МАЛЕНЬКИЙ дачный домик, каких миллионы в России, на улице Николая Островского в подмосковном поселке Хлебниково, влившемся в г. Долгопрудный. Здесь, в крохотном кабинете, заставленном тысячью уникальных книг (их владелец работал на 57 языках мира) многие годы трудился великий русский ученый, один их крупнейших в мире славистов, этимологов-лексикографов ХХ века Олег Николаевич Трубачев.
Читатели «Советской России» хорошо знают это имя, помнят, как благодаря гражданской позиции О.Трубачева, выступившего вместе с выдающимися русскими писателями Ю.Бондаревым, Л.Леоновым, В.Распутиным и академиком Б.Рыбаковым в защиту Ленинки в начале предательских 90-х, удалось отстоять неприкосновенность фондов Российской государственной библиотеки.
Однако далеко не все знают, что до конца дней своих — О.Н.Трубачев умер 9 марта 2002 года — он оставался, несмотря на тяжелый недуг, человеком бескомпромиссного действия, патриотом дела своей жизни, славным гражданином Отечества, продолжателем великих традиций русской науки. С первыми бомбовыми ударами НАТО по Югославии он выехал туда, на границу жизни и смерти, чтобы поддержать славянское братство. «Сейчас нужен поступок», — резко прервал он робкие попытки жены удержать его.
Научный подвиг О.Н.Трубачева состоял не только в том, что им созданы фундаментальные труды: «Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд» (вышло 32 тома), перевод «Этимологического словаря русского языка» великого немецкого ученого Макса Фасмера, основа основ многих научных открытий и направлений в филологии и истории. Им написаны книги «Этногенез и культура древнейших славян», «INDOARICA в Северном Причерноморье», где весомо доказана обоснованность дунайской теории прародины славян, выдвинутой еще в начале ХIХ века чешским и словацким славистом Павлом Йозефом Шафариком.
Эти, казалось бы, сугубо научные, «кабинетные» истины Олег Николаевич Трубачев сумел сделать оружием в борьбе с современным наступлением «тупоумия», попытками опошлить значение в культурном развитии мира влияния русского языка как носителя идеи духовного и нравственного совершенствования человека. «Русский языковый союз — великое и достаточно уникальное культурное наследие... В нем одна из гарантий сохранения единства страны и ее культуры в будущем», — не уставал повторять Олег Николаевич Трубачев не только в научных собраниях, но и в многочисленных публицистических работах, которые уже после кончины Трубачева издали его последователи: в 2004—2005 годах вышел в свет двухтомник «Труды по этимологии. Слово. История. Культура», где с абсолютной ясностью подчеркнута мысль о необычайной современности проблемы: «славяне, язык, история» как данность сегодняшнего дня, неразделимая с истоками самосознания в понятиях «Русь», «Россия».
Важнейшей сферой своей деятельности считал О.Н.Трубачев популяризацию самих научных открытий и выпустил книгу «В поисках единства», где остро поставил вопрос о необходимости знаний о происхождении восточнославянских народов во всех слоях современного общества как неизбежного фактора при выработке современных политических решений.
«...Ни одна подлинно великая страна не кончается там, где кончается ее территория. Значительно дальше простирается влияние культуры великой страны, и это влияние идет практически всегда через ее язык». Эта простая и ясная мысль тоже принадлежит Олегу Николаевичу Трубачеву, и отрадно, что она не канула втуне, а стала фактом повседневной жизни школьников долгопрудненской школы №3, где недавно состоялась научная конференция «Трубачевские чтения». Казалось бы, ну как такое возможно? Слишком сложная научная база должна быть заложена в основание подобных научных чтений. А здесь — обычная общеобразовательная школа. И тем не менее база эта есть, факт налицо: состоялась поистине научная конференция, без скидок на контингент участников. Да, прежде чем проводить «Трубачевские чтения» в школе №3, подготовительная работа была проделана огромная. Еще при жизни О.Н.Трубачева его жена и соратник — главный научный сотрудник Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, доктор филологических наук Галина Александровна Богатова, сорок лет жизни отдавшая созданию «Словаря русского языка ХI-ХVII веков», систематически занималась как с учениками, так и с учителями этой школы, подводя их к пониманию глубин знаний о происхождении и истории, и самого русского народа, и его языка. Теперь Г.А.Богатова возглавила программу «Историческая память России».
Участников «Трубачевских чтений», прибывших в школу №3, встретила удивительная атмосфера конференции. Ученики школы продемонстрировали широту знаний об этимологии, этногенезе и ментальности, воплощенных в творческом переосмыслении этих понятий в плакатах и рисунках, сделанных школьниками. Более того, они воплотили свои знания в чудные театрализованные мини-спектакли, посвященные тому или иному понятию, например, «хлеб». «В сознании народа хлеб — как молитва, как песня, как понятие о добре и зле, относится к вечным духовным ценностям», — произносила краснощекая девчушка-красавица в русском сарафане (сшитом, как и все другие, в школьном ателье), держа на расшитом рушнике каравай хлеба... Такое живое воплощение научных текстов Олега Трубачева вызывало неподдельное душевное волнение. Не говоря уже о существовании в школе отдельного кабинета лексикографии, открытого под руководством директора школы Л.В.Смирновой, где дети и учителя изучают азы научной этимологии русского языка. В школе работает и кружок «В мире добрых слов».
«Трубачевские чтения» в Долгопрудном явились прямым продолжением международной конференции «Северное Причерноморье: к истокам славянской культуры», прошедшей осенью этого года в Алупке в рамках IV Чтений памяти академика О.Н.Трубачева. Эта международная конференция проводилась по инициативе Национальной академии наук Украины, многих языковых научных и учебных институтов как Украины, так и России, а также Фонда им. О.Н.Трубачева, созданного после его смерти. В работе алупкинской конференции принимали участие и учителя, и даже ученики школы №3, где выступала с докладом Л.В.Козырь. Это во многом благодаря ее инициативе были подготовлены и состоялись «Трубачевские чтения» в Долгопрудном, благодаря ей же, Ларисе Витальевне Козырь, в школе №3 работает замечательный музей им. Н.Ф.Гастелло, в котором сами дети проводят экскурсии. Может быть, и поэтому ученики этой школы с таким проникновенным пониманием произносили на «Трубачевских чтениях»: «Он родился на Волге, в Сталинграде. Ему не было двенадцати, когда началась великая Сталинградская битва. И этот последний рубеж русского отступления стал предельным утверждением русской стойкости.
Что-то в характере, в волевом напоре и даже складе мышления академика О.Н.Трубачева идет оттуда, из прифронтового детства, от порушенного, но не побежденного русского города...»
Многие дети этой школы уже стали летчиками. А в том, что они будут навсегда верны «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку, сомнений не остается.