Перед отъездом в регионы Госдума приняла («за» — 425) в первом чтении важный для авторитета Кремля законопроект «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» или о «материнском (семейном) капитале». Обсуждение его совпало с начавшимися арестами в подразделении Минздравсоцразвития — Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Но это не помешало социальному министру М.Зурабову как ни в чем не бывало докладывать о великой щедрости российского руководства к тем, кто рожает детей. Это даже не просто закон, сказал Зурабов, а «краеугольный камень тех предложений, которые президент сформулировал в части, касающейся улучшения демографической ситуации в РФ».
Разумеется, властной вертикали, в том числе и партийной, нужно иметь хоть что-то «краеугольное» для предвыборных встреч с массами. В проекте закона речь идет о выделении 250 тыс. руб. женщинам, родившим второго или следующего по счету ребенка. Право на сумму в 250 тыс. руб. имеют только граждане РФ. Это женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2007 года. В случае потери родителей (усыновителей) право на «капитал» переходит к ребенку, который сможет воспользоваться им по достижении 18-летнего возраста. Для матери право на «капитал» наступает через 3 года после рождения ребенка. Но использовать средства она может только на три цели: 1) вложить в жилье;
2) направить на образование ребенка; 3) отправить деньги в накопительную часть своей будущей пенсии. Сумму обещают индексировать с учетом инфляции. Но вживую использовать деньги никто не сможет. Они будут переходить со счета на счет. Чтобы заявить о своем праве на «материнский (семейный) капитал», женщина обязана будет подать заявление и необходимый пакет документов в свое территориальное отделение Пенсионного фонда. Ей выдадут сертификат, подтверждающий право на «дополнительную поддержку» семьи. Распорядиться средствами можно будет не ранее 2010 года. Тогда будут заложены в бюджете необходимые средства. А пока — только обещания.
В законопроекте 13 статей и масса отсылочных норм, уточнение и расшифровка которых отданы в руки правительства, что вызвало у депутатов много вопросов и нареканий в адрес разработчиков. Только «единороссы» помалкивали, так как были посвящены в «кухню» подготовки законопроекта еще на нулевом цикле.
После анализа законопроекта стало ясно, что только испытанному социальному иллюзионисту и могло нынешнее правительство доверить такое ответственное задание. Опыт 122-го закона, который преподносился Зурабовым как благо для льготников, оказался востребованным и в случае с «дополнительной поддержкой семей». Завуалированных подвохов во внешне многообещающем законопроекте обнаружено немало.
Подвох первый: 3 года ожиданий. С этим условием не согласились депутаты-коммунисты Тамара Плетнева и Анатолий Локоть. «Никто в такой «капитал» не верит… Все видели, чем закончились реформы пенсионной системы, здравоохранения, «монетизация». Жизнь показала, что все это была фикция», — отметила Т.Плетнева. «Необходимо ускорить предоставление средств «материнского капитала», — подчеркнул А.Локоть. — Почему эти меры поддержки будут целых 3 года висеть в качестве сладкой морковки, когда они необходимы уже сегодня?» У Зурабова не нашлось объяснений, а депутаты вспомнили поговорку о том, что «обещанного три года ждут, а на четвертый забывают».
Подвох второй: средства нельзя использовать даже в самые критические моменты. «А если ребенок заболел, и ему требуется срочная дорогостоящая медицинская помощь? — спрашивал Сергей Собко (КПРФ). — Что может чувствовать мать, зная, что у нее где-то есть «капитал», а она не может им воспользоваться, чтобы вылечить свое дитя?» На этот вопрос нет ответа в зурабовском законопроекте.
Подвох третий: отсутствие гарантий защиты материнских средств от мошенников. Малообнадеживающий ответ прозвучал из уст Зурабова на вопрос Александра Кравца о том, как уберечь матерям с детьми свои деньги от злоупотреблений. По законопроекту «капитал» может передаваться по безналичному расчету в качестве оплаты за жилье или за учебу ребенка. Но на этом пути наверняка их будет подстерегать и жулье. Зурабов сослался на «нормативные акты правительства, которые определят порядок использования средств лицами, имеющими право на «материнский капитал». Тогда, уверял Зурабов, и «можно будет дополнительно рассмотреть меры, которые могли бы снизить риск злоупотреблений». Как тут не вспомнить о «нормативной» псевдозащите бюджетных средств для льготных лекарств, которыми так хорошо попользовались в ФФОМСе. А тут речь о капитале в 250 тыс. руб.! Смогут ли удержаться ловкачи из структур, сочиняющих «нормативные акты», и не оставить для себя удобных щелей для собственной подкормки?
