"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 132 (12905), четверг, 16 ноября 2006 г.

 

ВРЕМЯ ПРИДЕТ, И ЧАС ПРОБЬЕТ

Не опоздайте поделиться властью

«Дорогая редакция! Отправляю вам статью-размышление о долготерпении нашего народа, о том, сколько оно еще может продлиться. Я получаю письма от друзей, единомышленников со всей страны, они рассказывают о ситуации на местах. Друзей у меня много — был председателем Союза общественных корреспондентов России, бывших рабкоров. Никому не нужна стала информация о жизни простого человека. Свобода слова стала коммерческой свободой, кто больше платит, тот больше и говорит. Рабкоры есть, а их поле деятельности исчезло, поэтому наш Союз как бы пришлось законсервировать. Кроме того, я еще председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы». Эта организация построенна на базе свободных профсоюзов, которые защищают работника, они ведут неравную борьбу с профсоюзами ФНПР, которые поддерживает власть, а сами шмаковские профсоюзы защищают от работников работодателей. С большим уважением, Альберт СПЕРАНСКИЙ».

СЕЙЧАС многие размышляют над тем, сколько еще может выдержать народ, делают по этому поводу прогнозы, ставки пока не делают, но все знают, что терпение у людей на исходе. Целые районы и города превращаются в резервации для бедных, а пропасть между доходами 10 процентов самых богатых и 10 процентами самых бедных за год с небольшим увеличилась с 14—15 до 25—26 раз. В Москве этот коэффициент достиг кратной цифры — 50. Впору праздник устраивать, произошла промежуточная победа реформ.
По закону физики, если в одном месте убывает, то в другом прибывает. Почему-то все время убывает у бедных, но это уже по законам нашей политики. Мирным способом переломить ситуацию не удается. Протесты против монетизации льгот заглушили дополнительным финансированием, выдачей бесплатных лекарств и льготного проезда для некоторых категорий граждан, а когда страсти улеглись, Зурабов сократил список бесплатных лекарств до минимума, видимо, надеясь, что у людей не хватит сил и эмоций для повторного перекрытия дорог.
Один за другим накатываются митинги, пикеты, демонстрации, почти все они становятся «незаконными», власть отказывает в праве на их проведение. Организаторов задерживают, подвергают административным наказаниям, с остальными недовольными разбирается ОМОН. Завтра, может быть, позовут на помощь армию — такой печальный опыт у нас есть. В термодинамике существует понятие «степень свободы» — возможность сбрасывать перегретый пар, но если все клапаны перекрыты, то происходит взрыв котла. Пока в нашем обществе идет накопительный процесс, когда нет возможности выплеснуть недовольство действиями государства, то люди острее начинают реагировать на проблемы, на которые еще вчера не обращали внимания, нарастает напряжение.
Власть надеется, что бунтари в конце концов успокоятся, устанут, ведь множество людей, живущих в нашей стране, за время реформ уже деградировали до такой степени, что не в силах не только сопротивляться, но и думать, созидать, разлагаются по одиночке, создают с помощью алкогольных градусов какой-то свой призрачный мир. У нас и раньше любили что-то отметить, но сейчас не до праздничных тостов, пьют в темную от «безнадеги», нет денег на хорошую водку, потребляют суррогат, не пугают даже отравление, смерть.
В местах проживания и работы нет теперь ни сходов, ни собраний, нарушены связи друг с другом. Таким образом, формируется удобный для власти народ, бери его голыми руками. Но это только кажется, послушайте, что говорят эти люди на автобусных остановках, в очередях, лишь в этих местах они еще могут встречаться и проводить свои экспресс-референдумы о нашей жизни. Много злости накопилось — это чувствуется по случайным собеседникам, попутчикам. Может быть, они не пойдут первыми на баррикады, но если прибьются к толпе трезвых и целеустремленных, то это будет смесь крепче «коктейля Молотова».
На государственном уровне сейчас начали бороться с ксенофобией, фашизмом, национализмом, а это ведь вторичное явление, первичное — нищета и бесперспективность в жизни. Не нужно даже перечислять названия «фашистских организаций», растет не само их количество, а настроение, которое объединяет людей. Народ начинает искать тех, кто виноват в его житейских невзгодах, им показывают на инородцев, учат ненавидеть, звереть. Сейчас назначили виноватыми рыночных перекупщиков с иностранными паспортами. Никто не отрицает, что перекупщики захватили наши рынки, торговлю, но это по-своему талантливые люди, умеют красиво, по-восточному давать взятки, нашим соотечественникам в этом плане с ними не тягаться. Нелегалы создали кормушки для муниципалов, а те в свою очередь охраняют их от всяких неприятностей. Несложно понять, кто в этой связки главный, с кем нужно бороться.
О том, сколько может народ выдержать, нельзя полагаться только на гадание случайных людей, необходимо прослеживать тенденции развития общественных отношений и уметь все это сопоставлять, находить барьер допустимого, за который заступать нельзя. На Западе соотношение между доходами богатых и бедных в 12 раз является социальной катастрофой, в срочном порядке начинают перестраивать отношения между трудом и капиталом. У нас не обращают внимания на всякие социологические предупреждения, при любой заварушке чиновники забиваются в свои административные здания, как в крепости с бойницами, издалека наблюдают за протестующими людьми, их интересует только один вопрос: в каком порядке пойдет на толпу ОМОН, клином или развернутым строем. Они надеются пересидеть под охраной милиции в административных казематах любую революцию.

