Западная критика Белоруссии
Известно, что западные политики и западная печать давно, и не стесняясь в выражениях, критикуют положение дел в Белоруссии. Встречаясь в Вильнюсе с группой активистов из белорусской оппозиции, Кондолиза Райс почти открыто призывала к свержению Александра Лукашенко, «этого последнего диктатора в Европе». При утверждении ее в должности Государственного секретаря США она уверенно заявляла, что считает Белоруссию «оплотом тирании в Европе». Американский журналист Питер Саводник описывал Белоруссию как «сталинистский сюрреалистический режим, который держится только на страхе, голоде и культе личности. Лукашенко уже разрушил весь частный сектор в экономике, его народ прозябает в бедности и безденежье, ибо даже получение нищенских зарплат и пенсий зависит здесь от воли президента. Единственная возможность добиться демократии в Белоруссии, — заявлял П.Саводник, — это свержение Лукашенко. Для этого надо делать все: помогать оппозиции финансами, мешать инвестициям в страну, делать все возможное, разве что не вооружая повстанцев. Западная Европа полагает, что она не может заталкивать демократию в глотку белоруссам. Но если она хочет на самом деле помочь белорусской революции сделать все то, что уже было сделано в Сербии, Грузии и на Украине, то Европейский союз должен снять для начала лайковые перчатки» («Уолл стрит джорнал», 11.02.2005; «Слейт» (Slate), США, 16.02.2005).
Европейские политики и особенно европейские экономисты и бизнесмены более осторожны в своих оценках Республики Беларусь, спокойного и миролюбивого государства в самом центре Европы, торговля с которой приносит Западной Европе хорошие дивиденды. Только за один 2005 год Нидерланды увеличили покупки белорусских товаров в 3,3 раза, а Франция — в 3,8 раза. Даже Соединенные Штаты увеличили свой импорт из Белоруссии на 50% («Московские новости», 25.11—1.12.2005). Международный валютный фонд, составляя свои таблицы, с некоторым удивлением констатировал, что уже в 2003 году по размеру ВВП на душу населения Белоруссия почти вдвое превышала показатели Украины и на 15—20% опережала Казахстан и Россию. МВФ точно знал, что иностранные инвестиции и кредиты международных финансовых центров для Белоруссии недоступны. Откуда же эти неожиданно высокие темпы роста, казалось бы, противоречащие всем законам экономики?! Летом 2005 года МВФ выпустил в свет специальное исследование «Белорусский экономический рост: чудо или нет?». Это исследование показало, что экономика Белоруссии довольно успешно развивается вот уже 10 лет подряд и по многим показателям она превысила уровни не только стран СНГ, но также Польши, Литвы, Венгрии, Болгарии, Румынии и других стран Восточной Европы. Однако в причинах этого быстрого роста эксперты МВФ разобраться так и не смогли. Не могли же они ссылаться на такие факторы, как твердое, компетентное и стабильное руководство «последнего диктатора в Европе» или на восстановление в Белоруссии советских принципов плановой экономики.
Как западные, так и многие российские СМИ в течение многих лет пытались укрепить представление о Белоруссии как о бедной и убогой, полунищей стране с забитым и пассивным народом.
Но вот впечатление о Минске российского журналиста Андрея Богдановича, который в прошлом весьма нелестно писал о положении дел в Белоруссии. «Приезжих москвичей, — писал журналист, — встречает новое здание вокзала из стекла и металла, со сверкающими эскалаторами и лифтами. Город поражает своей чистотой — широкие улицы идеально убраны, их даже визуально не захламляют огромные рекламные щиты или неоновые вывески. Минск производит впечатление образцового советского города — с широкими проспектами, на которых почти нет пробок и много общественного транспорта, отличными дорогами со свеженанесенной краской разметки, опрятными, свежеотремонтированными домами. Чем ближе к окраинам, тем больше новых многоэтажек, а местами и целых микрорайонов, выросших там, где еще пять лет назад были поля и пустыри. В городе быстро расширяется метро, а социальные объекты сдаются один за другим. Вслед за Ледовым дворцом был отстроен новый спортивный центр, а сейчас заканчивается строительство новой национальной библиотеки. В общем, впечатление от знакомства с Минском самое приятное. Да и в Белоруссии в целом дела обстоят довольно неплохо. Об этом мало знают за пределами страны, но Белоруссия — это одна из самых быстро растущих экономик Европы. В 2004 году ее ВВП вырос на 11%. В 2005 году ожидается рост на 8,5%, а на 2006 год прогнозируется рост на 8%. Да, — подводит итог А.Богданович, — белорусская экономика стремительно растет, несмотря на активное вмешательство государства. Никаких чудес в этом нет, и увеличение роли частного капитала в хозяйственной жизни страны неизбежно» («Эксперт», 12—18.12.2005). Этот вывод не слишком логичен и понятен, ибо белорусская экономика растет уже десять лет подряд, и разумное вмешательство государства является одним из самых важных факторов этого успеха. У Владимира Путина были все основания в январе 2006 года поздравить именно президента Александра Лукашенко с экономическими успехами Белоруссии.
