"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 30 (12807), четверг, 23 марта 2006 г.

 

ЦЕНОВАЯ ЦИТАДЕЛЬ

Мнение ученого

В ПОСЛЕДНЕМ мировом рейтинге национальных брендов России отведено 20-е место из 35. Выяснилось, что мировое сообщество, как и прежде, уважает нас за спорт и балет, а вот изменения в экономике и политике не оказали благотворного влияния на рост имиджа страны. Можно по-разному относиться к разного рода рейтингам и тем, кто их проводит. Но доклад главного экономиста страны Г.Грефа Кабмину об итогах развития экономики страны в прошлом году дает основания считать, что экономическая ситуация в 2006 г. будет развиваться по уже сформировавшейся в последние годы тенденции замедления экономического роста. Даже по самому оптимистичному сценарию Минэкономразвития рост ВВП в нынешнем году составит 5,8% против 6,4% в 2005 г. Доклад понравился премьеру М.Фрадкову за честность о том, что рост экономики страны «генерируется расширением торговли при снижении темпов роста промышленности»...
Но если перспективы развития экономики страны не радуют, то ее отдельные отрасли просто тревожат. Сегодня уже более чем очевидно, что морозы нынешней зимы наибольший урон нанесли сельскому хозяйству. Гибель озимых на 30% площадей, до трети садов и виноградников, да еще и нарастающая с каждым днем опасность эпизоотии птичьего гриппа с уже имеющимися и еще более угрожающими последствиями потерь, несомненно, внесут серьезные коррективы в экономику села и формирование цен на продовольствие, а значит, и в инфляцию в стране. Вопрос лишь в том, какой будет эта инфляция?..
И хотя цитадель инфляции штурмуют уже более десятка лет, тем не менее министр финансов А.Кудрин с завидным оптимизмом успокаивает: по его финансовому плану проблема роста цен будет решена если не в этом году, то к 2007 и 2008 гг. инфляция снизится до 5,5% против 10,9% прошлого года. А лучший инструмент для обуздания цен, по его замыслу, — складывание «лишних» денег в Стабфонд. Заключение аппарата правительства о том, что они там обесценятся к 2008 г. из-за инфляции на 600 млрд. рублей, министр счел безграмотным. Из-за больших денег нет согласия и в самом правительстве. Единодушно оно в другом: положение экономики будет, дескать, стабильным, хоть и тяжелым, а реальные доходы будут расти.
В то же время только за два первых месяца нынешнего года инфляция уже выросла на 4,3%, или почти в половину от прогнозируемой в этом году — 8,5%. Так и до очередного дефолта недалеко. При этом сегодня большую часть населения разоряют цены на тарифы ЖКХ и продовольствие. Здесь они уже который год имеют устойчивую тенденцию к росту. И наибольшие потери из-за инфляции несут те, кто имеет фиксированные доходы, т.е. бюджетники. Из-за нынешнего роста цен, президенту уже пришлось скорректировать индексацию пенсий на 8,5%. А вот многим работникам бюджетной сферы зарплату собираются повысить лишь с 15 мая на 10%. Поэтому несмотря на то, что в прошлом году реальные доходы в стране в среднем выросли на 9,1%, сокращение численности россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, идет крайне медленно. Причем в этой группе более 25 млн. работающих граждан.
Сегодня именно эти люди выходят на улицы с протестами против нынешних реформ ЖКХ. Спасая немецкий народ в период послевоенной разрухи, антикоммунист канцлер К.Аденауэр обращался к нации с призывом: сначала всем выжить, а потом богатеть. У нас проблема выживания для многих нарастает при нынешнем рыночном изобилии продовольствия. При этом потребительские цены на мясо и плодоовощную продукцию идут вприпрыжку. Но крестьяне здесь ни при чем.
О том, что губернаторы и мэры всех уровней создают «придворные» закупочные компании, которые вместе с другими перекупщиками скупают у крестьян продукцию по заниженным ценам, а продают по завышенным, говорится уже давно. Но по-прежнему цены на рынках превышают закупочные у крестьян на местах по мясу в 2,5—3 раза, а плодоовощной продукции — в 3—4 раза. Это не только раскручивает инфляцию, но и отбивает желание производить сельхозпродукцию.

