"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 150 (12923), четверг, 28 декабря 2006 г.

 

История национального инструмента
Настрой балалаечку, чтоб душа запела

История музыкального инструмента — русской балалайки — древняя, запутанная и даже загадочная. Точных и аргументированных источников ее рождения практически нет. Это как Ветхий и Новый Заветы, где ученые спорят, доказывают и понемногу приоткрывают завесу прошлого. Надо рассматривать сам инструмент, который расскажет о своем прошлом, настоящем и будущем. Самые ранние исторические источники указывают, что о появлении балалайки было известно еще со времен скифов. А как инструмент появился у них, об этом можно только догадываться.
Некоторые так называемые исследователи нашей истории и культуры пытаются доказать, что инструмент произошел от европейской лютни или от среднеазиатского комуза, пришедшего с Ближнего Востока. В России инструмент-де стал примитивным и назван балалайкой. Так ли это на самом деле? В русской истории и культуре есть множество примеров гениальных творений народа, которые дали миру множество открытий во всех сферах жизнедеятельности человека, что на долгие времена определяло развитие мирового общества. Поэтому плутание некоторых прозападных исследователей по нашей истории, культуре и духовности несет некую определенную задачу. Да разве можно закрыть холеной ладонью огромную территорию нашей страны с одиннадцатью часовыми поясами времени и живущий и любящий свою Родину народ, который по доброй воле складывал многонациональную культуру.
История доказывает, что, развивая и сохраняя собственную уникальную культуру, народ приобретает твердость духа и стойкость в преодолении исторических катаклизмов. Русская балалайка, как и создавший ее народ, тоже переживала периоды смутного времени, забвение и расцвет в блистательные годы Государства Российского. Из русского народа появлялись талантливые музыканты, которые вкладывали в балалайку свою душу. Имена их в большинстве случаев неизвестны, но инструмент живет и приносит радость. В те далекие времена, когда правили цари, популярность народных инструментов была огромной. Народ любил петь и играть, а скоморохи под сопровождение гуслей, домр и балалаек высмеивали бояр и царское окружение. Поэтому царь Алексей Михайлович, говорят, приказал собрать огромные обозы с инструментами, вывести на берег Москвы-реки и сжечь. И такое бывало. Но с появлением русского гения В.В.Андреева, создателя современной балалайки и оркестра русских народных инструментов, инструмент обрел любовь и всемирное признание. А триумфальные гастроли великорусского оркестра народных инструментов в Европе и Америке положили начало огромной популярности во всем мире. После выступлений оркестра русских народных инструментов восхищенными любителями игры на балалайке повсюду создавались музыкальные кружки и оркестры. И даже в экзотических странах (таких, как Бразилия и Япония) были созданы оркестры русских народных инструментов, которые, кстати, существуют и в настоящее время. За рубежом интерес к «незатейлевому» инструменту, как пытаются презентовать нам его некоторые «деятели» культурного наследия России, не только не угас, но и возрастает.
Как одна из вершин инструментального народного творчества, балалайка — постоянно развивающийся инструмент. Поэтому исполнителей и слушателей ждет еще много открытий. Но не всегда современники могут тонко почувствовать и уловить развитие инструмента талантливыми музыкантами, которые своим выдающимся исполнительским мастерством и фанатичной преданностью демонстрируют новые достижения в игре на балалайке.
Как известно, инструмент имеет большое разнообразие способов звукоизвлечения. Подчеркивая специфику русской балалайки, отметим ее уникальность в средствах выражения художественных образов. Многоголосное полифоническое звучание, длительное колебание трех струн, осуществляемое приемом «тремоло», словно кисть художника, обогащает главную мысль различными оттенками красок на холсте. Это как ничто другое придает игре национальную самобытность. А что еще дает национальную самобытность? Конечно же, это музыкальный строй балалайки. Как говорят в народе, «эх, настрой балалаечку, чтоб душа запела!» В.В.Андреев гениально почувствовал музыкальный строй инструмента на основе глубокого проникновения в самобытность и тональность звучания русской души, с ее величайшим разнообразием. Шестиструнная испанская гитара, изменившая в России музыкальный строй и ставшая семиструнной, получила распространение в середине XIX века. То же было и с гармоникой из Германии. Но балалайка родилась в народе, в гуще его, в любви и радости. Это глубинное состояние, и оно наиболее ярко выражает душу русского народа.