Белоруссия выходит вперед
В составе Советского Союза Белоруссия считалась одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик и занимала второе место после Российской Федерации как по уровню ВВП на душу населения, так и по показателям уровня жизни. Третье место занимала Украина, не намного уступая России и Белоруссии. Казахстан относился к числу дотационных республик и занимал обычно шестое или седьмое место в таблицах, характеризующих уровни развития экономики («Вопросы экономики», №4—6, 1992 г.). Эти соотношения изменились уже к 2000 году и продолжали изменяться в последующие годы. За пять лет (2001—2005 гг.) валовой внутренний продукт Белоруссии увеличился на 42%. За период в 10 лет (1996—2005 гг.) ВВП Белоруссии увеличился в 2 раза («Республика», Минск, 24.12.2005). По размерам ВВП в расчете на душу населения Белоруссия занимает первое место в СНГ, и это были вынуждены признать даже эксперты из МВФ. По данным аналитических центров МВФ и с учетом паритета покупательной способности национальных валют в 2001 году, ВВП на душу населения увеличился в 2000—2003 гг.:
на Украине — с 4,75 до 5,85 тыс. долларов;
в России — с 6,75 до 7,75 тыс. долларов;
в Казахстане — с 6 до 7,8 тыс. долларов;
в Белоруссии — с 7,25 до 8,7 тыс. долларов.
(«Мировая экономика и международные отношения», №2, 2004)
В последующие два года Россия увеличила свой ВВП на 13,8%, Украина — на 14,3%, Казахстан — на 19,2%, Беларусь — на 20,2% («Основные макроэкономические показатели стран Содружества Независимых Государств», М., 2005).
Белоруссия лидирует в СНГ по удельному весу в ее экономике наукоемких производств, и в первую очередь машиностроения. Но в расчете на 1000 человек или на душу населения Белоруссия лидирует в СНГ и по производству телевизоров, холодильников, а также тканей и обуви. По производству мяса на душу населения Белоруссия в 3 раза превосходит Украину и Россию и в 7 раз — Казахстан. По производству животного масла и молока Белоруссия в 2—3 раза превосходит Россию и Украину, она занимает первое место в СНГ по производству на душу населения сахара-песка, картофеля, овощей и яиц. Только по производству зерна на душу населения Белоруссия уступает Казахстану, а по производству растительного масла — Украине, России и Казахстану. На 10 тысяч населения Белоруссия вводит квартир (и кв. метров жилья) в 2,5—3 раза больше, чем Украина и Казахстан, и на 15—20% больше, чем Россия («Содружество Независимых Государств», М., 2004). Эти сравнения можно продолжить по множеству других важных показателей промышленного и сельскохозяйственного производства.
Белоруссия лидировала в СНГ по темпам роста внешней торговли. Общий оборот в 2005 году подошел к отметке в 30 млрд. долларов при положительном балансе в 700 млн. долларов. Для 10-миллионной страны, не имеющей собственных энергоресурсов, это очень хороший результат. Белоруссия борется за рынки сбыта, она ведет торговлю почти с 70 странами и постоянно повышает уровень и качество своих товаров. Структура ее внешней торговли характерна для промышленно развитой европейской страны — это продукция обрабатывающей промышленности, а не первичное сырье. Белоруссия — это один из мировых лидеров по производству тракторов и грузовых машин-самосвалов. Из общего объема экспорта Белоруссии в 2005 году 36% приходилось на долю России, 8% — на долю других стран СНГ и 44% — на долю стран Европейского Союза («Советская Белоруссия», 1.11.2005). Был значительно расширен и экспорт в Китай. Менее 1/3 белорусского экспорта приходится на минеральные удобрения и нефтепродукты. И в том, и в другом случае — это продукты, прошедшие обработку, а не простое сырье.
