Думается, что ныне каждый истинный гражданин нашей страны душой и сердцем понимает и чувствует, что перед всеми нами стоит во всю высь поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть России русской? Быть или не быть ее великой «всечеловечной» национальной культуре, ее великому и могучему русскому языку, ее недосягаемым музыкальным вершинам, ее неповторимым многоязычным народным песням, ее уникальной многонациональной самобытности? Или же, потеряв свой след на земле, исчезнуть, рассыпаться по миру под ударами беспрестанно накатывающихся на нас мутных волн глобализованной телеинтернет-масскультуры?
Нам надо еще и еще раз со всей полнотой понять и осознать, что на наших глазах, а стало быть, и при нашем участии, неотступно приближается «конец света» отечественной культуры, что мы стоим у самой последней черты, на краю духовного обрыва. За ним — наше исчезновение. Нам надобно осознать, что без своей национальной культуры, без родного слова, без духовных скрепей, пока еще поддерживающих наш Дом, не бывает и не будет ни самостоятельных народов, ни независимых стран, ни суверенных государств. Без всего этого можно оказаться покоренными даже с термоядерными ракетами и многомиллиардным Стабилизационным фондом.
Так как же нам устоять в этом жестоком, ощетинившемся против нас самоедском мире? Как окончательно не растерять свою, основанную на человеколюбии, духовность? Как не потерять себя? Увы, на этот самый судьбоносный вопрос не дают внятного ответа ни наши вертикали, включая и самую высокую, ни подведомственные им «единороссные», «дюже справедливые» и прочие сконструированные «очумелыми кремлевскими ручками» партии.
У нас есть государственная программа превращения страны в главную бензоколонку мира. Созданы как бы предвыборные нацпрограммы по развитию агрокомплекса и закупок «ножек Буша», по реформированию образования на основе всеядного Интернета, по зурабовскому сокращению численности населения. Но при этом не нашлось места для самой главной, самой насущной национальной программы — духовного возрождения народа, возрождения его нравственности и морали.
Похоже, мы зациклились на нефтегазовой трубе, с помощью которой набивают свои безмерные карманы наши олигархи. Однако никакие нефтегазовые трубы, даже самых больших диаметров, не помогут нам и не спасут нас, если мы потеряем основу основ — духовность народа, души людей. Великой гражданской тревогой об этом всецело проникнуты книга Г.В.Свиридова «Музыка как судьба» и воспоминания о великом композиторе, изданные «Молодой гвардией». Изложенные в них дневниковые записи Георгия Васильевича и мемуары близких и друзей о нем, хотя и датируются прошлыми годами, но, тем не менее, они поражают нас, сегодняшних, невероятной современностью и актуальностью. Они носят характер великого завещания великого Человека. Обратимся к ним без всяких комментариев. Разумеется, газетное цитирование не дает полного представления о свиридовском духовном наследии, но оно, надеемся, поможет многим жаждущим и страждущим прильнуть к этим книгам и найти в них опору на пути к духовному возрождению своей души и души России. Надеемся, что так оно и будет.
О РУССКОЙ ДУШЕ И ЕЕ ВЕРЕ
Русская душа всегда хотела верить в лучшее в человеке (в его помыслах и чувствах). Отсюда — восторг Блока, Есенина, Белого от революции (без желания стать «революционным поэтом» и получать от этого привилегии). Тысячи раз ошибаясь, заблуждаясь, разочаровываясь, она не устает, не перестает верить до сего дня, несмотря ни на что! Отними у нее эту веру — Русского человека нет. Будет другой человек, и не какой-то особенный, а среднеевропейский, но уже совсем не раб совершенно ничтожный, хуже и гаже, чем любой захолустный обыватель Европы.
Тысячелетие складывалась эта душа, и сразу истребить ее оказалось трудно. Но истребление идет теперь мощными шагами.
О ЧУВСТВЕ СОВЕСТИ
Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.
О «ГЛОБАЛЬНОСТИ» И НАЦИОНАЛЬНОМ
Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных ее достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли. Но, может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная ее задача — это питать душу СВОЕГО народа, возвышая эту душу, охраняя ее от всего низменного.
