В России очередной громкий коррупционный скандал. В минувшую пятницу было арестовано все руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Это директор фонда Андрей Таранов, его заместители Наталья Климова, Дмитрий Ширяев и Дмитрий Усенко, а также начальники финансового, контрольно-ревизионного и бухгалтерского отделов ФФОМСа Нина Фролова, Татьяна Маркова и Галина Быкова. Обыски и изъятие документов, допросы причастных к делу в центральном и региональных отделениях фонда, а также у партнеров фонда по реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО) продолжались в течение всех выходных.
Как сообщают представители Генеральной прокуратуры, уголовные дела возбуждены по статьям «Нецелевое использование бюджетных средств», «Дача взятки» и «Получение взятки организованной группой». По неофициальным данным, в квартире одного из арестованных было найдено более 1 млн евро наличными.
Это происшествие даже на фоне чрезвычайной коррумпированности практически всех российских госструктур (о чем не раз заявляли руководители Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции и даже сам глава государства Владимир Путин) кажется из ряда вон выходящим. Прежде всего потому, что криминальный бизнес и полученные чиновниками сверхдоходы были в самом прямом смысле слова оплачены человеческими жизнями.
ФФОМС заключает с фирмами, занимающимися реализацией лекарственных средств, договоры на поставки бесплатных лекарств для льготников. Естественно, что фирмы поставляют эти лекарства отнюдь не бесплатно. Фонд компенсирует их стоимость, осуществляя еще и официальную «доплату» в размере 36—56%. Ведь компании, поставляющие лекарства, коммерческие, и главной для них является прибыль. Но дело даже не в официальных компенсациях. Сразу после того как данная программа обеспечения инвалидов лекарствами заработала, люди обратили внимание на то, что стоимость «бесплатных» лекарств в специализированных аптеках намного выше цены таких же препаратов, которые граждане покупают за свои деньги. Иными словами, компенсируя через Фонд медицинского страхования заведомо завышенные цены, государство обеспечивало частным коммерческим организациям получение сверхприбылей.
Естественно, что получить столь выгодный «госзаказ» хотели многие. А главными фирмами-«везунчиками» оказались «Протек», контролировавшая 37% общего объема поставок, «Биотек» и СИА, которым досталось по 20%. Официальным заказчиком на проведение конкурса на поставку лекарств является ФФОМС. Несложно догадаться, что залогом успеха в таком конкурсе была сумма предложенной руководителям фонда взятки. Отката, как ныне принято выражаться в высоких чиновничьих кругах. Потом расходы на взятки сполна покрывались за счет государственных денег, полученных в виде «компенсаций». Тех денег, которых в итоге не хватило на жизненно важные препараты для тяжелобольных. Выделенные фонду на текущий год 29 млрд рублей закончились еще летом. В настоящее время долг ФФОМСа (то есть государства) производителям и поставщикам лекарств составляет 20 млрд рублей. Как и из каких государственных средств его возвращать, неизвестно.
А чиновники фонда, судя даже по скупой информации Генпрокуратуры, заработавшие огромные средства на бесплатных лекарствах, экономили исключительно на больных и страдающих людях. Долги фонда они объясняли тем, что врачи-де выписывают инвалидам слишком много очень дорогих препаратов, а потому список льготных лекарств постоянно сокращается. Так, с 1 ноября утвержденный перечень бесплатных препаратов сокращен еще на 600 пунктов. Но в связи с задолженностью фонда (средства которого, еще раз напомним, ушли на сверхприбыль частным компаниям) инвалиды зачастую не могут получить даже и не исключенные пока из перечня лекарственные средства. Вот только некоторые из последних примеров. В Петербурге в настоящее время возник острый дефицит бесплатных лекарств для федеральных льготников. Только за 2 минувших месяца в городе не смогли обеспечить 150000 бесплатных рецептов. Не хватает прежде всего инсулина, сердечно-сосудистых и противоонкологических препаратов. В Ульяновской области проблема с обеспечением льготников лекарствами обострилась еще в июле. В аптеках Ульяновска многих необходимых препаратов просто не было. А в ноябре закрыли 11 государственных аптек, обеспечивавших льготников лекарствами. Ульяновские власти утверждают, что мера эта временная. Но ведь у тяжелобольных людей нет времени ждать, пока чиновники-коррупционеры и частники, наживающиеся на чужой беде, выяснят свои «коммерческие взаимоотношения». Каждый день без необходимых лекарств добавляет страданий и может оказаться для них последним.
Показательно также и то, что данная коррупционная схема бесперебойно и у всех на виду действовала в течение почти двух лет. Скажем, о странном несоответствии цен льготных и обычных лекарств читатели «Советской России» из разных регионов страны сообщали еще в начале 2005 года, когда только-только начал действовать пресловутый 122-й закон. А скандалы с отсутствием бесплатных препаратов происходят по всей России регулярно, и о них достаточно хорошо известно всем, включая руководство Министерства здравоохранения и социального развития, депутатов Государственной думы и Генеральную прокуратуру. Но никаких действий, дабы изменить ситуацию, до сих пор не предпринималось. И бизнес на людских страданиях продолжался.
