Как добиваться обеспечения военнослужащих
Одной из наиболее острых и болезненных проблем социальной защищенности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на современном этапе строительства Вооруженных сил РФ является проблема реализации их конституционного права на жилье. Отсутствие достойного жилья у абсолютного большинства военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, оказывает огромное дестабилизирующее воздействие на их морально-психологическое состояние, способность более качественно выполнять свои служебные обязанности, а также на отношения в их семьях.
В настоящее время число нуждающихся в обеспечении жильем составляет около 170 тыс. семей военнослужащих. Военнослужащие вынуждены проживать у родственников, в казармах, переоборудованных казармах кубрикового типа, служебных кабинетах, в спортзалах, снимать жилье и т.д. Во многих воинских частях отсутствует фонд служебного жилья и общежития. Состояние жилого фонда, занимаемого военнослужащими, только на 70% отвечает современным санитарным и техническим требованиям. Зачастую в жилых помещениях не имеется водопровода (11—12% жилых помещений), канализации (16%), центрального отопления (20%), горячей воды (38%).
Совершенно нереализуемой остается и по сей день ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гарантирующая предоставление военнослужащим жилых помещений, в том числе в течение трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы. Крайне редко военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются служебные жилые помещения.
На сегодняшний день руководству нашего государства выходом из сложившейся крайне тяжелой ситуации кажется возможность решения жилищных вопросов военнослужащих посредством получения государственных жилищных сертификатов и участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. Но и в этих случаях государство в ущерб себе, естественно, не пошло.
Государственные жилищные сертификаты (ГЖС). Фактическая реализация программы «Государственные жилищные сертификаты» — выдача ГЖС гражданам — участникам программы — началась с мая 1998 г. Программой было предусмотрено обеспечение в 1998—2002 гг. постоянным жильем 50 тыс. семей увольняемых с военной службы военнослужащих и 160 тыс. семей уволенных с военной службы граждан путем предоставления им субсидий на приобретение квартир. Но, как и следовало ожидать, успех не был достигнут даже наполовину, программа была реализована чуть больше чем на 40%! Основной причиной, по мнению правительства РФ и Государственной думы РФ, этого является недостаточный уровень финансирования программы, в том числе и на сегодняшний день.
В настоящее время порядок выпуска и предоставления ГЖС урегулирован Постановлением правительства РФ от 7 октября 2004 г. №522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004—2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы».
Право на получение сертификата имеют следующие категории граждан РФ, при этом обязательным условием является признание гражданина в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий:
1. Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (так называемые льготные условия увольнения).
2. Сотрудники органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по вышеназванным основаниям.
3. Граждане, уволенные с военной службы, а также со службы из вышеуказанных органов и учреждений по тем же основаниям.
4. Члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы. При этом вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту, имеют право на получение субсидии до повторного вступления в брак.
5. Члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по льготным основаниям. При этом за вдовами (вдовцами) указанных граждан право на получение субсидии сохраняется до повторного вступления в брак.
6. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (поселки). Перечень данных поселков утверждается правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Право на улучшение жилищных условий с использованием сертификата предоставляется только один раз. При этом граждане, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за один год до увольнения.
Субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности (33 кв. м для одиноких граждан; 42 кв. м на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более).
На практике зачастую возникают вопросы, связанные с включением в состав членов семьи других родственников. Применительно к данной подпрограмме к членам семьи гражданина относятся проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица учитываются в расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами его семьи.
В настоящее время норматив стоимости (при обналичивании ГЖС) 1 кв. м общей площади жилья одинаков на территории всей РФ (ранее, до ноября 2004 г., данный норматив устанавливался отдельно для каждого субъекта РФ) и сейчас составляет порядка 12 тыс. рублей. В то же время при расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов РФ применяются повышающие коэффициенты к данному нормативу:
— для субъектов РФ, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, а также для Московской области — 1,2 (около 14 400 рублей);
— для субъектов РФ, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района, и Свердловской области — 1,15 (13 800 рублей);
— для субъектов РФ, расположенных на территории Западно-Сибирского экономического района, и Калининградской области — 1,1 (13 200 рублей).
Даже несмотря на эти повышающие коэффициенты, представляется очевидным, что приобрести достойное жилье без дополнительных собственных вложений (и снова возникает вопрос: а где «возьмет» простой офицер минимум 600—700 долларов дополнительно за каждый метр жилья?) абсолютно невозможно.