НОВУЮ революцию, какой бы она ни была: оранжевая, красная или черно-белая никто не может назначить, запланировать заранее, социальный взрыв может произойти произвольно в любую минуту, давно все перезрело, любая капля может стать последней. Уже потом станут искать новых лидеров, тех, кто поведет народ дальше, найти их будет очень трудно, долгие годы не было отбора, селекции, не воспитывали организаторов, только тем и занимались, что уничтожали, изводили репрессиями яркие личности. В суматохе опять подвяжутся проходимцы, криминальные элементы захотят стать революционерами и взять свое в неразберихе.
Для того чтобы погасить революционное настроение, избежать смуты, существует только один способ — поделиться с народом властью и доходами. Народ прежде всего должен контролировать действия чиновников, депутатов. К сожалению, у нас утрачены необходимые инструменты. Надо создавать заново все гражданские институты. Чиновники, депутаты по всем присказкам числятся слугами народа. В своем Святом писании посланник божий Матвей говорил: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». В нашем государстве чиновники уж точно не слуги, тем более не рабы. У них не служба, а отхожий промысел, никто не знает, сколько они зарабатывают, сами, без всякой привязки к доходам населения, назначают себе зарплаты. Стоило бы, мне кажется, на дверных трафаретах под фамилией каждого чиновника или депутата приписывать персональную сумму его оклада, доплат и премий. Что здесь необычного, ведь эти суммы ни с неба свалились, начисляются с налогов, которые платит население.
К сожалению, задавать неудобные вопросы представителям власти у нас некому, жаловаться можно только в телефонную будку, гражданское общество сведено на нет, его структуры нищенствуют. Взять, к примеру, бюджет на будущий год, около триллиона рублей заложено в нем на содержание государственного аппарата, на зарплаты и транспорт чиновников, на различные командировки и прочее, а на строительство гражданского общества выделено всего 500 миллионов. Разница почти в 2 тысячи раз, многие организации, даже всероссийского масштаба, не имеют своих помещений и средств на их аренду. По всей стране за долги их выкидывают из помещений, уничтожают народную инициативу на корню.
Сейчас начали делить 500 миллионов бюджетных рублей для некоммерческих организаций, распределяют их в основном на ресурсные центры в регионах. Руководитель Новосибирской областной организации общества инвалидов, у которой есть шанс получить деньги из бюджета, говорит, что они купят на эти деньги оргтехнику, на ней будут подготавливать просьбы Путину и в другие организации. Вот к такому униженному статусу подводят гражданское общество, оно должно писать письма наверх, просить милостыню. Одна незадача — где будут расставлять все эти компьютеры? В начале «перестройки» появились общественные дома, в которых приютили многие организации. Где они сегодня?
Много сейчас строится административных зданий, было бы справедливо, если бы в этих «белых», «красных» домах некоторую часть квадратных метров выделяли бы для общественных организаций, чтобы активисты могли собраться, обсудить насущные вопросы, пока они встречаются друг с другом только на различных протестных митингах, толпами возбуждаются, выкрикивают нехорошие слова в адрес власти, иной организационной работы под открытым небом не проведешь.
Нашу власть как бы выбирает сам народ, когда начинают жаловаться, что власть плохая, сразу упрекают критикующих, сами, мол, избрали. Народ на выборы идет плохо, для того, чтобы считать это мероприятие состоявшимся, все ниже опускали планку явки избирателей, довели до 20 процентов, и все равно в некоторых местах выборы были провалены. У «Единой России», которая сейчас в одиночку штампует законы для страны, появился страх перед предстоящими выборами, она в одну минуту хочет стать родной для простого народа: сняли мигалки с машин, хотят повысить в два раза минимальную зарплату, но самое главное, разные варианты избирательного права для собственного спасения придумывают. Старались ввести досрочное голосование, отменить «кандидата против всех», но потом решили, что и этого мало, хотят покончить со всеми порогами явки избирателей, сколько придет, столько и будет. При таком раскладе можно обойтись вообще без народа — придет кандидат в депутаты на избирательный участок, проголосует сам за себя, даже если другие избиратели в этом фарсе участие не примут, комиссия подпишет протокол и назовет выдвиженца избранником народа. «Единая Россия», желая сделать для себя выигрышную позицию, закладывает мину замедленного действия, в любое время ее можно обвинить в том, что мандаты партии нелегитимны. Оппозиция обязательно воспользуется этим, выйдет на улицы, и народ поддержит этот протест.

