В НАЧАЛЕ марта президент Буш совершил поездку в Индию, Афганистан и Пакистан. Вероятно, эта поездка по своим последствиям станет поворотным моментом в развитии стратегической обстановки во всем азиатском регионе, а может быть, и не только там. Многие обозреватели склонны полагать, что Буш в своем навязчивом стремлении формировать «новый международный порядок» и добиваться утверждения роли США как мирового гегемона выбил важные подпорки, на которых до сих пор держался нынешний международный порядок.
Главной целью вояжа Буша была Индия. В американо-индийских отношениях в последнее время стали намечаться существенные сдвиги. Достаточно вспомнить о визитах в США летом прошлого года сначала индийского министра обороны, а затем и премьер-министра, о начавшихся переговорах насчет стратегического партнерства, о поставках в Индию из США современной военной техники, о сотрудничестве в ядерной области. Индийскому гиганту, стремительно наращивающему свой военный и экономический потенциал, явно становится тесно в его нынешних одеждах, скроенных в расчете на роль региональной державы и партнерство с Россией. Визит Буша показал, что Индия готова сделать ставку на США, а Вашингтон намерен воспользоваться этим для продвижения своих геополитических целей.
В ходе визита Буша в Индию было много мощных протестных демонстраций. Создавалось впечатление, что нигде американского президента не встречали так плохо, как в Индии. Индийские коммунисты, без поддержки которых не может существовать нынешнее правительство меньшинства Сингха, выступали против сближения с США и наметившегося отказа Индии от ее традиционной роли лидера в движении неприсоединения. Индийские мусульмане, а их многие десятки миллионов, протестовали против сближения с Америкой, воспринимаемой сейчас как главный враг мусульманского мира. Но демонстрации демонстрациями, а политика продолжала делаться. Дели и Вашингтон ударили по рукам, причем сделали это не по мелочам, а по крупному счету. Их договоренность смутила и заставила задуматься многих.
Чего хотели добиться от индийцев США? Прежде всего использовать Индию в качестве противовеса быстро набирающему силу Китаю, который в США все более открыто называют главным противником. Отсюда — готовность поддержать Индию в ядерном и военном плане. Кроме того, американцы пытаются затянуть Индию в свои операции в Ираке и Афганистане, что для вида подается как сотрудничество в борьбе с терроризмом. Важным аспектом при этом является поддержка индийцами американских усилий по изоляции Ирана под предлогом недопущения создания им ядерного оружия. Очень хотелось бы американцам также сорвать проект строительства газопровода Иран—Пакистан—Индия и «закупорить» Иран в его границах, лишив возможности выхода на рынок азиатских стран. Играет роль и стремление США обеспечить себе доступ на быстро растущий индийский рынок, а также если и не загнать Индию в договор о нераспространении ядерного оружия, то уж, во всяком случае, навешать на нее возможно больше ограничений в этой области.
Чтобы добиться этих целей, надо было что-то предложить индийцам взамен. И этим «что-то» была договоренность по ядерным вопросам, которая означала признание Индии если не совсем де-юре, то уж полностью де-факто ядерной державой, несмотря на неучастие Индии в договоре о нераспространении ядерного оружия.
О ЧЕМ конкретно речь? Индия ставит 14 из 22 своих ядерных реакторов под международный контроль и обещает принимать такой контроль на своих будущих реакторах и впредь. Однако индийские военные сумели настоять на том, чтобы остающиеся под национальным контролем реакторы, в том числе на быстрых нейтронах, никаким проверкам и ограничениям со стороны МАГАТЭ не подвергались. В переводе на общепонятный язык Индия отныне получает легальную возможность производить расщепляющиеся материалы для оружейных целей. А США обещают бесперебойное снабжение индийской атомной промышленности технологиями и материалами как для гражданских, так и для военных целей. Проводившаяся американцами после первого индийского ядерного испытания в 1974 году политика отлучения Индии от международного ядерного сотрудничества, для чего были созданы специальные организации вроде органа по режиму контроля за ракетными технологиями, пошла, что называется, побоку.
Сообщают, будто индийцы в ходе переговоров с Бушем обещали подписать так называемый дополнительный протокол к договору о нераспространении, позволяющий проводить внезапные инспекции их мирных ядерных установок, были готовы в одностороннем порядке отложить все свои дальнейшие ядерные испытания, присоединиться в обозримом будущем к договоренностям о прекращении производства расщепляющихся материалов для военных целей, а также начать соблюдать режим нераспространения ракетных и ядерных технологий и материалов. Но все это не может отвлечь внимания от того факта, что в результате договоренности между Вашингтоном и Дели договор о нераспространении получил еще одну серьезную пробоину. Двойной стандарт США в подходе к соблюдению этого договора очевиден. США позволяют Индии такое, что не позволяют Ирану и КНДР. Отчего? Ясно, что Индия понадобилась им как потенциальный союзник против Китая, и в таком случае международные договоры для Вашингтона, как обычно, значения не имеют.
