"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 126 (12899), суббота, 28 октября 2006 г.

 

Балека МБЕТЕ (ЮАР):
В ЦЕНТРЕ НАШИХ ЗАБОТ— ИНТЕРЕСЫ НАРОДА

В России на этой неделе побывала делегация Национального собрания Южной Африки во главе с его председателем Балекой Мбете. Она не просто очередной парламентский чиновник. Ее путь к одному из высших государственных постов необычен. Он пролегал через тяготы и опасности многолетней освободительной борьбы. 1 мая 1976 года, когда режим апартеида еще казался незыблемым и любое проявление сопротивления жестоко каралось, школьная учительница Балека Мбете вступила в ряды запрещенного Африканского национального конгресса (АНК), а затем на долгие 15 лет отправилась в политическую эмиграцию.
Эта внешне хрупкая женщина несколько лет работала в одном из самых опасных мест тогдашнего юга Африки — в подпольных структурах АНК в Ботсване. Спецслужбы режима апартеида действовали очень жестко. Похищения, убийства активистов АНК случались там не раз. Но она достойно справилась с задачей обеспечения связи с подпольными организациями АНК внутри ЮАР.
Вскоре после победы АНК на исторических выборах 1994 года Балека Мбете была избрана заместителем председателя Национального собрания ЮАР. А в апреле 2004 года она стала руководителем парламента.
В ходе бесед в Москве Балека Мбете тепло говорила о роли нашей страны в освобождении ЮАР от апартеида. На официальном приеме в честь делегации она, в частности, заявила:
— Мы получили свободу в немалой степени благодаря помощи вашей страны. В СССР нас учили в вузах, мы получали военную подготовку. Все это было необходимо для ликвидации апартеида. Мы имели возможность лечиться. В 1987 году я заболела тяжелой формой малярии. И товарищи из ЦК КПСС организовали мое лечение в СССР. В России мы чувствуем себя как дома, среди друзей.
Многие наши товарищи отдали жизнь в борьбе за светлое будущее народа. Мы обязаны сделать все, чтобы их жертвы не были напрасными.
На встрече с Г.А.Зюгановым и другими руководителями КПРФ Балека Мбете отметила: «Мы рады встрече с партией, которая сделала так много для нашего освобождения. Хотела бы выразить признательность за поддержку КПСС и Советского Союза борьбы против апартеида».
Однако наши встречи с южноафриканскими друзьями — это не только повод для воспоминаний о прошлом. Это еще и возможность сравнить, куда пошла Россия после прихода к власти «демократов» в 1991 году и куда пошла Южная Африка после ликвидации апартеида в 1994 году.
Мы в России сталкиваемся с проблемой все более усиливающегося отчуждения Государственной думы от нужд и чаяний народа. Парламент РФ принимает законы, ухудшающие положение людей и игнорирует их протесты. А как обстоят дела на этот счет в Южной Африке? Наш корреспондент встретился с Балекой Мбете, чтобы узнать о деятельности Национального собрания ЮАР.
— Чем руководствуется в своей деятельности южноафриканский парламент?
— Наш парламент построен на идее вовлечения народа в законотворчество. Это народный парламент, он дружественный к людям. Люди не только могут приходить в Национальное собрание. Они должны еще и чувствовать, что их мнение имеет для нас значение, что мы ждем от людей активного выражения их мнения. Это резкий контраст с нашим недавним прошлым. Ведь до 1994 года, до ликвидации апартеида, мы могли лишь приходить к дверям парламента на митинги протеста. Это был расистский парламент. Нынешний парламент должен быть домом для всех.
Конечно, должен быть баланс между доступностью и безопасностью. Мы понимаем, что в нынешнем непростом мире нужно быть бдительными, чтобы не дать возможности проявить себя силам террора. Однако процедура прохода в парламент очень проста: вы обращаетесь в Центр для посетителей, называете себя, и вам выдают пропуск.
— А заявки от депутатов или чиновников, документы?
— Ничего этого не нужно. В зале заседания есть галерея для посетителей. Она вмещает 650 человек. Специальные парламентские служители проводят вас туда. Депутаты парламента имеют, разумеется, преимущественное право приглашать своих гостей. Но даже на самые важные мероприятия мы выделяем для гостей депутатов лишь 300 мест. Остальные места — для неправительственных организаций: женских, молодежных, научных, профсоюзных, религиозных. После реконструкции нашего здания на заседаниях парламента сможет присутствовать до тысячи посетителей.
— Насколько мне известно, граждане имеют право присутствовать даже на заседаниях парламентских комитетов?
— Да, и это предусмотрено регламентом нашего парламента. Мы пришли к идее полной открытости законотворческой работы еще до прихода АНК к власти, на этапе переговоров о конституции в 1992—1994 годах. Мы тогда подумали: ведь конституция пишется не для элиты, а для всего народа. Нам нечего скрывать от людей. А закрытые переговоры с лидерами белого меньшинства тут же повлекли бы слухи о сговоре.
Поэтому мы решили допустить прессу. Конечно, в этом была своя опасность, ибо пресса могла исказить содержание переговоров. Но мы изначально сделали ставку на полную открытость. С тех пор нашими руководящими принципами являются прозрачность процесса принятия решений, ответственность политиков перед народом и включение народа в принятие решений.
Мы не пытаемся подавлять голоса, высказывающие иную точку зрения, нежели наша. Мы не боимся чужого мнения. Если мы будем пытаться подавить это мнение, оно все равно пробьется наружу. Поэтому мы пошли по пути поиска взаимопонимания различных политических сил.