Подвох четвертый: законопроект умалчивает, какие документы нужны женщине для подачи заявления для получения сертификата на свой «капитал». Зурабов снова апеллирует к правительству, мол, оно должно решить, что нужно. Депутаты-коммунисты считают, что разработчики оставили чрезмерное количество отсылочных норм, чем перечеркивается даже сам закон. Снова чиновники будут выше закона. Они будут решать, какие потребовать справки, печати и подтверждения от матери, имеющей право на «капитал». В статье 5 законопроекта так и записано, что в территориальном пенсионном фонде, куда матери будут обращаться дважды в год за получением сертификата на «капитал», скажут, что входит в перечень «необходимых документов», а правительство «установит правила выдачи сертификата». В законопроекте не исключаются и случаи «отказа в выдаче сертификата». Что может послужить тому причиной, законопроект не раскрывает. Но за строками его новелл видится всемогущество чиновника, сидящего по ту сторону окошечка, к которому придут за сертификатами российские матери. Удастся ли им с таким законом обойти взяточников, волокитчиков и нечистых на руку распорядителей «семейным капиталом»? Ответ очевиден. Депутаты не исключают даже того, что отделения Пенсионного фонда могут превратиться в крепости, которые матерям придется штурмовать.
Подвох пятый: Пенсионному фонду передаются не свойственные ему функции по распоряжению средствами «материнского (семейного) капитала». Для чего? То ли пенсионные средства хотят направить на поддержку семей, то ли, наоборот, с помощью «семейного капитала» поправить дела Пенсионного фонда. Кого задумано обмануть? Вопрос непраздный, по мнению депутатов. Его непременно следует прояснить, и желательно не через Зурабова. У него свои схемы, нередко «серые», а то и вообще темные.
Подвох шестой: «капитал» предусмотрен и на усыновленных детей. Гуманный подход. Но нечто иное по сути насчитал калькулятор Зурабова. «Если бы ребенок остался в государственном учреждении, то у государства возникла бы обязанность предоставить ему жилье по достижении определенного возраста. А тут, если калькулировать расходы…» — приоткрывал министр некоторые секреты сердобольного законопроекта. С одной стороны, семьи понуждают усыновлять сирот. Но уже, оказывается, подсчитаны выгоды для государственного бюджета: за меньшие деньги сбросить с себя затраты не только на содержание сироты, но еще и сэкономить на жилье для него. И все под видом трогательной заботы о судьбе сирот.
Подвох седьмой: «капитал» дается только один раз. При дальнейшем увеличении семьи «дополнительная поддержка» не предусматривается. Владимир Кашин, Борис Кибирев (КПРФ) считают такой подход несправедливым. В семье окажется только один ребенок, желанный для государства, остальные как бы ни при чем. Зурабов, конечно, и на эти упреки находил отговорки: «будем рассматривать», «будем изыскивать». Но коммунисты считают, что при той демографической катастрофе, которая постигла Россию в последние годы, руководство страны обязано установить прогрессивную норму финансовой поддержки семьи: за второго ребенка — 250 тыс. руб., за третьего и каждого последующего ребенка — сумму «капитала» увеличивать.
Поддержка семей, заявляют депутаты-коммунисты, должна быть комплексной. «Точечные» меры всего лишь слабый макияж для власти, но не решение демографической проблемы. Тот же Зурабов прикинул, что в 2007 году родится не более 625—650 тыс. детей. Цена «материнского (семейного) капитала», право на который возникнет только в 2010 году, составит 131,8 млрд руб. Негусто, господин Зурабов.
Почему же в годы советского «тоталитаризма» дети рождались значительно чаще? В предвоенные годы, когда генсеком был Сталин, в России ежегодно рождалось более 4 млн детей. После войны, в 1949 и 1954 годах, — около 3 млн. Позже рождаемость снизилась до 2,5—2 млн детей в год. В 1981 году в СССР был принят комплекс мер поддержки семей с детьми, что повысило рождаемость. Но грянула горбачевщина, за ней — капитализм ельцинский, путинский. И уже 600 тыс. детей в год представляется нормальным показателем для власти. Поможет ли «материнский капитал»? В таком виде, как предложил Зурабов, точно не поможет, уверены депутаты фракции КПРФ. Но может помочь «партии власти» поправить свой имидж перед большими выборами, если удастся кого-то ввести в заблуждение.
Демографический кризис в России зашел слишком далеко. Его корни не только в обнищании и экономической нестабильности. Россияне утратили веру в будущее, люди не видят завтрашнего дня. Они живут в тяжелой атмосфере лжи, бездуховности, безнравственности, в отсутствии консолидирующих идеологических основ. Самые унижаемые в стране — дети и старики. И никакой единовременный «капитал» не возместит тех бед, которые обрушивают на них рыночные реформы.
Только смена социально-экономического курса, только социально ориентированная политика, только развитие производительных сил страны вернет людям желание жить, рожать детей с уверенностью, что они не станут жертвами рыночного беспредела.