Люди, будьте бдительны!
Юлиус Фучик, чехословацкий антифашист
25 ноября 2006 года на Украине уже второй раз на общегосударственном уровне прошли мероприятия по случаю Дня памяти жертв голодоморов и политических репрессий. Напомним, согласно Указу президента Украины №1544/2005 от 4 ноября 2005 года День памяти жертв голодоморов и политичесеких репрессий отмечается ежегодно в каждую четвертую субботу ноября. Этим же Указом президент поручил кабинету министров Украины принять дополнительные меры по международному признанию голодомора 1932—1933 годов ГЕНОЦИДОМ украинцев и одной из наибольших трагедий в истории человечества.
Никогда еще с таким размахом на Украине подобная акция не проводилась, хотя обоснованность использования самого определения ГОЛОДОМОР к событиям Великого голода (Greate Famine) 1932—1933 годов многими учеными и международной общественностью подвергается обоснованному и серьезному сомнению (см. М.Белецкий. Мир должен это помнить.О юридической квалификации голодомора. Всеукраинская газета День №214. 19.11.2005).
Для украинского читателя понятие голодомора вследствие многолетней националистической пропаганды уже имплантировано в сознание как сознательный геноцид украинцев.
Внес свою лепту в такое восприятие и предложенный МИД Украины перевод на украинский язык официальных документов ООН по этому вопросу, что очень близко к политической махинации и фальсификации.
Теперь к этому приложил руку и президент Украины В.А.Ющенко, который 2 ноября 2006 года внес в Верховную раду Украины как неотложный законопроект №2470 «Про голодомор 1932—1933 годов в Украине».
В преамбуле к президентскому законопроекту есть ссылка на официальный документ 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Совместное заявление по случаю 70-й годовщины голодомора — Великого голода 1932—1933 годов на Украине», которое подписали более трех десятков государств — членов ООН. В действительности в официальных документах ООН речь шла совсем о другом. Как произошла подтасовка официального документа ООН со стороны МИД Украины, вставшего из «патритических» побуждений на путь беспардонной фальсификации и политической провокации?
Более того, Ющенко предложил Раде рассмотреть его «стахановскими» темпами — к очередной годовщине, которую певцы голодомора отмечают на Украине 25 ноября. В статье 2 проекта закона предлагается ЗАПРЕТИТЬ публичное отрицание голодомора 1932—1933 годов на Украине (с соответствующим административным наложением штрафа). А где же воспетое демократами «я так считаю»? Но не сложилось... Верховная Рада Украины перенесла рассмотрение этого законопроекта на более поздний срок, а тем временем группой депутатов (Забарский В.В.,Колесниченко В.В., Муц О.П.) 17 ноября был подан альтернативный законопроект №2470-1, отличающийся от президентского только тем, что в нем нет определения голодомора-33 как ГЕНОЦИДА украинской нации и применяются меры не административного, а морального воздействия по отношению к тем, кто публично не признает голодомор 1932—1933 годов. Во всем остальном мнения и оценки сошлись, и прежде всего в осуждении того политического строя, квалифицируемого как сталинский и тоталитарный, который существовал в то время в СССР.
Использование термина ГЕНОЦИД для политических сил, прорвашихся к власти в декабре 2004 года, стало халявной «козырной» картой в грязной политической игре, которую они ведут уже два года. Потому будет целесообразным взглянуть на действительное место ГЕНОЦИДА в истории человечества вообще и целостно — от древности и до наших дней. Предлагаю свой СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД на проблему ГЕНОЦИДА в мировой истории.
История вопроса
Вторая мировая война привела к тому, что в лексикон вошло новое слово «геноцид». Много десятилетий спустя Международный трибунал по Руанде назвал геноцид «преступлением преступлений», а Научная ассоциация исследователей геноцида (Association of Genocide Scholars) назвала XX век «веком геноцида». На Украине это слово вводили в оборот в связи с Большим голодом (голодомором) 1932—1933 годов и Чернобылем. На слуху оно и сейчас, в связи с сокращением численности населения Украины за период с 1991 по 2005 год с 53 млн до 47 млн человек.
