"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 13 (12792), четверг, 9 февраля 2006 г.

 

КОНТИНЕНТ БЕЛЫХ СНОВ

Полвека назад советские полярники основали в Антарктиде станцию-обсерваторию «Мирный»

Ученые нашей страны возобновили свою деятельность по исследованию наиболее труднодоступного континента Земли более чем через 130 лет после того, как русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1820 г. первыми достигли Антарктиды и обошли материк вокруг.
13 июня 1955 г. Советское правительство приняло решение об организации Комплексной антарктической экспедиции, которую впоследствии переименовали в Советскую антарктическую экспедицию. 30 ноября 1955 г. флагман первой экспедиции дизель-электроход «Обь» вышел из Калининграда, а уже 13 февраля 1956 г. состоялось открытие первой советской антарктической станции-обсерватории «Мирный». Эта дата и является началом работы наших полярных станций на белом континенте.

СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ отправились в Антарктиду не новичками: за их спиной был многолетний опыт работы в Арктике. Многие имели правительственные награды. Первый этап исследований в Антарктиде, 1956—1965 гг., носил рекогносцировочно-описательный характер. С первых дней началась аэрофотосъемка с самолетов и исследования с помощью наземного транспорта. В апреле—мае 1956г. был совершен первый санно-гусенечный поход в глубину континента
на 375 км.
16 декабря 1957 г. была открыта уникальная внутриконтинентальная станция «Восток». Она находится на ледяном куполе на высоте 3488 метров выше уровня моря. Это самая холодная станция в мире. В летний период температура воздуха колеблется от минус 20°С до минус 40°С. В самые холодные месяцы температура нередко опускается ниже минус 80°С. Эксплуатация дизель-генераторов в условиях «Востока» осложняется пониженным атмосферным давлением и низкими температурами воздуха, вызывавшими увеличение удельного расхода топлива. Кроме того, из-за недостатка кислорода происходит неполное сгорание солярки. Солярка при минус 75°С превращалась в густую массу, антифриз при минус 85°С кристаллизировался, бензин переставал испаряться, металл при минус 87°С становился хрупким.
Основное снабжение станции идет при помощи санно-гусенечных поездов. В первое десятилетие работы «Восток» расходовал в среднем за год 120 т дизельного топлива. Чтобы доставить эти 120 т, поезд должен состоять из 11—12 тягачей и 11—12 саней с цистернами. На путь от «Мирного» до «Востока» и обратно (около 3 тыс. км) тягачи расходуют 170—180 т солярки. То есть весь запас, установленный на 5 санях. Кроме горюче-смазочных материалов, поезда доставляют на «Восток» оборудование, строительные материалы, продукты.
С помощью самолетов на станцию «Восток» привозят полярников, расходные материалы, научные приборы, боящееся мороза продовольствие. В начале летали Ли-2 и Ил-12, потом Ил-14. Полеты возможны только в летний период: ноябрь—февраль. Причем полеты с посадкой можно осуществить при температуре не ниже минус 60°С и при отсутствии поземки. На «Востоке» нет водоемов. Для получения воды пилят снег и складывают его в специальные снеготаялки. При очень низких температурах электрические и бензиновые пилы не работают, и снег пилят вручную.
В 1961 г. в оазисе Ширмахера открыта станция «Новолазаревская», а в 1963 г. — станция «Молодежная». На этом этапе работало еще несколько станций, которые потом перевели в сезонные (то есть работающие только в летний период). В ходе санно-гусенечных походов определены высоты ледниковой поверхности, изучен рельеф ложа под ледниковым покровом. Получены первые достоверные сведения о природе восточной Антарктиды. Советские исследователи достигли Полюса недоступности, где больше никто не бывал. С 1961 г. советские самолеты Ан-12 и Ил-18 стали каждый год летать из Москвы в «Мирный».
