Расширение сотрудничества между Россией и ЕС — тема
в наши дни весьма модная. Во всяком случае, ей увлечены в Кремле,
где не устают живописать перспективы широкой смычки между Россией
и государствами Европы во всех мыслимых и немыслимых областях, то
бишь «пространствах». Все это сильно напоминает легкомысленные восторги
горбачевского периода по поводу строительства совместного «европейского
дома», в котором мы должны были зажить вместе с европейцами по-новому,
привольно и дружно, без разделительных перегородок. Дом этот так и
не состоялся, правда, в процессе его виртуального строительства нас
выкинули сначала из Восточной Европы, а затем и с обширных западных
территорий бывшего СССР.
Сейчас ЕС проявляет опять интерес к дальнейшему развитию отношений
с Россией. Прежде всего потому, что Евросоюз твердо решил присосаться
к нашим энергетическим ресурсам и поставить их на службу своим собственным
интересам. При этом он решает важнейшую для себя стратегическую задачу
обеспечения энергоснабжением на ближайшие десятилетия и хотел бы стать
монополистом в деле закупок российских нефти и газа. Разумеется, это
сотрудничество имеется в виду выстроить так, чтобы объединившиеся
в картель европейские потребители диктовали России, крупнейшему в
мире владельцу энергоресурсов, свои ценовые и прочие условия. Помимо
этого ЕС готов сотрудничать с нами в правовой, культурной и других
областях. Здесь его интересуют возможности влияния на внутреннюю обстановку
в России — дело немаловажное, поскольку ее развитие тоже должно отвечать
долговременным интересам наших европейских соседей и страховать их
против «неожиданностей».
В последнее время ЕС стал внимательно присматриваться к возможностям
сотрудничества с нами и в космической тематике. Сведущие люди говорят,
что в европейском космическом агентстве с некоторым опозданием, но,
наконец, все же спохватились. За годы, прошедшие после ельцинского
путча 1991 года, США выкачали из России все, что было можно украсть
или почти задарма купить у нашего Роскосмоса и ВПК из передовых советских
космических технологий и разработок. Рывок вперед, который совершили
американцы за тот период, целиком базировался на этой халяве, был
весьма впечатляющ. Он заставил крепко задуматься стратегов «самостийности»
Европы, которых американцы все время уговаривали ни в коем случае
не давать российским космическим центрам денег «на восстановление
военного потенциала бывшего СССР в космосе».
С течением времени в ЕС сообразили, что без космоса никакой самостийности
и международного влияния Европе обрести не удастся. Поэтому-то там
и решили наверстывать упущенное, т.е. в свою очередь подобрать в Москве
то, что плохо лежит и что еще не успели утянуть американцы. Благо
наш Роскосмос как ходил, так и продолжает ходить с протянутой рукой,
продавая за бесценок все, что у него ни попросят, и перебиваясь с
хлеба на воду за счет направления в космос богатых иностранных чудаков-туристов.
С 1996 года Роскосмос ведет
с Евросоюзом переговоры о подготовке соглашения по сотрудничеству
в области глобальных навигационных систем: нашей ГЛОНАСС и их — ГАЛИЛЕО.
Идут эти переговоры ни шатко, ни валко, то прерываются, то возобновляются,
то замораживаются, то размораживаются. Стороны пришли к выводу, что,
несмотря на различия в построении независимых систем ГЛОНАСС и ГАЛИЛЕО,
есть технические возможности в плане их совместимости и взаимодополняемости.
Однако при этом требуется учесть многие сложные аспекты, связанные
с научной и коммерческой сторонами дела, а также интересами безопасности.
Не до конца ясен вопрос о том, насколько нужна какая-то новая правовая
база для подобного сотрудничества, коль скоро между российским правительством
и ЕС имеется рамочное соглашение о сотрудничестве и партнерстве в
исследовании и использовании космического пространства в мирных целях,
которое вступило в силу 15 октября 2004 года. Существует, кроме того,
и соглашение 1997 года насчет таможенного оформления и беспошлинного
ввоза и вывоза товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании
космического пространства.
Пока что на переговорах с ЕС по спутниковым навигационным системам
никакого «равноправного экономического сотрудничества» не высвечивается.
Западная сторона откровенно поясняет, что никаких преференций после
подписания соответствующего соглашения Россия не получит. Все наше
сотрудничество с ЕС сведется к участию российской стороны в тендерах
на разработку и поставку оборудования на общих основаниях, причем
право первой ночи будут иметь, прежде всего, сами европейцы. Но в
этом случае возникает законный вопрос: зачем козе баян? Мы ведь и
так безо всякого соглашения можем участвовать в подобных тендерах,
а тут нам предлагается заплатить еще и финансовый взнос в размере
5% от суммы контракта в пользу европейских организаторов тендера.
Примечательно, что наши европейские партнеры сообщают нам, что доступ
России к использованию услуг их будущей навигационной системы ГАЛИЛЕО,
несмотря на все договоренности о сотрудничестве, может быть тем не
менее ограничен. Почему? Зачем? В каком объеме? На этот счет ясности
нет. В то же время Европейское космическое агентство проявляет повышенный
интерес к получению российских космических технологий, не гарантируя
их сохранность и непередачу третьим сторонам. Хотели бы европейцы
попользоваться и нашим спектром спутниковых частот, т.е, похоже, думают
прихватить и тут что-либо, что плохо лежит, не предлагая в то же время
нам никаких компенсаций.
Конечно, сотрудничество в рамках программы ГАЛИЛЕО может принести
нам определенную пользу, в том числе при решении вопросов обеспечения
нашей собственной программы ГЛОНАСС. Но вопрос этот сложный и, наверное,
не может решаться только под этим углом зрения. Российским министерствам
и ведомствам важно проявить осмотрительность и последовательность
в защите и отстаивании наших государственных интересов.