В результате «радикальных реформ» ситуация в сельском хозяйстве, а вместе с ним и на селе стала катастрофической. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составляет лишь 43% от средней по стране, занятость трудоспособного населения в сельском хозяйстве равна 68%, более половины селян живут за чертой бедности. В 2005 г. более 40% предприятий были убыточными. Импорт продовольствия достигает 33%, возникла угроза продовольственной безопасности страны. И это по официальным сведениям.
Эффективной может быть регулируемая социально ориентированная экономика. Достижения Запада — результат действия не стихийных сил рынка, а целенаправленной политики.
Специфика сельского хозяйства — неравномерная потребность в рабочей силе в течение года. Это объективная его особенность, и ее необходимо учитывать в правовых условиях регулирования занятости в отрасли. Но действующее трудовое законодательство не выделяет сельское хозяйство как отрасль, нуждающуюся в особых условиях регулирования труда.
Отсутствие нормативно-правового обеспечения занятости усугубляет ситуацию, предопределяет дестабилизацию трудовых отношений на предприятиях. Необходимо вывести людей из положения полной зависимости от воли работодателей, обеспечить их правовую защищенность, создать тем самым условия для устойчивого развития производства.
На заседании Президиума Госсовета в июле 2005 г. В.Путин заявил о необходимости разработки и принятия закона о сельском хозяйстве. В этом законе и следует уделить внимание решению проблем занятости в главной отрасли жизнеобеспечения страны.
При выработке правовых условий занятости в сельском хозяйстве следует стремиться к сближению их с общепринятыми в экономике. Регулирование занятости в экономике осуществляется положениями, определяющими продолжительность рабочего времени, режимы труда и отдыха, порядок компенсации времени переработки и недоиспользования фонда рабочего времени.
Как и в других отраслях экономики, в сельском хозяйстве должна соблюдаться годовая норма продолжительности рабочего времени, выраженная в часах. Неравномерная потребность растениеводства в рабочей силе определяет необходимость применения гибкого режима труда и отдыха в течение года.
Интересы производства и работников должны быть взаимоувязанными. Действующий Трудовой кодекс, определяя нормальной 40-часовую продолжительность рабочей недели, допускает увеличение ее до 56 часов. Это можно допустить, введя положение о суммированном учете рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени следует ограничить месяцами года, увязать с порядком отчетности по труду и выплаты зарплаты.
Использование результатов суммированного учета времени в практических целях требует конкретизации продолжительности рабочей недели для основных периодов года. Продолжительность рабочей недели для напряженного периода и межсезонья следует определять с учетом физиологически допустимой нагрузки на работника и времени светового дня. Для условий растениеводства вполне приемлемой может быть 48- и 30-часовая продолжительность рабочей недели.
Трудовой кодекс предусматривает оплату сверхурочного времени в полуторном размере, а времени простоя — на уровне двух третей тарифной сетки. Этот порядок оплаты можно применить и к условиям регулирования занятости в сельском хозяйстве. При переработке месячной нормы рабочего времени в напряженный период и невозможности компенсировать ее отгулами — плату за сверхурочное время; при недоиспользовании нормы времени в период спада напряжения работ — плату за время простоя.
Постоянный характер производства в животноводстве предопределяет возможность применения здесь общепринятого режима рабочей недели. Условия компенсации переработки месячной нормы здесь также должны быть определены в правовом порядке. Важно обеспечить материальную заинтересованность работников и работодателей в рациональном использовании фонда рабочего времени, в соблюдении норм правовых положений.
Правовые возможности удовлетворения потребности производства в рабочей силе надо расширить и за счет труда пенсионеров. В условиях сельского хозяйства они должны быть ориентированы прежде всего на сезонную занятость. При этом опираться надо на поощрительные меры, предусмотреть хотя бы 10-процентную надбавку к пенсии за каждый год работы пенсионера. Для занятых в растениеводстве такая возможность должна наступать при работе не менее 7 месяцев в году.
Устойчивое развитие сельского хозяйства требует наличия и соответствующей нормативно-правовой базы по труду. Она должна обеспечивать условия для нормализации занятости работников, для удовлетворения сезонной потребности производства в рабочей силе, для сбалансированного развития отрасли по трудовым ресурсам, создавать предпосылки для повышения производительности труда и эффективности производства.