"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 23-24 (12802), суббота, 11 марта 2006 г.

 

РЕСУРС ЖИЗНИ

Проект Водного кодекса как зеркало безответственной власти

ОБЩЕИЗВЕСТНО, что вода является основой жизни и деятельности человека, и, к счастью, природные воды — ресурс возобновляемый. Однако не все знают, что эти воды — ресурс ограниченный и очень уязвимый. В случае изъятия из реки или водоносного горизонта воды в объемах, превышающих их водные ресурсы, неминуемо наступит истощение и ухудшение качества оставшейся в них воды. При неуправляемом сбросе сточных, в том числе канализационных вод водные объекты подвергаются загрязнению вредными веществами и микроорганизмами. К сожалению, к группе непросвещенных людей можно отнести лиц, находящихся у власти, и недобросовестных водопользователей, до сих пор так и не усвоивших азы динамики процессов в водных объектах.
Из-за безответственного отношения указанного круга лиц к использованию водных ресурсов и неуправляемого сброса загрязненных сточных вод в водные объекты практически все реки и водохранилища на них, а также подавляющее количество озер оказались загрязненными до такой степени, что изымаемая из них вода может быть использована только после специальной очистки. Кроме этого, выявлены тысячи очагов химического загрязнения подземных источников водоснабжения. Нарастают процессы загрязнения рек и озер в Европейской части России и Западной Сибири, истощения ресурсов подземных вод и их загрязнение в ЦФО, на Урале и в других регионах.
Снижение качества воды в источниках водоснабжения оказало негативное влияние не только на качество питьевой воды, но и на показатели заболеваемости населения. В настоящее время более половины населения страны удовлетворяет свои потребности водой, которая не отвечает установленным нормативам. Исследованиями в зоне Волжских водохранилищ установлена тесная связь заболеваний населения с качеством воды на водозаборах питьевого водоснабжения. Поистине подтверждаются слова Л.Пастера о том, что «80 процентов болезней мы выпиваем с водой».
В такой ситуации каждый вправе задать вопрос: «Кто виноват в том, что в стране, являющейся одной из самых богатых стран на пресные природные воды, нет здоровых источников питьевого водоснабжения? Что делать?»
Отвечая на эти правомерные вопросы, давайте спросим себя: «Может ли человек, имеющий элементарные знания или практический опыт организации производства, представить себе, чтобы управление сложным производством осуществлялось тремя независимыми директорами? При этом каждый из них ни за что не отвечал...» Ответ может быть только один: «Такого в жизни не бывает!»
Однако в нашей стране в такой жизненно важной, технологически сложной области управления, как использование водных объектов и их водных ресурсов, такое «достижение» последних 15 лет является свершившимся фактом. Этих «высот» в области управления мы добились благодаря совместным стараниям правительства и Федерального Собрания.
Судите сами. Кто разрабатывал, принимал и совершенствовал Закон РФ «О недрах» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»? Вышеназванные органы государственной власти...
Этими актами в интересах властных групп управление использованием подземных вод было закреплено за геологической службой, сброс сточных вод в водные объекты — за Ростехнадзором. Таким образом, законодатели проигнорировали закон о взаимосвязи поверхностных и подземных вод, неделимости и непрерывности круговорота воды в природе, не приняли во внимание традиции российского законодательства и правила единства использования и охраны поверхностных и подземных водных объектов. Не учли даже опыта цивилизации о том, что охрана водных ресурсов подземных водных объектов от истощения может быть обеспечена исключительно посредством ограничения нерационального их использования.
В течение тысячелетий человек осуществлял сброс сточных вод в водные объекты. Во все времена сброс таких вод считался видом использования водных объектов. Наши законодатели пошли своим путем — путем узаконивания сбросов загрязняющих (вредных для здоровья человека) веществ.
Какая же система «управления» использованием и охраной такого важного и такого нежного ресурса их стараниями была рождена? Ее название — анархо-демократическая, безответственная!

