"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 125 (12898), четверг, 26 октября 2006 г.

 

Единственный упрек Ленину...
СЧИТАЛ НАС ЛУЧШИМИ, ЧЕМ МЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ

ПИСАТЬ о В.И.Ленине сегодня нелегко. Да надо ли тягаться с «ленинцами», ярко и страстно выступавшими на эту тему? Переписать, скажем, к примеру, доклад бывшего первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС М.С.Горбачева о 100-летии со дня рождения Ильича или доклад Б.Н.Ельцина в Свердловске, посвященный 70-летию Октябрьской революции, или одну из девятнадцати книг о величии, мудрости, человечности Ленина, написанных в свое (советское) время Егором Яковлевым. Сколько высказано ими любви к вождю, знания его творчества, понимания заслуг перед человечеством! А другие политики, пропагандисты, ученые! Как великолепно, искренне, красиво писали они в статьях и брошюрах о вожде мирового пролетариата, создателе советского государства, гениальном философе, экономисте, политике! Почет и польза от такого творчества были несомненными. Не перевелись и нынче писатели, трудятся в той же манере, перепевая книги и статьи теоретиков рынка. Почета, пожалуй, уже нет, но выгодно-с. Еще более прибыльно писать о Ленине и ленинизме всякий вздор, зная, что никто проверять не станет, народ всему поверит, как он уже поверил в расцвет демократии, в свободу слова, в рост благосостояния и другие «достижения» последних лет.
Но, как говорили в старину, «потянуться к перу», т.е. сесть за компьютер, меня побудил рекламный ролик, утверждающий, что раньше, при советской власти, мы, будучи едиными, добивались многого, но разделившись на «левых» и «правых», богатых и бедных, удачливых и неудачливых, сделали ошибку. Надо ее исправлять, сплотившись для этого.
Про богатых и бедных — правда. Ведь известно, что если 10% богатых имеют доходы в десять раз большие, чем 10% бедных, то обществу грозит социальный взрыв. А у нас этот коэффициент составляет даже не десять, а то ли двадцать, то ли тридцать. Жутко! Надо, чтобы банкир с месячным личным доходом в три-четыре тысячи или того больше (долларов) и учитель с зарплатой в три-четыре тысячи (рублей), имея единые цели, единую идеологию, единую партию, объединились. Блажен, кто верует, будто легко ему на свете...
О распаде духовном приходится думать и невольно вспоминать о Ленине. И тут уж ни Горбачев с Ельциным, ни покойные однофамильцы Александр и Егор Яковлевы с их, надо полагать, под чьим-то «давлением» написанными трудами, не помогут.
Коммунисты, оставшиеся верными заветам Ильича, в моих разъяснениях не нуждаются.
Те же, кому сейчас лет 30—60, жили при социализме, какой был, знали о наших промахах и недостатках. Однако это не мешало им воспринимать достоинства советской власти как само собой разумеющееся. Они не задумывались о том, что СССР едва ли не единственная страна, где отсутствует безработица; где образование, здравоохранение, жилье бесплатны; где роскоши, конечно, маловато, и жизнь скромна, но спокойна и уверенна. И когда рухнула страна, они растерялись, они не взяли на себя ответственность за равнодушие и попустительство предательству, они продолжают занимать позицию, называемую не очень красивым, но точным словом «пофигизм».
Но есть еще свыше шестидесяти миллионов граждан, бедных даже по официальным данным. Четвертая часть из них — молодежь. И именно среди молодежи число бедных и неустроенных растет быстрее, чем в других возрастных категориях. Именно молодежь видит бесперспективность жизни и неопределенность завтрашнего дня. Встречаясь с нею, понимаешь, что не вся молодежь безразлична к нашему прошлому, настоящему и будущему. Она думает! Но она многого не знает, и ей надо сказать правду.
Молодежи необходимо знать о Ленине-человеке, ибо раньше всю его жизнь, как писал В.Маяковский, «заливали приторным елеем», а сегодня рисуют одной черной краской. Ей нужна правда
о Ленине-коммунисте, ибо раньше коммунизм называли мечтой человечества, а сегодня — преступной утопией.

