28 и 29 октября в Сербии состоялся референдум по новой Конституции. Она была принята единогласно народной скупщиной (парламентом) Сербии 30 сентября с.г. и в минувшие выходные с большим трудом подтверждена избирателями. Явка была 53,66%, а за новую Конституцию проголосовало 51,46% общего числа избирателей. Самая высокая явка была среди сербов Косова и Метохии (90,1%). Албанцы игнорировали референдум, а их лидеры (бывшие боевики) заявляли, что референдум вообще не касается Косова и никак не может повлиять на переговоры о статусе Края. Скупщина Косова оценила референдум как конституционную агрессию. В южных районах Сербии — Прешево, Медведжа, Буяновац — населенных преимущественно албанцами, референдум практически бойкотировали.
Самая низкая явка (45,9%, а за Конституцию проголосовало 42,7% общего числа избирателей) была в северном сербском автономном Крае Воеводине, где много национальных меньшинств. Выходит, что нацменьшинства менее заинтересованы в государственном строительстве. Там немало недовольных правами Края в новой Конституции, есть «автономистские» партии, даже председатель парламента края (серб) призывал к бойкоту. В центральной Сербии эти цифры были 56,1% и 54,6%. В Белграде явка была 53,1%, а за Конституцию проголосовало 51,8% всех избирателей.
Сейчас предстоит в срочном порядке провозгласить принятую Конституцию. Председатель скупщины Сербии заявляет, что это будет сделано уже 5 ноября (но это его позиция). Потом нужно будет согласовать конституционный закон (закон о применении Конституции), что может оказаться делом непростым, ибо для его принятия нужно квалифицированное большинство (две трети). Этот закон гораздо конкретнее Конституции. Его статьи более непосредственно затрагивают интересы каждой политической силы, чем статьи Конституции. Так что между политическими силами в процессе разработки и голосования по конституционному закону будет большая «торговля».
Также должны быть назначены парламентские и президентские выборы, хотя сроки мандатов депутатов скупщины и президента далеко не истекли. Но принятие новой Конституции подразумевает создание нового правительства. Предполагается, что выборы будут проведены в декабре.
В Сербии говорят о сближении Демократической партии Сербии (ДПС) премьер-министра В.Коштуницы и Демократической партии (ДП) президента Б.Тадича с целью создать «демократический блок» для победы на предстоящих выборах. Их поддерживают ЕС и НАТО. Но нет согласия по срокам выборов. Кажется, что Коштуница хочет перенести президентские выборы на первые месяцы следующего года. Тадич же хочет провести парламентские и президентские выборы вместе, ибо его рейтинг выше рейтинга ДП, и он хочет «подтянуть» партию. Думается, что они договорятся: создание нового правительства «демократического блока» — один из основных мотивов быстрого продвижения новой Конституции. Ожидается, что этот блок в результате успешного референдума и «закрепления» Косова и Метохии в Конституции получит признательность избирателей «за сохранение суверенитета и территориальной целостности страны» и, следовательно, мандат власти на следующие четыре года.
Но стоит задуматься вот над чем: почему почти половина электората не явилась на выборы и благодаря каким силам референдум все равно состоялся? Главной движущей силой референдума, подготовка которого велась ударными темпами, несомненно, был премьер. Можно, правда, сказать, за референдум активно выступала вся правящая коалиция. Но в ее рамках ДП была гораздо менее активна, чем ДПС. А главными противниками референдума были мелкие либеральные партии и ряд неправительственных организаций.
Явка — это результат не только политических игр и успешных пропагандистских кампаний. С 2001 года экономические и социальные процессы в Сербии (распродажа отечественной банковской системы и большинства самых ценных хозяйственных ресурсов, грабительская приватизация, массовые увольнения, рост безработицы, бедность) не способствовали желанию людей ходить на избирательные участки. Конституция была подтверждена на референдуме в первую очередь из-за преамбулы о Косове и Метохии как составной части государственной территории Сербии. Большинство граждан верит, что это укрепляет позицию Сербии в защиту суверенитета и территориальной ее целостности.
Результаты референдума, как видим, не очень впечатляющи, особенно, если учесть усилия, приложенные правящей коалицией. В воскресенье к избирателям вновь обращались все высшие государственные и политические лица, а также главы всех церквей (православной, мусульманской, католической, еврейской). А патриарх Павел вообще впервые голосовал со дня, когда он стал главой Сербской православной церкви. Власти фактически пугали избирателей, угрожая тяжелыми последствиями возможного провала. Все это свидетельствовало о тревоге властей.
Самая сильная оппозиционная партия — Сербская радикальная партия — полностью поддержала референдум. Заместитель ее председателя Томислав Николич (лидер партии Воислав Шешель находится в гаагских застенках) несколько раз обращался по телевидению к своим избирателям с призывом проголосовать, а они известны дисциплинированностью. Видимо, немалая заслуга в обеспечении явки принадлежит именно радикалам. СРП на выборах осенью 2003 года получила треть всех мандатов в скупщине Сербии, а на президентских выборах 2004 года Т.Николич получил голоса 45,40% избирателей, явившихся на участки. Заслуги в успехе референдума имеют и избиратели Социалистической партии Сербии, которые также достаточно дисциплинированы, в частности, когда речь идет не о межпартийных, а о государственных вопросах.
