"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 27-28 (12805), суббота, 18 марта 2006 г.

 

ПОПРЫГУНЬЯ- СТРЕКОЗА

Вояж и мираж

Президент Российской Федерации на днях посетил Алжир. Смысл его неожиданного визита туда был, видимо, поначалу не очень ясен даже нашим подкаблучным СМИ. Во всяком случае, разъясняя телезрителям «величие» этого события, наши телеведущие не придумали ничего более умного, как сообщить, что это «первый в истории» визит высшего представителя Российской державы в Алжир. Туда, мол, советские руководители не ездили и отношениями с этой страной близоруко пренебрегали.
Неграмотный апломб наших телевизионных оболтусов давно уже никого не удивляет. Они не знали и не знают, что именно Советский Союз оказал неоценимую помощь национально-освободительной борьбе алжирского народа, становлению и укреплению суверенного алжирского государства. Масштабы этой помощи известны, тесные контакты советского руководства с алжирскими президентами Бен Белой, Бутефликой — тоже исторический факт. В советские времена в Алжире трудились 30 тыс. наших специалистов, сейчас — буквально единицы. Это с приходом к власти кремлевской команды Россия забросила Северную Африку и растеряла свои позиции там. Новой российской «элите» — классу без исторического будущего и государственного сознания — этот регион стал представляться не более чем экзотическим местом для просаживания наворованных в России денег, проката своих любовниц и купания в теплых водах Средиземного моря.
По большому счету в российской политике в Африке до сих пор ничего не изменилось. Назначаемые в Африку российские послы часто не могут объяснить, зачем они туда едут и что они там будут делать. Америка «ладит» там «расширенный регион» Ближнего Востока от Марокко до Бангладеша, который обеспечит ей надежное влияние на этих просторах и доступ к исламской нефти. Это понятная стратегическая и геополитическая цель. В советские времена Москва активно поддерживала там национально-освободительные движения и страны, вступавшие на некапиталистический путь развития и искавшие сотрудничества с СССР. В этом тоже была вполне понятная стратегия, направленная на укрепление внешнеполитических позиций нашей страны, ее влияния в мире, обеспечение доступа к важным природным ресурсам африканских государств. Что нужно сейчас Кремлю в Северной Африке — остается загадкой. Никакой там не то что долговременной, но и просто осмысленной российской политики после 1991 года не просматривалось. Речи, произносившиеся президентом РФ в Алжире, еще раз засвидетельствовали это.
Впрочем, все это касается высоких материй — стратегий, тактики, наших среднесрочных и долгосрочных государственных интересов. Заграничные же вояжи нашего нынешнего руководства и его контакты с высокопоставленными иностранными коллегами уже в течение определенного времени имеют все меньшее отношение к большой внешней политике и все больше напоминают поездки коммивояжеров, сибаритов-туристов, кого угодно, но только не озабоченных благополучием и авторитетом своей страны государственных мужей.
В Алжир наш президент прибыл, как теперь заведено, в сопровождении целой стаи новорусского воронья, жирующего на обломках Великой России, растаскивающего ее богатства, созданные трудом нескольких поколений советских людей. В результате визита объявлено о подписании 14 межправительственных соглашений, в том числе на поставку военной техники на сумму 4 млрд. долларов. Россия и Алжир — «газовые страны», так что было чем поживиться в этой поездке и нашему «Газпрому». Сообщается также о несколько необычной перспективе участия России в создании водопроводных и канализационных систем в Алжире ( это в то время, когда у нас что ни день, то лопаются трубы, прерывается отопление, водоснабжение из-за тотального износа коммунальных систем и якобы отсутствия у России средств на их ремонт и восстановление!). Руководитель российских железных дорог, сопровождавший В.В.Путина, возвестил о намерении строить железные дороги в Алжире и по всей Северной Африке, породив удивленный вопрос, зачем это нам нужно в условиях, когда цены на железнодорожные перевозки в России приобретают откровенно грабительский характер, подвижной состав и полотно предельно изношены, а сами железные дороги превратились из скреп единой страны в инструмент для ее разобщения.
Всего в Алжире наподписывали сделок больше чем на 7 млрд. долларов. Условием их заключения, как можно понять, был отказ России от получения советских долгов на сумму примерно 4,5 млрд. долларов. Почему? Потому что эти 4,5 млрд. долларов сочтены нынешними хозяевами России «невозвратными». Никак не может их вернуть нам Алжир! Не правда ли, забавная постановка вопроса. Отдать России долги нынешнему Алжиру якобы не под силу, а назаключать с ними на 7 млрд. новых соглашений — это подается как исключительно мудрая политика. Она, мол, недавно с успехом была применена к Сирии. А ну как опять не отдадут? Вполне возможно. Но на этот случай наших предпринимателей подстрахует российский Сбербанк денежками своих вкладчиков. Он тоже ездил в Алжир.
Впрочем, все и так понятно. Не жалко президентской команде подарить Алжиру 4,5 млрд. долларов советских народных денег. Главное, чтобы наши «жирные коты» подписали контракты с иностранцами и положили «бабки» в свои карманы. От этих «бабок» российскому государству достанется процентов 10, а все остальное опять пойдет на футбольные клубы, виллы на Лазурном Берегу, поездки в Куршавель и т.п. И это государственная политика? Это типичный «бизнес по-русски»: украсть у государства цистерну спирта и затем загнать ее за пол-литра водки, которую тут же и употребить с полным личным удовольствием. Подписать с Алжиром на 7 млн. контрактов, подарив ему за это 4,5 млрд. государственных денег — это то же самое. Главное, чтобы хорошо себя чувствовали российские олигархи — опора нынешней власти.
Вояж в Алжир вызывает, однако, еще один большой вопрос: когда и как работает наш уважаемый президент, и руководит ли он государством? Страна стоит на грани демографической катастрофы, в развале промышленность и сельское хозяйство, на глазах гибнут российская наука и культура, по стране полыхают пожары и рушатся здания на головы российских граждан, людям нечем платить за жилье, безудержно растут цены и инфляция, а премьер-министр Фрадков грозится разогнать свое собственное правительство по причине его профнепригодности. Президент же что ни день, то в новых поездках, на светских тусовках, бесполезных конференциях и форумах. С выражением читает по электронному суфлеру многословные речи, бодро раздает указания, как клеить галоши и забивать гвозди, запускать межконтинентальные ракеты и прокладывать газопроводы, завоевывать олимпийские медали и лечить больных. Толку от этих указаний— чуть, да ни одно из них и не выполняется.
Похоже, однако, президент считает, что больно перенапрягается на ниве руководства государством. Недавно он поручил заниматься всеми государственными делами двум своим помощникам — Д.Медведеву и С.Иванову. Пусть, мол, один возрождает армию и оборонную промышленность, а другой утешает пенсионеров, студентов, медиков и «выстраивает» министров-либералов. Президенту самому не до этих мелочей. Он сегодня — в Алжир, завтра — в Бочаров Ручей, послезавтра — на бал с Э.Памфиловой и А.Пугачевой.
Одним словом, не поймешь, кто у нас правит Россией. То ли попрыгунья-стрекоза, то ли Хлестаков, то ли Манилов с Обломовым. А вернее всего — никто. Страшно и грустно от этого становится. Ни дать ни взять, вернулся к нам Миша Горбачев в новом обличье. Тот Советский Союз довел до ручки. А этот?

 


 


Ю. ОРЛОВ.


В оглавление номера