"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 142 (12915), суббота, 9 декабря 2006 г.

 

ИЗЪЯВЛЕНИЕ НАЦПРОЕКТА

Доношение Ивана Посошкова президенту Путину

Как истинный патриот молодой России, сын обычного крестьянина, Иван Тихонович Посошков неустанно уболевал «за преуспеяние петровской державы». В своем знаменитом «Доношении» «Всепресветлейшему державнейшему императору и самодержцу всероссийскому» он предложил ряд «изъявлений», которые позволили бы «многоразно» приумножить богатства государства и, в частности, увеличить казну с 3 до 6 и далее до 10 миллионов рублей. Заметим, что все это предлагалось осуществить без продажи природных ресурсов страны. Чем это не актуальнейшая нацпрограмма и для нынешней России, возглавляемой «всевертикальнейшим президентом»?
А посему обратимся к «Доношению» И.Т.Посошкова и проследим, как ему виделись главные источники приумножения богатств тогдашней России.
Одной из первостепенных задач он считал «прямую и твердую» борьбу с сокрытием налогов: «Верным его величеству рабам... подобает противу сего пещися постоянно, везде и всюду». Без собранных в достатке денег огромная страна не могла осуществлять петровские преобразования, идти вперед. Те же проблемы стоят и сегодня. «Новые русские» пекутся, дабы улизнуть от налогов, вывозя свои наворованные деньги в разные земли и страны, за моря-океаны. Вот недавно в Испании выловили целую компашку наших мародеров, укрывавших там вывезенные из России «черные миллиарды». Спасибо испанцам за свершение сего правого дела. Поступали бы так и другие страны! Вот миллиард евро укрыли наши нувориши во французскую недвижимость на Лазурном побережье. А за какие коврижки они же скупили более 30 тысяч самых престижных домов в Лондоне? Случись сие при жизни Посошкова, вряд ли выдержало бы его честное сердце!
Задумывался Иван Тихонович и об «изъявлении» коренном: из чего брать налоги? Любое добро, рассуждал он, само по себе никогда и нигде не возникнет. Его создают люди. А посему «для всенародного обогащения следует усердствовать всем без исключения и печься, дабы даром ничто и нигде не лежало и не пропадало». И прежде всего надобно поставить дело так, чтобы все подданные не нудились в безделье, но старательно трудились бы в «хлебных местах, в лесах, в домовых рукодельях и понапрасну дней своих не теряли». Разумеется, замечает автор «Доношения», всем надлежит беречь заработанное сугубо и разумно, по-хозяйски им распоряжаться, «дабы даром ничто и нигде не тратить». И как в воду глядел уже тогда, предрекая наши «всезапойные дни»: «Жить бы от пьянственного питья воздержаннее». Не воздержались тогда, а ныне тем более: пьем и умираем больше всех в мире! В минувшем году средний россиянин выпил 19 литров чистого алкоголя, а от «зеленого змия» почили в бозе 42 тысячи наших соотечественников.
Как никогда актуально для нас, нынешних, и следующее «изъявление» Посошкова, предостерегавшего нас от сумасшедшего увлечения вещизмом: «А и в одеждах быть не весьма тщеславно, но посредственно, чтобы от излишняго украшения своего, наипаче же жен своих и детей, в скудность не приходили, но вси бы по мерности своей в приличном богатстве расширялись».
Сие «изъявление» касалось и царских, и околоцарских верхов, то есть тогдашних перворублевцев: не «то царское богатство, отмечал Посошков, «еже синклит царского величества в златотканых одеждах ходит, но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствами, а не внешними одеждами или позументным украшением, ибо украшением одежд не мы богатимся, но те государства богатятся, из коих те украшения привозят к нам, а нас во имении теми украшениями источают». Как говорится, не в бровь, а в глаз, нам, нынешним, с головы до ног импортным. Мы источили себя до предела. Даже простые зубочистки и те у нас импортные. Своего днем с огнем не найти. Футболисты, баскетболисты латиноамериканские, а теперь вот покупаем и японских фигуристок.