О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ крупного деятеля в кругу порядочных людей говорить не принято. Что ел, сколько пил, кого любил... Не наше дело! Но сегодняшнее омещанившееся общество только этим и интересуется, только это ему и близко. Бог вам судья, господа, перемывайте в свое удовольствие косточки популярной певице, рассказывайте, с кем сошлась та или иная эстрадная дива, что вкушали гости на очередной свадьбе известного артиста, какова сексуальная ориентация нового кумира... Нравится пошлятина, занимайтесь в свое удовольствие. Но не трогайте выдающихся деятелей политики, науки, культуры! В России это осуждалось. Не было принято и в СССР.
Излюбленная тема нынешних бульварных писаний — отношения Ленина и Инессы Арманд. Роман, говорят, у них был. Ну и что? Сорокалетний крепкий мужчина. Тридцатипятилетняя утонченная красавица, обаятельная, образованная, остроумная, прекрасный переводчик, да еще и товарищ по партии, в которую она вступила в 1904 году. Мог увлечься. Какое ваше дело, не за вмешательство ли в личную жизнь вы ругали парткомы времен «застоя»? Подчеркну, за вмешательство в личную жизнь живых людей, а вы осуждаете тех, кого давно нет (Инесса Федоровна умерла от холеры в 1920 году). Сплетничают, будто Крупская хотела разойтись с Ульяновым. И опять же, какое ваше дело? Вам известны семьи, где между супругами не пробегала бы иногда черная кошка? А у вас в семье как? Вам хочется, чтобы лет через восемьдесят после вашей кончины, если оставите о себе память в обществе, кто-то, сладострастно потирая руки, говорил: «А ведь он-то...»? Еще Пушкин называл таких подлых писак мерзавцами...
Еще один расхожий пассаж: «Владимиром Ульяновым руководили не идеи, а желание отомстить Романовым за брата». Да, 8 мая 1887 года народоволец Александр Ульянов и четыре его товарища были повешены в Шлиссельбурге. Владимир сказал тогда знаменитые слова: «Нет, мы пойдем другим путем». Сколько ораторов, от Черномырдина до Жванецкого, издеваются ныне над этими словами! Но вдумайтесь: идеология другого пути как раз и заключается в отказе от индивидуального террора, а следовательно, и от личной мести. В более чем 50 томах ленинских сочинений нет ни строчки о мести за Александра, так не меряйте по себе или по обычаям первобытных племен!..
Читаем дальше: «Ленин — жесточайший правитель, он создал ЧК, концлагеря, выслал из страны «философский пароход», приказал вешать и расстреливать священнослужителей» и т.д.
Но прежде чем давать оценки, уточним некоторые детали. Правителем, т.е. председателем Совета Народных Комиссаров Ленин юридически был с
7 ноября 1917-го до 21 января 1924 года, т.е. шесть лет и два с половиной месяца. Это меньше, чем пребывание у власти каждого из президентов России. Фактически же он руководил страной до начавшегося у него 25 мая 1922 года приступа смертельной болезни. Но дело даже не в сроке. Гражданская война и военная интервенция в России продолжались до 25 октября 1922 года, до изгнания японских интервентов из Владивостока. С лета 1918-го до конца 1920 года военный вопрос был для Ленина «главным, коренным вопросом революции». Назовите историческую личность, руководителя воюющей страны, отличительной чертой которого были бы гуманизм, доброта, ласковое отношение к тем, кто замахнулся на устои его правления. Не подойдут ли в качестве примера Петр I, казнивший стрельцов, или Николай I, расстрелявший на Сенатской площади солдат восставшего гарнизона и повесивший их руководителей. Или недавно причисленный к лику святых Николай II, уничтоживший мирное шествие рабочих на Дворцовой площади, или, наконец, Борис Ельцин, с помощью танковых пушек расправившийся с Верховным Советом?
Упреки в создании ВЧК не только наивны, но и оскорбительны, хотя бы потому что на страже интересов России и сегодня стоит служба, во многом продолжающая дело Ленина—Дзержинского. Подобные службы есть во всем мире, не исключая образцовые демократические державы. И концлагеря — не российское изобретение. Поинтересуйтесь деятельностью лорда Г.Китченера в годы Англо-бурской войны, почитайте в книге У.Черчилля «История англоязычных народов» о концлагерях для южан в США. Можно углубиться в историю и подальше, а можно, наоборот, поближе, например, в 1918 год, в Омск, к лагерям, созданным по воле адмирала Колчака. Кстати, известно ли вам, что в России сегодня заключенных больше, чем при Ленине? Станете возражать, что нынешние-то справедливо осуждены за убийства, бандитизм, воровство, насилие, взяточничество, наркотики, а те — за политику? Сомнительное утешение для матерей преступников, совсем не утешение для родных жертв насилия...
«Философский пароход»... В 1922 году советская власть выпроводила из страны 164 человека (философы, социологи, писатели), которые, как писал Ленин, для воспитания масс годились «не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста». Часть уехавших позднее вернулась, многие остались за рубежом. Но они и там продолжали антисоветскую деятельность. Что, следовало их оставить, сказав: «Агитируйте, пожалуйста, боритесь с нашей властью, мы гуманисты, вы будете призывать нас повесить, а мы будем вас уговаривать»? Ленин в отличие от современных властителей хорошо знал творчество И.А.Крылова, а басню «Кот и Повар» неоднократно цитировал. Кстати, сколько пароходов, поездов и самолетов с бывшими советскими физиками, математиками, программистами, биологами, инженерами вынуждены были уехать из России за последние 15 лет в поисках работы, приложения своих знаний? Кто виновен в этой трагедии?

