ОСЕНЬЮ 2006 года официальные СМИ стали усиленно муссировать тему «народного единства», чтобы оправдать придуманный властью новый «праздник» 4 ноября, посвященный то ли какой-то иконе, которую носили все вместе, то ли уходу поляков из Москвы в XVII веке, которых выгоняли из России все вместе, то ли еще чему-то... Настойчиво пытаются из сознания людей, из их памяти вытравить 7 ноября — праздник Великой Октябрьской социалистической революции. В эту кампанию включился большой отряд идейных оруженосцев российской власти — журналистов, политологов и других человековедов.
В «Российской газете» небезызвестный Александр Ципко разродился хвалебной одой в адрес нашего «мудрого» президента, который изо всех сил старается «вернуть страну, вернуть всю нашу духовную, идейную жизнь в поле русской истории, русской исторической традиции». Автор призывает низко кланяться нынешней власти, которая без устали «преодолевает коммунизм» и наставляет нас, своих непутевых чад, на путь истинный. В данном случае на путь празднования 4 ноября, якобы «Дня народного единства». Но возможно ли оно, это самое «народное единство»?
Предваряет статью верное замечание автора: «Все-таки из состояния холодной идейной гражданской войны мы так и не вышли. Нет до сих пор у нас согласия в главном, в том, какой России быть, на каком фундаменте строить новую жизнь, каким героям поклоняться». И с концом статьи тоже можно согласиться: «Нельзя заставить принять, а тем более полюбить 4 ноября». Это уж точно. Но все-таки решается посоветовать не особо задумывающемуся обывателю: «Тем, кто хочет настроить свою душу на волну национального единства, кто хочет примирения русских времен и русских сословий, необходимо поддержать наш новый и одновременно старый праздник чуда спасения Руси».
Российские обществоведы хорошо знают Александра Ципко. В советское время он слыл специалистом по теории научного коммунизма, написал немало статей по социалистическому строительству, был активистом в ЦК ВЛКСМ, потом консультантом при ЦК КПСС. Доктор философских наук. После распада СССР и преобразования в вузах кафедр научного коммунизма в кафедры политологии стал считаться в России «известным политологом», злобно оплевывающим все, что недавно воспевал. Теперь поет гимн его величеству капиталистическому рынку и западному образу жизни. Обыкновенный оборотень. Подозревать его, что он взялся писать о предмете, в котором совсем не разбирается, не приходится. Тогда остается лишь одно объяснение его мифотворчества, развернутого на целую страницу — как согнулась спина в конце 80-х у ученого мужа в холуйском подобострастном поклоне перед пришедшей к власти буржуазией, теперь уж и не выпрямится, разве что на смертном одре.
Идея «народного единства» — очередной миф, созданный властью. Красивый цветочек для украшения безрадостной картины российского бытия — разрушенной экономики, изуродованной системы образования, почти недоступного здравоохранения, деморализованной небоеспособной армии, вымирания полунищего населения, тысячами покидающих страну ученых… Никакого «единства» в стране нет и быть не может. Только слепой не видит, что в современной России общество расколото на антагонистические классы — буржуазию, класс собственников, и пролетариев, класс наемных рабочих и служащих. Эти классы потому и антагонистические, что их интересы, главным образом экономические, — диаметрально противоположные, жизненные позиции — непримиримые.
Все национальные богатства России по воровски захвачены и оказались в руках буржуазии. Радио и телевидение этот класс-паразит называют почти ласково — элита. Смысл существования этой самой «элиты» — получение прибыли, наращивание капиталов. А средство для этого есть лишь одно — эксплуатация. И это якобы устаревшее слово российская пресса тоже старается не употреблять. Потому что именно оно выносит смертельный приговор мифу о «народном единстве». Владельцы капиталов, новые хозяева жизни эксплуатируют наемных работников, то есть присваивают себе часть их труда, в свой карман кладут прибавочную стоимость. За ее счет дважды в год отдыхают с семьей на Канарских островах, обучают детей в английских колледжах и американских университетах, покупают не только футбольные команды и раритетные яйца, но и дворцы во Франции и Испании. Хранят свои миллиарды в швейцарских банках. Готовят себе запасной аэродром, чувствуют, что впереди неизбежен новый Великий Октябрь…
Каким нравственно и политически близоруким надо быть, чтобы не видеть ужасающую картину российской действительности. Роскошные коттеджи «новых русских» и разваливающиеся от холода и сырости квартиры «старых русских». Какую заплывшую жиром душу надо иметь, чтобы не заболеть при виде вопиющих контрастов? У ворот гимназий выходят из шикарных лимузинов холеные, модно одетые детки жирных котов, а на рынках целый день шныряют беспризорные грязные ободранные голодные мальчишки, зорко высматривающие оставленную без присмотра булку или торчащий из кармана у бабули кошелек. Заваленные яствами витрины супермаркетов и полное отсутствие возле них покупателей. Ежедневный показ по ТВ приготовления вкусных блюд из ветчины, деликатесного сыра и майонеза «Оливье», реклама шоколада с орехами, молоком, фруктами и сообщение в прессе, что 30% опрошенных социологами россиян не едят досыта хлеба... Так придворный обществовед Александр Ципко кого с кем собирается объединять: богатых и бедных, сытых и голодных, купающихся в роскоши и нищих? Он ведь не слабоумный, чтобы заставить лобызаться угнетателей и угнетенных, эксплуататоров и эксплуатируемых…
Иркутская газета «Русская беседа» тоже на радость власти завела рубрику «Гражданское согласие». Я так и не поняла, кто же с кем должен соглашаться? Ограбленные должны прощать грабителей? Рабочие, месяцами не получающие зарплату, должны, видимо, терпеливо ждать кровно заработанных, не требовать, не возмущаться, не бастовать, не бороться за свои права? Получившие пощечину должны вторую щеку подставить безропотно? Или, может быть, безработные, едва сводящие концы с концам, родители ребятишек в забытой властью и Богом сельской глубинке должны в пояс кланяться начальникам за то, что выделили школе один компьютер, подключили его к Интернету и назвали это красиво — «национальная программа»? Может быть, я и мои друзья должны с почтением относиться к главному редактору иркутского альманаха «Созвездие дружбы» А.Байбородину, называющему себя патриотом, который о советском времени пишет не иначе, как «большевистская кровавая власть», «большевистский геноцид», «большевистская бесовщина». Ведь совершенно очевидно, что согласия и дружбы у нас с ним не получится никогда, в грядущей гражданской войне мы или наши дети будем по разные стороны баррикад.