В 1933 году на конференции в Мадриде по унификации международного уголовного законодательства польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин впервые использовал слово «геноцид», которое было образовано путем стыковки греческого genos — «род, племя» и латинского caedo — «убиваю». Лемкин призвал Лигу Наций (предтеча ООН) создать международную конвенцию для предупреждения военных преступлений и варварства.
В 1944 году Лемкин, бежавший в США в 1941 году, опубликовал документальную книгу «Правление государств «Оси» в оккупированной Европе» (Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposals for Redress), в которой при описании массовых убийств евреев впервые использован термин «геноцид». В 1945 году этот термин употреблялся в юридической практике — на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками. В 1946 году был зафиксирован первый случай применения термина «геноцид» в юридической практике отдельных государств: в Польше был осужден бывший офицер вермахта, виновный в массовых убийствах мирных граждан.
В 1946 году Лемкин начал работать в только что созданной Организации Объединенных Наций, где на протяжении двух лет «отшлифовывал» определение геноцида.
9 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него». Конвенция декларировала, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права.
Под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Конвенция также установила, что наказуем не только геноцид и соучастие в нем, но и заговор с целью совершения геноцида, а также прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида.
Конвенция должна была вступить в силу лишь после того, как ее ратифицируют парламенты 20 стран мира. Данное условие было выполнено к январю 1951 года.
После того как стали ясны масштабы злодеяний, совершенных нацистами во время Второй мировой войны, в мире появился лозунг: «Никогда Больше!». Однако история второй половины XX века зафиксировала достаточно много примеров совершения геноцида.
По иронии судьбы, многие великие державы долгое время по различным причинам откладывали ратификацию этой конвенции. Первыми Конвенцию поддержали Франция и Китай (тогда Тайвань, поскольку коммунистическое правительство Китая заняло место в Совете Безопасности ООН лишь в 1971 году). СССР ратифицировал ее в 1954 году, Великобритания — в 1970-м, КНР — в 1983-м, а США — в 1988 году. Столь длительный процесс признания Конвенции великими державами привел к тому, что на практике это соглашение — самое первое среди ключевых многосторонних договоров, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, — начало выполняться лишь в 1990-е годы, даже несмотря на то, что несколько десятков стран мира независимо от этого добавили в национальные законодательства соответствующие нормативные акты. Однако международное сообщество начало предпринимать реальные попытки остановить геноцид и покарать его виновников лишь немногим более десятилетия назад.
Ситуации, когда представители меньшинств становились жертвами организованного насилия, часто называют геноцидом. Однако в международной практике этот термин употребляется редко: общепринято, что геноцидом можно признать события, происходившие в оккупированной нацистами Европе (геноцид евреев и цыган), бывшей Югославии (геноцид хорватов и мусульман) и Руанде (геноцид тутси). Ныне лидеры ООН и многие государства мира обвиняют Судан в организации геноцида населения региона Дарфур (юго-западная часть Судана).
Во многих иных случаях обвинения той или иной страны в геноциде оказываются недостаточными. Этот раздел международной юриспруденции остается «серой зоной» права: от иных тяжких преступлений, связанных с массовыми убийствами, геноцид отличает наличие «особого намерения» уничтожения той или иной группы населения. В ряде случаев наличие подобного намерения (его юридическое определение весьма расплывчато) не было доказано, поэтому преступников, организовавших массовое истребление людей, обвиняли в совершении военных преступлений или преступлений против человечности. Кроме того, стороны, противоборствующие в оценках кровавых событий, активно оспаривают доводы противника, приводя свои версии и интерпретации фактов.
Уроки не впрок
История человечества — это история геноцидов. Ситуации, которые попадают под современное определение геноцида, зафиксированы еще в Библии (например, истребление еврейских детей египтянами или уничтожение жителей Ханаана израильскими племенами под предводительством Иисуса Навина).