НА НЫНЕШНИЕ рынки крестьяне не рвутся «за семь верст киселя хлебать». Там нет не только условий для «цивильной» торговли. В условиях низкого платежеспособного спроса, когда цены на натуральные продукты «кусаются», их выбивают продажей на рынках более доступной, дешевой, низкосортной и фальсифицированной продукции. При этом вся энергия такого «творчества» направляется туда, где наибольший спрос на дешевые продукты, т.е. на рынки небогатых. Именно их низкая платежеспособность стимулирует реализацию таких товаров. Эта проблема была и будет всегда, она обусловлена извлечением наибольшей прибыли и различиями доходов покупателей. Разница лишь в остроте проявления этой проблемы. Сегодня иногда уже хорошо, если фальсификация «гуманная» и нет отравлений продуктами. Поэтому продовольственный рынок все больше дифференцируется — для богатых и для бедных.
Может показаться парадоксальным, но такое положение в производстве и на рынках и, в частности, продовольствия сегодня устраивает и правительство. На многих таких рынках — «аншлаг» продуктов и цены на них растут не так проворно. Это, конечно, сдерживает рост цен и на полноценные продукты. Таким образом, рынок низкосортных товаров — это и своего рода средство, сдерживающее инфляцию. Поэтому здесь и контролирующие органы как бы ни к чему. В то же время у производителя натуральных, и особенно высокоценных продуктов, появляется сильный конкурент, который поставляет на рынок менее затратную в производстве, а значит, и более конкурентоспособную по цене, хотя и менее качественную продукцию. Производство таких низкопробных товаров в условиях ограниченной платежеспособности основной массы покупателей прибыльно, и они заполняют рынок. Полноценные продукты здесь не получат достойной цены для своего воспроизводства и поэтому вытесняются с него все менее качественными и даже не всегда разрешенными к продаже, но зато более доступными по цене продуктами.
В то же время и сертифицированные продукты могут содержать не только менее ценные, но даже вредные для организма вещества в значительных пределах. Возьмите хотя бы два «национальных продукта», которые всегда оставляют неприхотливому люду — колбасу и водку. В последние годы в производстве колбасных изделий потребление сои увеличилось в 150 раз! И не случайно! Это очень выгодно: килограмм соевой муки поглощает до четырех килограммов воды, что позволяет заменить в колбасных изделиях растительным белком до 5 килограммов мяса. Но при этом снижение их пищевкусовых достоинств неадекватно снижению цены. Поэтому тех прежних, столь любезных, вкусных и дешевых колбас уже нет. Нарастает производство новых. Даже на столичном рынке до трети продовольствия произведено с трансгенами. Или одна водка содержит 0,6% сивушных масел, а другая все 6% и все, что в этом промежутке можно продавать.
Таким образом, из-за слабых стимулов производить натуральные продукты страдает массовый товаропроизводитель и потребитель. А инфляция при этом замедляется лишь на короткое время, чтобы возобновиться с еще большей силой, когда производство натуральных базовых продуктов становится недостаточным для воспроизводства нужного спроса на менее ценную и фальсифицированную продукцию.
Наверняка найдутся такие, кто скажет, что в колхозах вкалывали «за палочки», а при нынешних ценах на рынках не хотят за живые деньги. Но тогда выживали все, а при нынешнем «равенстве» всех укладов хозяйствования одни хотят жить за счет труда других, а те не желают быть лохами и ковыряться на огородах и в навозе на благо других. Неслучайно, что и при дешевом кормовом зерне производство мяса продолжает снижаться: в 2005 г. — до 4,8 млн. т, или на 2%. На продовольственном мясном рынке говядина подорожала на 28%, свинина — на 26%, мясо птицы — на 20%. «Охладить» наш мясной рынок может развитие рынков других видов продовольствия и, в частности, плодоовощной продукции. Не случайно еще Петр I завез в Россию картошку и заставил разводить ее. А развитие пригородного огородничества едва ли не главная сельскохозяйственная заслуга его деда Алексея Михайловича Тишайшего. И сегодня во многих странах культуру питания населения определяют уровнем потребления овощей и фруктов.

