"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 148 (12921), суббота, 23 декабря 2006 г.

 

ГОЛОС СОВЕСТИ НАРОДНОЙ

Оренбургскому государственному драматическому театру им. М. Горького — 150 лет

Сегодня один из старейших в России Оренбургский государственный драматический театр им. М. Горького отмечает свой полуторавековой юбилей. Редакция газеты «Советская Россия» горячо поздравляет коллектив театра и его многочисленных поклонников со столь замечательным праздником и желает ему новых творческих свершений в служении родному народу. В беседе накануне славной даты художественный руководитель и главный режиссер театра, народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Рифкат Вакилович ИСРАФИЛОВ рассказал:

— Наш театр возник в пору, когда нынешняя классика была еще горячей злобой дня. Зрители еще помнили живыми творцов «Горя от ума», «Ревизора», «Маскарада». А вечный спрос на современную пьесу? Не только на водевили. Театрам предлагали свежие рукописи молодые писатели И.С.Тургенев, А.Н.Островский. «Волки и овцы» А.Н.Островского были показаны в Оренбурге лишь через две недели после Москвы. «Чайку» А.П.Чехова оренбуржцы поставили почти за год до Московского художественного театра, эмблемой которого она стала. На волне общественного подъема приходили в Оренбург новые пьесы: Л.Н.Толстого — «Власть тьмы» и «Анна Каренина», М.Горького — «На дне», «Последние», «Дачники», «Дети солнца» и другие.
Правда, наряду с ними довольно много места занимали и дешевые поделки, легковесные водевили в угоду невзыскательной публике. Но не они делали погоду. Историческими событиями были творения гениальных современников, которых народ признавал выразителями своего духа, считал их своей совестью, защитниками своих идеалов, интересов и чаяний.
Именно на их драматургии выросло и живет такое явление национальной и мировой культуры, как русский психологический театр. И если территориально он располагается в провинции, то по своему идейно-художественному уровню он далеко не провинциальный. Своими лучшими произведениями и наша оренбургская труппа входила, как мы ныне говорим, в единое театральное пространство, в единый русский театр.
Его питала сама жизнь внутри того мира, который сегодня с большой дистанции времени считаем классикой в литературе и искусстве. Театр испытывал материальную нужду, но он не был в духовной нищете. Зачастую он был средоточием мыслящего общества, напряженно бьющегося над кричащими противоречиями бытия, в поисках решения социальных и моральных проблем, в исканиях исторических путей.
Высокое предназначение, стремление следовать ему — предпосылки раскрытия таланта. И в глубинах державы являлись самородки. Как правило, мы знаем только тех из них, кто потом блистал на столичных сценах и благодаря этому вошел в историю театра. Но они росли в плодородной среде, меж подобных себе — и начинавшая в Оренбурге легендарная Пелагея Стрепетова, и Михаил Тарханов, и не раз выступавшая здесь Вера Комиссаржевская, и другие.
Вот откуда берут начало традиции, которыми и сегодня жив наш отечественный театр.
— Рифкат Вакилович, в наше время нередко раздаются утверждения, во многом перечеркивающие дальнейшую историю русского театра, ее советский период, все, что связано с отражением на сцене тогдашней действительности. Каково ваше мнение на этот счет?
— С огульным отрицанием не согласен. Искусство обязательно откликается на все, происходящее в жизни. Особенно это заметно в эпохи народных волнений, коренных социальных перемен. Так было в годы и революции, и гражданской войны, и мирного строительства, и Великой Отечественной войны.
Театр был вовлечен в непосредственное участие в событиях. По их горячим следам ставились революционные агитки — спектакли по местным пьесам, написанным чуть ли не в окопах участниками классовых сражений. Не все они отличались высокими литературными достоинствами, но с каким воодушевлением их принимали зрители! Однако после художественного осмысления время стало отливаться в произведениях, которые отвечали высоким эстетическим запросам и признаны всем народом как духовные ценности.
Готовя юбилейное обозрение жизни нашего театра за полтора века, мы включили в него отрывки из всех спектаклей, которые вехами обозначили творческую биографию. Из песни слова не выкинешь! Включили и сцену из спектакля по пьесе Николая Погодина «Человек с ружьем» — и сами поразились. Вечные вопросы! Солдат Иван Шадрин и Ленин ведут разговор о мире и войне, о земле и власти. Как эти вопросы решаются сегодня, как учитываются уроки истории, судьбы и чаяния народа? Есть над чем задуматься.