Древний Рим, например, полностью уничтожил или превратил в рабов население Карфагена.
В раннем Средневековье крестоносцы в ходе Альбигойских войн вырезали большую часть населения Южной Франции.
Во время Великой французской революции войска, подавлявшие восстание роялистов в Вандее, получили приказ убивать не только взрослых мужчин, но и детей и женщин репродуктивного возраста.
Аналогичные преступления творились практически повсеместно в мире, приобретя особо крупные масштабы в древнем и средневековом Китае и на Ближнем Востоке.
Акты геноцида были отмечены и в Африке. Например, прославленный зулусский государственный деятель и полководец Чака (созданное им государство в начале XIX века существовало на территории нынешней ЮАР) приказывал уничтожать всех членов враждебных кланов и королевств, отказывавшихся присоединиться к его державе.
Достаточно часто геноцид проводили колониальные державы: так, например, Великобританию обвиняют в массовых убийствах индусов, буров, малазийцев, суданцев, Германию — в уничтожении племени герреро (современная Намибия) и т.д. Или хотя бы взять великое переселение чернокожих негров из Африки в качестве рабов в США.
Именно поэтому всем народам, принадлежащим к европейско-атлантической цивилизации, должно быть не все равно, что сейчас о них думают народы Африки и Азии.
Народы мусульманского мира до сих пор хранят в памяти кровавые походы европейских крестоносцев — слуг Гроба Господня. Это и был геноцид по религиозному признаку.
Африканцы и азиаты с гневом и возмущением отвергают такое сложившееся в Европе понятие, как великие географические открытия, принесшие им рабство и колонизацию. В период с 1450 по 1850 год из Африки на судах через Атлантический океан главным образом в колонии Северной и Южной Америки и Вест-Индию было вывезено не менее 12 млн чернокожих рабов, еще 20 млн рабов попало на Ближний Восток и в Северную Африку. А это и был геноцид на расовой основе.
Как сообщалось в 1999 году, Африка потребовала от стран Запада и Америки, а также от компаний, которые нажились на работорговле и колонизации, выплатить в течение пяти лет странам континента 777 трлн долларов в качестве репараций. Это требование содержится в Аккрской декларации, принятой на Первой международной конференции, которую организовали в ганской столице две организации — Африканские всемирные репарации и Комиссия правды по вопросам репатриации.
По замыслу авторов Декларации, будут созданы группы юристов из Африки и диаспоры, которые призваны обеспечить сбор репараций законными методами до конца 2004 года. В этой связи предложено обратиться за помощью к ООН и Организации африканского единства. И народы Африки от этой идеи не отказались.
В США организации индейцев и ряд историков доказывают, что в отношении коренных обитателей американского континента был осуществлен акт геноцида, поскольку число краснокожих американцев сократилось с 12 млн в 1500 году до 237 тыс. в 1900-м (впервые эта теория была высказана историком Ричардом Динноном, в 1972 году опубликовавшем исследование «Американский Индеец: Первая Жертва» (The American Indian: The First Victim).
Оппоненты утверждают, что способы подсчета населения Америки, на основе которых был сделан столь страшный вывод, весьма неточны и основаны на предположениях. Кроме того, до 90% индейцев, скорее всего, погибли из-за болезней, занесенных европейскими колонистами. Противники «геноцида индейцев» утверждают, что вражда и жестокость в отношениях между краснокожими и белыми были обоюдными, причем и индейцы, и белые уничтожали мирное население, принадлежавшее к иной расе. Однако в действиях европейских колонистов и властей американских государств не наличествовало «особое намерение» уничтожить всех индейцев.