НА РЫНКЕ плодоовощной продукции, особенно в сезон, весь товар, будь то овощ или фрукт, налицо! Его достоинства во многом определяются тем, откуда он и как его выращивали. Хотя, конечно, шельмуют и здесь. Товар у торговцев почти всегда из самых популярных мест: черешня мелитопольская, помидоры краснодарские, арбузы астраханские, дыни самаркандские и т.д. Правда, бывает и круче! Когда, например, помидоры дозревают этиленом, а бахчевые накачивают удобрениями. Но это все-таки быстро разоблачается. Видящий да увидит, что покупает, да и попробовать можно. Иными словами, на этом рынке фальсификация ограничена большими возможностями выбора покупателя. И чем больше овощей и фруктов, тем они шире.
Сегодня на наших рынках витаминной продукции выбор есть, а в крупных городах он даже радует. Но в то же время этот рынок и один из мощных «генераторов» инфляции. В прошлом году цены на плодоовощную продукцию здесь выросли на 14,3%, а в январе этого года еще на 11,3%. Поэтому этот рынок скорее «разогревает», чем «охлаждает» спрос на другие продукты. И это при том, что объемы производства овощей в стране в последний год возросли почти на четверть. Этот успех часто объясняют политически: перемещением производства из бывших колхозов и совхозов в фермерские хозяйства, а также на огороды, подворья и дачные участки. Здесь в прошлом году Росстату удалось зафиксировать рекордный урожай овощей — 14,9 млн. т, который был получен без всяких там прогрессивных технологий. Доля этих хозяйств в общих объемах производства выросла с 30 до 80%. Однако их товарность почти в 10 раз ниже, чем была прежде в тех колхозах и совхозах.
Сейчас многие селяне и часть горожан обеспечивают себя овощами. Но на рынках они торгуют мало. Сегодня эти рынки в руках коррумпированных чиновников и «штатных продавцов», и им конкуренция ни к чему. Поэтому здесь больше растут цены, прибыль «съедает» спекулянт, и инвестиции в развитие общественного овощеводства почти не идут. Обиднее всего то, что при таких условиях сегодня нет качественного развития наиболее прибыльных отраслей. Если продать хотя бы половину произведенных овощей по средним ценам нашего рынка, то, по самым скромным оценкам, денежные поступления от этого составят до 70 млрд. рублей — почти треть от рыночной стоимости урожая зерна 2005 г. Но, увы! И здесь тоже страдает и потребитель, и отечественный производитель.
Только на рынках Москвы в последние годы оборот плодоовощной продукции составляет около 35 млрд. рублей в год. Из них до 20 млрд. уходит в сопредельные государства, бывшие республики Союза. И ладно бы к нам везли те овощи и фрукты, выращивание которых ограничено у нас природными условиями. Но теперь и обыкновенная капуста из Польши, а хрен из Голландии, и по европейским ценам. И не дай Бог, мы вместе с ними импортируем еще какую-нибудь экзотическую и очень заразную болезнь для нашего плодоовощеводства — цены на рынке витаминной продукции сбить будет много труднее.
Не ставя под сомнение искусство статистики о росте производства и потребления в стране овощной продукции, рост цен на нее — 22% в 2005 г. и не спадающий в нынешнем говорит о том, что ее мало. И это тоже раскручивает инфляцию, и не только на рынке плодоовощной продукции, но и на всем продовольственном рынке. Не случайно Госдума в феврале пересмотрела нормы потребления продуктов в продовольственной корзине. Теперь россияне должны в среднем потреблять не менее: 37 кг мяса, 16 кг рыбы и 23 кг фруктов и ягод при рациональных нормах их потребления соответственно 78, 23 и 71 кг.
Очевидно, что нашим крестьянам нужно помочь выйти на рынок. И не только в организации ярмарок в городах, но и в больших поселках и селах. Они станут барометрами цен на плодоовощную продукцию. А для развития производства плодоовощных консервов уже нужны крупнотоварные поставщики стандартной продукции. Наращивая производство «разношерстной» по качеству плодоовощной продукции на огородах, эту проблему не решить. Нужны инвестиции в предприятия и промыслы, которые сами создадут себе сырьевую базу. Иначе на нашем рынке и традиционные российские соленья и варенья будут под чужим флагом. Такая плодоовощная диверсификация нам ни к чему.