Новую Конституцию публично похвалил Евросоюз, признав, что в ней нет преград приему Сербии в ЕС и что она в значительной мере уважает европейские стандарты. Судя по всему, она была одним из важных условий приема Сербии в ЕС. Некоторые аналитики подчеркивают, что Конституция — это своего рода декларация о лояльности к Западу. Самая частая критика новой Конституции заключается в том, что не было публичного обсуждения ее окончательного текста, на что представители правящей коалиции риторически, некоторые даже цинично, отвечали, что обсуждение этой темы идет уже 6 лет. То есть с момента свержения С.Милошевича.
Новая Конституция имеет много недостатков, о чем говорят эксперты и политики, но они же подчеркивают, что ее легче изменять, чем предыдущую. Потому что хотя и сохраняется необходимость квалифицированного большинства (две трети) в парламенте при голосовании о поправках, для их принятия на референдуме не нужно 50% плюс один голос от всего электората, а достаточно простого большинства избирателей, явившихся на референдум.
Главная причина консенсуса всех парламентских партий по вопросу о новой Конституции в том, что в ее преамбуле записано, что «Край Косово и Метохия — составная часть территории Сербии, что он имеет положение существенной автономии в рамках суверенного государства Сербии и что из такого положения Края Косова и Метохии следуют конституционные обязательства всех государственных органов отстаивать и защищать государственные интересы Сербии в Косово и Метохии во всех внутренних и внешних политических отношениях».
Конституция 1990 года также содержала параграф о «территориальной автономии» Косова и Метохии, так что, по сути дела, ничего нового не произошло. Но в ситуации последних лет (когда «мировое сообщество» продолжало давить на Белград, поддерживая албанских сепаратистов в Косово и Метохии и предоставляя им все возможности государственного строительства в Крае, а ряд сербских политиков откровенно подыгрывал этому, не брезгуя антинародной агитацией), и особенно ныне, когда идут переговоры о статусе Края, это положение Конституции приобретает новое, очень важное значение. Повторения в политике неизбежны и нужны. Они фактически становятся новыми и воспринимаются как таковые, особенно когда речь идет об интересах государства и народа.
Слова о Косово и Метохии и есть существенная часть новой Конституции. Теперь, когда избиратели подтвердили ее, никто из сербских политиков больше не посмеет торговать статусом южного сербского края, заявлять, что Косово и Метохия давно потеряны для нас, что «надо смотреть реальности в лицо и уважать ее», вступить в Евросоюз, а там, мол, уже не важна(!) государственная принадлежность Косова и Метохии, как заявляли многие сербские «политики» под дудку своих иностранных хозяев. Теперь такие высказывания и действия будут просто антиконституционными. Должностные лица должны будут «отстаивать и защищать государственные интересы Сербии в Косово и Метохии» во всех внутренних и международно-политических отношениях.
По мнению автора этих строк, о чем он много раз высказывался, никто в Сербии больше не должен говорить о «сербском меньшинстве» в Косово и Метохии. Сербы в своей стране — народ, а не меньшинство. Албанский народ имеет свое национальное государство — Албанию, а части этого народа, как национальные меньшинства, живут в соседних странах, в том числе и в Сербии. Судьбу Косова и Метохии нельзя решать без Сербии. Народ Сербии давно решил, что этот Край — неотъемлемая составная часть Сербии, подтвердив теперь, что он автономия «в рамках суверенного государства Сербии». Это воля большинства народа Сербии. Это принципиальное, демократическое правило. Есть и прецеденты. В Канаде, например, Верховный суд постановил в августе 1998 года, что вопрос о независимости провинции Квебек решают все граждане Канады, а не только жители Квебека.
Хотелось бы надеяться, что официальное название южного сербского края — Косово и Метохия — будут теперь больше уважать. В том числе и в международном плане. Такое название было утверждено еще в 1945 году, после победы над фашизмом. И в предыдущей Конституции, которую называют Конституцией Милошевича, официальное название Края было таким же. Но почему-то на Западе, да и в России, упорно вычеркивают из названия Края слово «Метохия». А греческое слово «метох» или «метоха» означает монастырскую, церковную землю. Изымать слово «Метохия» из названия Края — значит уменьшать славянскую и православную составляющие истории Края, в котором родились сербская духовность и Сербское государство, и находится Патриархия Сербской православной церкви.
Хотя косовские албанцы, а также многие международные чиновники считают, что референдум никак не отразится на «статусном процессе», думается, что его влияния на поведение «мирового сообщества» все-таки неизбежно. Трудно поверить, что Совет Безопасности ООН сможет проигнорировать собственную резолюцию 1244 (1999 год), Хартию ООН и вопреки позиции Сербии отнять у нее часть государственной территории, чтобы удовлетворить требования албанских сепаратистов в Космете. Стоит напомнить, что резолюция 1244 была принята на основе договора Милошевич—Ахтисаари—Черномырдин, Кумановского соглашения и с согласия Югославии. Логично, что если принимать новую резолюцию СБ ООН (которая касается вопросов, по сути дела, уже урегулированных резолюцией 1244), то ее нужно принимать только на основе нового соглашения с Сербией. Вопрос Косова и Метохии является прерогативой СБ ООН с 1999 года и раньше. Переговоры о будущем статусе края ведутся уже больше года под эгидой ООН. Покинуть теперь «рельсы» ООН значило бы вернуться к ситуации, когда НАТО в обход Совета Безопасности совершило агрессию против Югославии. В такую возможность не хочется сегодня верить. Все-таки другие времена. И Россия другая.
Автор этих строк не согласен с политикой белградских властей, но считает, что государственные интересы Сербии требовали принять новую Конституцию. Необходимо в ближайшие дни провозгласить ее.