Игра музыканта — это особый вдохновенный настрой исполнителя, требующий творческого подхода, а разнообразие различных приемов звукоизвлечения — как открытая дверь в прекрасный мир звуков и образов, которое составляет пространство человеческого общения, наполняя интеллектом души, неподвластным разрушению.
Как известно, человек тесно связан с природой и космосом, это его физическое состояние, тесно связанное с колебанием разных волн. Волновое звуковое пространство несет интеллектуальное начало, духовное и по своему звуковому колебанию. Приемом «бряцание» музыкант извлекает звук, близкий сердечному ритму, что совпадает с волной космоса. Звенит струна, в этом есть глубокий смысл. В слове «звенит» слышится звон. В нем заложена энергия интеллектуального звукового взрыва.
Но почему все-таки волнуют три струны? Наверное, слово «волнует» связано со словом «волна». Струна передает волну звука, которая идет от источника к резонатору, сталкиваясь, насыщая волну интеллектуальной информацией. Это как закон волнового колебания. Звук, издаваемый струной, обладает колоссальной силой воздействия вне зависимости от нашего сознания. Человеческий организм сохраняет психику от волнового пространства с разрушительным воздействием звука, потому что это ведет к гибели. Есть еще волновое пространство души, которое наполнено интеллектом, особой энергией развитой личности. Звук способен нести волновую память.
Русский фольклор и народные песни обладают сильной и глубокой волновой памятью и волновым пространством души, которое человек способен уловить. Обладая развитым интеллектом и утонченной психикой, более чутко можно уловить волновое пространство. А если рассматривать звук как взрыв, то он многообразен по соединению многих и разных сопутствующих обертоновых компонентов. Самое удивительное, что не только колокол, но и струна обладает не меньшей силой взрыва и распространения в волновом пространстве, вызывающем разные по величине, силе и чувственности состояния в волновом пространстве души. Это как космос с его миром жизни. На волновом пространстве балалайка — как передатчик физического состояния звука в интеллектуальное...
Но вернемся к истории инструмента. В простоте его изготовления есть плод многочисленных поисков форм. Был он и круглый, и полукруглый, и овальный. Но только треугольная форма как соединение трех начал наиболее ярко выразило необходимую потребность изъявления русской души. Великий В.В.Андреев подытожил и создал классическую форму инструмента в конце XIX века. Исполнительское мастерство игры на балалайке развивалось в творчестве сподвижников и продолжателей В.В.Андреева. Его соратник и блестящий балалаечник-виртуоз Б.Трояновский придал искрометность русским наигрышам и плясовым, напевность русским лирическим песням, наполняя их особой есенинской любовью к простой русской земле. В советские годы появились яркие исполнители на балалайке — Б.Осипов, П.Нечепоренко, Б.Аквсентьев, Е.Блинов, Б.Феоктистов, М.Рожков. Это придало новый, высокотехнологический этап развитию инструмента. Появились разные школы игры на балалайке: московская, ленинградская, уральская. Расширился диапазон репертуара: от русских песен до произведений мировой классики. Но, к сожалению, это уводило большинство музыкантов от истоков русской музыки. Особый подъем был связан с послевоенным периодом. Выдающийся композитор Н.Будашкин на основе русской мелодики и интонации создал шедевры балалаечного репертуара. Это вызвало еще большее притяжение к инструменту молодежи.
Но пришло другое время, и в связи со всеобщей американизацией инструмент снова перешел в оборону. Но это временная ситуация, поэтому возвращение к национальным истокам, к русской музыке, культуре, песне поможет осилить надвигающуюся нравственную пропасть. Так бывало в истории не раз. Сила взрыва фольклорной памяти с высоким нравственным началом даст новое, более серьезное развитие народной мудрости и защиты духовности. И на этом история одного инструмента, я уверен, не закончится...

 

 

 


 

Юрий СМИРНОВ.



В оглавление номера