В годы Первой мировой войны с 3 сентября 1914 года по 10 мая 1917 года в окрестностях австрийского городка Грац существовал первый в цивилизованной Европе концентрационный лагерь Талергоф, созданный для мирных граждан — инаковерующих, инакоговорящих и инакомыслящих буковинских и галицких русинов. Подобный концлагерь был и в окрестностях городка Терезин на Огре (Северная Чехия). Через Талергоф и Терезин прошло, по разным свидетельствам, около 300 тыс. мирных граждан, из них 200 тыс. погибли, отдав жизни за сохранение своей национальной и ментальной идентичности, за право говорить на родном языке. Это был геноцид по национально-этническому признаку.
На Личаковском кладбище во Львове есть памятный камень, на котром выгравированы такие слова: «Жертвам Талергофа — Галицкая Русь». Так сложилось в нашей отечественной истории, что правда и трагедия Талергофа и Терезина оказались тщательно забытыми. В 2004 году Украина Постановлением Верховной рады отдала дань памяти погибшим в связи с 90-летием трагедии Талергофа.
Армения до сих пор доказывает, что в 1915—1918 годах жертвами резни армян турецкими военными стали более 1,5 млн человек, большей частью стариков, женщин и детей (аналогичные обвинения в адрес Турции высказывают греки и ассирийцы). Турция утверждает, что армяне сами спровоцировали убийства, нападая на турецкие села, и турецкие власти лишь провели массовую эвакуацию армян, чтобы лишить войска России потенциальных союзников. Европейский парламент и около 40 государств мира официально признают факт армянского геноцида, однако ООН не вынесла официального вердикта на этот счет.
В 1932—1933 годах на Украине разразился greate famine (страшный голод), в результате которого погибло от 2 до 7 млн человек. Некоторые историки и политики, а вместе с ними и Верховная рада Украины утверждают, что это был голодомор, то есть акт сознательного политического геноцида украинского народа, организованный советской Россией. Попытки Украины провести соответствующую резолюцию через ООН закончились ничем. Было принято только заявление группы государств с выражением сочувствия Украине и осуждением этой трагической страницы в ее истории. Россия парирует эти обвинения, утверждая, что в России никогда не было дискриминации или вражды к украинцам, что виновником голода было советское, а не российское правительство и что зона голода охватила не только Украину.
Основные выводы
В каждой культуре и обществе существует разделение на «своих» и «чужих» — на основе национальности, расы, религии и т.д. (немцы и евреи, мусульмане и христиане и пр.). В последнее время — и по политическим взглядам (капитализм — коммунизм).
В случае, если общество биполярно, то есть в нем проживают две крупные и отличающиеся друг от друга группы населения, возникновение геноцида наиболее вероятно.
В случае раскола общества по политическому признаку возникает предтеча геноцида — политические люстрации, что и засвидетельствовала современная украинская история, когда оранжевые капиталистические победители на выборах президента Украины в 2004 году «попросили» освободить чиновничьи места более 20 тыс. представителей старого сине-белого такого же капиталистического режима.
Каждый геноцид происходил не внезапно: государствам и обществам требуется определенное время для того, чтобы подготовиться к совершению этого преступления. На любом этапе развития событий геноцид возможно остановить.
Неужели история геноцидов человечество ничему не учит?
Только в ХХ веке в капиталистическом мире погибло в результате геноцида от 5 до 7 млн человек.
Его Препохабие Капитализм повсюду системно пытается отрицать свою зловещую роль в геноциде десятков народов мира. Одной из форм такого отрицания являются попытки перенести ответственность с больной головы на здоровую, особенно накануне избирательных кампаний, с очевидной целью — дискредитировать действующие коммунистические партии, борющиеся за освобождение своих народов и всего человечества от ига капитала.
Капиталисты и фашисты всех стран,
объединяйтесь?!
Именно об этом свидетельствуют попытки правых Европы и всего мира скоординировать свои действия на антикоммунистическом фронте.
13 сентября 2005 года в Париже прошло заседание Политической комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). На ней впервые рассматривалось предложение правых партий включить в повестку дня ПАСЕ доклад под названием «Необходимость международного осуждения преступлений коммунизма» и рекомендации, подготовленные на его основе.