По Ципко и ему подобным получается, что «к коммунизму возврата не будет», и просто необходимо единение «народа и власти, единение всех слоев общества». Так что смиритесь с безработицей. Заводы закрыты, колхозы разрушены. Ну, так где же всем рабочие места взять? Смиритесь с неравенством, раз не умеете крутиться-вертеться, всем же в «перестройку» «демократы» дали равные права, по ваучеру в зубы и действуйте. Забыли вкус масла, мяса, так перловка не так уж дорого стоит. Не ропщите против несправедливости, Бог терпел и нам велел. Не унывайте от бесперспективности нынешнего бытия, зато на том свете заживем. Что ж поделать, Россия имела «счастье» встряпаться в капиталистический рынок, а он штука жестокая и безжалостная. Подчинитесь его законам. Смиритесь.
Забудьте о бесплатном образовании, бесплатном здравоохранении, почти символической оплате за жилье и детский садик, социальном равенстве и справедливости, дружбе народов и моральном единстве советских людей, уверенности в завтрашнем дне, праве на труд и отдых. Не жалейте, что у вас все это отобрали. Гордитесь, зато в путинской России у вас есть свобода… от всех этих «тоталитарных» пережитков. И, наконец, будьте счастливы: вас приобщили к европейской «цивилизации и демократии». Скажите спасибо, что приобщали не так, как в Ираке и Палестине. Не кидали вам каждый день бомбы на голову, не взрывали ваши дома, не гибли ежедневно сотнями ваши соотечественники — у вас есть вода и хлеб, хоть и не у всех в достатке.
Если же гражданское согласие касается власти и бизнеса, так это же совсем другое дело. Между ними во все времена и в любой стране были согласие и «социальное партнерство». Разве мы не знаем, что политические органы, всякие там Думы, Законодательные собрания, Администрации всех уровней, правительства формирует буржуазия, сильные мира сего? Именно она кормит прорву депутатов, своих верных слуг, чтобы они принимали решения, писали законы, указы, защищали ее частнособственнические интересы. Еще никто не опроверг гениальную ленинскую мысль о том, что политика есть концентрированное выражение экономики. У кого капитал, у того и власть. Люди это, слава Богу, начинают понимать. Потому и не ходит половина населения страны на спектакли, устраиваемые властью и называемые выборами.
Буржуазия кормит и громадную армию журналистов, репортеров, комментаторов, которая чутко улавливает ее потребности и с холуйским рвением выполняет ее идеологический антикоммунистический наказ — гасить людское недовольство и возмущение несправедливостью. Официальные СМИ искусно создают фиктивные объекты для протестных акций. То выставят главными врагами россиян иммигрантов, за гроши выполняющих в стране самые тяжелые работы, то торговцев ширпотребом китайцев, то закатят истерику по поводу якобы враждебных намерений грузин, всю жизнь проживших в Москве… Что только не придумают, чтобы сгладить обостряющиеся социальные противоречия. Выдают черное за белое, уродливое — за красивое. Ложь представляют истиной, зло — добром. Фашистам и всякой белогвардейской сволочи ставят монументы, а памятники воинам-освободителям и борцам за народное дело сносят. Буржуазные борзописцы тем больше получают от хозяина на лапу, чем смачней плюнут в советское прошлое, искусней обгадят истинные ценности — коллективизм, интернационализм, товарищескую солидарность, социалистический патриотизм, чем громче воспоют ложные рыночные ценности — индивидуализм и национализм, буржуазный псевдопатриотизм и мелочную филантропию.
