«Единая Россия» идет на попятную. Под давлением массовых протестов граждан, ставших под знамена КПРФ в борьбе за свои жилищные права, «единороссы» кинулись подчищать положения Жилищного кодекса (ЖК), наспех принятого ими в союзе с жириновцами.
Еще в конце весенней сессии «Единая Россия», наступив на горло собственному неистовому либерализму, вынуждена была продлить до 1 марта 2010 года бесплатную приватизацию жилья, восстановила право на деприватизацию квартир для тех, кто решил перейти на условия социального найма, упразднила диктаторскую норму об обязательном преобразовании жилищных кооперативов в товарищества собственников жилья (ТСЖ). На этом настаивали фракция КПРФ, независимые депутаты и «родинцы» сразу при подготовке ЖК. Но их предложения были проигнорированы думским большинством. И только после того, как люди стали падать в обмороки в очередях на приватизацию квартир, а более выносливые — посылать проклятия в адрес «Единой России», «медведи» вынуждены были отреагировать.
Приближение 31 декабря 2006 года, когда заканчивается отведенный в ЖК срок для выбора жильцами многоквартирных домов обслуживающих компаний, тоже ничего хорошего ни «Единой России», ни ее боссам в правительстве не сулило. Люди с компаниями не определились и сгруппировались на активный протест, который накануне больших выборов грозит сломать политические планы правящего клана. Поэтому «Единая Россия» пошла на новое отступление по изменению еще одной драконовской нормы ЖК.
На этой неделе Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». В нем продлевается срок по выбору способа управления жильем на год, до 1 января 2008 года. Наряду с этим законопроектом, внесенным по заданию правительства «единороссом» В.Смоленским (член думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям) рассматривался законопроект Самарской губернской думы, где предлагалось продлить означенный срок до 1 января 2010 года. Второй вариант с точки зрения коммунистов был бы предпочтительнее. Очевидно, что для создания рыночных отношений в обслуживании жилья года недостаточно. Но «единороссы», как обычно, действовали в рамках дозволенного им патронами из правительства.
А Смоленский, разразившись обширным докладом по законопроекту, повторил слово в слово то, что говорилось коммунистами, независимыми и другими депутатами, возражавшими против непродуманных норм ЖК два года назад. Непонятно, кому Смоленский раскрывал глаза на истинное положение вещей в системе ЖКХ: себе или коллегам по «Единой России». Остальные думцы и без Смоленского отлично осведомлены, что в стране никакого рынка услуг по управлению жилым фондом не возникло, что альтернативы ГУПам (государственным унитарным предприятиям, к которым принадлежат ДЭЗы) или МУПам (муниципальным унитарным предприятиям) так и не появилось. Поэтому гражданам выбирать управляющие компании не из чего и не из кого. А если где и появились некие фирмочки, то от них резко отдает мошенничеством.
Правительство все пустило на самотек. Приняло постановление №75 с правилами проведения открытых конкурсов по выбору управляющих многоквартирными домами компаний и успокоилось. Но для конкурса нужно как минимум иметь тех, кто готов между собой конкурировать. Чего также не просматривается.
К новому ЖК у россиян выработалось устойчивое недоверие. Они не могут согласиться с тем, что их чуть ли не в принудительном порядке загоняют в собственники, что им каждый месяц увеличивают коммунальные платежи, отказываются предоставлять социальное жилье, ремонтировать изношенное. ЖК декларирует, но ничего не гарантирует гражданам. А государственные органы, не выполнив ни одного обязательства перед народом, вовсю применяют карательные меры к должникам, нередко выселяя их прямо на улицу. Себя в непродуманном реформировании и социальном ущемлении людей чиновники виновными не считают.
Тот же докладчик Смоленский, голосовавший сломя голову за принятие непроработанного ЖК. А когда поступила команда сверху, без всякого раскаяния демонстрирует свою осведомленность о том, что в ЖКХ все плохо. Смоленский знает, что до сих пор не урегулирован вопрос по выплатам жилищных субсидий малоимущим гражданам, «не отработана методика аккумулирования средств на проведение текущих и капитальных ремонтов» и что при переходе на услуги управляющих компаний «может произойти необоснованное и значительное увеличение платы за содержание и ремонт жилых помещений», чего граждане не потерпят. Все пробелы Смоленский собирается ликвидировать за год!
Оптимизм Смоленского не разделили многие депутаты. Согласившись с продлением срока по выбору управляющей компании, они сомневаются, что за год удастся что-либо изменить к лучшему.
Если браться за дело, то, по мнению депутата Сергея Решульского, необходимо пересмотреть содержание всего ЖК, по крайней мере принять в целом законопроект «О внесении изменений в ЖК РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в статью 292 части 1 Гражданского кодекса РФ» (внесен Галиной Хованской и группой депутатов от КПРФ и «Родины»). Его концепция одобрена в июне, пора бы завершить над ним работу, но профильный комитет (председатель — «единоросс» П.Крашенинников) беспричинно удерживает документ в своем бездонном портфеле. И конечно же, необходимо заложить в бюджете на 2007-й приемлемый объем средств для ремонта жилфонда и коммуникаций, и не 40, а не менее 300 млрд руб. Для этого есть возможности. «Надо начинать эту работу», — доказывал Решульский.
Критически о ЖК отозвались депутаты от КПРФ Владимир Кашин, Анатолий Локоть, Виктор Кузнецов.