Вспомнили мы спектакли «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, по шолоховской «Поднятой целине», по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Можно вспомнить еще десятки названий советской классики — талантливую художественную летопись эпохи, отображение жизни и заблуждений времени, во всей сложности народной судьбы. В них противоборство нового и старого, отжившего и нарождающегося.
Уже сегодня очевидно, что лучшие произведения советской драматургии свободны от политической конъюнктуры и займут свое место в театральном репертуаре. В них и положительные герои нашего времени — народные характеры созидателей, строителей, трудом которых и ныне держится страна. Это герои войны за свободу Родины — олицетворение патриотизма. Это сатирические образы антигероев — целительный смех поддерживает нравственное здоровье каждого человека и нации в целом. Поэтому театр ставил и будет ставить Михаила Шолохова и Василия Шукшина, как и других выдающихся писателей.
— Наш народ называли самым читающим в мире, а страна и впрямь была театральной державой.
— Верно, театральный мир тогда многократно расширился, и достойное место в нем занимает Оренбургский драматический. С 1938 года в нем существует постоянная труппа. Но «оседлость» артистов не означает застоя и косности театра ни пространственно, ни творчески. Впервые в таком масштабе — на полсвета — развернулась гастрольная деятельность театров. И наш театр из края в край исколесил весь Советский Союз, повсюду показывая полностью свой текущий репертуар. В том числе в Москву театр приезжал восемь раз с лучшими спектаклями, дважды — в Ленинград, выступал на Центральном телевидении.
Несколько послевоенных десятилетий по праву выделяют как «золотой век» театра, в основном связанный с именами таких его главных режиссеров, как Михаил Алексеевич Куликовский и Юрий Самойлович Иоффе. Согласен с такой оценкой. Мне в молодости посчастливилось видеть Оренбургский театр на гастролях в Уфе, и он запомнился как талантливый театр «школы Станиславского».
— Скоро уже десять лет вы, Рифкат Вакилович, у руля Оренбургского театра. Вы пришли сюда в самые трудные для выживания культуры годы. Но и в «рыночную» пору у вас не только модный «товар» массового спроса, в чести и старая русская классика. Чем это объясняется?
— С возвращением в старое общество классика стала для всех нас как бы современностью. В этом мы убеждаемся сразу, перечитывая, например, А.Н.Островского. И зрительный зал узнает в его разуваевых-колупаевых своих сегодняшних знакомцев. Поэтому и идут злободневные постановки «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Женитьба Бальзаминова», а также чеховские «Вишневый сад», «Три сестры», гоголевская «Женитьба» и другие.
Недавно вместе с Михаилом Ульяновым мы наблюдали в Венесуэле, под Каракасом, как развлекаются «новые русские». Бросают на воду в бассейне доллары и прыгают в них. Купаются в деньгах — буквально. Венесуэльские богачи на прогулке смотрят и крутят указательным пальцем около виска. А наши «новые» не сгорают от стыда. Им не жаль денег — они не трудом, а неправдой достались. Что перед ними даже самодуры из купцов А.Н.Островского?
Смотришь и думаешь: непременно созреет общественная атмосфера, в которой родятся новые Островский, Гоголь, может, Салтыков-Щедрин, и вместе с ними театр поведет всенародный разговор.
— Не потому ли развернута агрессия масскульта против традиционного русского репертуарного театра, против классики, с явной целью уничтожить их или, по крайней мере, выхолостить их гуманистическую сущность?
— Фактически к этому ведет то, что делается под видом «массовой культуры» и «новаторства» якобы в противовес косной традиции, в разрез с которой творится полный произвол на сцене в отношении классики, психологического театра да и вообще против разума. Я согласен с теми, кто клеймит это как шарлатанство.
Мы разделяем озабоченность выдающихся творцов отечественной культуры, Союза театральных деятелей по поводу этой агрессии давно не нового «новаторства», не имеющего никакого отношения к искусству. Наши традиции плодотворны и неисчерпаемы. Стремимся к творчеству в их духе. Решительно не допускаем «редактирования», «осовременивания», цензурных изъятий текста классиков, не говоря уже об их выворачивании наизнанку, которое позволяют себе циничные «новаторы».
Например, Оренбургский театр поставил «Капитанскую дочку» по А.С.Пушкину.
— У меня навсегда отпечатался в памяти Пугачев, вознесенный над толпой в лучах, как красный факел, зовущий к свободе!
— Реализм предоставляет режиссеру много ярких символических образов. Например, знаменитый пушкинский буран в оренбургской степи изображен хореографическими средствами — стремительной танцевальной «вьюгой», которая оказывает сильное эстетическое воздействие на зрителей. Спектакль получил высокое признание на различных,
