"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 32 (12809), вторник, 28 марта 2006 г.

 

Доклад Президиума ЦК КПРФ на VI Пленуме ЦК КПРФ: «Итоги Народного референдума и задачи КПРФ по развитию протестного движения и агитационно-пропагандистской деятельности партии»

НАРОДНЫЙ МАНДАТ КПРФ

Выступление первого заместителя Председателя ЦК КПРФ И.И. МЕЛЬНИКОВА

Уважаемые товарищи!
Мы продолжаем вести борьбу за власть. Все, что будет сказано дальше, связано с этим напрямую и делается для достижения этой цели. Я бы хотел заявить и подчеркнуть эту мысль в начале доклада, чтобы она не утонула в его середине и не выглядела лозунгом в его окончании.
Наш очередной Пленум проходит в крайне важный период. Позади — большой политический цикл, начало которому положили сфальсифицированные выборы 2003 года. Впереди — старт новой важнейшей для страны федеральной избирательной кампании.
Между этими двумя событиями есть некоторый промежуток времени, который партия должна провести с максимальной пользой, усилив те направления работы, которые позволяют нам перехватывать и удерживать политическую инициативу, являются на данный момент наиболее эффективными. Именно поэтому темой нашего сегодняшнего Пленума являются итоги Народного референдума, задачи протестного движения и агитационная работа.
В течение нескольких последних лет мы много раз отмечали, что власть тщательно и методично пытается вычистить с политического поля все независимое, мешающее или не угодное той политической системе, которую она строит.
Со своей стороны мы не менее упорно искали пути и возможности для того, чтобы конкурировать с той монополией, которую имеет «партия власти». Противодействовать той безапелляционной машине принятия решений, созданием которой занимается Кремль.
Но если раньше мы в основном говорили о тенденциях и процессах, которые запускает власть, и пытались обозначить векторы собственной работы, то сегодня уже можно подвести пусть не окончательный, но весьма заметный промежуточный итог.
Итог первый. К сожалению, власти все же удалось подчинить своему контролю практически все политические институты. Некоторые непосредственно, а какие-то — подменив искусственными структурами. Время показало, что, несмотря на наше принципиально негативное к этому отношение, из реальной политики были устранены практически все партии. Это факт. И мы не рады этому факту.
Итог второй. Коммунистическая партия не просто устояла под ударами, мы сделали шаг вперед: добились возможности влиять на политические процессы. После того как мы утратили возможность влиять на политику через законодательство, мы долго нащупывали путь, который позволяет выбраться из оврага-2003. На этом пути было немало серьезных инициатив. Среди наших приоритетов были борьба за отмену результатов выборов, борьба за отставку правительства, совместные акции с другими политическими силами.
Эта работа приносила, приносит и будет приносить огромную пользу. Но выстоять в нынешней политической системе можно было только при сплоченной работе вместе с обществом. Не просто «при поддержке», как было долгие годы, а именно вместе с гражданами. Мы всегда защищали интересы народа. Говорить же, что мы партия народа, при той апатии, которая наблюдалась в обществе, было все же натяжкой. Речь идет о том, что за последнее время мы сделали существенный рывок в этом направлении, и как следствие, заняли устойчивую позицию в политической реальности.
Фундаментом политической площадки, которую мы заняли, стала для партии Всероссийская акция протеста против закона об отмене льгот, которая прокатилась по стране зимой и весной прошлого года. Именно в этот момент КПРФ рука об руку с обществом выразила свое несогласие, организовав и возглавив протестное движение. Именно во время этих акций партия вдохнула воздух, почувствовала общественное настроение. И именно на этой питательной почве, на почве общего с народом дела, вырос и окреп в мощную акцию Народный референдум, в который впоследствии были вовлечены миллионы.
Нам не стоит преувеличивать результаты. Пока что место для самокритики куда шире места для поздравлений. Речь о том, что мы движемся в результативном направлении. Получив широкую поддержку граждан как механизм давления на власть и влияния на политику, КПРФ отвоевала себе новый статус в нынешней политической системе. Мы уверенно противопоставили свой народный мандат административному мандату «Единой России». И тем самым фактически остались единственными на сегодняшний день, кто способен деятельно и независимо от Кремля вмешиваться в происходящие процессы.
Народный референдум: от «процесса»
к результату
Сила нашей партии всегда была в нашем желании обращаться к народному слову и в нашей способности нести в себе волю народа. И за возможность проведения Всероссийского референдума по ключевым вопросам жизни нашей страны КПРФ боролась несколько лет.