ОЦЕНИВАЯ ситуацию на продовольственных рынках страны, можно сказать, что в тех регионах, где отлажены связи с поставщиками продовольствия и есть его запасы, инфляция не такая уж и проблема! На мясном рынке Москвы в первом полугодии 2005 г. рост цен составил лишь 5%. Здесь их сбили «вбросами» мяса. Еще более эффективными оказались такие интервенции на рынке плодоовощной скоропортящейся продукции.
Однако сегодня так регулировать наш рынок, создавать резервы — занятие небезопасное. За это могут засудить, и не только политически, а даже «убрать». Размеры зерновых интервенций — 6 млрд. рублей, которых хватило для закупок 2 млн. т, или 2,6% от урожая зерна прошлого года, проблемы не решат. А мощный спекулятивный бизнес не станет церемониться с теми, кто будет «пилить сук, на котором он сидит». И политически он защищен свободным рынком. А насколько этот рынок устойчив и кто на нем хозяин, нас реально убеждает нынешний рост цен на соль и сахар. Исторический опыт «соляных бунтов» 1646—1647 гг. показывает, что рост цен на эти «дрожжевые» товары поднимает их на другие продукты, даже если потом соль и сахар станут продавать по прежним ценам.
В то же время в самой что ни на есть рыночной Америке одной из специфических форм общественно-государственного регулирования производства и сбыта сельхозпродукции стали уставы маркетинга, или рыночные уставы. В сфере реализации фруктов и овощей в США система уставов маркетинга имеет решающее значение. Их функции — регулирование запланированных объемов поставки продукции на рынок; распределение объемов реализации по календарным срокам и поставщикам; принятие мер против недопроизводства и перепроизводства продуктов и по переориентации их целевого назначения, создание общих резервов. Кроме того, они устанавливают требования к качеству, сортам, размерам, упаковке, транспортировке товаров.
Эти документы обязательны для всех, кто занимается торговлей данным продуктом в районе действия устава. В них указываются меры по координации цен между торговцами. Нарушение уставов маркетинга наказывается в гражданском и уголовном порядке. Штрафы в размере от 50 до 500 долларов за одно нарушение в течение одного дня.
Содержание устава публикуется в печати для референдума, и устав принимается, если за него проголосовали более 50% фермеров без соглашения торговцев. И хотя основная цель рыночных уставов — обеспечение доходов товаропроизводителей, при учете интересов потребителей в отношении снабжения и качества продукции, для потребителя они также обеспечивают стабильность поступления ассортимента продукции на рынок, что, конечно, стабилизирует и цены. А для производителя это определенная гарантия для сбыта произведенной продукции...
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что «невидимая рука рынка» часто ведет к кризисам и для удержания экономики на правильном курсе должны использоваться и другие средства. В экономике Японии ежегодно разрабатывают до 1200 межотраслевых балансов. Беларусь тоже использует балансовый метод в развитии своей экономики, которая сегодня по темпам опережает российскую. Это имеет непосредственное отношение к инфляции, она там в последние годы ниже, чем у нас — 7—8%. А наш опыт показывает, что общий контроль за ценами и зарплатой без поддержки национальным программированием на всех уровнях — на местах, в регионах, федеральном центре — в долгосрочной перспективе неминуемо приводит к перекосам в расходовании и использовании экономических ресурсов.



 


Владимир СТЕПЕНЕВ,
кандидат сельскохозяйственных наук.
Москва.


В оглавление номера