"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 29 (12806), вторник, 21 марта 2006 г.

 

ВОЛЧИЙ БЮДЖЕТ

Отчет «об исполнении бюджета» предложен Госдуме на обсуждение два года спустя

— В 2004 году в бюджетной сфере были выявлены десятки тысяч преступлений. Более всего их — в жилищно-коммунальном комплексе, здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, в различных фондах. Это были хищения, мошенничество, халатность, злоупотребление служебным положением и «букет» других преступлений, причинивших значительный ущерб бюджету, — сообщил депутатам Госдумы заместитель Генпрокурора Сабир Кехлеров при обсуждении проекта закона «Об исполнении федерального бюджета за 2004 год», отчета Минфина о бюджете двухгодичной давности.
Кехлеров сетовал, что бюджетные ассигнования в РФ стали лакомым куском для многих, как бы подчеркнув, что волчьи законы, именуемые понятиями, охватили уже и бюджетный процесс.
Вывод, который прозвучал в речах практически всех выступавших во время обсуждения (в частности, С.Кехлерова и главы Счетной палаты С.Степашина, депутатов), таков: проводимая в РФ финансово-бюджетная политика препятствует экономическому возрождению страны. Уже тот факт, что отчет об исполнении бюджета 2004 года обсуждается только в марте 2006-го (целых 8 месяцев, начиная с августа 2005-го, он лежал без движения в думском Комитете по бюджету и налогам), не может не настораживать. Что утрясалось и «устранялось» в отчете минфиновскими чиновниками совместно с правящими в Госдуме «единороссами»? И почему отчет представлен в то самое время, когда министр финансов А.Кудрин слег с температурой (по официальной информации)?
Его заменила Т.Голикова (зам. министра финансов), сказав, что «бюджетная политика в 2004 году была направлена на решение стратегических задач, сформулированных в бюджетном послании президента РФ». «Стратегия» вызвала бурю критики.
Цифры показали: в 2004 году доходы бюджета составили
3 трлн. 428,9 млрд. руб., расходы — 2 трлн. 698,9 млрд. руб., профицит — 730 млрд. руб. Так называемые остатки финансового резерва были впервые «отсечены» в Стабилизационный фонд (он появился именно в 2004-м), где Кудрин решил стерилизовать денежную массу с целью снижения инфляции. Инфляция, однако, не снизилась. И сейчас, когда автор стабфондовской схемы понижает температуру собственного тела, градус инфляции в стране превышает уже все допустимые пределы.
Для граждан «стратегия» обернулась падением их платежеспособности и возможности покупать нужные товары. Тогда как в Стабфонд в течение 2004 года было отправлено 522,3 млрд. руб., применения которым правительство не нашло и поныне. И это не единственный парадокс бюджетной президентско-минфиновской «стратегии». Именно она позволила Минфину необоснованно занижать макроэкономические показатели, на базе которых формируются главные параметры бюджета. Цены на нефть и газ в 2004 году оказались выше в 1,6 раза, чем те, которые закладывались в бюджет. Искаженное «прогнозирование» не позволяет вести предсказуемую политику ни в области производства, ни в социальной сфере. Недопоступления в бюджет-2004 налоговых и неналоговых доходов, как обнаружила Счетная палата, составили 14 млрд. руб., а совокупная налоговая задолженность в бюджетную систему составила почти 1 трлн. 985 млрд. руб.
Те, которые «крутые», по молчаливому согласию Минфина не платят налоги и спят спокойно, а простые смертные сидят без зарплаты. В 2004-м долг по заработной плате составил 9,8 млрд. руб., по детским пособиям — 2,6 млрд. руб, по социальным выплатам инвалидам — 2,4 млрд. руб. Задолженности и социальная напряженность в регионах нарастали из-за неравенства региональных бюджетов. Его усилила все та же бюджетная «стратегия».