В 2002 году партия приступила к подготовке референдума в соответствии с действующим законодательством. Напомню, тогда в Краснодаре было проведено собрание инициативной группы с участием членов Президиума ЦК и депутатов фракции КПРФ в Государственной думе. Реакция власти оказалась молниеносной. Понимая, что предложения Компартии получат поддержку абсолютного большинства граждан, власть внесла существенные изменения в законодательство о референдуме. Сама процедура его подготовки и проведения была серьезно затруднена.
Несмотря на изменения в законодательстве, партия на своем Х съезде летом 2004 года выразила готовность приступить к подготовке и проведению Всероссийского референдума в соответствии с новыми нормами закона. Наша позиция была простой и честной: если власть не желает принять предложения от нас, пусть эти предложения население выскажет напрямую, тем более что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.
Подготовка к референдуму потребовала большой предварительной работы. Той работы, которая, как правило, остается за кадром. Специальная группа провела кропотливую работу по подготовке вопросов референдума, юридически отточила их формулировки, отработала все процедурные детали. Была обеспечена координация подготовительной работы на местах. Выработаны меры массовой политической поддержки наших инициатив. Сформирована инициативная группа по проведению Всероссийского референдума, проведено ее собрание в Москве в апреле 2005 года.
Однако сначала Центральная избирательная комиссия, а затем Верховный суд и его президиум приняли решения, фактически запретившие свободное волеизъявление граждан на Всероссийском референдуме. Конституционные права миллионов оказались перечеркнуты. Был подтвержден тезис: любая буржуазная власть означает либо откровенную, либо скрытую форму диктатуры. И когда буржуазия или ее отдельные группы имеют возможность обойти собственное законодательство в своих интересах, они делают это не церемонясь.
Возникает вопрос: стоило ли питать какие-либо иллюзии? Никаких иллюзий не было. Ярким примером в памяти было решение Верховного суда, которым были оставлены в силе итоги последних выборов в Государственную думу. Это при том, что партии удалось доказать факты многочисленных фальсификаций. Но дело не в иллюзиях. Не стоит забывать: еще на заре своего воссоздания КПРФ заявила, что ее борьба за власть — это борьба за передачу власти народу.
Именно поэтому вопрос о референдуме стал важнейшим в формировании тактики и стратегии КПРФ настоящего периода. Партия впитала, сформулировала юридически и включила в программу своих практических действий те реальные нужды, которыми живет наше общество.
В ответ на запрет референдума Коммунистическая партия Российской Федерации выразила намерение пройти до конца процедуру обжалования этих неправовых действий.
Однако в условиях торпедирования демократических норм мы не могли ограничиться лишь правовыми процедурами. Партия не отступила и объявила об инициативе Народного референдума.
Что очень важно отметить: идея его проведения во многом родилась снизу.
Главную проблему мы видели в том, что потенциал поддержки наших вопросов был высоким, а уровень информированности населения о нашей акции крайне низким.
В связи с этим партия поставила перед собой следующие задачи:
1. Привлечь к участию максимально широкий круг граждан, донести до них саму идею референдума.
2. Привлечь население к поиску новых форм отстаивания своих прав, подготовить его к более активному включению в политическую борьбу.
3. Развить программу конкретных действий партии, использовать результаты Народного референдума для законодательных инициатив наших фракций на федеральном и региональном уровнях.
Для проведения голосования было создано более 12 тысяч стационарных и передвижных пунктов голосования. С целью технического и информационно-пропагандистского обеспечения Народного референдума использовались следующие формы работы: организация пунктов голосования в многолюдных местах. Например, у проходных предприятий, на рынках и городских площадях, у магазинов. Вблизи сберегательных касс, где выдаются пенсии и вносятся квартирные платежи. На железнодорожных, речных и автовокзалах. У кинотеатров и стадионов. Проведение тематических пикетов. Проведение митингов в поддержку Народного референдума. Организация работы выездных групп с передвижными пунктами голосования. Обход квартир. Голосование во дворах домов. Работа на остановках автобусов, курсирующих по городским и пригородным маршрутам.
Партия вышла непосредственно к людям. Со своими идеями и предложениями. С конкретной программой.
Большую роль в информационно-пропагандистском обеспечении акции сыграла центральная и региональная партийная печать. Партийные газеты «Правда» и «Правда России», народная газета «Советская Россия», интернет-сайт ЦК и региональных отделений партии постоянно размещали на своих страницах информацию о ходе референдума, пропагандировали интересный опыт. Фактически работали как агитационный пункт. В регионах отпечатали и распространили специальные выпуски газет о Народном референдуме. Использовалась плакатная и листовочная продукция. В Новосибирске изготовили даже широкоформатные рекламные баннеры. Растяжки и баннеры меньшего формата использовались для оформления палаток, стационарных пунктов голосования и в ряде других мест.
