Излишне объяснять, в какую пучину нищенского выживания ввергнута отечественная культура. Нет, не та, которая в массовом порядке кривляется, ерничает, картавит, обезьянничает, стриптизничает и т.д. на голубом экране. Про эту культур-мультуру, делающую ставку на чувства «ниже пояса», можно сказать словами Петра Первого: «Эта вошь сама себя прокормит». Речь о другой, истинной культуре, апеллирующей к высоким чувствам и имеющей своей целью просветительство и воспитание в соотечественниках нравственности, духовности, патриотизма. Эта культура у нас, мягко говоря, материально не процветает. Настолько не процветает, что вынуждена попрошайничать у сильных мира сего. В современном англоязычном жаргоне это называется фандрайзингом.
Прихожу намедни в одну из новокуйбышевских библиотек и застаю свою знакомую, работающую там, в весьма печальном состоянии духа. Надо сказать, что несмотря на то, что отечественные библиотечные работники имеют, пожалуй, самую низкую по стране зарплату, несовместимую, прямо скажем, с их статусом «книгинь», служительниц «храма культуры», каковым по определению является библиотека, тем не менее редко когда увидишь среди библиотекарей хмурую и недовольную жизнью личность. Напротив, в подавляющем своем большинстве эти женщины улыбчивы, радушны, с ними не только приятно, но и интересно общаться. По причине низкой зарплаты в библиотеках остались работать истинные подвижницы, самоотверженно влюбленные в свою работу.
Отчего же моя улыбчивая знакомая «книгиня» нынче грустнее осени? А дело, оказывается, в том, что начальство требует с библиотекарей, помимо их прямых обязанностей в виде выдачи и приема книг, устройства всевозможных тематических выставок, проведения литературных уроков и вечеров, привлечения новых читателей и т.д. и т.п., еще и осуществлять поиск партнеров-спонсоров. То бишь заниматься пресловутым фандрайзингом, дабы библиотеки могли хоть немного улучшать свою материальную базу. Потому что, несмотря на пухнущий от нефтедолларов российский Стабилизационный фонд, денег на достойное финансирование культуры вообще и библиотек в частности в стране категорически не хватает.
Спонсоры, как известно, на дороге не валяются. Они все больше по высоким кабинетам обитают, окруженные тройным слоем вооруженной охраны (говоря по-модному, секьюрити) и наглой челядью (говоря по-модному, супервайзерами). Поиск и «окучивание» спонсоров — целое искусство, прямо скажем, мало общего имеющее с исконными обязанностями библиотечного работника. Однако учиться никогда не поздно, и теоретиков фандрайзинга сегодня в России хватает. В одном из осенних номеров серьезного профессионально-методического журнала «Библиотека» за этот год опубликован опыт так называемого фандрайзинга по-русски, от которого порядочную женщину не может не бросить в дрожь.
Вот как, к примеру, настоятельно советует улещать потенциальных спонсоров главный библиотекарь одного из удмуртских городов Елена Мотова. Советы свои сия продвинутая дама дает — ни много ни мало! — в стихах, чтобы они лучше запоминались.
В наше время очень модно
спонсоров искать повсюду.
Вот иные учрежденья
так и делают всегда...
...Если спонсор пригласил вас
для знакомства и беседы,
вы, не медля ни минуты,
помощь требовать должны.
Очень нужно вам на книги,
телевизор и компьютер,
сканер, медиапроектор,
ну и денег на ремонт...
...Чтоб фандрайзингом заняться,
много вам ума не надо.
Ведь с огромным рвеньем каждый
бросится вам помогать!..
Как говорится, эти бы слова да в уши Господу! Где вы видели таких спонсоров-меценатов, рвущихся помочь нищей культуре? Ведь в современной России меценат — это, за редчайшим исключением, человек, помогающий ближнему, предварительно ободрав его до нитки. Однако, ничтоже сумняшеся, дама-библиотекарь продолжает свой инструктаж, как обаять спонсора той библиотечной работнице, которой-таки удалось прорваться к нему не прием:
Пусть оденется поярче,
никаких нарядов скромных!
На груди — огромный вырез
и вечерний макияж.
Фиолетовые ногти.
Юбку лучше покороче,
чтобы спонсор, лишь увидев,
без сознанья сразу пал.
Ничего не скажешь, профессиональные советы! Правда, надо бы все-таки уточнить, к какой профессии они относятся. Явно не к библиотечной. Эти советы по так называемому фандрайзингу было бы уместнее применять на практике представительницам другой профессии, которую принято называть древнейшей. И зачем, собственно, такой искушенной в «фандрайзинге» даме вообще идти в библиотечные работники? Не лучше ли сразу направить свои стопы туда, где таланты по «окучиванию» спонсора будут востребованы, как говорится, напрямую? И не совестно ли современным власть имущим склонять к сомнительным способам добывания денег на библиотечные нужды тех женщин-подвижниц, которые за копеечную зарплату служат отечественной культуре?