С 1966 по 1973 гг. происходил второй этап изучения белого континента. В это время широкое развитие получили принципиально новые виды исследований: радиолокационное зондирование, глубинное бурение, исследование верхних слоев атмосферы метеоракетами, широкое использование спутниковой информации. На станциях стали применять ЭВМ и самописцы для непрерывной регистрации изучаемых явлений. На смену научным работам, носившим в основном описательный характер, пришли монографии и детальные научные разработки, освещающие природу атмосферных процессов над Антарктикой, режимные характеристики ледникового покрова, динамику вод и ледовый режим Южного океана, строение земной коры отдельных районов материка.
В 1968 г. была открыта станция «Беллинсгаузен» на острове Кинг-Джордж. В 1971 г. в малоизученном районе Берега Отса основана станция «Ленинградская». В 1971 г. «Молодежная» стала советским антарктическим метеорологическим центром (АМЦ) и главной базой САЭ, выполняющей оперативную работу по приему и передаче всех видов информации. Объем научных наблюдений в «Мирном» сократился. «Мирный» оставался базой для снабжения внутриконтинентальной станции «Восток» и маршрутных исследований.
В этот период на всех станциях были установлены цистерны для горючего. Топливо стали завозить на танкерах и перекачивать в цистерны. Раньше оно завозилось в бочках. В апреле 1973 г. возле Антарктиды сложилась небывало тяжелая ледовая обстановка: около станции «Ленинградская» судно «Обь» попало в ледовый плен. В «Мирном» и «Молодежной» находились полярники, отзимовавшие уже год. Вывезти их никто не мог. В Антарктике наступила зима. Зимой, в тот период, к берегам континента суда не могли подойти, мешали тяжелые льды. На помощь из Ленинграда вышло судно «Профессор Зубов». Удалось провести уникальную по сложности операцию. Вертолеты, вывозившие людей с побережья к судну, совершали посадки на айсберги. С айсбергов полярников перевозили катерами на судно. Вертолеты летали над безжизненным океаном на такие расстояния, на какие раньше не рисковали. Летчики ловили малейшее окно между штормами, которым зимой в этих краях нет числа. Подходящее место для посадки вертолета на айсберг нашли в 400 километрах от станции «Молодежной».
Третий период исследований — с 1974 по 1990 гг. Для этого этапа характерны широкомасштабные комплексные научные исследования по специальным программам, в том числе и международным. Этот этап был наиболее длительным и плодотворным по своим научным результатам. В марте 1980 г. начаты регулярные наблюдения на открытой на мысе Беркс Берега Хобса (западная Антарктида) станции «Русская». Район, в котором создана «Русская», является наименее изученным. Обширный участок побережья от моря Росса до западных берегов полуострова Антарктида долго оставался белым пятном. Открытие «Русской» должно было восполнить этот пробел. Климат станции характеризуется чрезвычайно суровыми условиями.
Среднемноголетнее число дней в году со скоростью ветра более
15 м/с составляет 264, а более 30 м/с — 136. Поэтому «Русская» — единственная станция, где не было аэрологических наблюдений, так как аэрологический шар можно выпускать при ветре не более 12 м/c.
Успешно продолжалось бурение глубинных скважин на станции «Восток». В результате сейсмических исследований выяснилось, что под ледником, на котором находится «Восток», расположено крупное озеро, по размерам близкое к Ладожскому озеру. В 1990 г. на «Востоке» существовало 5 глубоких скважин.
В 1988 г. основана станция «Прогресс». В связи с ростом геолого-геофизических работ в рассматриваемый период был открыт ряд новых полевых баз. Широкое применение получили вертолеты. На этом этапе в Антарктиде работало максимальное количество советских полярников. В 80-х годах на станциях зимовало от 299 до 377 человек. Количество людей, работавших в летний период, составляло 300—400 человек. На всех станциях построены новые жилые и научные комплексы.