Практически повсеместно организация кампании легла исключительно на плечи наших структур и ближайших союзников партии — Комитеты ветеранов войны и труда, Союз коммунистической молодежи, Союз советских офицеров, Движение в поддержку армии, Всероссийский женский союз «Надежда России» и другие организации, представленные в Центральном штабе протестных действий. Представители иных структур, претендующих на оппозиционность, за редким исключением не проявили солидарности с КПРФ в организации референдума.
Каковы итоги партийной работы? Активно работа была проведена в Московской области, где проголосовали свыше 480 тысяч человек, в Краснодарском крае — более 280 тысяч, в Красноярском крае — более 220 тысяч, в Башкирии — более 200 тысяч. Но при подведении результатов кампании мы не можем ограничиться лишь абсолютными цифрами. Крайне важна эффективность проведенной работы. И здесь существенным критерием оценки является процент избирателей региона, принявших участие в народном голосовании.
Немало региональных отделений имеют не только хороший абсолютный результат, но и заметно превысили показатель 10% участников Народного референдума от общего числа избирателей региона. Это Алтайское краевое, Амурское, Волгоградское, Воронежское, Орловское, Еврейское, Ненецкое, Дагестанское, Хакасское, Северо-Осетинское отделения.
В то же время Нижегородское, Пермское, Ханты-Мансийское, Ямало-Ненецкое не дотянули и до 2% участия избирателей в Народном референдуме.
Несомненно, на результатах работы сказалось общее состояние организационно-партийной работы и уровень дисциплины. Достичь успеха смогли там, где отладили систему работы на конкретный результат, где уделили максимум внимания организации кампании, приемам агитационно-пропагандистской работы. Провели специальные семинары и межрайонные совещания для партийного актива, для членов комиссий по проведению Народного референдума.
Условием эффективной работы на местах стали: мобилизация сил, их разумное распределение, сочетание инициативы и контроля, активное информационно-пропагандистское сопровождение. Так, коммунистам Тихорецкого района Краснодарского края удалось охватить участием в референдуме свыше 13% избирателей. Они «перекрыли» средний по краю показатель в 3 раза. Причина проста: здесь активно использовался стационарный пункт голосования и энергично действовал передвижной пункт, буквально «пропахавший» весь район.
Во многих районах Оренбургской области были организованы и укомплектованы мобильные пункты, которые на машинах передвигались по селам. Агитаторами были как коммунисты, так и беспартийные. Так, только за первую неделю работы Александр Федорович Иванов собрал 208 подписей, а Борис Вячеславович Каширин — 65 подписей.
В Дмитровском и Верховском районах Орловской области в голосовании приняло участие половина от общего числа избирателей. В Верхне-Хавском сельском районе Воронежской области проголосовали 8600 человек, что составляет 75% от всех избирателей района. Думаю, можно поздравить с этим результатом коммунистов Верхне-Хавской партийной организации (первый секретарь райкома Попов Виктор Михайлович).
К сожалению, есть и другие примеры. Есть райкомы, удовлетворившиеся результатом в одну тысячу голосов, а то и меньше.
В то же время 83-летняя коммунистка из Пензенской области Антонина Григорьевна Самушкина организовала голосование одной тысячи своих земляков. Вера Рудольфовна Скалозуб из города Саяногорска в Хакасии вместе с двумя дочерьми-студентками принесла в фонд Народного референдума 3500 голосов жителей микрорайона Комсомольский. 800 голосов добавил к участию в Народном референдуме водитель «скорой помощи» Сергей Яковлевич Пастеров из Плисецкого района Архангельской области. Дмитрий Иванович Васильченко в Благовещенске Амурской области создал на базе своего первичного отделения КПРФ комиссию по проведению Народного референдума. С 17 по 25 сентября этой комиссией был развернут пункт голосования у центрального универмага города. Сам Васильченко взял на этот период отпуск за свой счет. Было обеспечено голосование свыше 3 тысяч граждан стационарно. Такое же число горожан коммунисты первички опросили еще и по месту жительства.
К чему такие подробные примеры? Не просто к тому, чтобы отметить по-настоящему дорогой для нас вклад этих людей и поблагодарить их от имени ЦК. Еще раз хочу подчеркнуть, практика Народного референдума показала: подобная работа, нацеленная на пропаганду созидательной программы, активизирует и нас самих, и тех, кто нас поддерживает.
