Несмотря на то, что ни Генпрокуратура, ни МВД не подписывали с КПРФ Соглашение о борьбе с коррупцией, создается впечатление, что инициатива коммунистов не осталась незамеченной в этих близких к Кремлю ведомствах. Вторил Геннадию Зюганову, назвавшему коррупцию, «которая охватила весь государственный организм РФ, главной угрозой личной и общественной безопасности», генпрокурор Юрий Чайка, пришедший вместе с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым и председателем Верховного Суда РФ Вячеславом Лебедевым на «правительственный час» в Госдуму. «Коррупция пронизывает все уровни власти, угрожает безопасности государства», — заявил Чайка. Необходимость срочных мер по борьбе с ней признали первые лица правоохранительных органов России.
«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ час», посвященный проблеме борьбы с коррупцией, проходил напряженно и длился более трех часов. Перед депутатами предстала крайне драматичная картина. Капиталистическая Россия вошла в число самых коррумпированных государств мира. Коррупция в стране разрастается невиданными темпами: за последние 5 лет выросла в 7 раз! Годовой оборот коррупционных денег, по данным замгенпрокурора А.Буксмана, достиг 240 млрд долларов, сопоставим с годовым бюджетом государства и равен пятой части ВВП. В стране параллельно крутятся два бюджета — легальный и теневой. Первый — для всех 140 млн россиян, и второй — для узкой буржуазной прослойки, значительная часть которой благополучно сидит в коридорах власти и в ее партийных подразделениях.
Благоприятная внешняя конъюнктура максимально используется чиновничеством и так называемым бизнесом в собственных корыстных целях. Их волчьи аппетиты никто не пресекает. Это госбюджетные доходы подвергаются Минфином стерилизации под предлогом борьбы с инфляцией. А «успешным», «крутым» и «своим» — ни сдержек, ни противовесов. И не стоит этому удивляться. Суть проводимой в стране политики «периода первоначального накопления капитала» в том и состоит, чтобы побыстрее сформировать в стране слой богатых, на которых и будет опираться власть «рыночников». Но об этом думские гости предпочитали не упоминать. Каждый из них ссылался на всякие трудности.
Например, как сегодня уследить за чиновничеством, если его количество множится подобно австралийским кроликам, жаловались высокопоставленные ораторы. На разном уровне в РФ «пашет» 1 млн 462 тыс. чиновников. У каждого, по словам В.Лебедева, «свои цели и устремления, работают они по собственному усмотрению», потому что за 16 лет строительства капитализма так и не появилось никакого «регламента процедуры работы должностных лиц ни в органах власти, ни в органах управления, ни в органах самоуправления». С 2003 г. правительство обещает внести в Госдуму регламенты, но дальше слова дело не идет. Случайно ли?
Что-то мешает правительству замечать, как «коррупционная направленность» перерастает «в опаснейшее преступление для общества и государства». В нем увязли судебные и другие правоохранительные органы. В них совершаются и подлоги, и взяточничество, и злоупотребления служебным положением. На сегодня осуждено 87 должностных лиц, в чьи обязанности входило контролировать законность и вершить правосудие: 53 сотрудника милиции, 22 работника муниципальных организаций, 1 прокурор, 9 адвокатов, 1 судья арбитражного суда, 1 районный судья. В Москве за 2004—2006 гг. среди привлеченных к ответственности 34% — сотрудники милиции, 9,6% — сотрудники муниципальных служб, 6,2% — сотрудники налоговой службы, 7,9% — Госпожнадзор, 9% — судебные приставы, 1 адвокат и 1 следователь. Фамилий правонарушителей Лебедев не назвал. Но, скорее всего, в сети нынешнего российского правосудия попадается сплошная плотва, а щуки остаются на воле. Что совпадает с выводами генпрокурора: «основную массу осужденных за корыстные преступления по-прежнему составляют работники низовых звеньев и средних уровней государственных структур».
А крупным коррупционерам удается уходить от правосудия. Потому как, сожалел верховный судья, «уголовное законодательство о взяточничестве и о преступлениях коррупционной направленности за последние годы не ужесточалось». Наоборот, «8 декабря 2003 г. был принят закон, в соответствии с которым из части 4 статьи 204 и статьи 290 «Коммерческий подкуп и дача взятки» был исключен квалифицирующий признак неоднократности». Опять же возникает вопрос: случайно ли? В Госдуме правит «Единая Россия». Ни один закон против ее воли не принимается, а действует она только по сигналам от правительства или администрации президента. И как тут не заподозрить круговой сговор в отношении взяточников и коррупционеров?