РОССИЯ
Россия — грандиозная страна, в которой причудливо сплетаются разнообразные веяния и влияния. Она всегда в движении, путь ее необычайно сложен, загадочен, и мы можем лишь предполагать, как сложится ее судьба. Мазать Россию однообразной черной краской пополам с экскрементами, изображать или объявлять ее народ скопищем дремучих хамов и идиотов, коверкать, опошлять и безобразить ее гениев — на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные нашей Родине и ее народу. Это апостолы злобы, помогающие нравственно разлагать наш народ с целью превратить его в стадо и сделать послушным орудием в своих руках. Их точка зрения на Россию не нова. Это точка зрения приезжего французского маркиза де Кюстина, а также современных де кюстинов, лишенных дворянского титула.
Достоевский гениально обобщил подобные взгляды (свойственные и русским) и вывел их носителя в художественном образе одного из своих литературных героев. Это Смердяков.
Дурные инсценировки, ремесленная беспардонность, неумение и нежелание выбрать себе работу, задание по плечу, чудовищная переоценка собственных сил и творческих возможностей композиторами, поощряемыми совершенно безответственной критикой (особенно в нашей музыкальной среде)...
Необходимость бережного сохранения культуры, уважительного, осторожного с ней обращения. Отсутствие глубины понимания великого искусства прошлого. Ценности надо беречь, что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться. В результате всей нашей отечественной культуре наносится ощутимый урон, в том числе музыкальной культуре (и особенно хоровой). В потрясениях нашего века многое исчезло безвозвратно, тем более бережно надо хранить наши ценности, нашу живую историю, наш след на земле.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
Мощный, суровый, эпичный Федор Абрамов.
Возвышенно-поэтический Василий Белов.
Пронзительный, щемящий Виктор Астафьев.
Драматичный Валентин Распутин.
Мягкий, лиричный южанин, мой земляк Евгений Носов.
Сергей Залыгин — тонкий и умный.
Блестящий эссеист Владимир Солоухин.
Я люблю и необыкновенно высоко ставлю их творчество, они украшение сегодняшней нашей литературы, не говоря, конечно, о классиках: Леонове, Шолохове. То, что это люди — мои современники, не дает мне с такой силой почувствовать свое одиночество. Прекрасный, свежий, благоуханный, сильный, новый, и вместе с тем «вечный» Русский язык.
ЧИЧИКОВЫ В ИСКУССТВЕ
В послевоенное время, особенно со второй половины 50-х годов, с появлением скрыто (а позже и открыто) буржуазных тенденций в нашем искусстве все больше стал распространяться тип делового человека, дельца ловкого, небрезгливого, хорошо ориентирующегося в обстоятельствах жизни (нового для подобного рода людей), умеющего найти ключ к действию в этих новых обстоятельствах.
Подобного рода тип (в сущности, Чичиков) очень распространяется. Появились композиторы-чичиковы (их очень много), певцы-чичиковы, дирижеры-чичиковы (их очень много) и прочие. Торговля стала валютной, международной. Торговать стали крупно, вплоть до христопродавства. Мелкие выжиги и кулаки вроде (???) уступили место дельцам международного типа...
ДВА ТИПА ХУДОЖНИКОВ
Первый тип: А.Блок, С.Есенин, Н.Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов — поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь. Подобного типа художники могут быть, разумеется, в любом народе, если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их.
Второй тип художника — прислуга.
Такой поэт или художник служит силе, стоящей над народом, и, как правило, чужеродной силе, под видом национального беспристрастия, «интернационализма», в его, главным образом американском, понимании, он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся установить свое господство над коренным народом.
«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ПОНИМАЛИ...»
Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чем я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня прежде всего понимали те, кто понимает мой родной язык.
Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Но слушать не хотят, им подавай «Вальс» из «Метели»...
Те же, кто считает себя знающим любителем искусства, с ними мне совсем нечего делать. Их интересует искусство, как побрякушка, секрет которой им потребно разгадать, и в этом — все их удовольствие. О какой-либо сущности искусства нет и речи, наоборот, ценится «искусство» без всякой сущности, без души, без восторга.
«Мир, восторг беспредельный, сердцу певучему дан». Это и есть драгоценная ноша художника, драгоценный божественный изначальный дар. Без него искусство мертво, это всего лишь пустая побрякушка.