В этот период дважды сменился флагман советского антарктического флота. В 1975 г. на смену дизель-электроходу «Обь» пришло специально построенное для работы в Антарктике научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». Обеспечением станций занимались и другие суда. Были поломки судов, влияющие на ход экспедиции. Крупная авария произошла в конце декабря 1979 г. В проливе Большой Бельт дизель-электроход «Оленек» столкнулся с танкером. В результате на дизель-электроходе возник пожар, погибли 2 человека, а само судно вышло из строя. Вместо него для участия в экспедиции был выделен дизель-электроход «Гижига». В апреле 1984 г. дизель-электроход «Капитан Готский» был прижат к каменистой гряде небольшого острова и получил пробоину, в результате чего была повреждена часть аппаратуры, находившейся в трюме. Несколько раз экспедиционные суда, зажатые льдами, совершали вынужденный дрейф. Так, при разгрузке на станции «Ленинградская» «Михаил Сомов» был зажат льдами и стал дрейфовать. Дрейф продолжался 52,5 дня (со 2 февраля по 26 марта 1977 г.). 15 марта 1985 г. во время обеспечения станции «Русская» это судно опять попало в ледовый плен. Дрейф в Тихоокеанском ледовом массиве продолжался 133 дня (с 15 марта по 26 июня 1985 г.). Его высвободил ледокол «Владивосток», который дважды пересек тяжелые льды ледового массива, пройдя в условиях полярной ночи около 2 тысяч миль. Такое плавание зимой в Антарктике было осуществлено впервые. В сентябре 1987 г. новым флагманом советского антарктического флота стало научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», которое является им и в нынешнее время.
Из наиболее трагических событий — пожар на станции «Восток». 12 апреля 1982 г. сгорело здание дизельной электростанции. Во время пожара погиб начальник электростанции Карпенко и сгорела основная часть горючего. Подача электроэнергии прекратилась. А зима на «Востоке» только началась. Сутки после пожара «Восток» молчал. Когда запустили старый дизель-генератор на буровой, дали сообщение об аварии. Восточники оказались отрезаны от остального мира, словно жители другой, недоступной планеты. И эта планета называлась «Полюс холода». Электроэнергии хватало, чтобы питать радиостанцию. К счастью, на складе сохранились солярные печки-капельницы. Из газовых баллонов делали новые печи. Из парафина изготавливали свечи. Уже 1 мая оборудовали новую баню. Ее сделали в пустующем домике гляциолога. Застелили пол железным противнем и сделали дырку для стока воды. На печку поставили бочку с водой. В дне бочки сделали дырку и пропустили через бочку трубу. Труба раскалялась и нагревала воду. Мылись в резиновых сапогах, чтобы ноги не примерзали к полу. Тепло становилось на уровне пояса, а у потолка — жара. Парились на полке у потолка. 4 раза в сутки делали метеонаблюдения и передавали синоптическую телеграмму.
Остальные наблюдения пришлось прекратить. Лишь в декабре 1982г. походом была доставлена аварийная электростанция, что позволило восстановить почти все виды научных наблюдений. 21 июля 1983 г. метеоролог Лазарев зафиксировал температуру воздуха минус 89,2°С. Самую низкую на планете.
Четвертый этап — с 1991 по 2005 гг. Это самый тяжелый период за всю историю отечественных полярных станций. Государство резко сократило расходы на освоение полярных районов. В 1991 г. были закрыты «Русская» и «Ленинградская», в 1992 г. временно законсервирован «Прогресс». В августе 1991 г. к власти в стране пришла клика Ельцина, которая устроила дикий рост цен. Поскольку зарплата полярников не индексировалась с учетом роста, люди, работавшие в 1991—1992гг., не получили денег за свою работу, их съела инфляция. На оставшихся станциях количество зимовочного и сезонного состава очень сильно сокращено. С 1993 г. перестали осуществляться научные внутриконтинентальные походы. Изношенность транспортной техники и отсутствие запчастей приводили к тому, что во время походов на станцию «Восток» большая часть техники оставалась на трассе. Из осеннего похода 1993 г. в обсерваторию «Мирный» вернулось 2 тягача из 11, часть участников похода была снята вертолетами. Особенно тяжелая ситуация сложилась в 1995 г. Поход в составе 16 тягачей вышел 12 ноября. Сразу после выхода через каждые 100—150 километров происходили крупные поломки. Машины приходилось оставлять на трассе. Чтобы не рисковать жизнью людей, было принято решение оставить сани с грузом на трассе, а сломанную технику отбуксировать в «Мирный». 