Взять тех же судей. По их воле из числа привлеченных к ответственности взяточников всего 17,8% приговариваются к лишению свободы. Остальные отделываются легким испугом. У Лебедева «эта цифра вызывает недоумение». Он вдруг обнаружил острый дефицит «добропорядочности, судебной этики и человеческой нравственности в судейском корпусе». Только за 9 месяцев текущего года возбуждены уголовные дела в отношении 18 судей, прекращены полномочия 120 судей, а 95 кандидатов в судьи не выдержали испытательного срока, и им было отказано в продлении полномочий. Тут недостаточно высшего юридического образования, положительной характеристики и пятилетнего стажа. Нужно ввести квалификационные коллегии, которые будут отбирать кандидатов в судьи, считает Лебедев. Вот только «изыщите возможность выделить небольшие деньги для решения этих вопросов» — как-то уж очень слезно он попросил депутатов. Словно не глава Верховного Суда стоял у думской трибуны, а Киса Воробьянинов из «12-ти стульев» и со словами «mesies, ge ne mang pas size jours» выпрашивал подаяние. Тем более что за деньгами в РФ нужно идти если не к президенту, то по крайней мере в Минфин. «Единороссовская» Дума всего лишь штампует то, что прикажут сверху. И вряд ли господин Лебедев об этом не знает. Но зачем-то разыграл не свою роль, вызвав ощущение, что демонстрируемое противодействие коррупции не лишено элементов театрализации.
Увереннее пытался выглядеть генпрокурор. Он хоть и пожаловался на «кадровый голод», но браво отрапортовал, что вслед за президентом считает «первоочередной задачей преодоление одного из серьезных препятствий на пути развития нашего общества — коррупции». «Это явление, — согласен Чайка, — заключается в разложении власти». Генпрокуратуре известно, что коррупция гнездится везде, где должностные лица оказывают государственные услуги в виде выдачи справок, разрешений, где распределяются и расходуются бюджетные средства. Типичным стало для всех государственных ведомств «пренебрежительное отношение к нормам законодательства, низкая требовательность со стороны руководства к подчиненным службам, отсутствие контроля за их деятельностью, нежелание чиновников предоставлять в налоговые органы декларации о доходах и имуществе». А Федеральная таможенная служба умудрилась даже издать собственные, незаконные, правовые акты на предоставление отдельным организациям льгот или наделение функциями таможенных органов неких коммерческих организаций. За это лица из центрального аппарата и региональных таможенных управлений получали денежные вознаграждения. Не гнушаются госслужащие и подторговывать вверенной им конфиденциальной информацией, содействовать кому надо в приобретении собственности. Не за «спасибо», разумеется.
КОРРУПЦИЯ, сетовал Чайка, «пронизывает все уровни власти, приобретает системный характер, проявляется во всех сферах государственной деятельности, тесно связана с организованной преступностью и теневой экономикой, от которой питается и наркомафия, и незаконная банковская деятельность, и терроризм». И снова Чайка практически слово в слово повторил текст антикоррупционного Соглашения КПРФ, что в целом неплохо для свеженазначенного прокурора. Тем паче есть некоторая результативность в деятельности Генпроукратуры: если в 2005 году в стране было выявлено 9 тыс. фактов получения и дачи взяток, то уже за 9 месяцев 2006-го таких преступлений зарегистрировано более 9,5 тысяч; выявлено 1300 должностных лиц, злоупотреблявших полномочиями, почти 2 тыс. — превышавших полномочия, пресечена незаконная деятельность 12,5 тыс. коррупционеров, за дачу и получение взятки осуждено более 200 лиц; почти половина преступлений, совершенных должностными лицами против интересов службы (около 6 тыс. в 2005 г. и 2,5 тыс. за 9 месяцев 2006 г.) исходила от работников системы МВД. Сколько коррупционных преступлений совершается на самом деле, Чайка не знает, но догадывается, что их во много раз больше. И, как трезвомыслящий чиновник, «не считает работу по противодействию коррупции достаточной».