Как говорят, происходило это, потому что арестованные ныне руководители ФФОМСа являются личностями далеко не случайными. Да и невозможно в современной России занять столь высокую и прибыльную должность случайно. Известно, что теперь глава фонда Андрей Таранов — человек, приближенный к министру Михаилу Зурабову, давний его партнер по фармацевтическому бизнесу. Неудивительно, что в пятницу, сразу после того, как стало известно об арестах, находившийся в Госдуме Зурабов уклонился от вопросов депутатов и не дал никаких комментариев случившемуся. Между тем многие депутаты полагают, что министр обязан подать в отставку, если ничего не знал о безобразиях, творившихся в подведомственной ему организации. А если знал, то должен последовать за Тарановым в СИЗО.
Похоже, Зурабов также обеспокоен подобной перспективой. По крайней мере об этом свидетельствует отсутствие сколь бы то внятной реакции с его стороны на чрезвычайные события. Однако до последнего времени у одного из первых путинских назначенцев, человека, не имеющего никакого отношения к медицине, но получившего в свое распоряжение фактически два министерства, также имелись высокие покровители. Очень высокие, поскольку, невзирая на все скандалы и жгучие проблемы именно в социальной и медицинской сфере, Зурабов сохраняет и свой пост, и свое влияние. (После массовых народных выступлений начала 2005 года, в ходе которых одним из главных требований была отставка Зурабова, о выражении ему недоверия заговорили даже депутаты-«единороссы» во главе с вице-спикером Любовью Слиской. Впрочем, вскоре, судя по всему, Кремль дал однозначные указания на этот счет, и все разговоры такого рода со стороны представителей «партии власти» затихли.) Вопрос заключается в том, сохранит ли Зурабов влияние и далее, так как по сравнению с ним, давно прозванным гражданами антисоциальным министром, и Таранов, и другие подозреваемые во взяточничестве и коррупции деятели ФФОМСа выглядят фигурами второстепенными.
Некоторые полагают, что дело фонда может оказаться прологом для смещения столь одиозного, с запятнанной репутацией правительственного чиновника. Это-де может благотворным образом сказаться на рейтинге власти перед грядущими выборами. Но кадровая политика, проводимая Кремлем, столь непрозрачна, что достоверно о перспективах Зурабова неизвестно даже президентской «партии власти».
Показательно, как был разыгран эпизод с вопросами Зурабову на заседании Госдумы депутатами из «Единой России». «Единоросс» Александр Хинштейн, изображающий из себя борца с коррупцией, грозно потребовал от министра объяснений. А ведший заседание «единоросс» Олег Морозов «заступился» за Зурабова, пояснив, что его визит в Думу посвящен другой теме и на вопросы Хинштейна он может не отвечать. В общем, если Зурабов остается в высочайшем фаворе и по-прежнему соответствует политике президента, «партии власти» зачтется заступничество Морозова. Если же Зурабовым пожертвуют, то «единороссы», как главные разоблачители коррупционеров, опять на коне.
Однако, по большому счету, дело даже не в Зурабове. Те или иные высокопоставленные чиновники из Фонда обязательного медицинского страхования, зурабовского министерства, правительства лишь пользовались коррупционными возможностями, основы которого были заложены 122-м законом. Именно «монетизация льгот» позволила осуществить ФФОМСу коррупционную схему с льготными лекарствами. И это только одна из многочисленных подобных возможностей, которую дает этот закон. Теперь уже очевидно, что основной задачей «монетизации» и было обеспечение таких «возможностей». Таким образом, помимо арестованных чиновников фонда, за растрату государственных денег, взятки в особо крупных размерах и мытарства инвалидов, не могущих получить необходимые лекарства, несут ответственность все, кто имел отношение к разработке и принятию этого закона. То есть правительство в полном составе и главный лоббист «монетизации» министр Зурабов в частности. Депутаты, проголосовавшие за 122-й закон, а это практически все «единороссы» (включая «борца с коррупцией» Хинштейна) и жириновцы. Члены Совета Федерации, возглавляемого Сергеем Мироновым, поддержавшие закон. Президент, его подписавший.
Нет, ничего не сможет изменить Дмитрий Рейхарт, единственный оставшийся на свободе заместитель директора ФФОМСа, который в настоящее время исполняет обязанности его руководителя. Даже после прокурорского предупреждения о недопустимости срыва проходящего в настоящее время конкурса за право участвовать в реализации программы по обеспечению льготников лекарствами. Ведь механизмы реализации остаются неизменными, то есть коррупционными.
А Михаил Зурабов выглядит человеком, наиболее эффективно обеспечивающим прохождение самых сомнительных с точки зрения коррупционной составляющей законов. Напомним, что именно Зурабов и его ведомство занимаются сейчас реализацией одного из главных президентских национальных проектов — «Здоровье». А в Думе в минувшую пятницу он был в связи с еще одной президентской инициативой — законом о «материнском капитале». Закон этот вызывает очень много вопросов и сомнений, если рассматривать его с точки зрения повышения рождаемости в стране. В свое время закон о ликвидации льгот выглядел столь же сомнительным с точки зрения пользы для ветеранов и инвалидов. Но, как выясняется, для определенной, хотя и очень ограниченной группы граждан (среди которых ветеранов и инвалидов, конечно, нет) он оказался весьма выгодным.
Ну а борьба с коррупцией в тотально коррумпированном государстве, скорее всего, выльется в очередной передел очень выгодного и доходного рынка лекарств. Среди поставляющих на него продукцию фармацевтических компаний будут, как водится, выигравшие и проигравшие. Бизнес же! А среди инвалидов выигравшие найдутся вряд ли. Они со своими болезнями и бесплатными лекарствами в этот государственный антисоциальный бизнес не вписываются.