"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 137 (12910), вторник, 28 ноября 2006 г.

 

ВОЗВЫШАТЬ ЛЮДЕЙ, А НЕ ПРИНИЖАТЬ

Это один из важнейших принципов, по которым отбирались спектакли для участия в Международном фестивале национальных театров на сцене Малого театра в Москве.

Истинное большое событие нашей культурной жизни! Со 2 по 25 ноября на сцене Малого театра проходил Международный фестиваль национальных театров, в котором приняли участие лучшие театральные коллективы из ряда стран дальнего и ближнего зарубежья.
Малый не только предоставил сцену гостям. Его руководители стали инициаторами и главными организаторами этого события, путь к которому оказался нелегким, тернистым и очень долгим.
Открывая пресс-конференцию для отечественных и зарубежных журналистов, художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин напомнил, что это второй такой фестиваль. «Но, — заметил Юрий Мефодьевич, — наверное, многие уже успели забыть о первом. Потому что после него прошло почти двенадцать лет, и сам этот факт наглядно свидетельствует о том, в каком мы живем времени».
Да, двенадцать лет назад у Юрия Соломина и директора Малого театра народного артиста СССР Виктора Коршунова родилась идея собрать на старейшей русской сцене представителей лучших национальных театров Европы и мира. Тогда многим эта мысль показалась абсолютно несбыточной. Впрочем, как и другая идея тех же Соломина и Коршунова — проводить на сцене Малого фестиваль провинциальных театров России «Островский в Доме Островского».
Ничего удивительного, что реальность таких масштабных мероприятий сразу была поставлена под сомнение: в стране все рушилось, распадалось, а в культуре поддерживались уж никак не национальные театры. Однако руководители Малого театра проявили настоящий энтузиазм и поразительное упорство, результатом чего в 1993 году стал первый фестиваль «Островский в Доме Островского», проводимый теперь регулярно, а затем и Международный фестиваль 1995 года, в котором приняли участие пять старейших театров Европы.
Но вот дальше, несмотря на отчаянные усилия инициаторов, это многообещающее мероприятие зашло в тупик. Почему? Да что же объяснять, все по той же причине: нынче у нас в культуре поддерживается нечто совсем другое. Так что денег, которые на это «другое» обычно находятся, на фестиваль национальных театров у нынешнего государства фатально не было.
В конце концов руководство Малого, можно сказать, воспользовалось 250-летием русской государственной сцены и собственным юбилеем. Именно под знаком этих великих дат, отмечаемых в нынешнем году, и в их ознаменование удалось «пробить» второй заветный Международный фестиваль — двенадцать лет спустя!
— Тогда, в 1995-м, — говорил на пресс-конференции Юрий Мефодьевич Соломин, — по завершении нашего фестиваля зрители меня спрашивали: «А второй фестиваль будет?» Я отвечал: «Конечно, будет». И вот он есть. Правда, я постарел на двенадцать лет, но все-таки свершилось. Хорошо это или плохо? Плохо, что через двенадцать лет. Но хорошо, что наконец состоится.
Закономерен вопрос: почему Соломин придает этому событию и вообще этой своей идее такое большое значение? Он убежден в том, что многовековой опыт, содержащийся в традициях национальных театров, является ценнейшим достоянием не только каждого народа, но и важной частью мировой духовной культуры. Национальные театры — сложнейшие и очень тонкие организмы: они, как никто другой, по убеждению Юрия Мефодьевича, нуждаются в мудром, заботливом, внимательном отношении со стороны государства и всего общества.
Естественно, если иметь в виду нашу страну, речь в первую очередь должна идти о русском национальном театре. Недаром многолетний художественный руководитель Малого при любой возможности старается напоминать слова великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, памятник которому установлен у входа в этот театр: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации. Иметь такой театр и гордиться им желает каждый народ». Недаром и гости Международного фестиваля, с искренним, глубоким уважением говорили о Малом театре, умеющем бережно хранить и творчески развивать свои великие традиции.
А гости на фестиваль приехали замечательные. Это и прославленный «Пикколо ди Милано», основанный выдающимся режиссером Джорджо Стрелером и открывшийся шестьдесят лет назад спектаклем по пьесе М.Горького «На дне». Это и один из старейших коллективов Германии с более чем полуторавековой историей — театр «Талия» из Гамбурга. Эстонский драматический театр, взявший много хорошего от культуры русской, советской.
И, конечно, особое внимание на пресс-конференции было уделено братьям-славянам. Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко из Киева, руководимый ныне великим актером Богданом Ступкой, привез современную постановку бессмертной «Наталки Полтавки», а Национальный академический театр имени Янки Купалы из Минска — спектакль «Чичиков» по гоголевским «Мертвым душам». Осуществил эту новую работу художественный руководитель театра, лауреат Государственных премий СССР и БССР, народный артист Белоруссии Валерий Раевский.


 




 

Виктор КОЖЕМЯКО.




В оглавление номера