Выдачу ГЖС осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба) (например, Минобороны РФ, МВД РФ), и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Для участия в данной подпрограмме необходимо подать в органы местного самоуправления или соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) (форма содержится в приложении №1 к вышеуказанному Постановлению правительства РФ) на участие в подпрограмме со следующими документами:
а) справка об общей продолжительности военной службы (службы) — для военнослужащих (сотрудников), из военного комиссариата (для граждан, уволенных с военной службы (службы);
б) выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения (для граждан, уволенных с военной службы (службы);
в) справка о проживании на территории закрытого военного городка или поселка (для граждан, проживающих на территории закрытого военного городка или поселка);
г) выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (например, выписка из протокола заседания жилищной комиссии воинской части о постановке на данный учет).
При поверке указанных документов заявителю может быть отказано во включении в число граждан-участников (например, при непредоставлении или неполном предоставлении документов; недостоверности сведений, содержащихся в документах; если ранее право на улучшение жилищных условий было реализовано с использованием сертификата). Повторно обратиться можно после устранения недостатков. После того, как будут поданы (в полном объеме и правильно оформленные) все документы, можно рассчитывать на включение в число участников.
Если получатель ГЖС проживает в служебном жилье, в жилом помещении на территории закрытого военного городка или поселка, то при получении ГЖС он обязан представить в письменной форме обязательство о сдаче в 2-месячный срок — после приобретения жилья по ГЖС — занимаемого им жилого помещения (приложение №5 к ПП РФ).
Для того чтобы наконец получить сертификат, гражданину — участнику подпрограммы необходимо представить еще ряд документов:
а) заявление на получение сертификата (по форме согласно приложению №6 к ПП РФ);
б) паспорт гражданина РФ и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов его семьи;
в) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) — для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, или оформленное в установленном порядке обязательство о сдаче занимаемой жилой площади;
г) выписка из домовой книги по месту регистрации;
д) копия финансового лицевого счета занимаемого жилого помещения по месту регистрации;
е) документы, подтверждающие родственные отношения заявителя и лиц, указанных им в качестве родителей, супруга (супруги), детей;
ж) документы, подтверждающие признание членами семьи заявителя иных лиц, указанных заявителем в качестве таковых. В том случае, если не будут представлены или представлены неполно указанные документы, сертификат не выдается. Выданный сертификат действителен в течение 9 месяцев.
На практике также возникают вопросы, связанные с заменой выданного сертификата на другой. Например, обладатель сертификата по каким-то причинам решил приобрести жилье в другом населенном пункте. В таком случае он должен обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене ГЖС с указанием обстоятельств, потребовавших замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. Решение должно быть принято в 30-дневный срок с даты получения заявления. При этом расчет размера субсидии при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости (а он обновляется один раз в полугодие) 1 кв. м общей площади жилья по РФ, действовавшего на дату выдачи прежнего сертификата (срок действия нового ГЖС будет составлять уже 6 месяцев), за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи) – на дату выдачи нового ГЖС. И в этом случае государство не забывает пополнить свой и без того тугой кошелек! Достойные «похвалы» действия со стороны нашего правительства.
Субсидию владелец ГЖС получает в безналичном порядке путем зачисления средств на его банковский счет, открытый в аккредитованном для работы с ГЖС банке. Для заключения договора с банком и открытия счета необходимо в 2-месячный срок с даты выдачи ГЖС сдать сертификат в банк по мету приобретения жилья или по месту своего пребывания. Правительство и здесь связало руки защитникам своего отечества, не давая время на долгое раздумывание: если владелец ГЖС не сдал его в банк в указанный срок, то нужно снова обращаться с заявлением о замене сертификата!
Если договор с банком заключен не по месту приобретения жилья на территории субъекта РФ, указанного в ГЖС, владелец сертификата до приобретения жилого помещения должен представить в банк по месту приобретения жилья ранее заключенный договор. В этом случае счет переводится или с распорядителем счета (владельцем ГЖС) заключается новый договор банковского счета. При этом срок нового договора ограничен сроком действия ранее заключенного.
Не иначе как абсурдным и кроме насмешек ничего не вызывающим можно назвать положение вышеуказанного ПП РФ, предоставляющее право распорядителю счета приобрести несколько(!!!) жилых помещений (комнат, квартир, жилых домов), причем отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям!!! Разве это возможно в наше время, когда цены на недвижимость катастрофически растут, а стоимость
1 кв. м жилья по ГЖС не достигает и 500 долларов! Даже не поможет решению проблемы в полном объеме и обещанное президентом Путиным повышение норматива стоимости 1 кв. м жилья до 29 тыс. рублей (и еще неизвестно, когда эти цифры будут воплощены в жизнь).
И все же, если владелец ГЖС изыщет возможность приобрести достойное жилье, он должен представить в банк по месту приобретения жилья договор банковского счета; договор, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение; свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение и одновременно дает банку распоряжение о перечислении средств со своего счета в счет оплаты договора на жилое помещение.