ВМЕСТО КНИГИ ПРИШЛО ЗЛОБНОЕ ТV
В жизни русского общества огромное место занимала Книга. Я знаю это хорошо по своему жизненному опыту. Человек всегда мог если не побеседовать с Гоголем, Лермонтовым, Достоевским, то во всяком случае послушать их. Теперь в дом каждого человека, в каждую семью пришел заурядный, посредственный, подчас злобный человек (пришел через ТV, радио, через «бульварную» печать).
ИЗ ДОСТОЕВСКОГО
«Всемирный Ротшильд воцаряется над человечеством все сильнее и тверже и стремится дать миру свой облик и свою суть...»
«Ключ ко всем современным интригам лежит... во всемирном заговоре против России, предрекающем ей страшную будущность...»
«Теперешнее поколение — плоды нигилятины отцов. Страшные плоды. Но их очередь придет. Подымается поколение детей, которое возненавидит своих отцов».
ВЕЛИКИЕ ВЕРШИНЫ
РУССКОЙ ОПЕРЫ
...Русская опера. Это монолит.
Без всякого преувеличения мы можем сказать, что здесь Россия сказала одно из своих самых заветных, сокровенных слов в мировой культуре, в жизни мирового духа.
Рахманинов — наследник культуры Русской оперы, наследник «Китежа» и продолжатель этой линии, самой глубокой и значительной в русском музыкальном искусстве.
Русская опера XIX века — это горная гряда, горный кряж, великие вершины которого и по сей день остаются недоступными, а, отходя в даль времени от нас, делаются все более недосягаемыми.
«Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис», «Хованщина» и «Китеж» — этот ряд принадлежит к величайшим созданиям мирового искусства, я бы сказал, мирового духа. Тут же рядом с этим грандиозным и глубоко самобытным эпосом стоят изумительные образцы романтической оперы: «Русалка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», лирико-драматической (как «Пиковая дама» или «Онегин»), сказочной, комической, исторической... Что за богатство, что за красота и разнообразие!
Это миф о России, возвышенный, величественный и трагический миф. Вот против чего ведется война. Вот что оплевывается, замалчивается, пачкается.
Россия предстает в этом мифе как народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования. Вот против чего ведется борьба, вот что ненавидят эти духовные, злобные, хорошо обученные творческие скопцы.
АНТИМУЗЫКА
Антимузыка, как и всякая антикультура, появляется (в последнее время) рядом с подлинной культурой. Она как бы оттеняет эту последнюю, являясь в значительной мере пародией на нее, противоположностью ей. Именно таким был, например, буржуазно-декадентский театр Мейерхольда, возникший и противостоящий по всем своим тенденциям коренному пути нашей культуры, если понимать под нею Пушкина, Глинку, Мусоргского, Достоевского, Блока, Рахманинова, Нестерова.
После Октябрьского переворота Мейерхольд, сменивший до той поры несколько духовных убеждений: из еврея превратившийся в католика, из католика Карла Франца Казимира — в православного с многозначным именем Всеволод, из православного (такой человек должен был примкнуть к силе) — в члена партии, занявшего сразу же пост управляющего всеми театрами РСФСР, почетного красноармейца войск внутренней охраны, вождя Театрального Октября.
Под руководством этого деятеля была предпринята попытка разрушения Русского театра, не совсем удавшаяся при жизни ее инициатора, но успешно довершаемая теперь его последователями...
ИДЕТ СКОРОПАЛИТЕЛЬНОЕ СОЗДАНИЕ
КЛАССА ПАРАЗИТОВ
Смысл, сама идея их существования — борьба за власть над другими, над всеми, среди которых они находятся, за власть путем вооруженной силы, силы денег, золота, коварства и обмана; доказательство любым способом того, что они всегда правы, что бы они ни говорили, что бы ни доказывали или кричали в виде лозунгов, всегда лживых, ибо в основе их существования лежит одна и та же идея. Неспособные к созидательному труду, ничтожные в творческом отношении, они способны лишь уничтожать, разрушать.
