«Россия со времени того, как вошла в состав Европы, 
            ущербу Европе не нанесла, а лишь вся служила Европе, нередко в страшный 
            ущерб самой себе. Надо признаться, что вступление наше в Европу во 
            многом сбило нас с толку, с настоящего понимания своих целей, и до 
            того, что теперь, может, уж и не возвратиться к настоящему пониманию. 
            Будущее России ясно: мы будем идти, может быть, без войны с Германией, 
            — будем идти до тех пор, пока бросится к нам устрашенная Европа и 
            станет молить нас спасти ее от коммунаров. Станет не молить, а требовать: 
            ибо-де вы спасаете и себя, должны спасти и себя. И тут-то мы, может 
            быть, слишком наглядно в первый раз увидим, как мы не похожи на Европу 
            и как разны у нас наши сущности... и какую мы до сих пор сделали политическую 
            ошибку, столь рабски записывая себя европейцами. А у коммунаров будущность. 
            Это единственная европейская идея, имеющая там будущность».
            ---------------
            «Что мы несем из Европы? Пред чем народ должен бы был преклониться? 
            Нет, отнюдь не нравственные начала, пред которыми надо преклониться, 
            а, во-первых и главное: образованность, расширение горизонта, умножившееся 
            и усиленное пониманием своей идеи через сопоставления с западноевропейским 
            миром, историческое понимание древнего мира, потребность порядка... 
            Склад же жизни европейской и порядок ее современный нам никак нельзя 
            копировать... А нравственные начала наши тоже нельзя отдать. Знакомство 
            с древними идеалами и с новейшими вы несете народу через образованность, 
            через расширение горизонта, и найдутся пути новые к новому нашему 
            будущему складу и порядку. В чем эти новые задачи? Во всеслужении 
            человечеству. Мы несем образованность во всей широте этого слова, 
            и вот все, что мы принесли. И это немало. Это толчок к всемирному 
            значению России».
            ---------
            «Нравственные же вещи Европы нельзя копировать; мстительность, возмездие, 
            жестокость, честь рыцарская — все это очень плохо. Вера их хуже нашей. 
            Гуманность же, которую вы столь цените, без сомнения, ниже нашей (взгляд 
            народа на преступника, прощение и забвение обид, широкое понимание 
            исторической необходимости — это у нас лучше, чем на Западе). Бунт 
            парижан — это не гуманность. Гуманные начала даны в нашей вере, и 
            эти наши начала лучше. Если есть скверность, то есть и святое рядом. 
            Вот почему надо удивляться и перед чем надо благоговеть, что народ 
            это вынес. Если же народ развратен, то потому что он был прикреплен, 
            лишен самодеятельности, был податною единицею...»
            ------------
            «Ведь европейцы (то есть настоящие, тамошние), ведь это — престранный 
            и пренеразрешимый народ. Мы вот лезем к ним, даже иной раз не уважая 
            себя, уверяем их в нашей дружбе и нашей любви, а они-то все нас отталкивают! 
            А мы — только что мы станем особливо и заявим, что впредь мы уважаем 
            себя и жить будем только для себя, и тотчас же они начнут уважать 
            нас, поверьте, даже к нам полезут сами, и уж без наших заискиваний 
            нас к своим причтут».
            ----------
            «Наше назначение быть другом народов. Служить им, тем самым мы наиболее 
            русские. Все души народов совокупить себе. Несем православие Европе, 
            — православие еще встретится с социалистами...
            Природа дала нам страшные силы у себя дома и слабость на нападение».
            ------------
            «У многих наших газет есть мелкие черты желторотости: называть английского 
            первого министра премьером (вероятно, так его называют по-английски). 
            Когда жидишку Дизраэли сделали виконтом Биконсфильдом (Дизраэли Бенджамин 
            граф Биконсфилд — премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874—1880 
            гг.— Ред.), это было у нас чуть не праздником для газет. Подумать, 
            что иные нарочно писали об Англии, чтоб употребить выражение «лорд 
            Биконсфильд». Да и вообще иностранные собственные имена возбуждают 
            у нас обаяние: ну как сравнить, например, по величию благозвучия такие 
            собственные имена, как, например, «лорд Дарби», «лорд Сомерсет», «Герезон 
            Давоншир», в сравнении с такими именами, как Нарышкин, например, Салтыков, 
            Плещеев или князь Репнин, Козловский, Ростовский, Кутузов. Уступают 
            решительно. «Сомерсет» — так уж и слышно, что он Сомерсет. Это нечто 
            важное, ну а что такое наше русское имя. Монтано, например, как грациозно, 
            и строго и грациозно. А тут Иванов, Куприянов — фу, как неблагозвучно...»