Сегодня уже очевидно, что Народный референдум дал хорошую возможность наладить взаимодействие с потенциальными союзниками и расширить рамки протестного движения.
Благодаря Народному референдуму партия пополнила арсенал своих агитационно-пропагандистских приемов. В Северной Осетии привлекли советы старейшин к организации народного голосования. В Бурятии подключили население к выработке дополнительных вопросов для включения в бюллетень Народного референдума. В Республике Саха-Якутия использовали адресную рассылку конвертов с бюллетенями референдума, предлагая таким способом выразить мнение. В Краснодаре и Ростове практиковали интернет-голосование по вопросам на сайтах региональных отделений.
Конечно, даже там, где к организации Народного референдума отнеслись максимально ответственно, не все удалось сделать. В условиях, когда каждый шаг требует средств, главной проблемой региональных отделений остается наше безденежье. Здесь особенно непросто пришлось организациям, пережившим в минувшем году те внутренние проблемы, которые мы в целом преодолели. В Хабаровском, Амурском региональных отделениях с таким трудом созданная партийная собственность перекочевала в руки нечистоплотных лиц. Но как раз опыт названных отделений показывает, что даже в самом тяжелом положении можно получать достойный результат. Выручает моральное оздоровление организаций, восстановление принципов коллегиальности и партийного товарищества.
Чем же стал Народный референдум для КПРФ? Во-первых, он дал возможность представить гражданам страны позицию партии, предъявить нашу программу первоочередных действий. Во-вторых, донести саму идею Всероссийского референдума до широкого круга граждан, заручиться их поддержкой. Массовое голосование по важнейшим проблемам жизни страны наглядно продемонстрировало волю граждан России. Подавляющее большинство высказалось за государственную собственность на землю и природные ресурсы, за доступное образование и здравоохранение, против жилищно-коммунального террора, за ответственность власти всех уровней перед народом. В-третьих, удалось привлечь население к новым формам политической борьбы и защиты своих прав, когда мы не только выступаем «против» чего-то, но и отстаиваем то, «за» что мы боремся. Это серьезный эмоциональный резерв для агитационной работы.
Конечно, кто-то может сказать: да никакой это не референдум, это просто «опрос». Наш ответ такой: называйте как хотите. Масштаб работы, охваченные срезы общества, позволяют смело говорить о главном — о достоверности результата. Мы можем с уверенностью сказать: результаты народного голосования свидетельствуют о поддержке населением программы конкретных действий КПРФ. Везде уровень поддержки вынесенных на голосование вопросов заметно превышает 90%. Получили одобрение и те вопросы, которые дополнительно включались в бюллетени для голосования региональными комитетами партии.
И вот о чем еще нужно сказать отдельно. Последние полгода власть очень активно раскручивает Общественную палату. Мы знаем, как она формировалась. И мало сказать, что Общественная палата — подконтрольный орган, который по назначенным ему функциям пытается дублировать Государственную думу, которая по содержанию своей работы на самом деле и должна быть такой палатой. Нужно видеть, что тем самым власть пытается подменить общественное мнение, выдать мнение Общественной палаты за мнение всего общества. Наш референдум — это хороший ответ на такое желание власти. Наш Народный референдум — это в принципе и есть содержание настоящей, подлинной общественной палаты. И возможно, нам следует обсудить вопрос о том, чтобы помочь такой Народной палате формализоваться.
В принципе база Народного референдума дает прекрасную возможность для начала работы по созданию института сторонников КПРФ. В ситуации, когда мы каждый раз сталкиваемся с проблемой распространения нашей точки зрения, нашей продукции, — это весомый канал альтернативной коммуникации. Нужно поставить цель — иметь в каждом доме, подъезде «своего человека». И не просто знать этого человека, но и наладить с ним постоянный рабочий контакт. Считаю это актуальной задачей партии.
Однако, товарищи, вся работа по проведению Народного референдума пойдет насмарку, если мы сегодня остановимся. Сегодня мы должны четко ответить на вопрос: что делать дальше? Отвечая на этот вопрос, следует помнить: успех Народного референдума позволил нам быть участниками реальной политики, влиять на происходящие процессы, оставаться серьезным политическим игроком в условиях фактического авторитаризма. Теперь мы должны продумать наши действия так, чтобы добиваться в этих условиях результата.