Возвращение государства к капитализму, к демократии, раю для богатых, обслуживающему их государственному аппарату, технократии и развлекающему их искусству обозначает не шаг, а скачок назад. Можно сказать, что мечты великих людей об искусстве народном, искусстве возвышенном, как, например, Бетховен, Вагнер, Толстой, Блок, Мусоргский, Шуман, — всех гениев, ненавидевших и презиравших филистерство, сытое, самодовольное мещанство, разлетелись в прах. Мечты о коммунистическом рае выродились в желание мещанского благополучия для, по существу, полуобразованных людей, обывателя и сознание избранности для денежных или политических деляг.
ДЕМОКРАТИЯ
Итак, Демократия, т.е. власть демоса — народная власть.
В который раз, господа, она провозглашается? За свою жизнь я слышу ее беспрерывно, безостановочно, неумолимо, каждый раз она подразумевает как будто бы разное, а в самом деле абсолютно одинаковое. Прежде всего, единообразие и диктаторскую неумолимость. Только демократия и ничего более. Кто же доказал, что она единственный выход из создавшего тупика, главное — единственный и притом знаемый безошибочно вождями, а главное — возглашателями-пропагандистами.
Демократия и ничего больше. Любая другая точка зрения подозрительна, враждебна, отрицается, подлежит громкому посрамлению, искоренению, уничтожению. Сколько людей за эти годы, высказывавшие хоть какое-либо сомнение в абсолютной верности избранному пути, изгоняются из политической и общественной жизни, сходят на нет, да и просто ли изгоняются? За судьбой их интересно последить. Какова она есть или будет — эта судьба?
О ГЛАВНОЙ ПРУЖИНЕ «ПЕРЕСТРОЙКИ»
Главной пружиной «перестройки» становится делец, капиталист, приобретатель, биржевой маклер, Чичиков... со своей таинственной шкатулкой — сатанинская фигура, исчадие ада, в сущности. Гоголь все это почувствовал и ужаснулся.
Достоевский же придал этому явлению вполне конкретные черты: «Настоящий хозяин в Европе — жид и его банк» («Записки писателя»). С той поры это гибельное для мира явление выявилось в очевидности. Оно приобрело уже территориально-государственные черты и нависло над миром в образе новоявленного Иуды: в одной руке (левой) — звенящий кошель с тридцатью сребрениками, в другой — ядерная бомба.
КАЮЩИЕСЯ РАЗБОЙНИКИ
Тяжкое впечатление производит лицезрение многолетних партийных властителей страны, Государства и партии, недавних членов Политбюро, ныне стоящих со свечой на публичном молебствии. Кого может обмануть этот бесстыдный маскарад, он позорит и Церковь. Люди без каких-либо принципов, безо всякого подобия совести, голое честолюбие и властолюбие.
Я могу понять заблуждение, иди покайся. Вчера он держал в руке партийную нагайку или наган, сегодня — свечу, завтра отдаст приказ уничтожить страну. Свою или чужую, ему все равно. Честолюбивый глупец способен на все: он может спалить Рим, отсечь голову кому угодно, своему приятелю (или великому человеку), священнику.
У него нет ничего своего, его потребности: жрать и командовать. Для удовлетворения этих страстей он способен сделать что угодно. Это кукла, надутая дурным воздухом. Игрушка, марионетка в руках всемирных палачей, уничтожающих целые народы, и прежде всего русский народ.
«ЧУДОВИЩНЫЙ ОБМАН РУССКИХ ЛЮДЕЙ...»
Разговоры о России, о Санкт-Петербурге — это чудовищный обман русских людей, которым хотят сменить лишь форму рабства, не более. Нас ждет большая беда. За свою бесценную землю, залитую кровью наших предков, народ получит соевую похлебку и американскую консервированную тушенку. Нового русского «Дядю Тома» надо подкормить, чтобы он получше работал. Продают людей, торгуют женщинами (рынок невольниц).
Общество — тот же человек, ведь оно состоит из людей. Как отдельный человек может быть болен, возбужден, надломлен в своей психике или здоров, нормален в своих поступках, так и целый народ или общество может проявлять нравственное здоровье.
Опытный и умелый нравственно здоровый врач для исцеления больного пользуется разумными способами лечения. Точно так же неумелый врач по незнанию, а хуже того — умелый, но злой и корыстный, имеющий свой интерес, сознательно губит дело, вызывает постоянное раздражение, вызывает злобу, сеет в неимоверном количестве плевелы лжи, которой, кажется, нет предела. Даже подобие правды начинено ложью.
