Гибель в огне семьи священника из тверской глубинки потрясла многих в нашей стране. Все мы привыкли, точнее, нас приучили за последние два десятилетия смуты и одичания ко многому: к взрывам, к убийствам, к рекам крови и слез. Но трудно привыкнуть к тому, что по вине взрослых невинно гибнут дети. А у священника Андрея Николаева (кроме него самого) в огне погибли жена и трое малолетних детей.
Следствие по факту гибели семьи тверского священника только началось, но уже вовсю в средствах массовой информации муссируется тема поджога. И чаще всего поджигателями называются местные жители, спившиеся, опустившиеся на дно нынешней жизни, потерявшие последние моральные устои. Неудивительно, что и в программе Первого телевизионного канала «Времена» обсуждалась эта тема.
ВЕДУЩИЙ программы «телевизионный» академик Владимир Познер пригласил в студию писателя Михаила Веллера, режиссера Марка Захарова, детского врача Леонида Рошаля, епископа Ставропольского
и Владикавказского Феофана.
Я, как телезритель, уже давно не удивляюсь откровенно тенденциозной позиции ведущего — г-на Познера и его манере ведения программ, и своеобразному подбору участников встречи. Я не оспариваю того, что Марк Захаров — талантливый режиссер, но не пойму, почему в подобном разговоре понадобился именно он, а не приглашены, к примеру, режиссер и актер Владимир Меньшов или его коллега Николай Бурляев, которых проблемы морального состояния русского народа, как мне кажется, волнуют очень глубоко.
Уже по составу участников передачи я представил себе, какую позицию займут некоторые из них и, разумеется, сам ведущий, который никогда, насколько я помню, не был нейтральным в программах со схожей тематикой. Мне было интересно услышать мнение одного из иерархов православной церкви о творящемся в нашей стране моральном, да и физическом тоже, растлении всего нашего общества, в первую очередь молодежи. Не менее интересно мне было услышать мнение уважаемого многими в нашей стране детского врача Рошаля. Хотелось также услышать и понять позицию по заявленной теме Михаила Веллера, выступления которого на телевидении, даже если я и не соглашаюсь с высказываемым им мнением, всякий раз подкупают меня своей четкостью, логичностью, ясностью и жесткостью изложения. Что же касается Познера и Захарова, то с самого начала программы я предвидел то, что могу от них услышать. И я это услышал.
Г-н Захаров в гибели семьи священника в Тверской области, по сути, обвинил... советский строй, существовавший в нашей стране в прошлом веке и уничтоженный полтора десятка лет назад, когда Андрей Николаев не был священником и у него не было детей.
И, как водится, зашел разговор о покаянии, об очищении. Каяться, как я понимаю, должны не только коммунисты (г-н Захаров к таковым, наверное, не относится — он прилюдно сжег свой партбилет), каяться должен все тот же русский народ, осмелившийся не только допустить, а еще и установить на своей земле тот самый строй, а позже с оружием в руках отстоять его от фашизма, спасая также от гибели полмира, целые народы и нации.
Как водится у подобных господ, речь по обличению советского строя, советского прошлого носила общий, полуабстрактный, но, как у них принято, нахрапистый характер. Естественно, г-н Захаров нашел поддержку своей позиции у ведущего программы.
Но это обличение, это списывание всех нынешних бед и всех нынешних проблем на прошлый строй, по сути, не нашли поддержки у остальных участников разговора в студии.
ДОКТОР Рошаль очень точно, на мой взгляд, установил диагноз того морального падения, которое происходит со всем нашим обществом: сегодня никто ни за что не отвечает. Прав он и в том, что при советской власти все работали. Абсолютно прав уважаемый доктор!
О какой морали отдельных личностей, всего общества может идти речь при отсутствии ответственности в обществе, в государстве! Нынешнее российское государство развалено донельзя и продолжает разлагаться — все это видят.
О какой ответственности на всех уровнях может идти речь, если мы ежедневно узнаем жуткие факты о продажности чиновников,
о насквозь коррумпированном, прогнившем государственном аппарате?
О какой морали может идти речь, если все видят — ошеломляющие богатства в нашей стране не заработаны честным трудом, а награблены далеко не самыми лучшими членами общества с помощью самого же государства?