В год 60-летия Великой Победы советского народа и окончания Второй мировой войны вылезшие из подземелий реваншисты вновь заговорили о запрете коммунистической идеи. Собственно говоря, это одна из бесчисленных попыток, которые в разное время и в разной форме предпринимались в мире. Самым известным вождем антикоммунизма является, как известно, Гитлер. После разгрома фашистской Германии антикоммунисты надолго, грубо говоря, заткнулись. Но вот сейчас в Совете Европы вновь материализовались последователи Гитлера.
Вот что об этом рассказал Председатель КПРФ Г.А.Зюганов, который в качестве члена делегации Госдумы в ПАСЕ присутствовал и выступал на этом заседании (Советская Россия. №123, 15.09.2005).
Доклад представителя политкомиссии ПАСЕ в целом можно оценить не просто как конъюнктурный, а как омерзительный. Это пример дикого, пещерного антикоммунизма. Его авторы собрали весь антикоммунистический мусор, накопившийся за многие десятилетия, и вывалили его в одну кастрюлю. В поддержку доклада выступили лишь наши недавние союзники — латыши, эстонцы, литовцы, венгры и болгары. Они ныне из кожи вон лезут, чтобы заверить Америку в своей преданности.
Эта тема никого не оставила равнодушным, ибо кое-кто решил устроить международное судилище, передав ПАСЕ совершенно несвойственные ей функции. В целом эта атака отбита. Комиссия не рекомендовала включать указанный доклад в повестку дня сессии ПАСЕ в октябре этого года. Но успокаиваться нельзя, ибо, скорее всего, будет предпринята попытка протащить его в повестку дня следующей сессии в январе будущего года.
Не отстают от своих европейских коллег и украинские СУПЕР «оранжевые» парламентарии, горячие поклонники реабилитации ОУН—УПА, к тому же исповедующие идеи интегрального национализма, на генном уровне связанного с протофашизмом. Один из них в октябре 2005 года даже подал в Верховную раду Украины законопроект «О запрещении коммунистической идеологии». Хотя с юридической точки зрения это антиконституционный АБСУРД (см. статьи 24, 34 и другие конституции Украины), но как способ политического и психологического давления в известной мере работать будет. На это и рассчитано!
А 16 сентября 2005 года Украина, которая так старательно евроинтегрируется, была осчастливлена первым на своей территории Международным форумом «Коммунизм — угроза миру: свежий взгляд на мир, который изменяется». Организаторы: Международный издательский проект The Epoch Times («Великая эпоха») и Киевская городская организация «Мемориал» им. Василя Стуса. Специальный гость — профессор Шао Ли (Великобритания), который представлен как специальный эксперт по правам человкека и развития в современном Китае.
Кроме тем предлагаемых докладов, несущих «китайскую специфику», была и «украинская изюминка», которая сформулирована так: «История геноцида Коммунистической партии: голодомор в Украине». Запевалами с украинской стороны на этом форуме стали бывшие при советской власти «узники совести» (диссиденты, отсиденты и недосиденты) — профессиональные антикоммунисты и антисоветчики, собравшиеся в «Мемориале».
Кстати, эту статью я официально предложил в качестве доклада на киевский форум и получил, естественно, официальный отказ. Это и есть цена буржуазной свободы слова, о которой так много распинаются ее апологеты.
В этом же русле находится и политически заказная кампания по украинскому голодоморУ, искусственно выхваченному из всего исторического контекста капитализма вообще и новейшей его украинской истории в частности. С 1991 по 2006 год нас стало на 5 млн меньше, а, по прогнозам демографов и социологов, к 2030 году станет меньше еще на 12 млн.
Разве это не ГЕНОЦИД трудящейся части нации? И не является ли президентская кампания по голодоморУ заказной, ибо, как говорится, на воре шапка горит?!
(При подготовке статьи были использованы материалы из досье Washington ProFile).