Кудрин много нам рассказывал о погашении внешних долгов. По словам Голиковой, в 2004-м объем внешнего долга сократился на 341,9 млрд. руб. Но одновременно, заметил Степашин, он и вырос в 1,4 раза. Постарались российские корпоративные структуры. «За рубежом деньги занимаем, у себя — стерилизуем», — съязвил Степашин. И проинформировал, что его Палата установила факты нарушения норм 30 статей Бюджетного кодекса, 103 факта нецелевого использования средств 29 главными распорядителями, что привело к потере 201,5 млн. руб. в бюджете 2004 года.
Генпрокуратура выявила в
2004-м, точно так же, как в 2003, 2002 годах, нарушения по всему спектру бюджетных отношений. Но если в 2003-м нарушений было 33 тыс., то в 2004-м — уже 60 тыс. До сих пор сотрудники прокуратуры разбираются с запутанными кредитными схемами в Приморском крае, Орловской, Новосибирской, Новгородской областях. В Дагестане в рамках целевой программы «Юг России» республиканское правительство профинансировало местную коммерческую структуру на 87 млн. руб. В Ингушетии по вине должностных лиц бюджет не досчитался 25 млн. руб. В Ростовской области на закупку товаров без всяких конкурсов было использовано 74 млн. руб., предусмотренных в бюджете на поддержку угольной отрасли. В Ульяновской области, наоборот, закупка топлива для областных организаций производилась на конкурсных торгах, но участвовали в них только фирмы-посредники. В результате цены на мазут выросли на 40—60 процентов, а областной бюджет «похудел» на 40 млн. руб. Подобные «схемы» применялись во многих регионах, отметил Кехлеров. Бюджетные растраты исчисляются миллиардами рублей. В Вооруженных силах должностные лица занимались махинациями с жилищными сертификатами, установлено 10 тыс. таких нарушений. Все это стало возможным из-за отсутствия контроля, считает Генпрокуратура.
К словам заместителя Генпрокурора «Единой России» стоило бы особенно прислушаться. В регионах теперь правят сплошь «единороссы». Они обеспечивают «партии власти» высокие проценты на выборах, они пишут «нужные» заключения на законопроекты, они реализуют политику, которая проводится президентом страны, правительством и закрепляется законами, принимаемыми в Госдуме грызловцами. Наконец, «Единая Россия» провозгласила себя ответственной за все, что происходит в стране. И в первую очередь в финансовой сфере, вокруг которой сегодня кипят страсти. Почему же путинской партии всероссийского действия и влияния не разобраться с единопартийными главами администраций, не потребовать от них исполнения бюджетной дисциплины? Почему «единороссы» так равнодушны к творящемуся в регионах беспределу?
Даже при обсуждении они шумели и болтали между собой. Видно, как заметила депутат Любовь Швец (КПРФ), «свои бюджеты подсчитывали». Поэтому «единороссы» пропустили мимо ушей рекомендации Степашина «проявить Думе зубастость в работе с исполнительными органами власти», проверить законы на коррупционность, «чтобы не было финансовых дыр». Но тут же оговорился Степашин: не трогайте Абрамовича, «ему по закону (какому?) позволили 16 миллиардов ежегодно зарабатывать через офшор, выводить эти деньги». Так что законы в РФ разные. И они вполне устраивают «Единую Россию». Партия правящей буржуазии считает себя партией избранных. А чтобы сохранить за собой этот статус, «Единая Россия» обязана голосовать за все, что подходит президенту и правительству, за любую их безумную «реформу» и «стратегию». Иначе разжалуют. «Единороссы» это знают. Поэтому дружным нажатием кнопок утвердили («за» — 340, «против» — 73, «воздержалось» — 2) в первом чтении законопроект об исполнении бюджета-2004. Можно не сомневаться, что с окончательным его принятием проблем не будет.