            -------------
            «Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. 
            (Весь прогресс через школы предполагается в том, чтоб отучить народ 
            быть собою.) Все черты народа осмеяны и преданы позору. Скажут, темное 
            царство осмеяно. Но в том-то и дело, что вместе с темным царством 
            осмеяно и все светлое. Вот светлое-то и противно: вера, кротость, 
            подчинение воле Божией. Демократы наши любят народ идеальный, отвлеченный, 
            в отношении к которому тем скорее готовы исполнить свой долг, чем 
            он никогда не существовал и существовать не будет».
            ------------
            «Объявились лучшие люди. За это одно можно заплатить много денег и 
            много крови.
            Россия народная сказала, кого она хочет считать своими лучшими людьми. 
            Не биржевиков, меряющих аршином близорукой выгоды. Крови жалко, но 
            пусть умрем, — скажет русский. А вы смотрите, как «Биржевые»: зачем 
            мало выгоды? Но уж в том великая выгода, что мы узнали, что вас не 
            хочет Россия, не поклонились еще жиду. А Россия жалеет и тех, которые 
            грабили народ и расстреливали его, когда он волновался. Не мне, бывшему 
            в Сибири, говорить, что это сказки.
            Что такое выгода России? Выгода России в том, если она облегчила страдания 
            славянских племен, хотя бы ей это материальной немедленной помощи 
            не принесло. Но великая идея России вознесена, и ореол сияет...»
            -----------
            «Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит 
            на вопрос Фауста, кто он такой: «Я часть той части целого, которая 
            хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы отвечать, говоря о 
            себе совершенно обратно: «Я часть той части целого, которая вечно 
            хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний — одно лишь 
            злое».
            ----------
            «Кто слишком крепко стоит за насильственную целость России во что 
            бы то ни стало, тот не верит в силу русского духа, не понимает его, 
            а если понимает, то явно ему зла желает. Я сам буду стоять за политическую 
            целость этой громады до последней капли крови, потому что это единственный 
            хороший результат, приобретенный Россией тысячелетними своими страданиями».
            ------------
            «В Европе выгода — у нас жертва...»
            -------------
            «Уничтожат общину — порвутся последние связи порядка. Если в высшем 
            обществе порядок разорван, а нового не дано, но по крайней мере было 
            утешение, что народ в порядке. Каком ни есть, но порядке, ибо осталась 
            связь и крепчайшая: общинное землевладение. Но разорвут и эту связь 
            — и что тогда? Нового еще нет, ничего не взошло (да и посев был ли?), 
            а старое с корнем вон,— что же останется? Пропадем как мухи».
            ----------
            «Либералы. Они связали себя как веревками и, когда надо высказать 
            свободное мнение, трепещут прежде всего: либерально ли будет? Все 
            трепещут, все до единого и выкидывают иногда такие либерализмы, что 
            и самому страшному деспотизму и насилию не придумать.
            Главное, что у нас либералы совершенно не знают иногда, что либерально, 
            что нет».
            --------------
            «Одна из характернейших черт русского либерализма — это страшное презрение 
            к народу и взамен того страшное аристократничание перед народом...»
            ------------
            «В русском человеке (большей частию) из простонародья нужно отвлекать 
            красоту от наносного варварства. Кто истинный друг человечества, у 
            кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит 
            всю непроходимую насевшую грязь и возьмет бриллианты».
            -------------
            «Формула. Русский народ весь в православии и в идее его. Более в нем 
            и у него ничего нет — да и не надо, потому что православие все. Православие 
            есть церковь, а церковь — увенчание здания и уже навеки ... кто не 
            понимает православия — тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало 
            того, тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь 
            таким, каким бы желал его видеть. Обратно и народ не примет такого 
            человека как своего: если ты не любишь того, что я люблю, не веруешь 
            в то, во что я верую, и не чтишь святыни моей, то не чту и я тебя 
            за своего. Широк, вынослив и в верованиях терпим. О, он не оскорбит 
            его, не съест, не прибьет, не ограбит и даже слова ему не скажет. 
            Народ искреннего человека, каким бы желал его видеть, выслушает, если 
            тот умен и толков, поблагодарит за совет даже, за науку, мало того, 
            советом воспользуется (ибо широк русский народ и отвлекать все умеет), 
            но своим не сочтет, руки не подаст ему, сердца своего не отдаст ему».
            ----------
            «Нации живут великим чувством и великою, все освещающей снаружи и 
            внутри мыслью, а не одною лишь биржевой спекуляцией и ценою рубля... 
            Оставить славянскую идею и восточную церковь — все равно что сломать 
            всю старую Россию и поставить на ее место новую и уже совсем не Россию».