В том случае, если жилье было приобретено с использованием кредитных, заемных средств организаций возможно в последующем перечислить средства субсидии в счет погашения данного кредита или возврата займа.
Таким образом, представляется очевидным, что решение жилищного вопроса военнослужащих и иных вышеназванных категорий граждан посредством реализации ГЖС остается на крайне низком и неэффективном уровне. О приобретении квартир в Москве и ближайшем Подмосковье офицерам, не занимающим «хлебные» места в Минобороны РФ можно и забыть.
Накопительно — ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (НИС). Руководство нашего государство в целях дальнейшей «заботы» и «опеки» над военнослужащими нашло новый способ «решения» их жилищных проблем. 20 августа 2004 г. вступил в действие Федеральный закон №117 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В течение 2005 г. был принят еще ряд документов (Указ президента, 3 приказа министра обороны, 10 Постановлений правительства), более детально регулирующие вопросы НИС. Но от такого массива нормативной базы, как выяснилось, надежды на лучшую жизнь не оправдались.
Преимущественно данная система направлена на молодых офицеров, прапорщиков, сержантов и начала действовать с 1 января 2005 г. Участвовать в НИС могут следующие категории военнослужащих:
1) лица, окончившие военные вузы и которым в связи с этим присвоено первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание. На практике зачастую встречаются случаи, когда командиры принудительно заставляют под какими-либо предлогами выпускников ввузов 2005 г. писать рапорта на участие в НИС. Эта категория молодых офицеров может участвовать в НИС исключительно добровольно. В то же время некоторые из этих офицеров, отказываясь от участия в НИС, предполагают получить жилье с помощью ГЖС при увольнении по льготным основаниям. Здесь надо иметь в виду, что вышеописанная подпрограмма действует до 2010 г., и еще неизвестно, какие изменения или дополнения будут в нее вноситься в дальнейшем. Иначе обстоит дело с курсантами — будущими выпускниками, заключившими первый контракт после 1 января 2005 г.: они автоматически становятся участниками НИС (подлежат включению в реестр участников) при присвоении им первого воинского звания офицера;
2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г. (становятся участниками автоматически);
3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание, а заключившие контракт после 1 января 2005 г., — автоматически;
4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками.
Для военнослужащих, которые уже являются участниками, но переводятся из одного ведомства в другое (например, из Минобороны в МВД или наоборот) основанием для включения в реестр является приказ о зачислении в ведомство, в которое они переведены.
Многие военнослужащие задаются вопросом о возможности участия одновременно в подпрограмме ГЖС и НИС. Правительство РФ в августе 2005 г. внесло дополнение в подпрограмму ГЖС, запрещающее участникам НИС (т.е. военнослужащим, подавшим рапорта о включении в НИС и включенным в реестр, а также автоматически включенным в данный реестр) реализовать одновременно право на жилье и путем получения ГЖС.
Также необходимо иметь в виду, что военнослужащий включается в реестр после представления по команде документов, подтверждающих возникновение основания для включения. Датой же соответствующего основания для включения в реестр является:
1) для лиц, окончивших ввузы и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., — дата приказа о присвоении первого воинского звания офицера; заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., — дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (подается рапорт на имя командира воинской части в письменной форме, который регистрируется в делопроизводстве части) о включении в реестр;
2) для офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, — дата приказа, в котором объявлено о вступлении в силу первого контракта о прохождении военной службы;
3) для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., — дата достижения 3 лет общей продолжительности их военной службы по контракту;
4) для сержантов и старшин, солдат и матросов — дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (рапорта) о включении в реестр;
5) для прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., — дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (рапорта) о включении в реестр;
6) для военнослужащих, являющихся участниками, которые переводятся из одного ведомства в другое, — дата зачисления в ведомство, в которое они переведены.
После того как регистрирующий орган (в Минобороны это Управление по реализации жилищных программ Минобороны РФ) вносит запись в реестр о включении в него военнослужащего, данный орган должен направить письменное извещение об этом командиру части, в которой проходит службу участник НИС. В воинской части на каждого участника формируется личная карточка, в которую вносятся регистрационный номер участника, реквизиты уведомления о включении военнослужащего в реестр. Данная карточка приобщается к личному делу военнослужащего. Военнослужащий должен быть ознакомлен с уведомлением о включении в реестр под роспись в личной карточке, после чего уведомление выдается ему на руки.