Первое направление: перед партией стоит задача довести до логического завершения процесс правовой защиты права граждан России на участие в референдуме. В ходе Народного референдума мы выразили намерение обжаловать в Европейском суде по правам человека действия Центризбиркома РФ, нарушившего конституционные права граждан страны. В ближайшее время будет направлено в Конституционный суд обращение с целью пересмотра действующего закона о референдуме в Российской Федерации как нарушающего права граждан. Работа будет принципиальной, но, по всей видимости, длительной. От идеи Всероссийского референдума мы не отказываемся.
Второе направление. Это то, с чем каждый из нас должен проснуться завтра. Люди должны видеть, что их воля не выпущена в воздух и в слова. Опираясь на результаты народного голосования, значительную работу предстоит провести фракциям КПРФ в Государственной думе и региональных законодательных собраниях. Необходимо разработать и внести на рассмотрение органов представительной власти пакеты своих законодательных инициатив. В частности, необходимо инициировать принятие законов об отзыве избирателями депутатов, глав исполнительной власти и местного самоуправления за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, за игнорирование интересов граждан и нарушение своих предвыборных обязательств. Там, где подобные законы приняты, необходимо оценить, насколько выполнима заложенная в них процедура. Если она прописана в практически нереализуемом виде, необходимо предложить поправки, направленные на ее упрощение. Процедура отзыва должна превратиться в реальный механизм общественного контроля за деятельностью власти. Сегодня мы должны резко усилить законодательную работу, укрепить юридические службы в регионах и в целях активизации законотворческой работы, и в стратегических целях грядущих кампаний. Это серьезная задача партии.
Важнейшая роль в разработке базового пакета законодательных инициатив КПРФ должна быть отведена нашей фракции в Государственной думе. При этом работа над законопроектами, иными законодательными инициативами должна вестись максимально гласно, с привлечением внимания общественности, средств массовой информации. Необходимо полнее использовать парламентские возможности для организации встреч, слушаний, конференций, «круглых столов». Их проведение по проблемам экономического и социального развития, жилищно-коммунальной сферы, детства и образования, науки и культуры послужит поиску решения проблем, поставленных Народным референдумом.
У региональных отделений партии уже появился опыт постановки коммунистами — депутатами законодательных собраний — вопроса о поддержке Народного референдума прямо на сессиях законодательных собраний. Этот опыт заслуживает нашего внимания и распространения.
В тех регионах, где еще не состоялось знакомство с итогами Народного референдума губернаторов, председателей органов законодательной власти, депутатских фракций и групп, глав местного самоуправления, независимых депутатов разных уровней, — необходимо провести такую работу. Следует направить им официальные письма с информацией о результатах народного голосования на общероссийском и региональном уровнях. Инициировать проведение по этой теме личных встреч, использовать для их организации действующих депутатов — членов КПРФ. Итоги переговоров могут использоваться либо для развития диалога, либо для контрпропаганды. Отказ представителей власти от сотрудничества необходимо показывать как нежелание прислушиваться к мнению избирателей.
Наша цель — любыми способами интегрировать результат уличной политики в реальную политику, прицельно и публично добиваться реализации итогов Народного референдума.
Можно уже сегодня в общих чертах предложить примерный план такой работы. По каждому из вынесенных вопросов подготовить законопроекты, назвав их совокупность — «Пакет народной инициативы». Внести в Государственную думу на рассмотрение. В обращениях к обществу акцентировать внимание на том, что коммунисты, опираясь на инициативные подписи граждан, законопроекты разработали и внесли. Официально обратиться к каждой фракции с предложением поддержать эти законопроекты. Добиться от каждой отзыва и ознакомить с этим отзывом общество. Еще один шаг: обратиться к каждому депутату с предложением стать соавтором этих законопроектов. Опубликовать список депутатов, не поддержавших «Пакет народной инициативы».
Особым направлением целесообразно сделать тему фиксации внимания президента на собранных подписях. Здесь нам стоит особенно продумать процедуру. Наша цель не просто «передать подписи» президенту, наша цель — достичь нового витка в кампании популяризации Народного референдума. Поэтому нужно продумать акцию так, чтобы заставить власть среагировать на самом высоком уровне.
Мы должны максимально полно раскрыть потенциал второй волны агитационной кампании. Власть не слышит голос народа. Общество должно не только узнать об этом от нас, но и почувствовать самостоятельно.
Протестное движение: от «акций» к оружию
реальной политики
Товарищи!