В НАШЕЙ стране с недоразвитой демократией даже работающая до этого избирательная система вела напрямую к авторитарной системе, а нынешние новшества вообще пахнут насильственным захватом власти. Выборы у нас получились двухступенчатые, сначала партии проходят фейс-контроль в Кремле, кто не прошел — к народу не пропускают. Партий со своей идеологией, программами у нас еще нет, может быть, только КПРФ отвечает политическим нормам, поэтому бесполезно выдавать организации-однодневки за сложившиеся партийные структуры, пора возвратиться к предвыборным блокам, а чтобы сохранить хоть какие-то демократические принципы в стране, нужно снизить процентный порог для этих объединений. Не в Кремле, а в избирательной борьбе должны формироваться партии, в борьбе программ, народ должен иметь выбор, но пока такового у него нет. Поэтому, если уберут порог обязательной явки, выборы могут пройти вообще без избирателей.
После Октябрьской революции вся страна училась грамоте, люди выводили мелом слова на доске: «Мы не рабы, рабы не мы». Сейчас нужно опять учиться писать такие слова, но в другом порядке: «Мы немы, поэтому рабы». Люди перестали говорить, читать, разве может развиваться избирательная система при таких молчаливых и неинформированных избирателях? Государству для развития демократии не мешало бы расщедриться, помочь издавать полноформатную национальную газету для бедноты. Подобное издание было еще при царе, называлось «Копейкой». Газету должны покупать, выписывать, но за символическую цену, например, рубль в розницу, остальное — государственные дотации. В этом издании должна быть не реклама, не приключения шоу-бизнеса, а вести из трудовых коллективов, жизнь простого человека, секреты его выживания, а также расшифровка на доступном языке новых законов. Раскрыл бы президент утром свежий номер и сразу увидел, как живет не выдуманная, а настоящая страна. Выпуском такой газеты должны заниматься журналисты не из светской тусовки, а общественные корреспонденты, стрингеры, профессионалы, которые хорошо знают жизнь низов. Такие новости могут приблизить заброшенные деревни, поселки к городам, связать просторы России в единое и понятное целое.
Нельзя доверять издание «Копейки» олигархам, государству, это должен быть совершенно независимый орган, может быть, даже созданный специально для этого издательский отдел при Общественной палате, хотя и она является совершенно абсурдным общероссийским проектом. Можно ли поверить, что олигархи, звезды шоу-бизнеса, политологи, которые стали здесь главными лицами, могут говорить от имени малообеспеченных жителей какого-нибудь провинциального городка? Звезды слишком сыты, чтобы иметь общие мысли с беднотой. Если мы не можем создать сословную Государственную думу, в которой имели бы голоса не только представители от страны богатых, но и от бедных, то хотя бы создали общественную палату с пропорциональным составом от всех слоев населения, у нас ведь почти половина страны — малообеспеченные граждане. Где их делегаты? Эти забытые всеми люди тоже имеют свои рецепты перестройки страны, их тоже нужно слушать.
Общественная палата могла бы увековечить себя всего одним проектом — провести ревизию нашего законодательства. За последние годы депутаты Государственной думы в угоду элите и чиновникам проголосовали за многое, что даже не подается объяснению. Взять хотя бы Трудовой, Жилищный кодексы, закон о монетизации льгот и прочее. Пора бы проверить, как работают все эти законы, а для этого провести выездные сессии в регионах, пригласить на них юристов, журналистов, местных депутатов, простых людей, которые сумели бы с помощью достоверных фактов показать пагубность некоторых норм законодательства. Затем на основе региональных мониторингов провести итоговое заседание с приглашением депутатов Госдумы, членов правительства, может быть, и самого президента.
На основе аналитического разбора необходимо издать Красную книгу, вручить ее каждому депутату Госдумы, члену правительства и, конечно, президенту. В этой книге можно было бы обнародовать механизмы, с помощью которых рядовых граждан нашей страны превращают в бедных родственников, делают чужими для власти. Это было бы наглядно, убедительно, стало бы революцией, но мирного характера. К сожалению, это только фантазии, Общественной палате проекты такого глобального масштаба не нужны. Здесь собраны звезды, но светят они на чужом горизонте.
Куда ни глянь, везде декорации, театр, остается ждать массовки с выходом народа в последнем действии.



 

Альберт СПЕРАНСКИЙ.



В оглавление номера