"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 141 (12914), четверг, 7 декабря 2006 г.

 

РЫЦАРЬ РУССКОЙ СВОБОДНОЙ МЫСЛИ

150 лет назад, 11 ноября 1856 г., родился Г.В. Плеханов.
Георгий Валентинович Плеханов — одна из крупнейших фигур в российском революционном движении конца XIX—начала XX века. Он из тех, кого по праву можно назвать большим философом и одним из первых русских, положивших начало изучению, популяризации и развитию марксизма
в России.

НАЧИНАЛ свою политическую деятельность Плеханов подобно многим свободолюбивым молодым людям того времени, рожденным в семьях достаточно состоятельных и образованных, но с юных лет уязвленным несправедливостью жизнеустройства в Российской империи. Будучи студентом Петербургского горного института, Плеханов стал активно сотрудничать с народниками. Тогда же приобрел и первый опыт общения и пропаганды среди рабочих. Хотя народники в отличие от марксистов связывали возможность изменения общественных отношений в стране, главным образом, с российским крестьянством. Но марксизм в 70-е годы XIX века в России был распространен слабо, а политических марксистских организаций да и социал-демократического движения вообще не существовало.
Ровно 130 лет назад, 6 декабря 1876 года, в Петербурге произошло знаковое событие в развитии рабочего движения в России. На Казанской площади состоялась первая в российской истории политическая демонстрация студентов и рабочих, проходившая под красными флагами. Организовали акцию народники «Земли и Воли», среди которых был и 20-летний Плеханов. Демонстрация стала ответом на развернувшееся в стране стачечное движение и закончилась столкновениями с полицией. В результате 31 демонстранта арестовали. Пятеро из арестованных были приговорены к большим срокам каторжных работ, десять человек — к ссылке в Сибирь, а трое рабочих (в их числе и Я.Потапов, развернувший тот первый для русских рабочих красный флаг) заточены в монастырь. Плеханову, выступившему на митинге со страстной революционной речью против самодержавия и в защиту идей Чернышевского, ареста удалось избежать.
Казанская демонстрация открыла новый этап и в жизни Плеханова. После нее он вынужден оставить учебу в институте и фактически перейти к подпольной деятельности, став профессиональным революционером. В 1878 году Плеханов становится редактором печатного издания «Земли и воли». Но уже тогда идеология, теория и практика народничества не удовлетворяют Плеханова полностью, не кажутся ему адекватными историческому моменту. После раскола движения народников Плеханов возглавляет новую народническую организацию «Черный передел».
Но настоящий перелом его сознания происходит уже в эмиграции, когда, спасаясь от преследований полиции, Плеханов покидает Россию. В Европе Плеханов познакомился с лидерами социал-демократического движения Ж.Гедом, К.Каутским, В.Либкнехтом, Э.Бернштейном. Тогда же он активно начал изучать и осваивать марксизм. Изучение марксизма позволило Плеханову понять ошибочность и бесперспективность народничества. Но мало понять ошибки самому. А потому Плеханов становится наиболее последовательными пропагандистом марксизма в среде русского освободительного движения: переводит на русский язык «Манифест коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса, создает в Швейцарии марксистскую группу «Освобождение труда» (в самой России ничего подобного еще не было). Чтобы марксизм проник и пустил корни в России, необходимо было развивать его с «оглядкой» на российскую ситуацию, дать с научных позиций исчерпывающую критику российских явлений: народничества, анархизма, «экономизма». Плеханов справился с этой задачей блестяще. Его работа «Социализм и политическая борьба» была первым трудом, в котором дано изложение марксизма применительно к условиям России. Затем последовали очень высоко оцененные Ф.Энгельсом работы «Наши разногласия» и «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю».
Сейчас, спустя полтора века, к учению Маркса относятся по-разному. Некоторые политики, экономисты, философы считают его более неактуальным в изменившихся условиях. Но даже и у них не возникает сомнений, что в конце XIX—начале XX века учение это было ведущим, да и на сегодняшний день является наиболее научно разработанным и теоретически обоснованным. Естественно, что для общественной, социальной мысли России проникновение марксизма, которому так способствовал Плеханов, стало настоящей интеллектуальной революцией. Тем более что Плеханов был не только пропагандистом чужих мыслей и уж, конечно, не начетчиком и педантом «от марксизма». Плеханов понимал, что одно из главных достоинств истинного марксизма — отсутствие косности, формального догматизма, способность к развитию.
Безусловно, работы Плеханова-марксиста самым серьезным образом повлияли на формирование, очевидно, самого творчески плодотворного в развитии теории марксизма ученого и самого эффективного в его практическом использовании политика — В.И.Ленина. «Его личные заслуги громадны в прошлом, — писал о Плеханове Ленин. — За 20 лет, 1883—1903, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников». Эти ленинские слова были сказаны уже много позже того, как между соратниками по созданию РСДРП, издателями «Искры» и «Зари» произошли серьезные разногласия. В 1903 году, уже после II съезда РСДРП, Плеханов, на съезде поддержавший Ленина, пошел на примирение с меньшевиками и вскоре стал лидером меньшивизма. Не поддержал Плеханов и Октябрьской революции, хотя и не выступал против нее.
Очевидно, никто больше чем Ленин не критиковал Плеханова: за оппортунизм в вопросах тактики в период революции 1905—1907 года, за позицию по ключевому для России аграрному вопросу и отношение к роли крестьянства в революции, за отношение к либеральной буржуазии и за социал-шовинизм в годы Первой мировой войны. Но, судя по всему, не много найдется других столь внимательных и глубоко понимающих смысл плехановских воззрений людей, нежели В.И.Ленин. Да и для самого вождя мирового пролетариата Плеханов оказался одним из немногих наиболее ценных оппонентов, разногласия с которыми были поистине продуктивными и плодотворными, помогали исправлять ошибки, точнее и эффективнее вести борьбу за общее дело. А наиболее точно суть этого общего дела выражена именно в названии созданной Плехановым на заре русского социал-демократического движения организации — «Освобождение труда».
Личность и труды Плеханова, скончавшегося вскоре после Октябрьской революции, в 1918 году, в СССР были почитаемы и изучаемы. Его философские, общественно-политические, а также литературно-критические работы (Плеханов серьезно занимался теорией искусства, прежде всего литературы и живописи) и сегодня ценны, интересны, а порой и актуальны. Естественно, с учетом нынешней ситуации в России, которая иногда весьма напоминает дела вроде бы давно и безвозвратно минувших лет. Вот что, например, писал Плеханов в своей работе «Царствование Александра III» вскоре поле его кончины и в канун воцарения последнего российского императора (о чем тогда, конечно, еще никому не было известно) Николая II: «Что бы ни делали наши реакционеры! Что я говорю? Ведь они как раз являются у нас самыми большими революционерами. Это именно они всеми силами старались форсировать экономическое развитие, которое должно положить предел их господству. С разоренным, нищим дворянством больше не приходится считаться, а что касается верноподданной буржуазии, — преданной, поскольку «преданность» приносит ей доход, — то она первая обернется против своего старого союзника, когда у него больше нечем будет ей платить.
Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер. Николаю II предстоит помешать тому, чтобы буря разразилась. Удастся ли ему это?»

 

Е. ЮРЬЕВА.



В оглавление номера