От нее нет спасения. Она преподносится в неисчислимых количествах в средствах массовой информации. Но это уже не информация, т.е. достоверное изложение фактов и событий. Вместо этого мы слышим злобную политическую пропаганду, которой занимаются люди, нанятые для этой цели. Как попугаи они с увлечением повторяют, тиражируют то, что им пишут те, кто их нанял. Спрос с них невелик, через некоторое время тут будут другие. Сами эти люди являются гигантскими рупорами лжи. Практически целыми страницами, систематическими передачами и каналами владеют несколько людей (например, «Взгляд», «Браво»). Расистские вкусы и симпатии. Вы не увидите здесь достойного, приличного человека. Неимоверное богатство русской культуры обращено в якобы ненужный хлам.
ЯКОВЛЕВ И ГОРБАЧЕВ
Та художественная политика, которую проводят идеологи партии и государства Яковлев и Горбачев. Душа «перестройки» и ее материальная часть, которая, как известно, вполне может быть заменена, тогда как душу заменить невозможно. Все русское принижено и принижается, ведется «охота за людьми». Каждый из известных людей, будь то литератор, художник, государственный деятель или музыкант, чувствует себя на мушке и ждет, когда наведенное на него оружие выстрелит.
Это не жизнь, а «Ночь на Лысой горе» — шабаш зла, лжи, вероломства и всяческой низости. Все это происходит на фоне кровопускания, кровопролития пока еще скромных масштабов. Но имеющий глаза да видит: в любой момент может пролиться большая кровь, за этим дело не станет!
ДОКТОР САХАРОВ
...А правду и мораль проповедует доктор Сахаров — изобретатель чудовищной водородной бомбы. Он представляет теперь правительство нашей страны. Что может быть хуже? Это все равно, что гений Франции представлял бы не Виктор Гюго, а доктор Гильотен — изобретатель революционной машины для отрубания голов. Ибо отрубание голов — это главное дело всякой революции.
«РОССИЯ ПОШЛА С МОЛОТКА»
...Банкир с атомной бомбой купил все и всех. Россия пошла с молотка со всеми своими мессианскими затеями.
Это просто давно завоеванная территория, которую хотят разумно колонизировать. Бывшему русскому народу уготована уже роль рабочего слоя, прислуги, исполнителя полицейских и жандармских функций.
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Октябрь 1990 года. Новые записи. Рынок, торгаш, доллар, спекулянт, кооператор, ростовщик — уважаемые, лакомые слова. Их с упоением превозносят. Реставрация капитализма стыдливо называется рыночной экономикой. Слова: «базар», «рынок», «ярмарка» всегда были презренными в устах замечательных людей. «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «На рынок!» — там кричит желудок» (А.Фет).
Бесчисленные журналисты, экономисты, юристы, всевозможные консультанты. Любопытно, что М.Булгаков консультантом назвал Сатану.
ЧТО НАДО, ЧТОБЫ ЗАВОЕВАТЬ РОССИЮ
ОКОНЧАТЕЛЬНО?
Для того чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак, к чему, как видно, идет дело. Но для этого требуется время, которое у них есть, кажется, в избытке. Буш, однако, торопится закруглиться к Новому году, чтобы успеть еще обеспечить победу на новых президентских выборах. Миром владеют мировые разбойники, уничтожающие целые народы. И большие народы, православные, инорелигиозные государства.
Гигантская мировая мистификация. Старшие поколения обрекаются на нищету и быструю гибель, молодым приготовлена рабская участь.
О РУССКОМ ГОВОРИТЬ ПРЕСТУПНО
Высказанное вслух чувство национального достоинства русского художника, его тревога за судьбу преследуемой и истребляемой русской культуры становились, да и сейчас становятся равносильными государственному преступлению, подрыву основ так называемой социалистической культуры. Сколько исковеркано замечательных судеб, сколько талантов погибло — людей выдающегося значения, носителей высоких жизненных идеалов!
От этого нельзя уйти, это не может быть выброшено из русской истории.
ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ НЕЗАВИСИМОСТИ — КИТАЙ
Китай останется, видимо, последним оплотом национальной независимости, несмотря на все изъяны своего государственного строя. Остальной мир будет завоеван так называемым демократизмом, несущим всем народам стереотипное рабство.
ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАНО ВОСПИТЫВАТЬ
СВОИХ ПОДАННЫХ
Разумно устроенное государство обязано воспитывать своих подданных в сознании незыблемости моральных ценностей, в духе высоких нравственных начал, а искусства, художества должны помогать воспитанию благородного человеческого характера, побуждая в человеке чувство красоты, добра и правды.
Чувство хрупкости, временности нашего существования — отсюда значит, что человек должен ценить жизнь, любить ее и стараться сделать ее как можно лучше для всех, а не только для себя.
И совсем худо, когда эти моральные ценности меняются через каждые три года. Но нужно самому государству понимать исповедуемые эти моральные ценности, а не менять убеждения с приходом каждого нового генерального секретаря.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЭРМИТАЖ
Эрмитаж — музей в своем роде уникальный. Нет нигде в мире художественного музея, где бы наряду с мировым искусством не было бы искусства своей страны. Только у нас в России, при нашем постоянном уже «историческом» самооплевывании возможно подобное оскорбление собственного, родного художественного гения. В этом — отголосок чувства «колониального» рабства, свойственного известной части нашей интеллигенции», уже неотделимого от нее. Так называемый художественный бунт, художественное новаторство заключается, как правило, в очередном «освоении» европейского опыта и перенесения его на русскую почву.
Но теперь, после многолетнего забвения и попрания национальных традиций и художественных святынь, возврат к собственно русскому, ясные черты которого сформировались за последнюю тысячу лет, необыкновенно плодотворен. Подобное искусство — это живительный дождь над пустыней зла и бездуховности, в которую обратилась измученная душа русского человека. Эта душа жаждет любви, кротости, веры в чистоту и добро.
О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ,
О СОВРЕМЕННОМ «НОВАТОРСТВЕ»
Со всей решительностью я могу сказать, что здесь нет ничего «нового». Эта типичная эклектика вполне сознательная, и является стилем современной советской музыки. Русские мелодии, соединяемые с додекафонией, сознательно уродуются, окарикатуриваются так же, как и мелодии классиков. За этим стоит старая и очень простая мысль: долой старое искусство! «Старым» искусством называется искусство классики, особенно XIX века и особенно — русское искусство. На то есть свои причины, и весьма серьезные. Внутренний пафос, высокое духовное начало русского искусства, его призыв к пробуждению в человеке добрых чувств, милосердия, сознания красоты мира при всем несовершенстве человеческой жизни. Вот что было ненавистно тем, кто выдвинул лозунги: «Сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина!», «Превратить Зимний дворец в макаронную фабрику!», расстрелять музей. Тем, кто понимал «новое» как разрушение. Совершенно неправильно было бы понимать, что все эти люди устарели, отнюдь нет. Они по-прежнему остаются руководством к действию. Но если раньше, например, какой-нибудь такой враг отечественной культуры, как Шкловский, предлагал Достоевского, нашу величайшую гордость, с трибуны съезда «сдать как изменника», то теперь он в своих фальшивых, шулерских книгах лжет на Толстого, оскверняет его самого и его творчество. И для меня совершенно неважно, кто он сам по национальной принадлежности: русский, еврей или папуас. Он враг русской культуры, достояния всех народов мира, он враг всех народов. Если раньше открыто призывали к уничтожению русской культуры (и надо сказать, уничтожены громадные, величайшие ценности), теперь хотят и вовсе стереть с лица земли нас как самостоятельно мыслящий народ, обратить нас в рабов, послушно повторяющих чужие слова, чужие мысли, чужую художественную манеру, чужую технику письма...
УТРАЧЕНА ДЕРЕВНЯ — ЖИВОЙ РОДНИК МУЗЫКИ
Русская деревня, бывшая живым родником, источником многонационального языка, перестала существовать. Сам народ (колонизированный) — стихийный хранитель национальной культуры: песен, танцев, обрядов, духовных стихов и молитв, былин, пословиц и поговорок, одежды, орнамента, резьбы по дереву, по кости, игрушек, посуды, предметов быта и других видов разнообразнейшего его творчества, почти утерял свою национальную особенность и принадлежность. Он превратился в безликую рабскую массу, всегда готовую к послушанию и сохранившую лишь жалкие остатки своего былого богатейшего языка для уразумения приказаний, отдаваемых ему его владыками, и матерную брань, которой он выражает отношение ко всему на свете: к своей жизни, к своим близким, к своим хозяевам, к своей судьбе.