Оппоненты А.Лукашенко много говорят и пишут о низком уровне жизни в Белоруссии. При этом в качестве объекта для сравнения выбирается не Украина или Россия, даже не соседние Польша, Литва и Латвия, а Германия. Такие сравнения неправомерны. Мы должны сравнивать Белоруссию 2005 года или с Белоруссией 1990 года, или с нынешними Украиной и Россией. Так, например, среднемесячная пенсия в Белоруссии составила в 2005 году 104 доллара, и это была самая большая цифра в СНГ и в долларовом исчислении и еще большая — по покупательной способности — при низких белорусских ценах на наиболее значимые для пожилых людей товары. В Белоруссии на сегодня самая лучшая в СНГ структура питания населения и самая дешевая «корзина» продуктов, составляющих необходимый минимум и для ребенка, и для старого человека. Здесь лучшая в СНГ обеспеченность жильем. Однако ожидаемая при рождении продолжительность жизни белорусов снизилась с 71 года в 1990 году до 69 лет в 2005 году. В России самая низкая по СНГ ожидаемая продолжительность жизни — 65 лет. Средняя заработная плата в Белоруссии составила 250 долларов в месяц. Это на 80 долларов больше, чем на Украине и на 30 долларов меньше, чем в России. Российский бюджет не страдает сегодня от недостатка доходов. В Белоруссии нет, однако, тех различий в средней зарплате и доходах, которые имеются в России, как между регионами, так и между отраслями производства. Средняя зарплата в бюджетной сфере в Белоруссии — 225 долларов в месяц («Республика», Минск, 24.12.2005).
Конечно, все эти цифры невелики по сравнению с Германией или Францией. Однако здесь очень важна динамика роста. Удвоив за 10 лет (1996—2005 гг.) свой ВВП, Белоруссия ставит задачу утроить его к 2010 году. Такой динамики нет нигде в Европе и в СНГ. Конечно, и белорусская оппозиция знает все эти цифры, но она толкует их по-своему. Один из ведущих лидеров оппозиции Александр Лебедько недавно писал в главной оппозиционной газете республики: «В чем смысл жизни? В правде, брат! А она такова. За 11 лет своего правления Лукашенко создал систему, которая держится на обмане и страхе. Она неэффективна. Она работает только при погонщике с кнутом. Она не зависит от людей, живущих в регионах. И это белорусский правитель и его сподвижники были вынуждены признать публично» («Народная воля», №226, 24.10.2005). Подобного рода заявления трудно комментировать. А.Лукашенко действительно создал за 11 лет весьма эффективную систему управления экономикой, которую он сам нередко называет «рыночным социализмом». Ниже я попытаюсь изложить главные особенности этой системы.
