В ДАЛЕКОМ теперь уже 1939 году после окончания в Ленинграде Высшего военно-морского инженерного училища (ВВМИУ) я был назначен инженером-механиком одной из подводных лодок Тихоокеанского флота типа «М» — «малютки». Поскольку 10 февраля с.г. мне исполнилось 92 года, то думаю, что могу по праву считать себя старейшим из ныне живущих подводников России.
К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-морского флота Советского Союза было 212 подводных лодок. Из них 83 единицы (40%) относились к классу малых. Основными в этом классе были лодки типа «М» серий VI, VI-бис и XII, которые называли «малютками». Несмотря на их относительную примитивность, лодки сыграли весьма существенную роль в становлении и развитии Российского подводного флота, столетие которого было отмечено 19 марта текущего года.
Что представляли собой подводные лодки «малютки» VI серии?
Строились эти лодки в 1930—1935 годах. Были удобны тем, что их можно было с завода-строителя доставить на любой флот по железной дороге. Надводное водоизмещение их было 160 тонн, а подводное — около 200 тонн. Длина корпуса — чуть более 36 метров. Диаметр прочного корпуса — 3 метра, толщина — 10 мм. Корпус лодки был разделен прочными водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. В переборках для сообщения между отсеками имелись двери, которые могли закрываться, обеспечивая герметичность отсеков. Глубина погружения: рабочая — до 50 метров, а предельная — до 60. Они имели дальность плавания 1000 миль (т.е. 1850 км), надводную скорость 13 узлов, подводную 7 узлов (что соответственно составляет около 24 и 13 км/ч), автономность плавания — 10 суток. На вооружении было 2 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (запасных торпед не было), 1 орудие калибра 45 мм (к нему 195 снарядов) и 2 пулемета калибра 7,62 мм. Главным двигателем в надводном состоянии являлся дизель (мощностью 685 л.с.), а в подводном — электромотор (235 л.с.).
Источником энергии для последнего служила свинцовая аккумуляторная батарея, вес которой составлял примерно 20% веса всей лодки. При движении под водой малым ходом емкости батареи хватало на 48 часов, а при движении самым полным ходом (когда, например, необходимо было оторваться от преследования противолодочных кораблей противника) — всего на 50 минут! Экипаж подводной лодки состоял из 17 человек (3 офицера, 14 старшин и рядовых матросов).
Механизация на лодке, с точки зрения современности, была очень примитивная. Так, например, кингстоны и клапаны вентиляции цистерн открывались и закрывались только вручную. Перекачка балласта из одной цистерны в другую (при дифферентовке лодки) производилась ручной помпой, управление гребным электромотором осуществлялось массивными рубильниками и т.п. При недостатке в воздушном пространстве лодки кислорода (когда становилось трудно дышать) он подавался из баллона вручную и дозировался, что называется, на глазок.
К этому следует добавить, что при предусмотренной проектом и осуществлявшейся на практике автономности плавания в 7—10 суток на лодке совершенно не было спальных мест для отдыха личного состава (кроме одного откидного диванчика, которым могли пользоваться только поочередно командир и штурман). Люди могли при случае подремать только полусидя, пристроившись возле механизмов. А т.к. температура зимой в лодке опускалась до плюс 4—6ОС и подводники были на протяжении всего похода в валенках и полушубках, то можно представить себе, как тяжела была их служба даже в мирное время. Недаром на флоте считалось, что самая тяжелая служба — это служба на «малютках». При этом нужно учитывать еще то, что лодки имели неважную мореходность: при волне 3—4 балла рубку сильно заливало, и в шторм личному составу, находившемуся на ходовом мостике, приходилось привязывать себя к лодке, чтобы не смыло волной. Однако при всем сказанном необходимо признать, что одевали и кормили «малюточников» отлично. При выходе лодки в морской поход команде выдавался так назывыаемый автономный паек. В него входила рыба лососевых пород, красная или черная икра, колбаса твердого копчения, яйца, шоколад, вино (портвейн, кагор и т.п.).
Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов в своей книге «Накануне» о «малютках» писал следующее.
«Хочется отметить особо тяжелую службу на лодках типа «М» — «малютках». Они были созданы явно не для тихоокеанских просторов с тамошними штормами и циклонами. А службу им приходилось нести наравне с другими лодками: возвращаться раньше времени на базу без крайней необходимости считалось неприличным. Зато какую школу прошли они, моряки этих кораблей! Подводники и сейчас хорошо помнят: прежде чем сделать старпома командиром крупной подводной лодки, вначале его назначали командиром «малютки». Не будь «малюток», не появились бы и атомные подводные лодки. Не пройди на них школу прежние командиры, не сумели бы мы управлять и современными лодками» (с. 184—185).
НО ОСОБЕННО тяжело на этих лодках приходилось командиру электромеханической части (командиру БЧ-5, т.е. инженеру-механику) и его команде. Дело в том, что после возвращения из очередного изматывающего похода все моряки имели возможность быстренько привести свое заведение в порядок и уйти в береговую казарму для отдыха. Инженер-механик же и его команда были обязаны немедленно приступить к пополнению энергоресурсов лодки и до выполнения этой задачи не имели права уходить с нее. А это значит, что им необходимо было принять в баллоны сжатый воздух, кислород, полностью восстановить запасы топлива и смазочного масла, зарядить аккумуляторную батарею. Только на зарядку аккумуляторной батареи требовалось 20—22 часа и на протяжении всей зарядки инженер-механик и электрик не имели права ни на минуту сойти с лодки на берег. Они обязаны были обеспечить непрерывное вентилирование аккумуляторной ямы и всех помещений лодки для предотвращения возможности взрыва смеси водорода (выделяющегося при зарядке) с кислородом воздуха, что в те времена иногда случалось.
