Расширение сотрудничества между Россией и ЕС — тема 
            в наши дни весьма модная. Во всяком случае, ей увлечены в Кремле, 
            где не устают живописать перспективы широкой смычки между Россией 
            и государствами Европы во всех мыслимых и немыслимых областях, то 
            бишь «пространствах». Все это сильно напоминает легкомысленные восторги 
            горбачевского периода по поводу строительства совместного «европейского 
            дома», в котором мы должны были зажить вместе с европейцами по-новому, 
            привольно и дружно, без разделительных перегородок. Дом этот так и 
            не состоялся, правда, в процессе его виртуального строительства нас 
            выкинули сначала из Восточной Европы, а затем и с обширных западных 
            территорий бывшего СССР.
            Сейчас ЕС проявляет опять интерес к дальнейшему развитию отношений 
            с Россией. Прежде всего потому, что Евросоюз твердо решил присосаться 
            к нашим энергетическим ресурсам и поставить их на службу своим собственным 
            интересам. При этом он решает важнейшую для себя стратегическую задачу 
            обеспечения энергоснабжением на ближайшие десятилетия и хотел бы стать 
            монополистом в деле закупок российских нефти и газа. Разумеется, это 
            сотрудничество имеется в виду выстроить так, чтобы объединившиеся 
            в картель европейские потребители диктовали России, крупнейшему в 
            мире владельцу энергоресурсов, свои ценовые и прочие условия. Помимо 
            этого ЕС готов сотрудничать с нами в правовой, культурной и других 
            областях. Здесь его интересуют возможности влияния на внутреннюю обстановку 
            в России — дело немаловажное, поскольку ее развитие тоже должно отвечать 
            долговременным интересам наших европейских соседей и страховать их 
            против «неожиданностей». 
            В последнее время ЕС стал внимательно присматриваться к возможностям 
            сотрудничества с нами и в космической тематике. Сведущие люди говорят, 
            что в европейском космическом агентстве с некоторым опозданием, но, 
            наконец, все же спохватились. За годы, прошедшие после ельцинского 
            путча 1991 года, США выкачали из России все, что было можно украсть 
            или почти задарма купить у нашего Роскосмоса и ВПК из передовых советских 
            космических технологий и разработок. Рывок вперед, который совершили 
            американцы за тот период, целиком базировался на этой халяве, был 
            весьма впечатляющ. Он заставил крепко задуматься стратегов «самостийности» 
            Европы, которых американцы все время уговаривали ни в коем случае 
            не давать российским космическим центрам денег «на восстановление 
            военного потенциала бывшего СССР в космосе». 
            С течением времени в ЕС сообразили, что без космоса никакой самостийности 
            и международного влияния Европе обрести не удастся. Поэтому-то там 
            и решили наверстывать упущенное, т.е. в свою очередь подобрать в Москве 
            то, что плохо лежит и что еще не успели утянуть американцы. Благо 
            наш Роскосмос как ходил, так и продолжает ходить с протянутой рукой, 
            продавая за бесценок все, что у него ни попросят, и перебиваясь с 
            хлеба на воду за счет направления в космос богатых иностранных чудаков-туристов.
            С 1996 года Роскосмос ведет 
            с Евросоюзом переговоры о подготовке соглашения по сотрудничеству 
            
            в области глобальных навигационных систем: нашей ГЛОНАСС и их — ГАЛИЛЕО. 
            Идут эти переговоры ни шатко, ни валко, то прерываются, то возобновляются, 
            то замораживаются, то размораживаются. Стороны пришли к выводу, что, 
            несмотря на различия в построении независимых систем ГЛОНАСС и ГАЛИЛЕО, 
            есть технические возможности в плане их совместимости и взаимодополняемости. 
            Однако при этом требуется учесть многие сложные аспекты, связанные 
            с научной и коммерческой сторонами дела, а также интересами безопасности. 
            Не до конца ясен вопрос о том, насколько нужна какая-то новая правовая 
            база для подобного сотрудничества, коль скоро между российским правительством 
            и ЕС имеется рамочное соглашение о сотрудничестве и партнерстве в 
            исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, 
            которое вступило в силу 15 октября 2004 года. Существует, кроме того, 
            и соглашение 1997 года насчет таможенного оформления и беспошлинного 
            ввоза и вывоза товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании 
            космического пространства. 
            Пока что на переговорах с ЕС по спутниковым навигационным системам 
            никакого «равноправного экономического сотрудничества» не высвечивается. 
            Западная сторона откровенно поясняет, что никаких преференций после 
            подписания соответствующего соглашения Россия не получит. Все наше 
            сотрудничество с ЕС сведется к участию российской стороны в тендерах 
            на разработку и поставку оборудования на общих основаниях, причем 
            право первой ночи будут иметь, прежде всего, сами европейцы. Но в 
            этом случае возникает законный вопрос: зачем козе баян? Мы ведь и 
            так безо всякого соглашения можем участвовать в подобных тендерах, 
            а тут нам предлагается заплатить еще и финансовый взнос в размере 
            5% от суммы контракта в пользу европейских организаторов тендера. 
            
            Примечательно, что наши европейские партнеры сообщают нам, что доступ 
            России к использованию услуг их будущей навигационной системы ГАЛИЛЕО, 
            несмотря на все договоренности о сотрудничестве, может быть тем не 
            менее ограничен. Почему? Зачем? В каком объеме? На этот счет ясности 
            нет. В то же время Европейское космическое агентство проявляет повышенный 
            интерес к получению российских космических технологий, не гарантируя 
            их сохранность и непередачу третьим сторонам. Хотели бы европейцы 
            попользоваться и нашим спектром спутниковых частот, т.е, похоже, думают 
            прихватить и тут что-либо, что плохо лежит, не предлагая в то же время 
            нам никаких компенсаций.
            Конечно, сотрудничество в рамках программы ГАЛИЛЕО может принести 
            нам определенную пользу, в том числе при решении вопросов обеспечения 
            нашей собственной программы ГЛОНАСС. Но вопрос этот сложный и, наверное, 
            не может решаться только под этим углом зрения. Российским министерствам 
            и ведомствам важно проявить осмотрительность и последовательность 
            в защите и отстаивании наших государственных интересов.