"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 141 (12914), четверг, 7 декабря 2006 г.

 

БВУ опять заклинило
Интервью с первым заместителем председателя Комитета по международным делам Ю.А. КВИЦИНСКИМ

— В последнее время отмечается резкое повышение дипломатической активности вокруг вопросов ближневосточного урегулирования (БВУ). Буш ездил в Иорданию, Чейни — в Саудовскую Аравию, Райс — в Израиль, французы, испанцы и итальянцы готовят созыв международной конференции по палестино-израильскому конфликту. То и дело приезжают арабские политики в Москву. Суеты много, а дело почему-то с места никак не сдвинется.
— Палестино-израильский конфликт то в тлеющем, то в обостренном виде почти уже 100 лет оказывает существенное влияние на обстановку в мире. Это не простое столкновение территориальных, политических и этнокультурных интересов евреев и арабов. Израильская элита обосновывает свои притязания на Иудею и Самарию Ветхозаветным обетом, причем делит население мира на Израиль и все прочие нации вместе взятые, провозглашая Израиль богоизбранным народом. Арабы считают израильское государство плодом колонизаторской политики, а его граждан — захватчиками их родных земель и грозятся, как в свое время Насер, а теперь Ахмадинежад, разделаться рано или поздно с этим государством.
Это больше, чем обычный политический спор. Это попытка выводить свою политику из неких божественных предначертаний. Когда политические решения и действия рождаются из Ветхого Завета или Корана, из общения государственных мужей с Богом и убежденности в том, что Бог или Аллах велит поступать так, а не иначе, перспектив для нахождения какой-либо золотой середины, выработки компромиссов обычно немного.
Попытки разрешить израильско-палестинский конфликт на нашей памяти предпринимались десятки раз. Иногда казалось, что решение близко. Вспомним резолюции Совета Безопасности о восстановлении довоенных границ, призывы к замирению на базе принципа «земля в обмен на мир» и т.д., которые так и не были никогда выполнены. Вспомним о войнах, которые в конце концов ни к чему не приводили. Вспомним об Ослосском процессе, сорвавшемся в последний момент, несмотря на все усилия президента Клинтона, которому так хотелось стать лауреатом Нобелевской премии мира.
— Но ведь есть так называемая дорожная карта, разработанная «квартетом» международных посредников и утвержденная резолюцией СБ ООН. В ее составлении принимала участие и Россия. И что?
— По сути дела, эта карта является еще одним шагом Израиля в его настойчиво проводимой политике ухода от выполнения прежних резолюций СБ ООН по территориальному вопросу. Поэтому после очередного всплеска активности вокруг нее процесс БВУ опять «заклинило». После победы на парламентских выборах в Газе и на Западном Берегу ХАМАС Израиль заявил об отсутствии «надежного партнера» с палестинской стороны и прекратил контакты с нею (кроме М.Аббаса). ХАМАС в свою очередь отказался признавать Израиль и ранее заключенные соглашения. В этих условиях «квартет» пытается посредничать между Израилем и ПНА, призывая двигаться вперед в соответствии с «дорожной картой». Но пока толку от этих призывов нет. Да и является ли «дорожная карта» действительно калькой будущего ближневосточного урегулирования? Похоже, что нет. Как говорят в Вашингтоне, это лишь направление для движения вперед к решениям, окончательное содержание которых остается неясным.
В самом деле, центральным вопросом урегулирования ведь по-прежнему являются сроки создания Палестинского государства и его границы. Решение же этих вопросов связано с урегулированием таких острых проблем, как незаконные еврейские поселения, разделительная стена, которая призвана фактически предрешить окончательный статус ряда палестинских территорий, а также Иерусалима в пользу Израиля, будущее палестинских беженцев, контроль над границами, воздушным и водным пространством, разоружение палестинских вооруженных группировок при отсутствии каких-либо ограничений для израильской армии. Можно ли думать, что стороны с учетом их окостеневших принципиальных позиций когда-либо могут прийти к добровольной договоренности по всем этим вопросам? Думаю, вряд ли.
— А как обстоят дела с другими арабскими соседями Израиля?
— Возьмем ливанский трек. Там только что закончилась новая война, сопровождавшаяся очередным вторжением Израиля на территорию этого государства. В результате Ливан потерял 1045 убитыми и более 4000 раненными, а Израиль 162 и более 1000 соответственно. Количество беженцев в Ливане превысило
1 млн человек, а в Израиле около 300 тыс. Вооруженные столкновения завершились 14 августа после принятия СБ ООН резолюции 1701. Она предписывает прекратить военные действия, а также разместить на юге Ливана части ливанской армии и усиленного контингента международных сил при одновременном выводе оттуда израильских войск и снятии морской и воздушной блокады с Ливана.
Сейчас разворачивается процесс выполнения резолюции. Но это ведь не первая уже резолюция СБ по Ливану. Долго ли просуществовали предыдущие? Как известно, арабы не считают эту резолюцию сбалансированной. Действительно, почему зоны, свободные от вооруженных формирований и военной техники, так называемая голубая линия, установлены только для территории Ливана? А какие ограничения налагаются при этом на возможности израильских вооруженных сил возобновлять военные действия? Никаких. Вот шейх Насралла и заявляет, что никакого разоружения его формирований не будет, а израильтяне продолжают то и дело нарушать воздушное и морское пространство Ливана. Положение, таким образом, достаточно шаткое и напряженное.