Как писал на днях китайский официоз «Жэнминь жибао», действия США «отзовутся» эхом на всей нынешней структуре обязательств по распространению ядерного оружия. Они побудят другие ядерные державы к заключению сделок наподобие индийской с партнерами, которые представляют особый интерес для их политики, а это «приведет к цепи нарушений запретов на распространение ядерных технологий». «Теперь, — заключает газета, — международное сообщество оказалось перед большим вопросом: как может быть гарантирована эффективность и обязующая сила системы нераспространения?»
Вопрос не в бровь, а в глаз. И не случайно задается он именно китайцами. В самом деле, если делаются исключения для Индии, то почему их нельзя сделать для КНДР, Ирана, Пакистана, а также Бразилии, Аргентины, Мексики, Саудовской Аравии и прочих претендентов? В Вашингтоне отлично понимают это, однако, видимо, как всегда убеждены, что Америке должно быть позволено то, что не позволяется всем другим.
Объяснения при этом даются достаточно откровенные. Глупо, мол, было ожидать, что Индия в конце концов откажется от ядерного оружия. А сейчас она становится все более нужна США как союзник против Китая. Поэтому надо «помочь» Индии в создании атомной промышленности и производстве оружия, но при этом навязать ей разные ограничения и постараться поставить в возможно большую зависимость от США, пока Франция и Россия не предложили индийцам сходные услуги. Это послужит дополнительным стимулом для иранцев и северокорейцев добиваться создания собственного ядерного оружия? Ну, так они все равно приняли уже соответствующие решения, исходя из своих собственных интересов. Это может подтолкнуть к ядерному вооружению Японию и Южную Корею? Но все же их решение по этому вопросу будет зависеть в первую очередь от действий Китая и КНДР, а не от легализации в качестве ядерной державы далекой Индии. Поэтому не надо стесняться, коли требуется «уравновесить» с помощью Индии Китай и «изолировать» Иран. Если при этом потребуется наплевать на «старого друга» Пакистан, то это не более чем издержки производства.
Кстати, Буш так и сделал, отказав пакистанцам в аналогичной ядерной сделке, увеличении поставок оружия и не проявив желания поддержать Мушаррафа в кашмирском вопросе. «Индия и Пакистан, — заявил он, — это разные страны с разными потребностями и разной историей», явно намекая на то, что стратегический выбор сделан в пользу Дели, а пакистанцы для США теперь не более, чем мелкие подручные в поимке Бен Ладена. Разочарование и гнев в Пакистане были полными: «Лучше бы он к нам вообще не приезжал, — написал пакистанский официоз «Стейтсмен», — а то заехал второпях, как к бедным родственникам».
ПРАВДА, полной уверенности в успехе предпринятого в сторону Индии разворота у американских политиков нет. Дели явно чувствует себя сейчас на высоком коне, а не в роли американской «шестерки». Бушу пришлось принять во время переговоров в Индии почти все требования его новых стратегических партнеров. Весьма сомнительно, чтобы индийцы согласились стать простым инструментом антикитайской политики США или их союзником в противостоянии с исламским миром. Вряд ли Индия будет автоматически поддерживать США против Ирана. Ей нужны иранские энергоресурсы, она имеет старые разветвленные связи с Ираном и вряд ли оборвет их. Достаточно сомнителен также проявляющийся в США «аппетит» к индийскому рынку. Сомнительно, что игра тут пойдет в одни ворота. Скорее индийцы, как и китайцы, превратятся в серьезного конкурента на рынке самих США, а если в американской экономике наметится спад, то не пришлось бы Вашингтону принимать меры не по развитию торговли с Индией, а по ограничению индийского экспорта.
Одним словом, гораздо вероятнее, что индийцы попробуют использовать свой новый ядерный статус и новую роль в отношениях с США, чтобы
давить на США, Европу, Китай, Россию и своих соседей в своих собственных интересах. Индийская дипломатия весьма поднаторела в искусстве маневрирования на международной арене, сталкивании своих противников, торговли «воображаемыми ценностями», вроде публикаций в конце визита Буша материалов на тему: что было бы, если бы Индия и Китай объединили свой экономический и военный потенциалы. Тогда бы, мол, никому в мире, включая США , мало не показалось. Характерно и то, что индийский президент не так давно заявил, что раны индийско-китайского пограничного конфликта в Гималаях в 60-е годы прошлого века уже «зарубцевались», а перспективы сотрудничества с Китаем стабильно улучшаются. Не нужно большой фантазии, чтобы вообразить, как подобные рассуждения были восприняты в Вашингтоне и как они пришпоривали г-на Буша на переговорах с индийцами.
После визита Буша возникает принципиально новая ситуация в расстановке сил в Азии. Это касается наших российских интересов в данном регионе. Тут возникает много вопросов. Не зря сразу после визита Буша индийский премьер Сингх в телефонном разговоре с В.Путиным принялся объяснять ему происшедшее. В ответ он получил приглашение прибыть на саммит «восьмерки» в Петербург.
Но дело, разумеется, не только в индийской части международного ландшафта. Угроза нормальному функционированию договора о нераспространении в результате американо-индийской игры ва-банк продолжает нарастать. До сих пор российская дипломатия предпочитала не замечать этого и «не драматизировать» ситуацию. Как бы это завидное самообладание не обернулось весьма неприятными сюрпризами в непосредственной близости от нынешних границ России! Охотники преподнести нам такие сюрпризы, как известно, имеются, и они ждут своего часа.