Белорусская модель
В 1992—1993 гг. в Белоруссии не проводилось никакой «шоковой терапии». Политическая власть в республике была слаба и раздроблена, а руководство экономикой осуществляла не команда иностранных советников, а последнее советское правительство, возглавляемое премьером Вячеславом Кебичем. Это правительство попыталось провести некоторые осторожные реформы. К концу 1993 года в республике было приватизировано несколько сот средних и мелких предприятий. Однако до лета 1994 года в Белоруссии по балансовой стоимости оказалось в частных руках всего лишь 3% советских активов. Закон разрешил здесь полную свободу торговли по рыночный ценам, однако радости у населения от таких законов было мало, так как уже к концу 1992 года цены на основные потребительские товары поднялись в 11 раз. При этом реализация товаров по их натуральным объемам сократилась в 1992 году на 26%, а в 1993 году — еще на 11% (П.Г.Чигринов «История Беларуси», Минск, 2004). Это свидетельствовало о резком падении покупательной способности и уровня жизни населения. Сотни тысяч людей в благополучной ранее Белоруссии оказались в числе безработных. Неразбериха и упадок царили и в белорусских деревнях. К началу 1994 года здесь появилось более 2500 частных ферм. Но их удельный вес в производстве товарной продукции сельского хозяйства составил всего 1%. Либеральная оппозиция требовала ликвидации всех колхозов и совхозов, но в белорусских селах эти требования мало кто поддерживал. Не было в Белоруссии и серьезных предложений относительно приватизации крупных промышленных предприятий. Известно, что в относительно бедной природными ресурсами Белоруссии весьма успешно развивались в советские годы многие отрасли обрабатывающей промышленности, и в первую очередь машиностроение. Многие экономисты называли Белоруссию «сборочным цехом СССР». Десятки ее машиностроительных и станкостроительных заводов, а также заводов по производству телевизоров, холодильников, радиоаппаратуры, медицинского оборудования завершали технологический цикл, который начинался в России или на Украине. Белорусская экономика на 80% состояла из предприятий финального цикла производства, зависимых в сырье и сбыте от общесоюзного рынка («Мировая экономика и международные отношения»). Это предполагало большую долю квалифицированного и хорошо оплачиваемого труда и немалую долю в стоимости создаваемого продукта. Большая часть таких предприятий находилась в союзном подчинении, и их нельзя было приватизировать, не нарушая нормального функционирования производства.
Ясно, что распад Советского Союза нарушил нормальную работу промышленности Белоруссии. Многие заводы не просто сократили, но остановили производство, так как их склады готовой продукции были переполнены, а новых заказов не было, как и поставок комплектующих, сырья и энергии. В Белоруссии не было столь же сильного порыва к независимости от России, какой был в Прибалтике, готовой терпеть ради этой независимости любые лишения. К тому же у маловлиятельных белорусских радикал-националистов не имелось никаких экономических программ, их волновали в первую очередь проблемы языка, и они с гневом осуждали большую часть своего же народа, забывшего якобы язык и символы своих далеких предков. В такой обстановке победа А.Лукашенко на первых президентских выборах была закономерна, и здесь быстро возобладала новая экономическая политика, основанная на прагматизме, реализме, здравом смысле и на восстановлении тесных связей и сотрудничества с Россией. В Белоруссии была восстановлена плановая экономика советского типа — с заданиями на год и на пять лет. Первый разработанный под руководством А.Лукашенко пятилетний план — «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000гг.» был одобрен созванным в Минске Всебелорусским народным собранием и стал законом.
На конец 2005 года более 80% активов и в городе, и в деревне относятся в Белоруссии к государственной и кооперативной собственности. Здесь нет олигархов и нет крупных частных состояний. Но белорусские предприятия, колхозы и совхозы работают, как правило, лучше, чем они работали в советское время, так как им приходится иметь дело с конкуренцией на российском и на мировом рынках. В белорусской экономике в основном сохранились советские, т.е. командно-административные формы хозяйственного управления, и государство поддерживает даже многие убыточные предприятия. Но в Белоруссии нет правящей партии, а есть группа партий, которые поддерживают президента и группа партий, которые выступают в качестве его оппозиции. Белоруссия не гонится за статусом страны с рыночной экономикой, она строит общество социальной справедливости с использованием рыночных отношений, которые при необходимости корректируются. Так, например, в Белоруссии поддерживаются за счет субсидий низкие цены на главные потребительские товары, на услуги ЖКХ и общественный транспорт. Александр Лукашенко много раз давал достаточно ясное определение белорусской модели. «Существо социально-экономической модели развития нашего государства, — говорил А.Лукашенко на большой пресс-конференции 23 ноября 2005 года, — состоит в том, что мы создаем государство для народа. Мы строим социально ориентированное государство. Мы не пошли путем разрушения и даже отказались от слова «реформа», которое пугало наших людей и в России, и в Белоруссии. Мы говорим не о реформе, а о совершенствовании. Мы не пошли путем разрушения. Мы взяли то, что у нас было, поставили все с головы на ноги, подняли на ноги то, что лежало, и начали все это совершенствовать. А в основном мы становились на тот фундамент, который был создан в Советском Союзе, здесь, на этой земле, и возводили нормальное здание экономики, которое сегодня дает определенный результат. У нас строится модель, которая «завязана» прежде всего на человека! И только в этом основная сила и президента, и нашей власти, что мы никогда не упускали из поля зрения интересы гражданина» («Республика», 25.11.2005).