О какой морали может идти речь, если одни не работают и не хотят работать, и при этом живут припеваючи, а другие, если и хотели бы работать по своим знаниям и способностям, им не дают, они вынуждены выживать любым способом. Доведенные до скотства люди и живут по-скотски, и ведут себя по-скотски.
Доктор Рошаль прав и в том, что все мы перед нашим селом в огромном долгу.
Тут же счел нужным встрять в разговор ведущий программы. Он поделился своими воспоминаниями о той поре, когда он, будучи студентом, якобы ездил «на картошку». Из этих воспоминаний он заключил: в советские времена на селе процветало сплошное пьянство...
А ведь врет сей господин! Я моложе
г-на Познера лет на двенадцать. И ездил «на картошку». Было это в середине шестидесятых и в начале семидесятых. Выходит, ведущий «Времен», будучи студентом, углядел «сплошное пьянство» в советской, в русской деревне где-то в середине пятидесятых. Аккурат в ту пору, когда молодежь по комсомольским путевкам осваивала целину и Сибирь. В ту пору, когда в стране тунеядцам не было житья и укрытия, когда самые закоренелые пьяницы отправлялись на излечение от своего недуга в ЛТП. А случайно перебравших или нерегулярно пивших почем зря песочили на работе, лишали некоторых благ. Когда водка по своей цене была одним из самых дорогих продуктов, а за самогоноварение можно было угодить
на скамью подсудимых.
Я помню деревню середины пятидесятых, когда Познер узрел «сплошное пьянство». Тогда это была трудовая деревня. Все местные жители в те годы работали. Даже старики и подростки на своих приусадебных участках. А если и попадались порой пьяные, то их были единицы. Вот в престольный праздник Яблочного Спаса деревня гуляла от души. Но и тогда я не видел на улице таких пропитых, посиневших рож, которые сегодня мы не только повседневно встречаем на улицах, но и видим на телеэкране. Кстати, в ту пору в деревне я встречал достаточно много поистине красивых людей. Особенно девушек и женщин. Да и некоторые парни, молодые мужики выделялись своей здоровой, русской красотой. Сегодня же, как нам показывает телеэкран, на селе доживают свой век почти сплошь пропитые образины.
ПРИЧИНУ же того, почему в ту пору не было нынешней дикости и разложения в обществе, нынешнего беспробудного, поистине скотского пьянства, попытался назвать епископ, участвовавший в дискуссии. Он напомнил о том, что в годы советской власти в стране, в обществе существовала и блюлась (в том числе и не в последнюю очередь властью) мораль. В качестве примера он привел мнение одного из приближенных Гитлера о том, что фашистам нельзя было выиграть войну у Советов. Нацисты были удивлены, что девяносто процентов согнанных в Германию наших девушек оказались целомудренными.
Можно ли сегодня поверить в подобное, если в школе и с телеэкрана детей и подростков обучают искусству «безопасного секса», если наших детей спаивают и приучают к наркотикам, если сегодня почти невозможно встретить некурящую девушку.
А все дело в том, что прежнее государство в те времена, когда еще не началось разложение, доведенное нынешним режимом до своего апогея, заботилось не только о строительстве заводов и фабрик, институтов и санаториев, развитии науки, образования и медицины, а уделяло сугубое внимание морали общества, внедряло в жизнь ее высокие образцы и искореняя всяческую гниль. Ту гниль, которая сегодня проникает во все сферы нашей жизни не без участия порой самого государства.
Естественно, как только епископ Феофан упомянул о высокой морали в советском государстве, ведущий бесцеремонно перебил его и стал цитировать философа Бердяева. Суть цитаты, текст которой был вынесен даже на телеэкраны (выходит, это было заранее подготовлено), сводилась к тому, что русскому человеку предъявлено смирение, и что русскому человеку лучше смиренно грешить, чем возгордиться в своей праведности.
Вон, оказывается, для чего затевался разговор! Трагическая судьба семьи тверского священника — это всего лишь второстепенный повод. Главное — русские должны смиренно терпеть все то, что с ними и с их Отечеством сегодня творят.
Вас ограбили и грабят — смиритесь! Вас
и ваших детей убивают, калечат — смиритесь! Вас и ваших детей оставили без работы
и средств к существованию — смиритесь! Вас и ваших детей спаивают, травят, лишают медицинского обслуживания, лишают образования — смиритесь! Вас и ваших детей лишают крова над головой, возможности получить жилье — смиритесь!..