В настоящее время в федеральном бюджете предусмотрено перечисление на именной накопительный счет каждого участника НИС (он открывается после внесения записи о включении военнослужащего в реестр) 37 тыс. рублей в год! Несложно подсчитать: чтобы приобрести в Москве самую простенькую 1-комнатную квартиру (стоимостью в 60—70 тыс. долларов), придется отдать службе родине минимум 45—50 лет своей жизни, в других регионах страны немногим меньше! Вот так и решение жилищной проблемы военных! Даже несмотря на увеличение (а оно, естественно, не сравнимо с увеличением цен на недвижимость в стране) с каждым годом данных перечислений на счет участника все равно инфляция сделает невозможным даже после 20 лет выслуги приобрести себе жилье.
К существенному недостатку НИС относится то, что размер финансовой помощи от государства не учитывает состав семьи военнослужащего. Независимо от количества членов семьи размер денежных перечислении на именной счет является одинаковым и фиксированным в течение всего года для всех военнослужащих. Как быть в этом случае, если семья к концу службы практически каждого военнослужащего составляет минимум 3—4 человека? Незначительно добавляется накоплений, если службу по контракту проходят несколько членов семьи (супруги, дети). Но и эта аккумуляция денег — не выход из сложившейся ситуации. Также военнослужащим не гарантируется покупка жилья по расчетным нормам, и в какое-то время в зависимости от условий рынка на перечисляемые денежные средства невозможно будет приобрести достойное по размеру и качеству жилье. Сведена к нулю возможность купить жилье в крупных городах России.
Законом установлено разрешенное инвестирование накоплений только лишь в ценные бумаги, в депозиты на счета различных кредитных организаций и т.д. При этом не предусмотрен вариант размещения денежных средств непосредственно в программы, связанные со строительством жилья для военнослужащих, что являлось бы более правильным и действенным со стороны государства.
Для офицеров, окончивших ввузы в 2005 г., период их участия в НИС (после 20 лет выслуги) будет составлять не 20 лет, а 16 и даже меньше (для контрактников, поступивших в ввузы).
Также возникает вопрос о добросовестности компаний, которые участвуют в хранении и размещении накоплений на счетах военнослужащих. Не учтены возможные риски по полной или частичной утрате денежных средств вследствие каких-либо неблагоприятных экономических факторов.
Интересным представляется вопрос, связанный с возможностью исключения военнослужащего из вышеназванного реестра (т.е. выбытия из системы НИС). Законом установлено только лишь два основания исключения: увольнение с военной службы (службы) и исключение из списков личного состава части в связи с гибелью (смертью), признанием участника безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Самостоятельно, на свое усмотрение участник НИС не имеет права выбыть из данной системы, т.е. президентом и правительством приняты очередные «стимулирующе-связывающие» военнослужащих меры по удержанию на службе.
К некоторым достоинствам данной системы (но они становятся совершенно неэффективны при ее перечисленных недостатках) относятся следующие. Во-первых, участие в НИС и перечисление денежных средств на «приобретение» жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у военнослужащего в собственности жилья, во-вторых, в случае отсутствия необходимости в приобретении жилья; при увольнении с военной службы (при выслуге 20 лет и более, а также по льготным основаниям) можно использовать накопления на свое усмотрение.
В целях удержания молодых офицеров на службе государством предоставлена возможность по истечении трех лет участия в НИС получения ипотечного кредита для покупки жилья с использованием уже накопленных средств. В дальнейшем (естественно, при выслуге в 20 лет и более или при увольнении по льготным основаниям) основную часть долга по данному кредиту будет погашать государство. Посмотрим на эту призрачную мечту, время покажет! Если же военнослужащий расторгнет контракт досрочно по своей инициативе, то он обязан будет погасить оставшуюся сумму кредита за счет своих средств. Вместе с этим он должен будет вернуть государству и все перечисленные денежные накопления! И конечно же, освободить занимаемую жилплощадь (которой будет обеспечиваться под залог при получении кредита). Все продумано! Вот так «забота»!
Таким образом, принимаемые главой государства и подотчетными ему органами власти меры по улучшению социального положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы (службы), не решают в настоящее время обязательства государства по предоставлению жилья указанным категориям граждан. Возможности бюджета по жилищному обеспечению защитников Отечества крайне ограничены. Какого же уровня и качества защиту может предоставить своему народу бездомная армия? В то время как президент Путин со своим ближайшим окружением подобной нужды не испытывают и никакой угрозы своей личной безопасности не ощущают.
В связи с этим приходится выразить свое искреннее сочувствие российским военнослужащим, выбравшим для себя столь трудный путь служения Отечеству, и еще раз по-доброму вспомнить годы советской власти, когда непобедимая и легендарная армия была поистине окружена всенародной любовью и заботой, а жилищное обеспечение военнослужащих позволяло им полностью отдаваться своей нелегкой службе, не задумываясь о крыше над головой ни во время службы, ни после увольнения в запас.