На днях состоялось официальное объявление победителя ставшего уже традиционным конкурса «Учитель года». Лучшим учителем 2006 года был признан Андрей Успенский из Череповца. Ему был вручен главный приз — «Хрустальный пеликан» и премия в 100 тысяч рублей. Андрей Успенский преподает русский язык и литературу в череповецкой школе №37. Школа эта необычная: в ней углубленно изучают математику и физику, а учениками являются одни мальчики. В этом году 37-я школа стала одним из победителей национального проекта «Образование» и получила грант в 1 млн рублей на информатизацию.
Но увлекаются ученики этой школы не только точными науками, но и литературой. И во многом благодаря своему незаурядному учителю Андрею Геннадьевичу Успенскому. Путь его в педагогику был нестандартным. В эссе «Моя педагогическая философия» Успенский рассказывает об этом так: «Как получается, что люди становятся учителями? Чаще всего путь такой: школа — институт — школа. У меня и цепочка длиннее, и путь извилистее. К двадцати семи годам я — работник одного из крупных череповецких заводов, электрик пятого разряда с десятилетним, включая армию, стажем и неплохой зарплатой; серьезное увлечение музыкой дает результаты: наша группа — дипломант ряда серьезных фестивалей, участник программ ЦТ. И в этом возрасте, только что став дважды отцом, я ухожу работать в школу. Сейчас трудно сказать, что стало причиной этого поступка: полученное ли заочно филологическое образование, пример ли деда, учителя истории, что-то ли иное, но о переменах я никогда не пожалел».
А главное, что об этом никогда не пожалели его ученики. Многие из них не без влияния Успенского сами начинают заниматься литературным творчеством. В школе силами ребят выходит литературно-художественный журнал «Сосновый стиль». Не забывает Успенский и об увлечении музыкой (сам он играет на 8 музыкальных инструментах), ведет в школе кружок гитаристов.
Целью обучения совсем не является сдача выпускных экзаменов, считает Андрей Успенский. А что же тогда? «Когда-то в армии (увы, не в школе) мне вдруг открылась поэзия: стихи являлись единственным спасением от дефицита душевного комфорта, да и не только... Позже как-то вдруг оказалось, что живопись может доставлять огромное наслаждение. И я, студент-заочник филфака ЧГПИ, стал интересоваться историей изобразительного искусства. Все это делало мою жизнь полнее, интереснее, насыщеннее, осмысленнее. Теперь все эти тайны, некогда открытые мной, доступны моим ученикам (я работаю по авторским программам по литературе и факультативу МХК, часть I «Изобразительное искусство»), и приобщение к миру искусства займет у школьников гораздо меньше времени, чем некогда у меня», — пишет он.
Все учителя, которые участвовали в конкурсе, писали в анкете свое главное желание. У Успенского оно такое: «Надеюсь, что наступит время, когда в нашей стране исчезнут за ненадобностью вытрезвители и детские дома. А уж тогда и со всем остальным будет полный порядок».
Победителем закончив многотрудный конкурсный марафон, Успенский вернулся в Череповец, к своим ученикам, которые гордятся, что их любимый учитель теперь получил общероссийское признание. Сам обладатель «Хрустального пеликана» вовсе не считает себя уникальным и «самым лучшим». Но именно так считают его ученики. «Честно скажу, мы вчера всей семьей аплодировали около телевизора, когда учителем года объявили Андрея Геннадьевича», — рассказывает десятиклассник 37-й череповецкой школы Андрей Хломов. А его одноклассники называют Успенского самым неординарным и оригинальным человеком. «Другого такого учителя просто нет», — говорят ребята.
Но ждут лучшего учителя года дома не только благодарные ученики, но и ставшие уже привычными для всего российского учительства проблемы. На вопрос журналистов о зарплатах педагогов в провинциальной школе Успенский ответил, что «зарабатывает себе право преподавать». Иными словами, подрабатывает, чтобы спокойно заниматься любимым делом, которое считает призванием.