При этом смирении нынешние хозяева жизни «милостиво» дозволят русским грешить: спиваться, травиться наркотиками, сквернословить, выбрасывать на улицу детей, не работать, по-скотски развратничать, даже воровать по мелочи дозволят. Господа хозяева жизни милостиво все грехи скопом русским людям отпускают. Только не смей посягать на навязанные людям порядки, при которых большинство лишили не только богатств страны, нормальной жизни, но и морали.
ПО ХОДУ программы доктор Рошаль, который, как видно, искренне переживает за все, творящееся в современной России, вновь попытался завести разговор
о том ужасающем состоянии, в котором находится наше сельское хозяйство, о тех ужасных условиях, в которых находится современная деревня. Он попытался сказать о том, что при нынешнем соотношении цен на промышленные товары и сельхозпродукцию, произведенную отечественными крестьянами, крестьянам нет даже смысла горбатиться себе в убыток...
Но Познер тут же перевел разговор на другую тему.
Епископ Феофан был абсолютно прав, когда сказал, что мы потеряли нравственные ориентиры. Единственная поправка, которая напрашивается к его высказыванию: не сами потеряли, а их специально обрушили, подменили иными, чуждыми нашей морали, существовавшей на русской земле веками.
И это подметил Михаил Веллер, который считает, что в нашем обществе мораль истребляется, что произведена искусственная подмена понятий «хорошо» и «плохо», нам навязана извращенная, античеловеческая мораль. И, как обычно бывает в его публичных выступлениях, Веллер четко сформулировал и задачу, которая должна быть поставлена — спасение страны и народа. Сформулировал и способ решения этой задачи — введение жесткого режима.
Тут уж ярые поборники нынешних «свобод» (вседозволенности) и «демократии» (полной и всеобщей безответственности) дружно заголосили о сталинизме, о репрессиях. Но похоже, они не репрессий и не прихода нового Сталина боятся (новый Сталин сегодня на горизонте не просматривается). Они боятся потерять материальные блага и статусное положение. За прошедшие полтора-два десятилетия вся накипь вылезла наружу, поднялась наверх и теперь всеми силами старается сохранить нынешнее состояние. А для этого она готова уничтожить не только мораль, но и страну,
и народ.
Церковный иерарх вновь завел речь о том, что сегодня народу нужны нравственные ориентиры. При этом он напомнил в качестве примера библейский запрет того, что называется гомосексуализмом и расцветает ныне пышным цветом, всячески рекламируется
и пропагандируется.
Ведущий тут же парировал: не все, мол, являются верующими в нашей стране, есть у нас и атеисты. Сие должно означать, что атеистам библейские запреты не указ, им все дозволено.
То, что у нас настоящие верующие составляют значительное меньшинство, это правда. Но напомню «телевизионному академику», что для атеистов в советской стране тоже существовал моральный кодекс, ничем не отличавшийся по своей сути от христианского. И тот кодекс, провозглашавший людей товарищами и братьями, подкреплялся еще и социалистическими законами, согласно которым коррупционер и вор должен сидеть в тюрьме, а не на Багамах или в Госдуме. А убийца подлежал смертной каре в полном соответствии с библейскими законами. Сегодня же приговор убийц к условным или символическим срокам заключения уже никого не удивляет, а самих убийц не пугает. Воры же пыжатся стать уважаемыми людьми, называют себя элитой и на рожон лезут, если кто-то смеет назвать их тем, что они есть.
Итог программы был мрачным и необнадеживающим.
Сам ведущий передачи признал, что результат разговора — никакой. Но не это было удручающим, поскольку почти у всех телевизионных «говорильных» программ такой результат.
Самое страшное прозвучало в словах Леонида Рошаля: нужны десятилетия, чтобы вернуть страну в нормальное состояние. В этих словах прозвучал не только приговор нынешнему строю и нынешнему правящему режиму. В этих словах прозвучала и высокая оценка умного, совестливого человека, данная им нашему нормальному прошлому.
Приходится, однако, усомниться, что нам, нашей стране отведены те десятилетия, которые нужны, чтобы всем нам очнуться, стряхнуть с себя пелену дурмана и заняться восстановлением всего того лучшего, что было у нас в нашем прошлом.