Сергей ШТОГРИН,
депутат Госдумы (фракция КПРФ)
Бесхребетному соглашательству с провальной бюджетной политикой руководства страны дает оценку фракция КПРФ.
— То, что происходило с бюджетом 2004 года, повторяется с последующими, и мириться с этим преступно, — заявил депутат фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Сергей ШТОГРИН, проанализировавший, как отразилась на социально-экономическом состоянии России проводимая Минфином бюджетно-финансовая политика в 2004 году. По его словам:
— В 2004 году федеральный бюджет был исполнен только по 8 разделам функциональной классификации расходов, по 16 разделам — исполнение менее 100 процентов, хотя проблем с деньгами не было.
Особенно печально, что раздел «Социальная политика» исполнен на 97,1 процента, промышленность, энергетика и строительство — на 94, сельское хозяйство и рыболовство — на 84,2, военная реформа по жилью — на 74,1 процента. Деньги, выделенные селу на зерновые интервенции, которые не понадобились, уж, наверное, нужно было использовать на поддержку сельского хозяйства, ведь изменения вносились в федеральный бюджет в течение года неоднократно. Так что замедление экономического роста было вполне предсказуемо.
По-прежнему больным местом при исполнении бюджета остается наличие значительной дебиторской, кредиторской задолженности при распределении средств федерального бюджета. Наибольший объем задолженности кредиторской образовался у Минобороны перед личным составом Вооруженных сил РФ по социальным и компенсационным выплатам.
Все отрицательные последствия, связанные с исполнением бюджета-2004, были заложены при его подготовке. Он основывался на заниженных 29 макроэкономических показателях. Цена на нефть была занижена на 54 процента, на газ — на 17, розничный оборот торговли — почти на 7, импорт товаров — на 24,5 процента. Инфляция была выше прогнозировавшейся на 1,7 процента, а объем платных услуг был исполнен с минусом 0,2 процента.
В результате в бюджет 2004 года четырежды вносились изменения. Самые существенные — аж 10 ноября. Изменения касались не только увеличения расходных статей, потому как цены на энергоносители росли, но и в статьи, уменьшающие доходы (уменьшение было сделано на 41,1 млрд. руб.).
В 2004 году правительство не обеспечило своевременное принятие решений по реализации закона о федеральном бюджете. Оно обязано было не позднее чем через 15 дней со дня вступления закона в силу принять соответствующее постановление. Но приняло его только 44 дня спустя после начала финансового года. Потом, в первом квартале 2004 года, уточняло 9 нормативных, правовых актов по реализации статей бюджета, во втором квартале — 6, в третьем — 23, в четвертом квартале — 3, а 7 нормативных актов не было принято вообще.
Крайне неритмично финансировались расходы федерального бюджета-2004. Промышленность, энергетика и строительство получили 54,6 процента ассигнований аж в четвертом квартале, а 37 процентов из них — в декабре. Сельское хозяйство и рыболовство только в декабре получили 33,8 процента ассигнований. Транспорт, связь и информатика — 24,3 процента в декабре и 41,7 — в третьем квартале. Самые важные ассигнования, связанные с развитием экономики, финансировались в конце года.
Неудивительно, что на лицевых счетах бюджетополучателей в 2004 году увеличились остатки объемов финансирования федерального бюджета, на 1 декабря 2004-го они составили 206 млрд. руб.
Проводимая правительством и Центробанком бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика не позволила остановить вывоз капитала из страны. За 2004-й
из страны было вывезено частным сектором в 4 раза больше, чем в 2003-м, — 9,3 млрд. долларов США. В секторе нефинансовых предприятий и домашних хозяйств вывоз капитала составил 13,1 млрд. долларов США. Банковский сектор «увел» 3,8 млрд. долларов.
Ошибки правительства по исполнению бюджета привели к ухудшению жизненного уровня большинства населения страны. В 2004 году темп прироста реальных денежных доходов населения снизился до 4,8 процента против 15 процентов в предыдущем году, углубилась дифференциация по уровню заработной платы в различных отраслях экономики. В 2004 году уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства составлял 40 процентов от общероссийского уровня, заработная плата работников здравоохранения и социального обеспечения — 69 процентов, работников образования и культуры — 62,5 процента.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2004 году составила 2 тыс. 376 руб. и увеличилась всего на 12,5 процента при инфляции в 11,7. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, в 2004 году составила 25,5 млн. человек.
По результатам исследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики в апреле 2004 года, число работников, имевших заработную плату на уровне минимальной и ниже, то есть 600 рублей, составило около 1,4 миллиона человек. Средний размер назначенных пенсий в 2004-м был равен 28,4 процента среднемесячной заработной платы, что
было ниже, чем в предыдущем (2003-м) году на 1,4 процентных пункта.
Углубилась дифференциация населения по уровню доходов. Разница между средними уровнями доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения в 2004-м возросла и составила 14,8 раза.
Такое «исполнение» одобрить невозможно, — подчеркнул С.Штогрин. Он критически отнесся к обсуждению отчета по бюджету с двухгодичным отставанием и предложил рассматривать отчеты не позже 15—20 сентября, то есть через 20 дней после внесения в Госдуму, чтобы его анализировать и не повторять ошибок при формировании бюджета следующего года.
Депутаты-коммунисты потребовали от властей возврата в российскую экономику средств, получаемых от экспорта энергоресурсов.
В то время, когда производственный сектор умирает из-за отсутствия денег, в стране копятся для непонятных целей огромные ресурсы: в Стабфонде на 1 февраля 2006 года находится 1,4 трлн. руб., или 50 млрд. долларов США, золотовалютные резервы Центрального банка РФ достигли 201,7 млрд. долларов США. Ни копейки из них правительство не вкладывает в экономику. Если это не финансовый, социально-экономический терроризм, если это не мародерство на государственном уровне, — то какое иное найти определение действиям правительства РФ, его пособника партии «Единая Россия», президента РФ, которые соглашаются с линией Кудрина—Грефа—Фрадкова? Ни в одной стране мира власть не позволяет себе так издеваться над обществом. Почему же Россия терпит этот произвол?

 

 

 



 


 


Подготовила
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера