"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 30 (12807), четверг, 23 марта 2006 г.

 

С кого они портреты пишут?..

«Первый после Бога»

В дни празднования столетия Российско-советского подводного флота на телеканале «Россия» прошел фильм «Первый после Бога».
Прежде чем продолжить разговор о фильме, хочу оговориться, что официальные власти и нынешние «свободные» СМИ отмечали юбилей исключительно Российского подводного флота. Я же неслучайно назвал этот юбилей праздником российско-советских подводников, потому что все победы, все подвиги, все самые яркие успехи отечественных подводников связаны исключительно с советским периодом их существования. До Октябрьской революции Российский подводный флот находился в зачаточном состоянии и не имел на своем счету значимых событий. А послесоветский период нашего флота (не только подводного), как и всех Вооруженных сил, отмечен исключительно трагическими и позорными событиями. К первым я отношу трагическую гибель подлодки «Курск», а ко вторым — развал армии и флота, участие военных в преступном расстреле Верховного Совета, измену присяге огромного числа бывших советских офицеров, их пассивное участие в уничтожении еще недавно великой страны и могучей армии.
Но вернемся к фильму.
В основу сюжета фильма якобы положена история подвига прославленного советского подводника времен Великой Отечественной войны Александра Ивановича Маринеско. Авторы фильма открыто намекают на это: главного героя зовут Александр Маринин, подводная лодка, которой командует капитан-лейтенант Маринин, носит номер С-113 (лодка Маринеско ходила под номером С-13), киношные подводники топят немецкий линкор «Аттила» водоизмещением 25000 тонн, подлинные герои-подводники под командованием Маринеско пустили на дно немецкий суперлайнер «Вильгельм Густав» того же водоизмещения.
И все же несмотря на схожесть увиденного на экране с тем, что было в действительности, снятое режиссером Василием Чигинским имеет самое отдаленное отношение к подлинной истории, по сути, трагической жизни Александра Маринеско. У меня, например, сложилось впечатление, что авторы поставили перед собой цель (или кто-то перед ними такую цель поставил) в очередной раз облить помоями ту власть, которая руководила борьбой советского народа с фашистами, тот строй, при котором жили и воевали герои фильма. В фильме откровенно проскальзывают мотивы лживого «Штрафбата»: воевавшие моряки — герои, а власть в лице энкавэдэшников-особистов — преступная дрянь.
Герой фильма Александр Маринин по воле авторов — дворянин, красавец, почти богатырь, пусть с трудом, но изъясняющийся на французском. И биографию ему придумали соответствующую: отец — вице-адмирал царского флота, мать — домохозяйка, брат — морской офицер, впоследствии служивший в армии Колчака. Ну ни дать ни взять — принц из сказки.
Александру Ивановичу Маринеско такое и не снилось. В действительности все было проще и жизненнее: его отец, румын по национальности, был беглым матросом, мать — крестьянка, братьев в роду нет, была сестра. Дворянской голубой крови никак не просматривается. По поводу знания французского языка трудно что-либо сказать, хотя вряд ли владел даже в малой степени. Ростом, красотой, богатырской статью тоже не обладал, к пятидесяти годам вообще был тщедушным. Судя по тому, что мы о нем знаем, человек он был смелый, отчаянный, дерзкий, не выверял каждый свой шаг с неписаными законами делания служебной карьеры и писаными требованиями устава и партийной дисциплины. Жил так же, как воевал — лихо, без оглядки на начальство и указания.
И главную роль в том, что его карьерная судьба во время службы сложилась неудачно и даже трагически, сыграли отнюдь не особисты, а, скорее всего, его военные начальники, от которых в первую очередь зависели и звания, и награды. От которых зависело и то, что он не стал Героем Советского Союза, не продолжил служить на флоте после войны, не стал не только адмиралом, но даже и капитаном второго ранга.
В фильме же конъюнктуры ради понакрутили очередные страсти-мордасти о «кровожадности чекистов». Вспомним некоторые эпизоды фильма.
В бригаду подводных лодок назначают нового начальника особого отдела. В часть приезжает хмурый майор с недельной седой щетиной, покрывающей лицо со шрамом.
Господа авторы, вы перепутали нынешнюю «демократическую» моду, при которой даже глава Совета Федерации щеголяет с неопрятной щетиной, с годами, когда подобное разгильдяйство, особенно в «органах», очень даже не поощрялось. А вы подсовываете зрителю какого-то башибузука-махновца, который перед всем личным составом базы, перед командиром бригады, перед вольнонаемными появляется на пирсе словно нынешний «браток» — небритый, с поднятым воротом шинели, — и предлагаете людям старшего поколения поверить в это. Молодежь, конечно, проглотит подобное.
