После вполне успешной для себя встречи в Ханое (где было получено вожделенное согласие Буша на прием России в ВТО, которого Кремль фанатично добивался многие года) президент РФ совершил весьма безуспешную поездку в Хельсинки, где встретился с лидерами Евросоюза. Главной целью встречи было начало переговоров о заключении нового соглашения Россия—Евросоюз (срок действия предыдущего соглашения истекает в этом году). Не получилось.
Собственно говоря, о том, что ничего не получится, было известно заблаговременно. Несколько ранее Польша объявила, что использует право вето в ЕС, чтобы заблокировать начало переговоров. Поляки заявили, что требуют отмены российского запрета на экспорт мяса и овощей из Польши, а также настаивают на том, чтобы РФ ратифицировала Энергетическую хартию ЕС и Транзитный протокол к ней (открывающий ЕС доступ к российским магистральным газопроводам, но не дающий РФ аналогичных прав в отношении европейских газопроводов).
В Москве польские требования отвергли, ибо Польша занималась поставкой мяса весьма сомнительного качества из третьих стран. (Кстати, в ЕС вот-вот вступят Болгария и Румыния, «мясные» стандарты которых также далеки от норм российской санитарной инспекции). Что же до Энергохартии, то ее совершенно неприемлемый для России характер уже давно известен. Поэтому польский демарш преднамеренно обострял ситуацию. Попытки европейцев урезонить нового, но весьма буйного члена ЕС ни к чему не привели.
В тот момент, когда самолет Путина приземлялся в аэропорту финской столицы, в Брюсселе было объявлено, что подписание каких-либо документов по итогам саммита не планируется. А председатель Еврокомиссии (правительства ЕС) Жозе Мануэл Баррозу через своего пресс-секретаря заявил, что намерен потребовать от России снятия запрета на импорт некоторых видов польской сельхозпродукции. «Председатель комиссии считает этот запрет непропорциональным. На саммите он попросит президента Путина в срочном порядке отменить его», — сказала журналистам пресс-секретарь Баррозу.
Какие последствия имеет для России срыв переговоров? Формально никаких. Нам от этого ни холодно, ни жарко. В предыдущем соглашении РФ—ЕС предусмотрено, что срок его действия автоматически продляется. Переговоры по выработке нового соглашения все равно уже идут на рабочем уровне, и они будут неизбежно продолжаться вне зависимости от итогов встречи в Финляндии. Ведь встреча в Хельсинки должна была стать лишь официальным благословением начала таких переговоров.
Процесс этот очень сложный, ибо у Евросоюза, как всегда, есть стремление урвать побольше и отдать поменьше. И до сих пор в отношениях с российской верхушкой они в этом деле изрядно преуспевали. Достаточно сказать, что страны НАТО и ЕС получили право транзита своих войск и военной техники через территорию России в Афганистан. А аналогичного права в отношении нашего военного транзита в Калининград через Литву российские корифеи внешней политики так и не получили.
То есть игра идет в одни ворота. Но чем дальше, тем более затруднительным это становится, ибо сдавать теперь требуют святое — нефтегазопроводы, которые негласно курируют «на самом верху». Для Путина проблемы, возникшие с ЕС, весьма неприятны, ибо в его планы входит проникновение в экономику Европы сначала через энергоносители, а затем и через капиталовложения в западную авиационную промышленность (в ущерб российскому авиапрому). Сейчас эти планы натолкнулись на серьезные препятствия. В ЕС вовсе не желают считать РФ равной себе и намерены использовать польский демарш, чтобы дать это понять г-ну Путину.
Вместе с тем обструкция, устроенная Польшей, демонстрирует весьма неприятные для «старой» (то есть Западной) Европы последствия поспешного расширения Евросоюза. Страны Восточной Европы туда принимали пачками, не особенно задумываясь о последствиях. Главная цель была политическая — оторвать Прибалтику и Восточную Европу от России, прочно привязать их к Западу через членство в НАТО и ЕС, дабы начисто исключить возможность их возврата в орбиту России.
Но этим самым Европа получила компанию нахлебников, которые издавна привыкли вращаться между Востоком и Западом, извлекая из этого вращения немалую прибыль. Верхушка прибалтийских и восточноевропейских стран — довольно склочная публика, полная решимости вырвать свои выгоды, используя при этом принцип ЕС единогласия в принятии решений. Евросоюз, который до 1991 года был достаточно монолитной организацией, с приходом Прибалтики и Восточной Европы стал гораздо более рыхлым.
Не обходится тут и без подстрекательства со стороны США, которые не заинтересованы в том, чтобы ЕС создал конкуренцию военной, экономической и политической гегемонии Америки в мировых делах. Американцы готовятся к переводу своих военных баз из Германии в Польшу (и дешевле, и ближе к границам главного противника — России), а также намерены строить в Польше стартовые позиции своих противоракет. Вот возгордившаяся от своего нового стратегического значения польская верхушка и фордыбачит, надеясь на полную поддержку США.
Но рассчитывать на безоглядную поддержку Вашингтона полякам особенно не приходится. Ибо Западная Европа в конечном счете для США важнее, нежели желание польских панов «впаривать» России полуконтрабандное мясо. Да и с Россией без особой необходимости ссориться ни к чему. У Вашингтона есть более существенные проблемы отношений с Россией. Так что Польшу ожидает несколько сеансов успокоительной терапии со стороны Евросоюза. Скорее всего, этим придется заниматься Германии, как стране, граничащей с Польшей и имеющей там особые интересы.
Отношение Европы к польской истерике выражается уже в том, что встреча Россия—ЕС все-таки состоялись, хотя ее проще всего было бы отменить. Нет, все дружно приехали в Финляндию. Возможно, чтобы высказать недовольство своекорыстным поведением Варшавы (братья Качиньские — президент и премьер-министр Польши — в Финляндию не приехали). А возможно, чтобы коллективно надавить на Путина в интересах Польши. Ведь поляки заявили, что будут идти в своих требованиях до конца и продолжат блокаду переговоров России и ЕС до тех пор, пока Россия не уступит.
Они нашли поддержку президента Финляндии Т.Халонен, которая, как председатель ЕС, обязана обеспечивать единый фронт ЕС во взаимоотношениях с Россией. Уже в ходе двусторонних переговоров с Путиным Халонен поставила вопрос о снятии российского эмбарго на польское мясо, но без успеха. (На переговорах Путина и Халонен обсуждался и ряд других непростых тем российско-финляндского сотрудничества: обеспечение Финляндии энергоресурсами, проблема вывоза российского леса и автомобильные пробки на российско-финляндской границе).
Конечно, темы для разговоров ЕС с Россией всегда найдутся. В Хельсинки обсуждали вступление России в ВТО, взаимодействие в энергетической сфере, в охране окружающей среды, формирование четырех «общих пространств», Грузию, Косово, Иран, Ближний Восток, Балканы и Северную Корею.
Ощущение, однако, такое, что кроме заключительной коллективной фотографии, от этого встречи России—ЕС в «сухом остатке» оказалось мало чего. Европа стойко держит оборону против попыток Путина «интегрироваться». Россия нужна им лишь в качестве поставщика сырья и рынка сбыта разного некондиционного товара типа польского мяса. С этой неприятной реальностью Путину приходится сталкиваться вновь и вновь. Может, скоро и сам все поймет? Хотя, сомнительно...