"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 17 (12796), вторник, 21 февраля 2006 г.

 

ИХ БУЙНЫЙ ГНЕВ НЕ УТИХАЕТ

Исламский мир протестует против оскорбления чувств верующих

В мире не стихают протесты против оскорбительных для мусульман карикатур, опубликованных сначала в Дании, а затем в ряде европейских газет. Например, в Лондоне в конце прошлой недели на Трафальгарской площади собралось более 10 тысяч мусульман, которые потребовали запретить антиисламскую пропаганду так же, как запрещена нацистская и антисемитская пропаганда. Продолжаются акции протеста на Ближнем Востоке и в Азии.
Однако Европа ведет себя странно. С одной стороны, в Евросоюзе громко сокрушаются по поводу того, что мусульмане якобы излишне резко реагируют на «шутку» датских карикатуристов. С другой стороны, усиливается ощущение, что кое-кто в ЕС вполне сознательно подливает масла в огонь. Так, пару дней назад один из итальянских министров не только публично заявил о полной поддержке антиисламской акции датской газеты, но и, расстегнув перед телекамерой рубашку, продемонстрировал майку, на которой воспроизведена одна из злобных карикатур на пророка Мухаммеда. Это была выходка вполне в духе главы правительства г-на Берлускони, который тоже питает страсть к театральным эффектам. Но в данном случае Берлускони сразу же сообразил, чем это чревато, и потребовал от министра-расиста уйти в отставку.
Премьер-министр не ошибся в своих предположениях, что выходка его подчиненного может дорого стоить Италии. Дело в том, что эта страна самым тесным образом связана с Ливией, расположенной на противоположном берегу Средиземного моря. Ливия является основным поставщиком нефти в Италию и крупным потребителем итальянских товаров. Поэтому провокационное действо министра-расиста там немедленно аукнулось. Забушевали антиитальянские страсти. В столице Ливии городе Триполи в столкновениях демонстрантов с полицией вокруг посольства Италии погибло 11 протестующих.
Но протесты не ограничиваются Ближним Востоком и Азией. Волнения перекинулись и на Африку, где ислам широко распространен. В Нигерии значительная часть ее населения в 100 миллионов человек исповедует ислам. Европейское надругательство над образом пророка Мухаммеда вызвало там столкновения между мусульманами и христианами, в ходе которых погибло 16 человек.
Негодование исламского мира распространяется не только на Данию в целом, но и конкретно на авторов карикатур. В Пакистане обещано вознаграждение в один миллион долларов «за головы» виновников оскорбления мусульманских святынь. В Индии с аналогичным обращением выступил министр одного из индийских штатов, пообещавший уже 11 миллионов долларов. То есть происходит то, чего в Европе сильно опасались, — повторение «прецедента Салмана Рушди». Напомним, что он автор выпущенной в 80-х годах скандальной книги про пророка Мухаммеда. Иранские духовные лидеры призвали тогда уничтожить С.Рушди, пообещав за это крупное вознаграждение, и он был вынужден скрываться чуть ли не полтора десятка лет.
На фоне буйства мусульманской «улицы» и угроз в адрес карикатуристов менее заметный, но более чувствительный характер имеет торгово-экономический бойкот, объявленный Дании рядом стран Ближнего Востока. Вот это по-настоящему опасно для Дании, благополучие которой в значительной степени зависит от вывоза товаров, прежде всего в богатые нефтью арабские страны. Пятимиллионная Дания отщипывает немалые крохи от пирога «третьего мира», который разрезают крупные хищники — транснациональные корпорации. Этих «крох» хватает на один из самых высоких в мире уровней жизни.
И вдруг «шутка» (а на деле провокация) одной из газет начинает сулить крупные экономические потери. Разрыв контрактов с одним лишь Ираном означает потерю 280 миллионов долларов в год. А ведь объявили бойкот также крупные импортеры датских товаров в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива. Есть от чего взволноваться премьер-министру Дании Расмуссену, который поначалу с высокомерием европейского колонизатора, взирающего на туземцев с борта многопушечного корабля, отвергал требования об извинениях.
Однако продолжительность и ярость протестов наводят на мысль о том, что они имеют не только религиозные, но и социальные корни. Нынешнее движение, по сути дела, имеет антизападный, антиколониальный характер. Сегодня, через 16 лет после ликвидации последнего очага колониализма (в марте 1990 года получила независимость Намибия), это позорное явление продолжает существовать. Просто оно приобрело иную форму — форму глобализации. Грабеж Западом его бывших колоний осуществляется за счет «ножниц цен», когда цены на промышленные товары (производимые в развитых странах) постоянно растут, а цены на сырье (добываемое на Юге) постоянно падают. Условно говоря, если 20 лет назад, чтобы купить американский трактор африканская страна Замбия должна была продать 10 тонн меди, то теперь за тот же трактор она платит 20 тонн меди. То есть Замбия в результате этого неэквивалентного обмена становится в два раза беднее, а США — в два раза богаче. Вот вам и одна из главных причин нынешнего «процветания» Запада.
Народы «третьего мира» не так много понимают в хитросплетениях мировых рынков и в неэквивалентном обмене. Но они на своей шкуре остро чувствуют «плоды глобализации» — рост неграмотности, безработицы, нищеты, распространение смертельных болезней. И все это на фоне того, как богатеи Западной Европы и США бесятся с жиру. Подспудное негодование несправедливостью нынешнего мироустройства и выплеснулось через оскорбленные религиозные чувства. Так что волна протестов на Ближнем Востоке, в Азии и в Африке имеет гораздо более глубокое, социальное содержание. Это протест против безудержного грабежа «цивилизованным» Западом всего остального мира.
Это явление того же порядка, что и в Латинской Америке, где в одной за другой стране к власти приходят левые правительства, намеренные прекратить «кормить Америку». События в Латинской Америке и антиевропейские выступления на других континентах имеют разные формы. Но суть их одинаковая — антиколониальная.
Происходящее в исламском мире имеет прямое отношение и к России. Наша страна последние 15 лет является таким же объектом порабощения и ограбления, как Азия, Африка и Латинская Америка. Идет откровенная ликвидация современной промышленности России в целях превращения страны в сырьевой придаток Запада. Попросту говоря, в колонию. При этом наши святыни тоже подвергаются постоянным надругательствам. Но народ, оглушенный мощными ударами телевидения, пока пребывает в дремотно-бессознательном состоянии. Сбивает с толку и то, что во главе страны находятся вроде бы не чужестранцы, люди, говорящие по-русски, стоящие со свечками в православных храмах. Однако понимание того, что происходит что-то неладное, нарастает. Верхушка России все больше воспринимается как нечто инородное. «Элита» России чувствует это подспудное отторжение. Поэтому на первый план выдвигается борьба с «шовинизмом», «ксенофобией», с «антисемитизмом». На самом деле идет попытка задушить в зародыше нарастающее национально-освободительное движение.
Взрыв антиколониальных настроений в исламском мире заслуживает как минимум основательного осмысления патриотическими силами России. Ибо мусульманский мир в его антиколониальных устремлениях — естественный стратегический союзник России.

 



 

 


Вячеслав ТЕТЕКИН.


В оглавление номера