в том числе международных, фестивалях. Нам выпала честь показать «Капитанскую дочку» во МХТ им. А.П.Чехова на закрытии в Москве Всероссийского театрального фестиваля в честь 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина.
Много иносказательных приемов в спектакле «А зори здесь тихие», без чего нельзя, к примеру, показать болото на сцене, бой в горах, гибель девушек-воинов и т.д. Спектакль, поставленный к 60-летию Великой Победы, также пользуется большим успехом и служит делу патриотизма.
— Отрадно, что это слово в последние годы перестало быть ругательным в определенных кругах, все чаще добром вспоминают СССР. А как вы к этому относитесь?
— Как и подавляющее большинство соотечественников, считаю, что мы должны приложить все силы, чтобы возродить нашу великую державу, которую все народы любили и уважали как оплот мира, а охотники политики большой дубинки побаивались размахивать ею, зная о нашей силе. Нам это особенно дорого, ибо русский театр — изначально учреждение державы и призван служить ее величию.
— Нетрудно заметить, Рифкат Вакилович, что на спектаклях классики зал целиком заполняют школьники, бывает, студенты. И — тишина. Легкий выход, не совсем добровольно организованная публика?
— О нет, идут охотно, классика привлекает, хотя и организация, думаю, похвальна. При планировании репертуара на месяц договариваемся с учебными заведениями. А вообще классика заслуживает и более высокого уровня планирования, об этом столько сказано. По-моему, так нужен национальный проект приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа — в рамках школьной программы по литературе и с помощью театра. Во всяком случае мы уже вносим свою лепту: «Капитанскую дочку» по А.С.Пушкину, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, «Вишневый сад» (в постановке И.Борисова) и «Три сестры» А.П.Чехова и другие шедевры отечественной классики посмотрели десятки тысяч школьников, и вместе с чтением это заряд на всю жизнь.
— Рифкат Вакилович, великолепное здание театра было построено сразу после Великой Отечественной войны силами военнопленных немцев и японцев, в возмещение малой толики причиненных ими разрушений. Характерно, что советская власть в числе первоочередных возводила объекты культуры. Тогда этот дворец подоспел почти к столетию театра. А к его полуторавековому юбилею состоялось обновление и расширение здания. Кто придумал преподнести такой подарок?
— Мы об этом и не мечтали. При нынешних-то трудностях. К выводу о необходимости реконструкции театра глава области Алексей Андреевич Чернышев пришел без нашей подсказки. И за полтора года выполнен огромный объем работ — 460 миллионов рублей.
— Прекрасный пример того, какое внимание государство должно уделять культуре, особенно по сравнению с теперешней скудостью. Он задевает главную боль, от которой все эти годы кричат и работники театров.
— Мне это хорошо знакомо и как секретарю Союза театральных деятелей России. Об этом много говорится на наших заседаниях и форумах, но за последнюю пятилетку положение изменилось далеко не в лучшую сторону, она была для нас особенно тяжелой. В ходе бюджетной и административной реформ государство стремится, по сути, отнести театр к сфере обслуживания, когда его роль сводится к обеспечению досуга населения, и он расстается с идеей духовной миссии по отношению к народу. Нас толкают на тупиковый путь коммерциализации театрального искусства, государство все более усиливает экономическое давление на творчество. Даже с учетом поправок, которых добился Союз театральных деятелей, большие опасности таит закон об автономных учреждениях.
— После реконструкции в дополнительных помещениях при театре открывается ресторан. Но, Рифкат Вакилович, не получится ли, что в соответствии с этим законом они поменяются ролями и станет театр при ресторане?
— Уверен, что нет. Ресторан предназначается для зрителей театра и рассчитывается на доступные цены. И гарантия того, что так и будет, — разумная позиция нашей местной власти. Но вместе с тем наша задача — добиваться, чтобы закон об автономных учреждениях гарантированно работал на улучшение экономического положения театра и помогал ему в выполнении высокой общественной роли.
— А какие гарантии этого дает сам театр?
— Быть верным самому себе — русскому театру, которому Н.В.Гоголь предопределил быть «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра». Давайте не забывать
об этом, давайте не стесняться почаще вспоминать об этом и действовать в соответствии с этим.

 

 

 

Беседу вел
Федор ПОДОЛЬСКИХ.
Оренбург.




В оглавление номера