В журнале «Коммерсант. Власть» есть рубрика «Архив». Все факты нашей истории — под пристальным вниманием еженедельника. Как создавалась Красная армия, проходила национализация и коллективизация в Советской России, как ВКП(б) руководила промышленностью, Академией наук, цирком. А «Коммерсант. Деньги» своих глянцевых страниц не жалеет даже для рассказа о производстве маргарина в СССР. Надо это читать, чтобы увидеть, как в этих изданиях все факты и события корреспонденты талантливо одевают в форму правдоподобия, с ненавязчивым вкраплением уничижительности, издевки, насмешки, снисходительности к делам лапотников и голоштанников. Суть же всех событий искажена до неузнаваемости. Но Бог с ними, с этими журналами. Они выполняют узкие коммерческие функции. Их мало кто читает.
Хотя пожалеть этих несчастных тоже можно. Нелегко дается им эта холуйская работенка — служба у денежных мешков. Господа требуют беспрекословного подчинения. Не прощают ни малейшего отклонения от антикоммунистического пути, «избранного» в начале 90-х. Недавно телеведущая Сорокина почти безобидно назвала российскую судебную систему «полицейской», сказала, что «ФСБ нагло вмешивается в дела присяжных». Сразу дали по шапке, не посмотрели, что Светлана столько лет верой и правдой служила власть имущим, как и Познер со Сванидзе... Она продолжит, конечно, это «святое дело», только плевок утрет, уж слишком платят хорошо...
Особенно тяжело бывшим партийным и советским работникам, вузовским доцентам, преподававшим в доперестроечное время историю КПСС, марксистскую философию, научный коммунизм, не сумевшим пробиться в элиту. Эти сейчас своим пещерным антикоммунизмом и антисоветизмом как бы оправдываются перед нынешней властью за свое прошлое, открещиваются от всего советского. Замредактора иркутской крайне правой газетки «Байкальские вести» Юрий Пронин опубликовал статью по поводу 15-летней годовщины августовских событий 1991 года. Из нее, как из прорвавших при наводнении дамбу очистных сооружений, нечистоты прямо хлынули в адрес большевиков, советской власти, нашей советской истории… Со знанием дела открыл читателям, что революция 1917 года сделала «хозяевами страны» людей, умеющих только «комиссарить». Вся статья в этом же духе.
Не будешь же ему напоминать, что дом, где он живет, школу, университет, где он получил образование, больницу, куда он ходит лечиться от неприятных болезней, построили в советское время большевики и дети большевиков, значит, они умели не только «комиссарить». Хотя я его понимаю. Страх выпасть из обоймы, не потерять доверие владельца газеты еще и не к таким психическим аномалиям несчастного журналиста может привести, еще не то скажешь. В Иркутске, да и во всей России, таких напуганных экземпляров хоть пруд пруди…
Но нам-то какое дело до их самочувствия? Ведь не лежат же они в клиниках, а сидят в редакциях у компьютеров, многомиллионными тиражами издают свои злобные антисоветские клеветнические измышления. Эта продукция сегодня востребована. За нее хорошо платят. Да и пример есть с кого брать. Ведь заявил же Путин в день празднования 60-летия Победы Советской армии в Великой Отечественной войне, что наши солдаты совершали свои подвиги под дулами автоматов. Хотел, видимо, этой наглой ложью верноподданнические чувства своим западным хозяевам выказать. На глазах у всего мира плюнул в лицо еще живым фронтовикам, героям-освободителям. К радости своего американского дружка. Смелый мужик. Он сейчас на троне, и ему пока не приходит в голову, что еще не вечер. Оскорбленные фронтовики уйдут, а их внуки в долгу не останутся.
На голубом экране сутками пляшут и кривляются ряженые бесполые существа, леонтьевы и сердючки, петросяны и швыдкие. Сидит, развалясь вокруг журнального столика, так называемая творческая интеллигенция, хохмит, перебрасывается пошлыми шуточками, щекочет себе нервные окончания ниже пояса, хихикает… Слушай хоть всю передачу от начала до конца, ни одного, не то что умного слова не услышишь — человеческого смысла в их речениях не уловишь. Методично, целенаправленно опускают зрителя. Усыпляют разум обывателя. Развлекают. Превращают когда-то советского человека в безмозглого потребителя, сделавшего удовлетворение своих животных биологических потребностей смыслом жизни. Пусть работает и жует. Жует и хохочет у телеэкрана. Вот сон разума трудового люда и рождает чудовищ.
Если бы это был просто красивый афоризм, а то ведь страшная реальность. Но она не должна стать основанием для уныния и упадка духа. Да, пока спит население. Но рано или поздно неизбежно проснется. Поднимется. Станет народом. И это сделает сама жизнь, которая уже сейчас трудновыносима и с каждым днем становится все невыносимей. Буржуазия сама взращивает своего Могильщика. Объективно. А наша обязанность — помочь ему понять актуальность гениальных строк «Интернационала» — «Никто не даст нам избавленья — ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой. Чтоб свергнуть гнет рукой умелой, отвоевать свое добро, вздувайте горн и куйте смело, пока железо горячо». А пустые речи о «народном единстве» уже мало кого могут обмануть.