Как мы видим, законодательная работа теснейшим образом переплетается с агитационной и протестной. О протестной работе сегодня нужно сказать отдельные слова. В 2003 году было проведено 7 общероссийских акций, включая традиционные дни праздников, и на улицы в течение года вышло 2 миллиона 500 тысяч человек. В 2004 году на фоне завершения выборных кампаний наблюдался некоторый спад, было проведено 5 общероссийских акций, а на улицы в течение года вышло 2 миллиона 100 тысяч человек.
X съезд партии поставил перед нами задачу — активизировать протестное движение, организовать проведение Всероссийских акций. XI съезд партии подтвердил актуальность лозунга: «Самоорганизация, самоуправление, самозащита народа!». Этот партийный лозунг прошел проверку временем в ходе социальных боев 2005—начала 2006 годов. В 2005 году на улицы вышло 3 миллиона 600 тысяч человек, а на март этого года цифра уже около 2 миллионов. Мы сделали продвижение в этой работе. Конечно, мы понимаем, что костяк этих миллионов — примерно одни и те же люди. Но столь же хорошо мы понимаем и видим: каждая следующая акция вливает в ряды протеста новые десятки, сотни тысяч наших граждан.
Главный результат этих выступлений не только рост численности, но и качественное изменение. Население осознало, что есть рычаги непосредственного давления на власть. По данным различных социологических опросов, у 70% граждан появилось понимание, что выход на улицы позволяет решить острые проблемы. Около 47% при социологических опросах заявляли о готовности в той или иной форме принять участие в акциях протеста.
В течение прошлого и текущего года организация и ход протестного движения неоднократно рассматривались на Секретариате и Президиуме ЦК КПРФ. Отдел Центрального комитета по рабочему и профсоюзному движению координировал акции протеста, проводил работу по распространению опыта массовых протестных действий, организовывал выступления в некоторых регионах. Важную роль играет постоянно работающий штаб протестных действий, в котором участвуют около 30 политических и общественных организаций. В последнее время состав участников расширился за счет ряда отраслевых профсоюзов. Значительное количество сторонников из числа региональных общественных движений имеют Марийское и Удмуртское республиканские, Алтайское, Краснодарское, Красноярское краевые, Волгоградское, Воронежское, Московское областные и другие отделения КПРФ.
Акции протеста продолжались в течение всего 2005 года. Главные темы: требование отмены 122-го закона; протест против реформы ЖКХ и повышения тарифов в этой сфере; акции против реформы здравоохранения; против приватизации лесов и водоемов; требование пересмотра налогов на землю и высоких цен на земельные участки; акции в поддержку политзаключенных; защита Красного Знамени Победы.
По инициативе молодежных движений в ряде городов страны была проведена акция «Антикапитализм-2005». Традиционными стали акции, проводимые по инициативе Профсоюза работников агропромышленного комплекса, Движения в поддержку армии, Движения за возрождение СССР, работников науки и образования.
Значительным шагом вперед в развитии протестного движения явилось укрепление солидарности его участников. Это особенно наглядно проявилось в ходе усиливающихся в последнее время политических репрессий. Проходили специальные пикеты и митинги в поддержку политзаключенных. Петиции и требования прекратить разгул политических репрессий в стране содействовали освобождению наших товарищей в Краснодаре и Омске, в Ярославле и Санкт-Петербурге, в Москве и Ульяновске.
В ходе протестных мероприятий появились новые формы самоорганизации и самозащиты. В Воронежской и Ярославской областях стали активно развиваться институты местного самоуправления в виде Советов общежитий, территориального местного самоуправления, Комитетов обороны. Воронежский совет общежитий объединил 35 тысяч жителей города из 87 общежитий в борьбе за свои права. Авторитет Совета таков, что городские власти не принимают ни одного решения без его согласия.
Власти пытаются сбить волну протеста частичными уступками и обещаниями, а также применением репрессивных мер против участников акций протеста. Показательным примером попыток приглушить протест населения явилось заявление о повышении заработной платы работникам образования и врачам. Сегодня очевиден лживый характер этих обещаний. Они были вызваны тем, что в октябре готовилась Всероссийская акция протеста работников образования.
Среди самых активных протестных регионов: Московская область, Москва, Волгоградская область, Алтайский край, Нижегородская область, Башкирия, Краснодарский край, Удмуртия, Самарская область, Саратовская область, Воронежская область, Санкт-Петербург, Красноярский край, Ставропольский край, Татарстан, Белгородская область, Приморский край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область.