АНК располагает конституционным большинством в парламенте. Мы могли бы легко проталкивать любое решение. Однако каждый раз, перед тем как выносить на голосование какой-либо законопроект, мы проводим консультации с оппозицией. Мы выслушиваем их точку зрения, спорим, пытаемся убедить их в правильности нашего подхода. И только после этого выносим законопроект на голосование.
— Каковы приоритеты южноафриканского парламента?
— Сейчас мы в начале второго десятилетия после ликвидации апартеида. Первое десятилетие мы потратили на то, чтобы преодолеть, в том числе и в сфере законодательства, наследие апартеида.
Сейчас появились новые задачи. Возникла новая парламентская культура, основанная на участии простого человека в выработке законов. Однако у нас нет иллюзий насчет того, что все члены общества верно понимают роль парламента и их личную возможность влиять на его решения. Многие люди не знают, что они имеют не просто право посещать заседания парламента, но и вносить свой вклад в выработку законов.
А ведь нам приходится регулировать и такие вопросы, которые вызывают в обществе отнюдь не однозначную реакцию. И мы должны очень внимательно изучать настроения общества. Именно в выявлении этих настроений и заключается значительная часть нашей работы.
Мы сейчас занялись созданием представительств Национальной ассамблеи в девяти провинциях Южной Африки. Там есть местные, провинциальные парламенты. Но нам важно иметь обратную связь с народом по общенациональным вопросам. Мы должны достичь самых отдаленных деревень, подключить их к выработке законов. В ближайшее время мы откроем Представительства парламентской демократии в четырех провинциях. В следующем году — еще в пяти.
— А не получится ли из этого еще одна верхушечная, бюрократическая структура, которая немедленно отгородится от людей?
— Нет. Это невозможно. Главной задачей этих представительств будет как раз зондаж настроений людей по общенациональным вопросам. Разумеется, депутаты парламента и сами работают в избирательных округах. Но они неизбежно руководствуются прежде всего интересами своих партий. Мы же как Национальная ассамблея должны иметь объективную картину настроений общества. Поэтому, кстати, мы хотим увеличить время, которое депутат проводит в своем избирательном округе.
Мы пошли также по пути проведения выездных заседаний парламента. Но мы не просто приезжаем в какую-либо провинцию с парадным визитом. Туда заблаговременно направляется группа экспертов, которая изучает обстановку, проблемы, которые стоят перед населением провинции, готовит предложения для парламента. И зачастую мы, приезжая туда, решаем эти проблемы прямо на месте.
Вторая крупная задача, стоящая ныне перед нами — изучение того, как действуют принятые законы. С 1994 по 2004 год мы приняли множество законов, обеспечивающих переход от апартеида к демократии. Сейчас мы должны посмотреть, как они работают. Ведь для нас принятие законов не самоцель. Мы не можем сказать народу, что приняли сто законов и это значит, что мы работаем успешно. Обязательно нужно смотреть, идут ли законы на пользу или возникают непредвиденные проблемы?
Анализируем мы и выполнение положений конституции. Мы вели сложнейшие переговоры по ее выработке, чтобы улучшить жизнь людей. Выполняем ли мы то, что сами заложили в конституцию? Этот вопрос тоже находится в центре нашего внимания.
Мы должны сделать так, чтобы пороки прошлого ушли безвозвратно. И одновременно мы думаем о будущем. О том, какое наследие оставим нашим детям и внукам.
— Это все исключительно интересно. Но ввиду ограниченности времени хотел бы резко изменить тему разговора. Насколько мне известно, ваша делегация только что побывала в Белоруссии. Каковы ваши впечатления?
— Самые наилучшие. Мы были приятно поражены тем, что увидели. Белоруссия — небольшая страна. Информации о ней мало, и она, как правило, сугубо негативная. Поэтому мы были обрадованы теплом, с которым нас встретили, образцами национальной культуры, с которыми нас познакомили. Минск поразил нас чистотой, порядком на улицах, отсутствием автомобильных пробок, дисциплиной пешеходов. Для нас организовали поездку в Хатынь — в деревню, сожженную фашистами. Это дало нам очень сильное представление о том, что пришлось пережить белорусскому народу в недалеком прошлом.
У нас состоялись очень интересные беседы в белорусском парламенте. Наши коллеги рады возможности развивать сотрудничество с Южной Африкой. Хотя это и не было предусмотрено программой визита, нашу делегацию принял президент Белоруссии Александр Лукашенко.
— И каково ваше впечатление от этой встречи?
— Самое лучшее. Он принял нас очень тепло. Этот человек обладает очень четким мышлением и он предан интересам своей страны. Для нас было важно узнать, что он уделяет большое внимание повышению роли женщин в обществе, что особое значение придается материнству. Причем не на уровне разговоров, а через серьезное финансирование программ поддержки материнства.
— И как вам видятся перспективы отношений между Южной Африкой и Белоруссией?
— Президент ЮАР Табо Мбеки на конференции в верхах Движения неприсоединения в Гаване встретился с президентом Лукашенко. Они договорились об укреплении сотрудничества, в том числе и по линии парламентов. ЮАР закупила недавно 20 огромных самосвалов БелАЗ.
Возвращаясь же к вопросу, который вы задали в самом начале — о приоритетах нашего парламента, — скажу так: в центре наших забот — интересы народа. Для нас это главное.

 

 



В оглавление номера