Нургалиев был менее самокритичен. Он активно доказывал, что МВД борется с коррупцией, не покладая рук. Все больше и больше выявляет преступлений против интересов государственной и муниципальной службы. В 2005 г. их число составило 35 тыс., в этом неполном году — уже на 13,6% больше. В опасности, как заметил Нургалиев, находятся бюджетные средства, выделенные на нацпроекты. Коррупционеры так и норовят их умыкнуть. «С февраля 2006 г. возбуждено более 7,5 тыс. уголовных дел по фактам различных злоупотреблений и хищений. В Омской области возбужден ряд уголовных дел по фактам незаконного оформления кредитов на подставных лиц в счет средств, выделенных на развитие сельского хозяйства. Сумма ущерба составила 3,5 млрд руб.» Не избежало хищений и приоритетное направление «Образование-2006». Уже 333 уголовных дела возбуждены против руководителей и иных должностных лиц учебных заведений, приложившихся к государственным денежкам. И куда смотрит первый вице-премьер Медведев? Ездит вроде бы по стране, контролирует, а коррупция, как разъяснили депутатам правоохранители, только возрастает, из-за чего увеличивается число выявленных преступлений.
Да и чиновник проявляет невиданную изобретательность, когда чует прибыль. Средний размер взяток в 2006 г. возрос до 100 тыс. долларов. Методика их получения значительно усовершенствована. «Взятка в конверте, — сказал Нургалиев, — давно ушла в историю коррупционной практики. Оплата услуг высокопоставленных чиновников за реализацию с их помощью таких экономических проектов, как предоставление льгот, квот и субсидий из бюджетных источников осуществляется, как правило, в безналичной форме на счета в зарубежных банках». Потоки можно перекрыть, по мнению министра, но для этого «необходимо обеспечить соблюдение требований Международного кодекса поведения государственных служащих, установить жесткий финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей и внести соответствующие изменения в законы о государственной гражданской службе в РФ и правоохранительной службе».
С НИМ согласны и депутаты, отметившие, что миллиарды, добытые в трудах по личному обогащению, не иголка в стоге сена. Их легко рассмотреть и на счетах как зарубежных, так и внутри России, они отсвечивают от «городов золотых унитазов», окруживших плотным кольцом столицу. Половина этих роскошных коттеджей принадлежит важным чиновникам, ими же в последние годы приобретено до 80% продававшейся в Лондоне недвижимости. Откуда такие деньги? Не пора ли выяснить происхождение чиновничьих капиталов?
Но Нургалиев дал понять, что пока «реальных шагов в борьбе с коррупцией как общегосударственной проблемой нет». Взять те же прорехи в законодательстве. Их масса, отмечали и Чайка, и Лебедев, и Нургалиев. Случайно ли? Не специально ли они оставлены, чтобы тормозить противодействие коррупции. Чтобы их устранить, было бы хорошо исправить УК, обновить закон «О прокуратуре РФ», увязать российское законодательство с требованиями Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», к которым РФ присоединилась пока только теоретически, подчеркнули Чайка, Нургалиев, Лебедев в один голос.
Так же дружно они, перейдя к обсуждению ситуации, связанной с экстремизмом, пришли к выводу, что главной причиной национализма, религиозного радикализма, ксенофобии, терроризма является сложившееся в РФ социальное неравенство, бедность, отсутствие перспектив, особенно для молодежи. Руководство страны не занимается молодежью вообще. Молодых «воспитывают» ТВ, пивовары, наркоторговцы и те же коррумпированные чиновники, вовлекающие в свои «игры» неприкаянную молодежь.
Таким образом, о чем бы ни говорили на «правительственном часе», снова и снова приходилось возвращаться к теме коррупции, которую власть не спешит искоренять. Это вызывает у коммунистов тревогу за будущее страны, за стабильность, о которой «пекутся» в Кремле. На это они постоянно указывают в Госдуме и на встречах с высшим руководством страны, и в СМИ. Но в коммунистах видят только политических оппонентов и не желают считаться с их мнением те, кто принимает решения.
Присутствием первых лиц правоохранительной системы в Госдуме решил воспользоваться депутат фракции КПРФ Валерий Рашкин. Он вышел к думской трибуне, чтобы проинформировать Чайку, Нургалиева и Лебедева о фактах корррупционных деяний должностных лиц. Но стоило ему указать партийное лицо коррупционеров, произнеся слова о том, что «за период политического господства партии «Единая Россия» в Думе и региональных структурах исполнительной власти и законодательной власти объем коррупционных сделок удвоился», как все конституционное большинство встало на дыбы. Мстительная «Единая Россия» продолжает расправляться с теми, кто их уличает. На вчерашнем заседании Госдумы Хинштейн реализовал свое желание наказать Рашкина, дав поручение комиссии по этике (председатель — «единоросс» Райков) разобраться с коммунистом. За Райковым, надо думать, дело не станет. Он знает, как поступать с коммунистами.
Как видим, разговор о борьбе с коррупцией завершился неприятностями для тех, кто указал на коррупционеров. И это дает все основания утверждать, что на фронте по противодействию коррупции — без перемен.