Оппоненты А.Лукашенко решительно критикуют этот курс на построение рыночного социализма на советском фундаменте («Народная воля», 5.01.2005). Однако никакой другой внятной экономической стратегии и социально-политической концепции никто из лидеров оппозиции пока не смог предложить.
Белоруссия и Россия
Республика Беларусь — это главный друг и союзник Российской Федерации в СНГ и в Европе. На границе России и Белоруссии нет пограничных столбов и застав. Граждане России могут приезжать и работать в Белоруссии без виз и разрешений, а граждане Белоруссии приезжают и работают в России также без виз и разрешений. У наших стран единое оборонное пространство, на западном направлении сохранена и развита советская военная инфраструктура. Наши страны имеют общую систему разработки и размещения оборонного заказа и производства военной техники. Русский язык — это, наряду с белорусским, государственный язык Белоруссии. Белоруссия никогда не была колонией России, и у народа Белоруссии нет никаких антирусских комплексов, которые пытались навязать ему радикальные националисты, называя свой собственный народ «ущербным». Более близок к истине был А.Лукашенко, который сказал как-то полушутя, что «белорусы — это те же русские, но со знаком качества». У России и Белоруссии никогда в истории не было вражды и конфликтов, и именно это определило конечный выбор белорусской элиты в ее ориентации на Россию после распада СССР. Как писал недавно А.Лукашенко, «белорусский народ трезво оценил ситуацию и самостоятельно сделал свой выбор, на деле доказав непродажность и верность мудрому славянскому братству. Очень ответственным шагом было принять открыто и осознанно ориентацию на Россию в то время. Это была моя принципиальная позиция, потому что я твердо верил в созидательную силу единства наших народов» («Наш современник», №12, 2005).
У России и Белоруссии есть скромное, но общее Союзное государство «с совместным парламентом, Советом министров, Высшим государственным советом и с бюджетом, который на 2006 год составит 3 миллиарда рублей. Более тысячи чиновников, возглавляемых Павлом Бородиным, работают в Минске в Исполнительном секретариате этого Союзного государства, которое скоро должно обрести и свой Конституционный акт. Продолжается и подготовка к введению общей для наших стран валюты на основе российского рубля.
Конечно, есть и проблемы. Нетрудно убедиться в том, что почти все главные интеграционные инициативы в последние 10 лет исходили не от России, а от Белоруссии. Многие из экономических и политических начинаний Белоруссии замалчиваются и искажаются не только в значительной части российской печати, но и в той информации, которая поступает к президенту России. Странно было слышать слова В.В. Путина о том, что вся экономика Белоруссии составляет всего 3% экономики России, а также некоторые выводы из этих ошибочных сопоставлений.
Население Белоруссии составляет около 7% населения России, а экономика Белоруссии составляет около 8% экономики России. В общей экономике СНГ в 2003 году Россия давала 61,5% всего ВВП Содружества, а Белоруссия — 4,8%. В мире есть уже много схем интеграции, но Россия и Белоруссия должны найти свой вариант Союза, который учитывал бы нашу историю и наши реальности. Белоруссия должна проводить интеграцию, сохраняя свой государственный и национальный суверенитет, и это понятная и разумная позиция. Наши экономики вполне совместимы, но экономика России на сегодняшний день содержит слишком много иррациональных элементов, которые оправдывают осторожность Белоруссии.
О проблемах демократии в Белоруссии
Проблемы демократии в Белоруссии можно рассматривать с разных сторон и рисовать поэтому много разных картинок, в большинстве своем очень субъективных. Но то же самое можно сказать и о любой западной стране с «образцовым», по мнению многих, демократическим режимом. Лучше говорить о реальных институтах власти и о фактах. Совершенно очевидно, что президент Белоруссии обладает по конституции страны огромными полномочиями, гораздо большими, чем президенты Франции, США или России. Белорусский президент координирует и направляет деятельность всех ветвей власти — и исполнительной, и законодательной и судебной. Указы президента Белоруссии считаются временными законами. Белорусский двухпалатный парламент — это в большей мере представительный и технический орган, чем политический. Он не является трибуной для политических заявлений и борьбы партий, которых в Белоруссии очень много, но которые невелики по своему влиянию и не могут составить альтернативу власти.