Решение проблемы — в организации работы, в том, как к ней подойти. Совершенно правильная практика, когда массовая работа, протестные мероприятия оформлены в единый комплексный план. Планы конкретной работы утверждаются региональным и всеми местными комитетами, многими первичными отделениями. В работу вовлечен каждый коммунист. Отсюда и результат. Например, в Московской области за год проведено свыше 500 акций на социальную тематику, а правительство области было вынуждено предпринять ряд мер, чтобы реализовать требования протестующих. Вот это — реальная политика. Ну а даже если результата не удалось достигнуть, выход людей на улицу, особенно в дни проведения Всероссийских акций протеста, обращает на себя внимание и населения, и СМИ, позволяет пусть пассивно, пусть на уровне обсуждения подтянуть к нашим действиям людей, недовольных поведением власти. Обозначить в массовом сознании проблему как проигнорированную властью.
Вместе с тем не может удовлетворять недостаточная активность в действиях протеста Алтайского республиканского, Владимирского, Смоленского, Камчатского, Кемеровского, Калмыцкого, Северо-Осетинского, Читинского региональных отделений.
В целом для дальнейшего развития протестного движения перед нами стоит несколько задач.
Первая задача — создание групп быстрого реагирования. Это специальные структуры при комитетах, первичных отделениях, состоящие из активных членов партии, желательно молодых, которые в сжатые сроки способны организовать протестное мероприятие. В настоящее время такие постоянно действующие группы работают в полном объеме только в десяти отделениях партии.
Вторая задача — укрепление материально-технической базы организации проведения протестных мероприятий. Проблема в том, что основные ресурсы, как правило, сосредоточены в региональных комитетах и фактически отсутствуют в местных и первичных отделениях, количество которых более 17 тысяч. Это связывает руки рядовым коммунистам, лишает их возможности оперативной инициативы. Как минимум необходимо обеспечить эти подразделения партии звукоусиливающими установками.
Третья задача — вытеснение из массового движения протеста псевдолидеров, которые своим участием, а вернее, своей попыткой пристроиться к акциям, не только дискредитируют идею, но и размывают цели наших акций.
Четвертая задача — необходимо разработать систему мер для защиты нашего актива при попытках властей применить репрессии. Порой для этого достаточно создать общественное мнение, пригласить средства массовой информации, в некоторых случаях необходимы более серьезные усилия. У всех нас на памяти пример Краснодара, где преследовались наши товарищи. Отстояли, отвоевали. Значит, можем.
Пятая задача — неоднородность обстановки в различных регионах России требует от партийных организаций четкого анализа социально-политической ситуации, выявления наиболее острых проблем, возникающих у населения. Правильная оценка настроений населения в целом и его отдельных категорий позволит придать действиям протеста широкий массовый характер. Нужны конкретные программы под конкретные регионы. Классическая протестная программа работает только на наших проверенных сторонников. Чтобы расширять этот круг, нужно верно формулировать текущий запрос населения. Нужно как можно раньше выявлять социологию волнующих проблем. С этой целью, с целью максимально точного попадания в настроения людей партии пора поставить вопрос о создании при каждом региональном отделении хотя бы небольших независимых от власти социологических служб.
В каждом регионе необходимо проводить «разогревающие» акции «по цепочке», выходя на большую одновременную акцию. Такое построение акций помогает усилить и умножить протестные настроения. Важно ориентировать партийные организации и коммунистов на проведение протестных действий не только в день, назначенный для проведения Всероссийской акции, но и в порядке подготовки к этой акции и в развитии протеста в регионе после проведения всероссийского мероприятия.
Хорошую почву для активизации этой работы дала нам прошедшая
3—4 марта Всероссийская акция протеста против нового Жилищного кодекса, в которой приняли участие около 2 миллионов человек. Пока эта акция не вызвала должной реакции властей, действий не последовало. Но мы увидели живой отклик населения. Чего стоит только один факт: в поселке Пыталово Псковской области в середине февраля прошел «круглый стол» по теме тарифов, в котором приняли участие более 800 человек. В поселке — более 800 человек!
Главное, что резко отличает эту акцию от прошлогодней, связанной с отменой льгот, — в этот раз люди не просто протестовали против реформы. Народ поднял на свое знамя лозунг КПРФ о том, что оплата ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи. Это было отмечено практически всеми СМИ. Вот это — реальная работа Народного референдума. И фактически начало работы по реализации одного из наших вопросов. По результатам акции уже утвержден план дальнейших мероприятий. Так, 8 апреля состоится еще одна Всероссийская акция протеста против жилищной политики властей. И важно эту акцию провести более жестко и более массово. Все аргументы у нас для этого есть. В одной руке — наши четкие, абсолютно реализуемые законодательные инициативы по жилищной тематике. В другой руке — Гражданский кодекс, где в статье 12-ой говорится, что, когда создаются экстремальные условия для жизни, народ имеет право проводить акции гражданского неповиновения. Наконец, в наших сердцах — ненависть к чудовищной несправедливости, когда размер квартплаты составляет более 60% от средней заработной платы.