УВАЖАЯ тех, кто имеет иные убеждения, все же подчеркну, что большинство деятелей церкви в годы революции и гражданской войны выступало против советской власти. Никак не могу понять моральной стороны противоречия. Церковь утверждает, что всякая власть от Бога, и сама она — вне политики. Но почему же тогда советская власть — от антихриста, и верующие должны с нею бороться? Как надо было обращаться с людьми, с мечом и крестом шедшими против власти?
Красный террор. Ленин писал, что людей, осуждающих террор со стороны победившей революционной партии, осаждаемой буржуазией всего мира, Плеханов еще в 1903 году «подвергал осмеянию и оплевыванию». Плеханова мы уважаем, в Томске, например, никто пока не предложил переименовать улицу его имени. Стоило бы почитать написанное организатором марксистской группы «Освобождение труда» и задуматься над прочитанным. Да и Ленина надо читать, а не говорить: «Ах, мы этого не знали!» Что, вы не знали опубликованных «Правдой» 22 февраля 1918 года слов: «...спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления»? Забыли входившую в программу зачета по истории партии брошюру «Очередные задачи советской власти» (апрель 1918 года), где говорится о «поимке и расстреле взяточников и жуликов». Не заметили в тезисах для продотрядов требования: «Ввести круговую поруку всего отряда, например, угрозу расстрела десятого, за каждый случай грабежа»? Не соглашались с мыслью: «Что лучше? Выловить и посадить в тюрьму, иногда даже расстрелять сотни изменников, выступающих против советской власти? Или позволить Колчаку перебить, перестрелять, перепороть до смерти десятки тысяч рабочих и крестьян? Выбор нетруден». Все это и многое другое опубликовано, и если вы не читали и не знаете, то не основывайте на своей неграмотности политические выводы!
Нелишне задуматься над главным. Еще Энгельс называл всякую революцию трагедией. Жестокость, террор, реки крови. Но во имя чего? Об этом сегодня не пишут, а молодежь не читала хотя бы таких строчек: «Справедливости и равенства первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность». Конечно, господа, сегодня владеющие заводами, рудниками, банками или, скажем, Чукоткой, не станут говорить правду о марксизме-ленинизме — не в их это классовых интересах. Вот они и лгут, приписывая нам, коммунистам, требование «отобрать и разделить поровну», и скрывая то, что производство во всем мире ныне имеет общественный характер, а распределение остается частным. Ленин считал, что устранить эту главную несправедливость может только революция и диктатура пролетариата. Он этого не скрывал, и люди за ним пошли.
...Популярна ныне и ложь о кухарках, которым якобы предлагали управлять государством. А что писал Ленин? «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». Правда, многие полагают, что нынче лучше бы уж нами управляли добросовестные кухарки, чем современные хапуги-троечники. По крайней мере не предавали бы национальные интересы страны и народа.
Единственное, в чем я бы упрекнул автора «Материализма и эмпириокритицизма» — в наивности, граничащей с идеализмом. Он верил в людей, считая нас лучшими, чем мы есть на самом деле. Он полагал, что двух-трех поколений хватит, чтобы изжить в людях подлость, жадность, способность к обману и предательству. Ошибся.
...В свое время была устранена историческая несправедливость — крепостное право. Российская империя оказалась на этом пути одной из последних, и просвещенная Европа долго смотрела на нас с презрением. Неужели в XXI веке, когда мир вслед за Китаем, некоторыми странами Латинской Америки и Европы станет на путь социализма, на нас опять будут смотреть как на последнюю крепость отсталости? России в XIX веке выпала высокая честь подарить миру гения — Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Россия в ХХ веке предала не только его и его учение, но и память о нем.
Не вся Россия.

 

Лев ПИЧУРИН,
профессор.
Томск.



В оглавление номера