В зону правового беспредела, отмечали депутаты, грозит вылиться работа управляющих компаний без регламентов по регулированию взаимоотношений этих фирм с муниципалитетами и жильцами многоквартирных домов. Правительство не собирается их вырабатывать, словно приглашая на рынок ЖКХ недобросовестных посредников между потребителями и коммунальщиками. Частный посредник возьмет свою «маржу», но не даст гарантий, что, взяв деньги с населения, передаст их коммунальщикам, подчеркивали депутаты. Примеры тому уже есть. Подобное посредничество уже ограбило тысячи жильцов в Твери, Волгограде. Уголовные дела возбуждены, но людям денег никто не вернул. А тарифы на ЖКХ уже запредельные. По словам «родинца» О.Шеина, за год население выкладывает порядка 3 трлн руб. Это и есть цена вопроса, который в условиях отсутствия внятных правил готовы «разрешить» в свою пользу посредники. Новый ЖК для них, что отец родной. Этого не может не понимать правительство, которое словно не замечает, что создается почва для огромных финансовых злоупотреблений, открывая широкие перспективы для криминала. А население остается в неведении, что происходит вокруг жилого фонда, кого надо опасаться и чего ждать.
Некомпетентностью граждан, по словам независимого депутата Г.Хованской, уже неплохо пользуются отдельные хорошо информированные «предприниматели».
«Осторожно, мошенники!» — так предостерегает Г.Хованская граждан. Она поясняет, какие риски подстерегают жильцов многоквартирных домов, и дает советы, как лучше обойти силки, расставленные аферистам:
— Полагаю, что за неимением лучшего предпочтительнее остановиться на привычном ДЭЗе. Но людей, которых сейчас склоняют к заочному голосованию по выбору способа управления и управляющей организации, могут обмануть. За названием ДЭЗ вместо ГУП (государственное унитарное предприятие) могут скрываться, например, ООО (общества с ограниченной ответственностью) «ДЭЗ». Совершается подмена. Жильцы Тимирязевского, Бегового районов Москвы с этим уже столкнулись. Свои услуги предлагало ООО, созданное из непонятных людей: один из Майкопа, другой из Твери, третий невесть откуда. Уставной капитал «команды» составлял всего 10 тыс. руб. В эту сумму они оценили меру своей ответственности за дом стоимостью в миллионы рублей. Они норовили договариваться с жильцами, не показывая при этом договор на управление, не называя, сколько будет стоить услуга за каждый квадратный метр, заявив, что будут собирать с жильцов 7% от платы за жилые помещения и коммунальные услуги и на эти деньги «обслуживать» дом. Конечно, с такими инициаторами лучше не иметь дела.
В договорах с управляющей компанией надо обязательно узнать ее уставной капитал и то, какие она может дать материальные гарантии жильцам; надо оговаривать перечень работ, которые будет осуществлять компания, их оплату, индексацию. В договорах должны быть отражены мельчайшие детали взаимодействия жильцов и компании. В противном случае у людей соберут деньги и никаких услуг не предоставят.
Со стороны государства никакого контроля за этой процедурой нет. Услуги по управлению жилищным фондом не лицензируются. Не предлагается ни добровольная сертификация, ни добровольная аккредитация. Нет даже объединения управляющих компаний или хотя бы ассоциации, общественной организации, которая могла бы дать хоть минимальные гарантии, что в компанию не включатся откровенные мошенники. Такое саморегулирование через общественные объединения действует среди риелторов, строителей, архитекторов. На рынке услуг по управлению многоквартирными домами нет ничего, здесь открыт широчайший клапан для мошенников… Эта афера — всероссийская, ее жертвами рискуют оказаться очень многие жители. Исключение составляют разве что дома ЖСК: там жильцы все взяли в свои руки.
Все очень напоминает приватизацию по Чубайсу: лишь бы сбросить в частные руки, а там кто выплывет, тот выплывет, а кто не выплывет — утонет. И как не утонуть, если не появилось никакой определенности по капитальному ремонту домов, по недоремонту, по налоговому законодательству, по земле под домами.
Жильцы, которые начали принимать решения по созданию товариществ собственников жилья, стали узнавать много для себя интересного. Например, что некоторое их общее имущество уже отчуждено. Это консьержные, чердаки, подвалы, лестничные площадки и т.п. Жильцы одного дома узнали, что их парадный подъезд продан некоему ООО, а им велено ходить через черный ход. В одном из писем рассказывается, как местная власть оформила в собственность площадки под мусорокамерами и сдала их в аренду какому-то третьему лицу. В результате жильцов лишили мусопроводов. Восстановить справедливость теперь очень сложно. Раньше был 10-летний срок исковой давности по таким делам, как ничтожная сделка, а отчуждение общего домового имущества и есть ничтожная сделка, потому что она принята с нарушением закона. А теперь только три года, после чего такая сделка уже не подлежит пересмотру. Такая норма в прошлом году была введена по инициативе «Единой России».
Поэтому сейчас все жильцы обязаны выяснить перечень общего имущества. У них должен быть этот перечень.
Каким должен быть договор с управляющей компанией? В нем должны быть прописаны обязанности и права жильцов, обязанности управляющей компании, перечень работ, какие они будут исполнять, размер их оплаты. Жильцы должны знать, застраховала ли компания свою ответственность перед ними на случай, если она не исполнит свои обязательства.
К сожалению, нет никакого типового документа по заключению таких договоров. Меня не раз спрашивали, умышленно так устроено или нет. Точно сказать не могу, но то, что не продумано по последствиям, в том числе социальным, — это несомненно. Да и по политическим тоже. Накануне выборов это все приобретет очень неприятное звучание для властей и их партий.