И вот, когда все эти работы уже подходили к концу и инженер-механик и его команда предвкушали возможность отдохнуть, появлялся (отдохнувший уже) командир подводной лодки и бодрым голосом сообщал «приятную» новость:
— Ну, механик, завтра в 6 утра выходим в море! У вас все готово?
Таким образом почти вся наша жизнь проходила на лодке, которая то готовилась к выходу в море, то отрабатывала различные задачи в море и участвовала в учениях дивизиона, бригады, флота, то несла позиционную службу по охране морских границ, то занималась ППР (планово-предупредительным ремонтом), стоя у пирса. Даже в процессе ремонтных работ личный состав постоянно и систематически занимался отработкой различных навыков по управлению техникой, по борьбе с пожаром, по борьбе с поступающей в лодку водой и заделке «пробоин», по выходу из затонувшей лодки через торпедные аппараты и т.д. и т.п.
В годы Великой Отечественной войны «малютки», несмотря на свое несовершенство и убогость с современной точки зрения (в боевые возможности которых первоначально плохо верили даже некоторые из тех, кто на них плавал), сыграли весьма существенную роль. Они наносили большие удары по торговому и военному флоту противника и вписали немало ярких страниц в историю нашего Военно-морского флота.
Так, на Черноморском флоте «малютки» (наравне со средними и большими лодками) оказывали неоценимую помощь осажденному Севастополю. Они доставляли туда боеприпасы, горючее, продовольствие и вывозили оттуда раненых, женщин и детей. 3 июля 1942 года одними из последних отошли от мыса Херсонес подводные лодки М-112 и М-31, снявшие группу последних бойцов, оборонявших Севастополь. Среди подводных лодок этого флота за боевую деятельность награждены орденом Красного Знамени «малютки» М-117 (на счету которой 14 боевых походов и 8 потопленных вражеских судов) и М-111 (29 боевых походов и 10 потопленных судов). Подводные лодки М-35 (30 боевых походов и 5 потопленных судов) и
М-62 (25 боевых походов и 5 поптопленных судов) стали гвардейскими.
Североморские «малютки» отличались тем, что они успешно проникали в глубь норвежских фиордов и топили вражеские корабли прямо у причалов. Даже после того, как немцы загородили входы в фиорды стальными противолодочными сетями, наши «малютки» ухитрялись подныривать под эти сети и продолжали наносить удары по вражеским судам.
ОСОБЫЙ интерес представляет поединок подводной лодки М-176 под командованием капитан-лейтенанта И.Л.Бондаревича с большой немецкой подводной лодкой, состоявшийся 28 мая 1942 года. В течение нескольких часов обе лодки, находясь в подводном положении, маневрировали, стремясь занять выгодную позицию для торпедной атаки. Однако нервы у командира фашистской лодки не выдержали, и он выпустил по «малютке» все свои 12 торпед, но неудачно. Бондаревич же проявил железную выдержку, решив атаковать только наверняка. Поскольку «малютка» за все время не выпустила по противнику ни одной торпеды, командир немецкой лодки, видимо, решил, что она еще раньше где-то использовала их и в настоящее время у нее торпед нет. И он всплыл. Этого только и ждал Бондаревич. Всплыв на перископную глубину, с дистанции 8 кабельтовых дал по немцу двухторпедный залп и уничтожил большую вражескую лодку, во много раз превосходившую «малютку» как по вооружению, так и по количеству личного состава. До этого М-176 имела пять выходов на вражеские коммуникации, и на ее боевом счету уже было несколько потопленных судов противника. К сожалению, эта «малютка» впоследствии в одном из походов погибла вместе со всем ее героическим экипажем.
На Северном флоте особо отличились в боях «малютки»: М-172 (которая была награждена орденом Красного Знамени), М-171 и М-174. Всем им было присвоено звание гвардейских.
Вполне понятно, что командирам названных мною «малюток» было присвоено звание Героя Советского Союза, а членам экипажей этих лодок были вручены соответствующие награды. Имена командиров «малюток» (Владимир Георгиевич Стариков (М-171), Израиль Ильич Фисанович (М-172) и ряда других) стали известными на всю страну. К сожалению, имена инженеров-механиков и штурманов (командиров БЧ-5 и БЧ-1-2-4), которые играли на подводной лодке подчас не менее значительную роль, чем командир, и от профессионализма и героических действий которых порой зависел не только успех боевых действий, но и судьба всего экипажа лодки, остаются в полном забвении. Я считаю, что все подводники (от командира до рядового матроса), которые несли службу на «малютках» даже в мирное время, совершали подвиг. Ну а те, что воевали на этих примитивных (по теперешним понятиям) судах и одерживали победы над более мощными и хорошо вооруженными кораблями противника, все до одного являются героями, достойными того, чтобы люди нашей Родины помнили о них и почитали их имена.