарного руководства. Это только в глупых сериалах у Кати находится богатая покровительница, которая помогает ей выйти в люди и стать похожей на «человека сверху» исключительно по доброте душевной. В настоящей жизни таких умниц используют по полной программе, выжимая из них все соки. Это только в пустых сериалах таких, как Катя, делают президентами фирм с большой зарплатой и выдают замуж по любви за начальника. В обыденной жизни они пашут по-черному без благодарности, с окриками и попреками, что работают мало и медленно. Это только в бездарных сериалах друга Кати, недотепу в жизни, но якобы гения в финансах Николая Зорькина делают финансовым директором, а папу Кати — главным бухгалтером, в реальной жизни такие хлебные места занимают совсем другие люди, со связями и с акциями, из своего круга и по протекции.
Донельзя слащавый финал с песнями и модными машинами отдает надоевшими бразильскими сериалами, свадебный хеппи-энд нелогичен и фальшив.
Когда в разговоре с подругой я стала возмущаться беспринципностью и безнравственностью героев сериала, она, вздохнув, сказала: «А что ты хотела? Против БэТээРа не попрешь». В ответ на мое удивление объяснила, что БТР — это биржа труда России. Много талантливых и честных людей перебывало там, надеясь найти работу, но предложить там могут немногое (моей подруге с образованием престижного московского вуза и 15 годами педагогического стажа, предложили на выбор собирать лекарственную траву в предгорье, убирать парковую зону или идти вахтером). Причем надо разграничивать причины поведения владельцев компании и наемных сотрудников. Одни стремятся набить себе карманы и спрятать деньги в офшорных зонах, другие мечтают накормить детей. Так что непросто осуждать людей, вынужденных зарабатывать себе на жизнь, потому что стать в гордую позу и уйти из такой фирмы легко, а найти другую работу — чрезвычайно сложно, а уж фирму с честным руководством и законным производством — вообще невозможно! В другой фирме будет то же самое: ложь, обман, приписки, сокрытие доходов, эксплуатация работников, нарушение КЗОТа и незаконные увольнения. Прошли времена горения, работы на общее благо, коллективного подвига, остался «подвиг» секретарши, который все равно никаких акций ей не принесет.