14 декабря поход развернулся обратно. В связи с тем, что запасы топлива на станции «Восток» подошли к концу, было принято решение о консервации станции. С 24 января по 1 декабря она не работала.
В конце 90-х годов сложилась парадоксальная ситуация: средний возраст тягачей, ходивших из «Мирного» на «Восток», был больше среднего возраста водителей этих тягачей.
Количество обслуживающих экспедицию судов сильно сократилось. Если раньше их было 7—9, то теперь — 1—3. Строительных работ в рассматриваемый период не производилось, за исключением 1991 г.
26 апреля 1996 г. на судне «Академик Федоров» произошла аварийная остановка главного дизель-генератора. Для ремонта судно было направлено в порт Буэнос-Айрес. Это более чем на месяц затянуло доставку горючего, что заставило прекратить на станциях ряд наблюдений.
Несмотря на отсутствие должного финансирования, удалось возобновить бурение на станции «Восток». 29 января 1998 г. глубина самой большой скважины достигла 3623 метров. Бурение было прекращено, так как до подледного озера осталось порядка 130 метров.
Износ техники и плохое снабжение станций в разгар полярной зимы привели к увеличению аварийности. 1 июня 1998 г. потерпел аварию вылетевший с борта «Академика Федорова» на станцию «Новолазаревская» вертолет. В авиакатастрофе погибли 3 члена экипажа, 2 участника экспедиции, 4 участника экспедиции были госпитализированы. 9 июня 1998 г. на станции «Восток» работающий дизель резко увеличил обороты и стал разваливаться. И только действия дежурившего на электростанции тракториста Смирнова спасли станцию от нового пожара.
Функционирование станции «Молодежная» даже в сокращенном режиме требовало потребления большого количества горючего. В целях экономии в 1999 г. «Молодежная» была закрыта. Вместо нее в 1998 г. расконсервировали станцию «Прогресс».
Финансовый кризис 1998 г. ударил по антарктическим исследованиям. Зарплата полярников в том году не индексировалась с учетом роста цен. Да и в последующие годы отставала от инфляции. Работали на энтузиазме.
28 ноября 2001 г. при проведении швартовых испытаний «Академика Федорова» во время текущего ремонта произошла поломка главного дизель-генератора. После дефектации поврежденных узлов стало ясно, что замена потребует длительного времени, не ранее июня. Был сделан вывод, что судно не сможет принять участие в экспедиции. В сложившейся обстановке приняли решение использовать для смены полярников судно ледового плавания «Магдалена Олдендорфф» (ФРГ). С самого начала рейса это судно показало слабую ледопроходимость. Подойти к обсерватории «Мирный» ему не удалось. Разгрузка велась с помощью вертолетов. 30 мая 2002 г. «Магдалена Олдендорфф» завершило грузовые операции на станции «Новолазаревская», после чего попало в ледовый плен. Была организована спасательная экспедиция, в результате которой судно «С.А.Агалас» (антарктической экспедиции ЮАР) взяло на борт полярников. Аргентинский ледокол «Алмиранте Аризар» обколол дрейфующее судно, высвободил его изо льда, но так и не смог вывести из антарктических вод. «Магдалена Олдендорфф» осталась на зимовку в районе станции «Новолазаревская».
Российские полярники продолжают трудиться на белом континенте. И это заслуга директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института И.Е.Фролова, начальника Российской антарктической экспедиции В.В.Лукина и их заместителей. Станции ждут новых молодых полярников, которые вернут нашей стране статус первой антарктической державы мира.

 


 

 

А.С. ЛАЗАРЕВ
Ленинград.


В оглавление номера