Какой цинизм! Во всех газетах спорят и разглагольствуют вслух о том, что им делать с русским народом, куда его вести, какой уздой его зауздать, какими вожжами поворачивать, каким кнутом стегать.
ВСЕ СПИСЫВАЮТ НА... СТАЛИНА
Все убытки и протори области искусства списаны на Сталина и Жданова, на государство. Но дело в миллион раз сложнее. Государство лишь давало сигнал к атаке: «Можно травить! Ату!» Травлю же и все злодейства по истреблению культуры творила, главным образом, сама творческая среда, критики-философы... Окололитературные, околомузыкальные, околохудожественные деятели и т.д.
«ГРУЗИНСКИЕ КОММЕРСАНТЫ»
Предприимчивые деятели грузинской культуры спекулируют на развенчивании, на посрамлении Сталина. Торгуют своими литературными, драматическими и киноизделиями. Подобно тому, как раньше торговали на всех московских рынках лавровым листом грузинские коммерсанты.
КАКИМ СТАНОВИТСЯ АНТИФАШИЗМ
Фашизм — это, конечно, никуда не годное явление, справедливо осужденное всем миром (и антифашизм был благотворен и благороден). Но, оказывается, бывает такой антифашизм, который ничем не лучше фашизма.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЭТЫ
Понькин, Пронькин, Прошкин и Кацнельсон седьмой.
БОЙТЕСЬ ГЛУПЫХ!
Как это ни странно, глупость часто сообщает человеку (человеческому характеру) смелость, активность, действенность. Ум же обычно неразделен с сомнением.
БЕРЕЧЬ КУЛЬТУРУ НАРОДА
Каждый народ имеет свою особенность, и эта особенность запечатлена в культуре народа. Надо беречь родной язык, родную речь, свою музыку, свою национальную особенность, общность — все, что отличает людей одного от другого, все, что придает разнообразие, разноцветность и красоту миру, в котором мы живем.
ГИМН РУССКОМУ СЛОВУ
Я очень люблю, очень высоко ценю выразительную возможность слова. Благородного, честного, художественного слова! Мы привыкли без раздумий пользоваться словами, бросаться, жонглировать, составлять фразы, пышные пустые речи. Но вдруг вдумаешься в одно-единственное, почему-то именно в данную минуту зацепившее тебя за самое живое сочетание букв, звуков, и почувствуешь, что в этом «собуквии», в этом слове содержится гораздо больше, чем только обозначение чего-то. И что есть у слова и плоть, и своя душа.
Я люблю слово, как очень близкое мне живое существо. Я очень люблю поэзию. Но поэзия — это тайна, это магия, это то, что непереводимо с языка на язык, поэтому наиболее близкая мне поэзия — русская. Для меня это бескрайний мир и неиссякаемый источник мыслей, вдохновения, утешения. От «Слова о полку Игореве» до сегодняшних поэтов, в чьих стихах я нахожу много согласного моим раздумьям о жизни, прошлом, о духовной жизни народа, о человеке вообще, оригинальные мысли о будущем.
«Я — КРАСНЫЙ. Я — РЕВОЛЮЦИОНЕР»
Когда в одном из разговоров с Владимиром Солоухиным тот спросил Свиридова «Ты все-таки кто, белый или красный?», Свиридов ответил: «Я — красный. Я — революционер. Я — против контрреволюции»...
Нам и устроили новую криминальную революцию... А мы снова ее проглядели... О, Господи! Где же наши Минины и Пожарские, Дмитрии Донские и Александры Невские? Почему «наверху» пока только иуды? Неужели не удовлетворено еще правосудие Божие?
Но наше дело — в меру сил сопротивляться злу, работать, создавать ценности. Это и только это оправдывает нас в очах Божиих. И мы знаем, мы верим — Святая Русь еще восстанет!