Конечно, по сравнению с советскими порядками в Белоруссии не только во времена Брежнева, но и во времена Горбачева нынешняя Белоруссия — это далеко продвинутый демократический режим. Здесь ограничивают, но не запрещают оппозиционную прессу, не заглушают западные радиостанции. Здесь можно исповедовать любую религию и придерживаться любой философии.
Александр Лукашенко пришел к власти в 1994 году в результате вполне демократических выборов. Не опираясь ни на какую партию и не имея никакой солидной финансовой поддержки, он выиграл выборы, в первую очередь благодаря своему исключительному ораторскому таланту, природному уму, сильной воле и честности, в которой все могли тогда убедиться. В условиях безвластия и разрухи, не имея крепкой профессиональной команды, он победил гораздо более мощных по многим параметрам соперников, получив во втором туре 81% голосов. Его главная программа была изложена всего в одной фразе: «Я не с правыми и не с левыми; я — с народом». Этот лозунг является главным и в его избирательной программе 2006 года.
Странно и нелепо в слабости гражданского общества в Белоруссии винить Александра Лукашенко, а не белорусскую оппозицию. Как в 1991 году, так и сегодня слишком много очень амбициозных лидеров и политических групп оппозиции толкутся, мешая друг другу, на очень небольшой политической сцене. В России Владимир Жириновский и Аман Тулеев выступали на президентских выборах против Ельцина еще с 1991 года, а Геннадий Зюганов — с 1996 года. В Белоруссии таких фигур нет. Здесь оппозицию «первой очереди» сменила в середине 90-х годов оппозиция «второй очереди», а к 2001 году — и «третьей очереди». Такое быстрое чередование людей и групп запутало даже западных спонсоров и консультантов, которые потребовали хотя бы на время выборов 2006 года объединить все оппозиционные движения «от анархистов до монархистов» и выдвинуть против А.Лукашенко какого-либо единого кандидата. Этому совету вняли и либеральные демократы, и националисты, и коммунисты из ПКБ. Более «правильные» коммунисты из КПБ поддержали президента.
Объединенный Конгресс демократических сил состоялся 2 октября 2005 года в Минске во Дворце культуры Минского автомобильного завода. Здесь собрались более 800 делегатов от 8 или 9 партий. Среди 70 иностранных гостей были экс-президенты Польши и Чехии Лех Валенса и Вацлав Гавел. От российских демократов в Минск прибыли И.Хакамада, Б.Немцов и Н.Белых. Было проведено два тура рейтингового голосования. По итогам второго тура победил Александр Милинкевич, 58-летний профессор, физик по образованию из г. Гродно. Малоизвестный до сих пор провинциальный политик считался в прошлом активистом Белорусского народного фронта, но не из числа самых радикальных. В феврале 2006 года он вел активную предвыборную кампанию и в Белоруссии, и за ее пределами. О результатах этой политической кампании мы узнаем после 19 марта. Выборы президента в Белоруссии состоятся на одну неделю раньше, чем выборы в Верховную раду на Украине. Это будут два очень важных события не только для этих двух стран, но и для всей Европы.
Об особенностях
белорусских избирательных технологий
Лидерам белорусской оппозиции трудно вести борьбу с А.Лукашенко на любом направлении и на любом «электоральном поле», и они уже сейчас говорят, что их главной целью, как и в Олимпийском движении, является не победа, а участие. Никто из лидеров оппозиции не готовит палаток и полевых кухонь для белорусского «майдана». Даже оппозиционные газеты и расположенные в Литве социологические группы предупреждают: «Лукашенко подучит на выборах 55—60% голосов, но нам объявят цифру 75—80%». То же самое говорил в российском телеинтервью и Александр Милинкевич.
На каких тезисах строить свою кампанию? На этот счет даже западные наблюдатели затрудняются со своими советами. На Украине осенью 2004 года главной была для Ющенко и Тимошенко тема коррупции. Но белорусский режим не коррумпирован, и население страны это знает. Здесь нет ни слабой власти, ни богатых олигархов. Трудно обвинять Александра Лукашенко в подчинении Москве или в отказе от белорусского суверенитета. Скорее, российских политиков некоторые из их белорусских коллег пытаются запугать слишком большим влиянием, которое Лукашенко и белорусское КГБ якобы приобрели в Москве и в России.