А еще «Доношение» печется о воинстве российском: «Военный люд, — указывается в нем, — стена и твердое забрало царству». Однако многие командиры и солдаты «не имут попечения о них, чтобы они ни голодни, ни холодни были, но всем довольны. Зело бо от них слышно, что от недостатку великую нужду подъемлют, ибо иным солдатам на месяц и по десяти алтын не приходит, то чем ему прожить, где ему взять шубу или рукавицы и иные потребности, такоже и харчу на что купить». Как это «изъявление» перекликается с днем сегодняшним! Спасибо Ивану Тихоновичу за его пророческую заботу о наших вооруженных силах!
Ну а как не сказать об «изъявлении», посвященном тогдашнему, как мы теперь можем сказать, малому бизнесу! Торговле. И купечество, сказывает царю Посошков, «у нас в России чинитца вельми не право: друг друга обманывает и друг друга обидит, товары худые закрашивают добрыми и вместо добрых продают худые и цену берут непрямую и между собою союзства ни малого не имеют, друг друга ядят, и тако погибают». «А торг — дело великое понеже купечеством всякое государство богатеет и без него быть не может. И того ради под великим охранением блюсти их надлежит и от обид оберегати...» Триста лет прошло с тех пор, а, похоже, все остается по-прежнему. Разве что рынки да базары стали называть маркетами или супермаркетами.
А как не коснуться таких «изъявлений» «Доношения», как борьба со взяточничеством, воровством, мздоимством! Разбойников у нас в Руси, — замечает Посошков, — паче иных государств множество, ибо не токмо по десяти или по двадцати человек, но бывает и по сту, и по двести в артели (по-нашему — ОПГ). И автор приходит к такому выводу, к которому приходим и мы сегодня: «аще их весьма не истребити, то царству нашему Российскому никоими делы обогатиться невозможно». Ну как не поблагодарить Ивана Тихоновича за то, что он узрел великую, смертельную опасность для «царства Российского» от возобладания в нем коррупции еще треть тысячелетия тому назад! А мы, грешники, с помощью олигархов и подобных им гипернесунов убеждаемся в этом, да и то колеблясь, только сейчас. Однако не убедимся — «царству нашему приде конец».
В этом же «изъявлении» Посошков высказал крайнее неудовольствие тем, как «препогано чинится на Руси судейство: ибо егда какова вора или разбойника и приведут, то еще и попытают его, да можа и посадя в тюрьму, да кормят... и в такое протяжное время многие и уходили, а ушод, пуще старого воровали. А иных разбойников судьи вместо смерти паки отпускали на старые промыслы, а те безбоязненно воровали». В общем, и это нам хорошо даже знакомо, о чем надысь рекли на правосудном синклите и президент, и генпрокурор: «Коррупция, — сетовал Чайка, — пронизывает все уровни власти, приобретает системный характер, проявляется во всех сферах государственной деятельности, тесно связана с организованной преступностью и теневой экономикой, от которой питаются и наркомафия, и незаконная банковская деятельность, и терроризм». Дальше, как говорится, некуда. Ну а выводы? Тот же самый «антисоциальный» министр Зурабов, обвешанный обвинениями с головы до ног, остается у лекарственной кормушки. И кажется, что бы он ни совершил, останется в своем кресле как живой монумент, посвященный сращиванию бизнеса и власти как наглядный вызов коррупционеров народу. В Москве (у кинотеатра «Гавана») появился даже горящий электролампочками мафиозный лозунг: «Олигархи всех стран, соединяйтесь!».
И наконец, Посошков глаголет царю о самом главном «изъяснении»: «Сам бо Господь Бог рек (Матфея, глава 6, стих 33): «Ищите прежде царств божия и правды его и прирече, глаголя, яко вся приложится вам» (то есть и богатство, и слава). О снискании правды, подчеркивается в «Доношении», подобает «печшися паче всего». Разумеется, отмечает автор сего «коренного изъяснения», «это есть великое и многотрудное дело», но его надобно свершить, ибо «без насаждения правды и без истребления обидников и воров, и разбойников, и всяких разных явных и потаенных грабителей никоими мерами народу всесовершенно обогатитися невозможно».
Вот вам и главная рациональная программа возрождения и сохранения России. Разве она потеряла свою актуальность и востребованность сегодня? Напротив, только многократно их преумножила. Никакие другие нацпрограммы у нас не свершатся и не помогут нам, пока в стране не восторжествуют на всех уровнях правда, совесть, милосердие, человеколюбие и законность.
Прочитал «Доношение...»

Виктор БАКЛАНОВ.




В оглавление номера