"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 13 (12792), четверг, 9 февраля 2006 г.

 

ЗАКАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Евросоюз хочет прибрать к рукам российские космические технологии

Расширение сотрудничества между Россией и ЕС — тема в наши дни весьма модная. Во всяком случае, ей увлечены в Кремле, где не устают живописать перспективы широкой смычки между Россией и государствами Европы во всех мыслимых и немыслимых областях, то бишь «пространствах». Все это сильно напоминает легкомысленные восторги горбачевского периода по поводу строительства совместного «европейского дома», в котором мы должны были зажить вместе с европейцами по-новому, привольно и дружно, без разделительных перегородок. Дом этот так и не состоялся, правда, в процессе его виртуального строительства нас выкинули сначала из Восточной Европы, а затем и с обширных западных территорий бывшего СССР.
Сейчас ЕС проявляет опять интерес к дальнейшему развитию отношений с Россией. Прежде всего потому, что Евросоюз твердо решил присосаться к нашим энергетическим ресурсам и поставить их на службу своим собственным интересам. При этом он решает важнейшую для себя стратегическую задачу обеспечения энергоснабжением на ближайшие десятилетия и хотел бы стать монополистом в деле закупок российских нефти и газа. Разумеется, это сотрудничество имеется в виду выстроить так, чтобы объединившиеся в картель европейские потребители диктовали России, крупнейшему в мире владельцу энергоресурсов, свои ценовые и прочие условия. Помимо этого ЕС готов сотрудничать с нами в правовой, культурной и других областях. Здесь его интересуют возможности влияния на внутреннюю обстановку в России — дело немаловажное, поскольку ее развитие тоже должно отвечать долговременным интересам наших европейских соседей и страховать их против «неожиданностей».
В последнее время ЕС стал внимательно присматриваться к возможностям сотрудничества с нами и в космической тематике. Сведущие люди говорят, что в европейском космическом агентстве с некоторым опозданием, но, наконец, все же спохватились. За годы, прошедшие после ельцинского путча 1991 года, США выкачали из России все, что было можно украсть или почти задарма купить у нашего Роскосмоса и ВПК из передовых советских космических технологий и разработок. Рывок вперед, который совершили американцы за тот период, целиком базировался на этой халяве, был весьма впечатляющ. Он заставил крепко задуматься стратегов «самостийности» Европы, которых американцы все время уговаривали ни в коем случае не давать российским космическим центрам денег «на восстановление военного потенциала бывшего СССР в космосе».
С течением времени в ЕС сообразили, что без космоса никакой самостийности и международного влияния Европе обрести не удастся. Поэтому-то там и решили наверстывать упущенное, т.е. в свою очередь подобрать в Москве то, что плохо лежит и что еще не успели утянуть американцы. Благо наш Роскосмос как ходил, так и продолжает ходить с протянутой рукой, продавая за бесценок все, что у него ни попросят, и перебиваясь с хлеба на воду за счет направления в космос богатых иностранных чудаков-туристов.
С 1996 года Роскосмос ведет
с Евросоюзом переговоры о подготовке соглашения по сотрудничеству
в области глобальных навигационных систем: нашей ГЛОНАСС и их — ГАЛИЛЕО. Идут эти переговоры ни шатко, ни валко, то прерываются, то возобновляются, то замораживаются, то размораживаются. Стороны пришли к выводу, что, несмотря на различия в построении независимых систем ГЛОНАСС и ГАЛИЛЕО, есть технические возможности в плане их совместимости и взаимодополняемости. Однако при этом требуется учесть многие сложные аспекты, связанные с научной и коммерческой сторонами дела, а также интересами безопасности. Не до конца ясен вопрос о том, насколько нужна какая-то новая правовая база для подобного сотрудничества, коль скоро между российским правительством и ЕС имеется рамочное соглашение о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, которое вступило в силу 15 октября 2004 года. Существует, кроме того, и соглашение 1997 года насчет таможенного оформления и беспошлинного ввоза и вывоза товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства.
Пока что на переговорах с ЕС по спутниковым навигационным системам никакого «равноправного экономического сотрудничества» не высвечивается. Западная сторона откровенно поясняет, что никаких преференций после подписания соответствующего соглашения Россия не получит. Все наше сотрудничество с ЕС сведется к участию российской стороны в тендерах на разработку и поставку оборудования на общих основаниях, причем право первой ночи будут иметь, прежде всего, сами европейцы. Но в этом случае возникает законный вопрос: зачем козе баян? Мы ведь и так безо всякого соглашения можем участвовать в подобных тендерах, а тут нам предлагается заплатить еще и финансовый взнос в размере 5% от суммы контракта в пользу европейских организаторов тендера.
Примечательно, что наши европейские партнеры сообщают нам, что доступ России к использованию услуг их будущей навигационной системы ГАЛИЛЕО, несмотря на все договоренности о сотрудничестве, может быть тем не менее ограничен. Почему? Зачем? В каком объеме? На этот счет ясности нет. В то же время Европейское космическое агентство проявляет повышенный интерес к получению российских космических технологий, не гарантируя их сохранность и непередачу третьим сторонам. Хотели бы европейцы попользоваться и нашим спектром спутниковых частот, т.е, похоже, думают прихватить и тут что-либо, что плохо лежит, не предлагая в то же время нам никаких компенсаций.
Конечно, сотрудничество в рамках программы ГАЛИЛЕО может принести нам определенную пользу, в том числе при решении вопросов обеспечения нашей собственной программы ГЛОНАСС. Но вопрос этот сложный и, наверное, не может решаться только под этим углом зрения. Российским министерствам и ведомствам важно проявить осмотрительность и последовательность в защите и отстаивании наших государственных интересов.

 

 

И. ШТОДИНА,
С. КАНАВСКИЙ.


В оглавление номера