Очень трудно критиковать и социально-экономическую политику А.Лукашенко, ибо ее успехи очевидны. Заявления о том, что нынешний белорусский режим сам ничего не строит и «проедает советские активы» и накопленные в СССР богатства, слишком неубедительны. Белоруссия в последние пять лет очень много строила сама, обновляя и оборудование, и технологию. Известный белорусский ученый и общественный деятель Геннадий Грушевой, один из организаторов акции «Дети Чернобыля», вполне сочувствует оппозиции, но и предостерегает ее от иллюзий: «Электорат, — говорил он, — голосует не за политическую систему, которую создал А.Лукашенко, не за экономическую модель, он голосует за его социальную политику. Если мы скажем, что надо сегодня всю эту социальную систему поломать (доказав, что это примитивный подкуп народа), мы не найдем поддержки. Мы в ответ ничего от электората не получим, кроме презрения» (А.Федута. «Лукашенко. Политическая биография», М., 2005).
Но как доказать, что социальная политика режима — это подкуп народа, а не искреннее желание режима А.Лукашенко помогать народу и заботиться об улучшении его жизни? На самом деле социальная политика А.Лукашенко естественным образом вытекает из его идеологии, которая является на сегодня идеологией белорусского государства. Белорусская государственная идеология опирается не на догмы марксизма-ленинизма, но и не отвергает идеи и принципы социализма как общества социальной справедливости. Во всех структурах власти в Белоруссии есть отделы по идеологической работе, а в администрации президента есть управление по идеологии. Ее сущность в самой краткой форме А.Лукашенко изложил в своем приветствии к гражданам страны по случаю праздника Октября. «История убедительно свидетельствует: Великая Октябрьская социалистическая революция, главной целью которой стало построение общества социальной справедливости, свободного от неравенства и угнетения, обладала огромной созидательной силой. Энергией Октября вдохновлены Победа в Великой Отечественной войне, покорение космоса, трудовые свершения советского народа, признанные во всем мире. Октябрьская революция изменила судьбу Беларуси, дала мощный импульс социальному и духовному возрождению нашего народа. Белорусы обрели государственность, создали высокотехнологичную промышленность, современное сельское хозяйство, передовую науку и культуру. Республика Беларусь — суверенное государство, которое пользуется уважением и авторитетом в международном сообществе. Отличительные черта современной Беларуси — политическая и экономическая стабильность, гражданское согласие и забота о людях. Наша страна уверенно идет по выбранному народом пути развития, в основе которого — завещанные Октябрем идеалы мира, свободы, равенства и справедливости («Советская Белоруссия», 6.11.2005).
Наиболее внимательно следят за выборами в Белоруссии не на Западе, не в России, а на соседней Украине. Сопоставляя цены на главные продовольственные товары в городах Украины и Белоруссии, где они вдвое ниже при более высокой зарплате и пенсиях, один из украинских публицистов восклицал: «Нам бы такие цены! Нет, нужно все-таки попросить Александра Лукашенко после окончания его президентского срока пару лет поработать у нас на благо пенсионеров! Заодно сэкономим на собственном кабмине. Чем нас могут утешить власти? Разве только пустыми словами о том, что на Украине демократия есть, а у белорусов — нет? А как пощупать или взвесить эту нашу демократию или «европейский выбор»? Что важнее для простого человека: сытая семья или довольные «блюстители демократии» из Вашингтона и Евросоюза? И вообще, кто патриот своей страны? Тот, кто навел в ней порядок, дал работу и хлеб своим гражданам, или тот, кто говорит о «чести и нации», не замечая, как страну разворовывают олигархи и «товарищи по борьбе»? Вот с этим белорусам «не повезло». Нет у них олигархов. Нет даже миллионеров. Зато есть что и на что купить» («2000», Киев, 16.12.2005). Эта статья из Житомира была опубликована в одном из самых лучших украинских еженедельников «2000» в разделе «Свобода слова».
Конечно, демократия — это великая ценность, и за нее надо бороться, но не так, как об этом думают многие политики в Киеве или в Тбилиси. Что думает об этом белорусский и украинский народ, мы узнаем во второй половине марта 2006 года.