СЕГОДНЯ водными ресурсами страны распоряжаются четыре независимых органа исполнительной власти. Федеральное агентство по недропользованию выдает лицензии на забор подземных вод. Федеральное агентство водных ресурсов — лицензии на забор воды из поверхностных водных объектов и использование их акватории. Ростехнадзор — разрешения на сброс сточных вод. Росприроднадзор осуществляет государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов. Одним словом — без координации и согласований. Поэтому не стоит удивляться анархической системе управления.
В 2002 году руководство МПР России решило навести порядок в управлении водными ресурсами страны. С этой целью в составе МПР была создана Федеральная водная служба, по инициативе которой правительство согласилось на разработку новой редакции Водного кодекса. Такая инициатива МПР была воспринята учеными и специалистами как необходимый шаг для устранения противоречий между водным и смежными отраслями законодательства, создания эффективной системы управления водными ресурсами страны. В течение 2003 года МПР в установленном порядке разработало множество версий указанного законопроекта, каждая из которых была согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Последнюю версию этого законопроекта МПР представило в правительство в ноябре 2003 года. Правительство упрятало проект в надежное место — в долгий ящик.
В 2004 году разработку данного законопроекта взял на себя всезнающий, незаменимый Герман Греф. Проект Водного кодекса РФ, разработанный ведомством Грефа, несмотря на протесты ученых и специалистов был принят большинством Государственной думы в первом чтении. Недостатки обещали исправить ко второму чтению. В результате исправления законопроект оказался еще хуже, чем был.
«Доработанный» законопроект представляет собой документ, направленный на полное разрушение системы управления водными ресурсами, удовлетворение клановых интересов за счет массового нарушения прав и законных интересов подавляющего большинства граждан, включая их право на охрану здоровья.
Вызывает недоумение предложенная правительством и поддержанная думским большинством замена разрешительного порядка предоставления водных объектов в пользование на гражданско-правовой, договорный порядок. И дело здесь не только в том, что водные объекты нельзя отнести к предмету регулирования гражданского законодательства, что они не имеют постоянных границ, воды в них находятся в непрерывном движении. Реки могут менять русло или исчезнуть вовсе после строительства прудов на притоках или на водосборе, озера и другие водоемы могут оказаться осушенными в результате излишнего забора подземных вод, урез воды (граница) реки может перемещаться на десятки километров в течение нескольких месяцев и т. д.
В результате такой замены снижаются возможности государства как собственника водных объектов. Органы государственной власти не только не вправе будут изменить условия договора, но даже приостановить водопользование, несовместимое с охраной окружающей среды и здоровья граждан, в требуемые сроки. По этому законопроекту уполномоченный федеральный орган исполнительной власти превращается в беспомощного статиста, так как он лишается права осуществлять контроль за использованием водных объектов, соблюдением условий водопользования, права оформления предписаний недобросовестным водопользователям.
Особую опасность представляет положение законопроекта о наделении водопользователей правом передачи своих прав другим лицам. Тем самым создаются условия для формирования монопольных водных отношений, роста коррупции и криминализации водопользования. И как результат — дальнейшее разрушение системы управления водными ресурсами.
Законопроектом не предусматривается порядок определения и применения лимитов на забор водных ресурсов и сбросы сточных вод. Это значит, что водопользователи могут позволить себе осуществлять забор воды даже в условиях истощения и связанного с ним загрязнения водного объекта или сброс сточных вод даже в условиях деградации водоприемника. Водопользователи, использующие водные ресурсы для выработки гидроэлектроэнергии, могут создавать запасы воды в ущерб воспроизводству водных биологических ресурсов, судоходству и окружающей среде. Такой пробел в законопроекте — это прямой путь к дальнейшему подрыву здоровья граждан.

«ДОРАБОТАННЫЙ» проект Водного кодекса не только не решает проблемы управления использованием подземных вод, но и усугубляет их. По требованию депутатов использование подземных вод исключено из текста законопроекта. Как будто они не знают о неделимости и непрерывности круговорота воды в природе, требующего единства использования и охраны поверхностных и подземных водных объектов. Депутаты, принимая такое сомнительное решение, вряд ли думали о последствиях, о правах граждан...
Еще более тяжкие последствия может повлечь подмена декларируемого в статье 3 законопроекта бассейнового принципа управления использованием и охраной водных объектов на региональный. В соответствии со статьей 26 органы власти субъектов Федерации наделяются полномочиями по управлению и распоряжению водными объектами, расположенными в пределах их границ. В случае реализации этой статьи управление водными ресурсами страны будут осуществлять 89 независимых органов исполнительной власти. Это может привести к неразрешимому хаосу в использовании водных объектов, игнорированию прав и законных интересов граждан, возникновению неразрешимых противоречий между субъектами Российской Федерации, а также между Россией и странами-соседями.
Возникнет необходимость создания органов вододеления на границах областей, краев, республик.
Из законопроекта, принятого в первом чтении, исключена глава 11, в которой были предусмотрены нормы по регулированию экономических отношений в области использования и охраны водных объектов. То есть ликвидированы правовые основы и источники финансирования программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, а также по ликвидации последствий негативного влияния вод и их предотвращению. И это — в условиях массового загрязнения источников питьевого водоснабжения!
Распространение права собственности на пруд и обводненный карьер, расположенные в пределах границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту права собственности, приведет к огромному количеству конфликтов. Например, у реки, находящейся в федеральной собственности, объявятся десятки других собственников, поскольку пруд или проточный обводненный карьер являются составной частью реки. Передача прудов, являющихся в ряде регионов единственным источником питьевого водоснабжения, в частную собственность может спровоцировать беспорядки.
Законопроектом предусматривается снижение уровня требований по охране водных объектов. Он отменяет множество действующих запретов на ведение хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. Одновременно сокращается ширина таких зон и полос, допускается возможность строительства любых объектов в водоохранной зоне. Такая позиция противоречит элементарным экологическим требованиям, но отвечает интересам заказчиков.
Принятие Водного кодекса, основным содержанием которого является создание комфортных условий жизни и деятельности избранных водопользователей за счет массовых нарушений прав и законных интересов подавляющего большинства граждан, было бы циничным нарушением требований конституции РФ.
Очень хочется верить, что не только общественность, но и президент Российской Федерации, разделяет такое мнение.


 


Б.С. МАСЛОВ,
профессор, д.т.н.,
академик РАСХН, ветеран водного хозяйства РФ.


В оглавление номера