Как проглотит нарочито разыгранный эпизод доклада Маринина командиру бригады после первого экранного возвращения лодки из похода. Вся база встречает вернувшийся с победой экипаж, а его командир в распахнутом бушлате без погон, без мундира, а в подводном свитере под бушлатом идет докладывать своему непосредственному командиру. И нас пытаются убедить в том, что перед нами потомственный моряк, дворянин, требовательный командир. Да полноте. Думаю, что и сам Маринеско, несмотря на свой непредсказуемый, вольный и дерзкий характер, не позволил бы себе такого на глазах у матросов, своих подчиненных. Загулять, да. Не очень-то считаться со служебной субординацией в отношениях вне службы, да. Но до такой степени плевать на элементарную дисциплину?
По фильму Маринин — любимец командира бригады (актер Владимир Гостюхин в этой роли наиболее убедителен), который готов ему простить все его прегрешения, но из-за своего бессилия перед особистом-энкавэдэшником ничего не может сделать не только для награждения своего любимца, но даже не может приказать тому выйти в поход — вынужден запрашивать такой приказ у командующего Балтийским флотом.
Так и хочется спросить авторов фильма: вам не надоело представлять чекистов вурдалаками? Насколько известно, представления к награждению и к повышению в звании подписывали командиры и замполиты. И если уж говорить о злополучной судьбе прототипа фильма, то виновных надо искать среди его морских начальников и все тех же замполитов.
Кстати, авторы могли бы нам, зрителям, хоть как-то объяснить заочную ненависть или неприязнь вновь назначенного особиста именно к Маринину. В чем он его хочет разоблачить?
Небритый майор со шрамом, оказывается, лично знал его брата-колчаковца, которого расстреляли еще в 25-м году. И вот теперь, через два десятилетия, этот чекист, не успев приехать на базу, начинает «копать» под геройски, умело воюющего капитан-лейтенанта. Мало того, с помощью шведки, с которой крутит любовь лихой подводник (у Маринеско эта «любовь» продолжалась лишь одну ночь), с помощью какого-то неведомого финна чудесным образом, как в сказке, выводит главного героя в поисках брата на какую-то заброшенную землянку, в которой майор со своими подручными устраивает засаду.
Господа, вы хотите нас убедить в том, что людям во время войны больше делать нечего было, как устраивать игры в «казаки-разбойники»?
И еще. Если уж вы делаете из этого особиста какого-то злодея-упыря, то почему позволяете рядовому, его подчиненному, во время допроса матроса, проводимого свирепым начальником, нахально жрать консервы? Что вы нам в какое-то гуляйполе предлагаете поверить?
При такой разлюли-малине, которую нам подсовывают авторы по ходу всего фильма, уже спокойно воспринимаешь необъяснимо чудесное возвращение из героического похода лодки под командованием Маринина. Как его экипаж вырвался из того надводного боя, в котором от пулеметной очереди (немецкие корабли чуть ли не вплотную окружили лодку) гибнет старпом и над которым авторы сочли необходимым запустить пару английских союзнических самолетов (надо же отметить «неоценимый вклад» союзников в нашу Победу), остается загадкой. И давать разгадку ей авторы не собираются — пипл и так схавает. Видать, голливудский опыт наши киношники перенимают успешно.
Мне вспоминается старый советский фильм «Командир счастливой «Щуки» с Петром Вельяминовым в главной роли. Герои того фильма имеют еще меньшее сходство с реальными прототипами, с экипажем героической С-13 Маринеско. В том советской поры фильме, как и положено с точки зрения кинематографических и партийных чиновников, его герои не пьют, не играют в карты, не спят на экране не только с иностранками, но и вообще с женщинами. Нет там и особистов, а начальники и замполиты чуть ли не отцы родные для офицеров и матросов. Но надо отдать должное, в том фильме рассказ о напряженном поединке немецких моряков с нашими подводниками, о героизме, мастерстве последних, выглядит более правдиво, более убедительно. А уж показ в финале того фильма мощи советского атомного флота середины семидесятых впечатляет лучше любых рассказов об «успехах» нынешней Российской армии и флота, достигнутых под руководством доблестного министра обороны-филолога и главнокомандующего, коллеги тех, кого столь откровенно и люто не любят авторы нынешних «штрафбатов».
В заключение несколько слов о подвиге подлинных героев из экипажа подлодки С-13 под командованием Александра Маринеско. Они в своем легендарном походе потопили не только гордость немецкого флота, суперлайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось 8 тысяч немецких солдат и офицеров, из них 3700 подводников, предназначавшихся для укомплектования 100(!) экипажей гитлеровских подводных лодок, но и успешно торпедировали вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен».
При всей несправедливости тогдашних военных, морских, да и государственных властей к самому Александру Ивановичу Маринеско, не ставшему ни Героем Советского Союза, ни крупным военачальником, следует признать, что только при той власти в нашей стране появились и прославились герои, спасшие мир и составившие славу нашей Родины. И только при той власти у нас был мощный советский подводный флот.

 



 


Борис ЛЕБЕДЕВ.


В оглавление номера