Возьмем, наконец, сирийский аспект. Там вообще уже много лет ничего не движется. Дамаск твердо требует возвращения Голанских высот и выполнения резолюций ООН 242 и 338. Это понимается сирийцами как возобновление переговоров с Израилем с той точки, на которой они были прерваны в 2000 году, т.е. с учетом достигнутых тогда результатов. Израиль же предлагает возобновить переговоры с чистого листа, требует прекратить оказание помощи «Хезболле» и палестинцам.
— Но без нормализации отношений Израиля с палестинцами и другими арабскими государствами разрядки обстановки на Ближнем Востоке, скорее всего, никогда не будет?
— Да, палестино-израильский конфликт остается основной причиной и мотором напряженности во всем регионе Ближнего Востока. Попытки Израиля и США не учитывать это обстоятельство в конечном счете являются причиной провала американского плана создания «Большого Востока» от Марокко до Бангладеш, предопределяют безысходность попыток умиротворения в Ираке, способствуют нарастанию трений с Ираном, Сирией и мусульманским миром в целом.
13 ноября Тони Блэр заявил о необходимости выработки обновленной «целостной ближневосточной стратегии» и, в частности, о целесообразности подключения Дамаска и особенно Тегерана к международным усилиям по ликвидации очагов напряженности в арабо-мусульманском мире, в том числе в деле ближневосточного урегулирования. С масштабными предложениями намерены выступить по этому вопросу Франция, Испания и, кажется, Италия. Все это, конечно, позитивные инициативы, поскольку тупиковая ситуация, опять складывающаяся на этом направлении, очевидна и дальнейшее повторение призывов к соблюдению «дорожной карты» и аргументов в пользу принятия требований «квартета» все больше походит на попытки создавать алиби собственной бездеятельности и беспомощности.
Правда, перспектива новых инициатив остается достаточно неопределенной. Скорее всего, все в конце концов упрется в неготовность США занять позицию над спором обеих сторон — участниц конфликта, поддержку Вашингтоном усилий Израиля саботировать создание жизнеспособного Палестинского государства. Эта американская позиция давно и хорошо известна, как и внутренние пружины, способствующие ее сохранению.
— Однако же в поисках ближневосточного урегулирования участвует на только США. Есть и другие участники — Россия, Франция, Англия, Германия, наконец, ООН.
— Да участников-то много. Но выход на какое-то решение после развала СССР, по существу, целиком стал зависеть от позиции США. А они предпочитают действовать в тандеме с Израилем, помогают ему раз за разом срывать намечающиеся компромиссы, класть себе в карман уступки палестинцев, а затем, ссылаясь на обострение обстановки и отсутствие окончательной договоренности, выдвигать новые требования. Без прикрытия и поддержки со стороны США Израиль не мог бы регулярно применять силу не только против палестинцев, но и против соседних государств. Об этом всем давно и хорошо известно. Без согласия США договориться невозможно, а Вашингтону все время не с руки настоять на действительно реалистичных решениях. Такие решения ведь не могут не быть болезненными не только для палестинцев, но и для Израиля. Всякий раз мешают какие-либо предстоящие выборы в Америке, которые не позволяют ни республиканцам, ни демократам портить отношения с могущественным еврейским лобби. В результате Израиль при опоре на США многие десятки лет пытается диктовать свои условия и при этом то и дело меняет правила игры. Несомненно США осуществляют эту линию также по причине того, что считают Израиль основным рычагом своей политики формирования обстановки на Ближнем Востоке.
— Где же выход?
— На мой взгляд, выход из ситуации дальше не может ставиться целиком в зависимость от достижения договоренности между израильтянами и палестинцами по всему кругу рассматриваемых вопросов. Прошедшие полвека показали, что такой договоренности, скорее всего, не будет и еще полвека, в то время как опасность разрастания конфликта на наших глазах увеличивается. Нужно решительное вмешательство СБ ООН. Он создавал государство Израиль, он принимал решения о его границах и в 1948-м, и в 1967 году. Несомненно СБ ООН имел бы право принять меры, включая принудительные, по решительному прекращению дальнейших войн и вооруженных столкновений в этом регионе путем ввода войск и установления линии разделения враждующих сторон по всему периметру границ Израиля. Но это должны были быть по своему составу, оснащению и полномочиям такие силы, которые были бы в состоянии надеть надежную узду на обе враждующие стороны и заставить конфликт угаснуть.
Известно, что подобный вариант не раз уже обсуждался, например, в Социнтерне. К нему якобы склонялись в определенный момент и американцы. Но пересиливает каждый раз стремление не ссориться с Израилем, нежелание входить в конфликт с собственным еврейским лобби. Пока это будет так, возможности достижения устойчивого урегулирования, скорее всего, будут оставаться эфемерными, а различные предложения по созыву международных конференций и созданию органов для посредничества — напоминать бег на месте.

 



В оглавление номера