Товарищи! Все последнее время Народный референдум и резкое усиление протестного движения дополняли друг друга, подпитывали друг друга, вобрали в себя мощный заряд народного недовольства и стремления к лучшей жизни. Заставили власть реагировать. Пусть медленно, пусть не в полной мере, но реагировать. И когда мы говорим, что Народный референдум и усиление протестного движения дали нам рычаги влияния на политику, мы говорим о совершенно конкретных вещах. Приведу несколько примеров. Борьба против закона №122 привела к тому, что власть вынуждена была вернуть населению более 350 миллиардов рублей. Власти пришлось перенести срок введения в действие закона №131 о местном самоуправлении на 3 года, мы приостановили эту безденежную передачу полномочий вниз. Даже по новому Жилищному кодексу удалось продлить сроки приватизации жилья для населения и сроки создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). Удалось остановить идею взимания земельного налога с владельцев садовых участков. Наконец, может быть, самое главное: при всей своей слабости «национальные проекты» власти не что иное, как реакция на наши альтернативные предложения в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищной политики. Сегодня даже распространяется практика, когда «Единая Россия», приняв очередной варварский закон, затем вносит к нему поправки, о которых говорим мы, но уже от своего имени. Такую практику, безусловно, нужно разоблачать. Но свидетельствует она о главном: у нас в руках — новое мощное политическое оружие. Оружие, которое надо доводить до совершенства.
Агитационная работа: от тезисов —
к образу будущего
Уважаемые товарищи!
Прошлой весной мы подробно, может быть, даже слишком подробно, останавливались на формах и методах партийной агитации. Было предложено немало новых форм. Скажем сегодня прямо: мы достигли немало.
В том числе это заметно по той печатной, аудио- и видеопродукции, которую готовят наши организации в ходе региональных выборов. С точки зрения качества пропагандистской работы и оперативности за год прибавили партийные газеты. И сегодня можно сказать: мы в целом научились делать агитацию на хорошем уровне.
Где-то лучше, где-то хуже, но и тот опыт, которым делится ЦК КПРФ, и та инициатива, которая проявляется на местах, — дают результат. Многое, конечно, не было сделано, не до всего доходили руки, не на все хватало сил. Это, например, касается организации агитационной кампании недоверия государственным СМИ. Сильный резерв, думаю, мы еще им воспользуемся. Но куда более важно сейчас вернуться к упущенной теме расширения арсенала агитационных приемов, которые можно использовать в Государственной думе и региональных законодательных собраниях.
Ведь это особенно важно будет в ближайшей перспективе, когда мы станем продвигать «Пакет народной инициативы». Это должно быть слышно, видно. Это должно быть ярко. Это должно выглядеть не только как предложение КПРФ, а как поход народа к власти, потому что, по сути, так оно и есть. В связи с этим ЦК КПРФ на уровне фракции КПРФ в Государственной думе, а региональные отделения партии на уровне законодательных собраний регионов должны уже сейчас продумывать план мероприятий, нацеленный на решение этой задачи с точки зрения форм ее воплощения.
Так что в работе над качеством продукции и способами агитации мы не сбавляем, а добавляем. Но сегодня более подробно я бы хотел сказать не о формах, а о содержании агитационной работы. Без свежего слова, опирающегося на нашу идейную базу, без опоры на запрос населения нам будет непросто. И вряд ли верно сказать сегодня: у партии есть вопросы Народного референдума и этого достаточно. Нет, недостаточно. Вопросы Народного референдума — это только первое приближение к нашей программе, опорная точка.
Нам просто необходимо активизировать теоретическую работу. X съезд поставил перед нами эту актуальную задачу. Сама жизнь ставит ее перед нами. В связи с этим Президиум и Программная комиссия обратились к партии и сторонникам дать оценку новым тенденциям в общественном развитии и конкретизировать ближайшие задачи КПРФ. Нам предстоит дать точную характеристику сложившегося строя. Провести анализ изменений в положении социальных групп. Раскрыть взаимосвязь социально-классовой и национально-освободительной борьбы. Обсудить место России в современном мире. Почему мы не хотим и не можем вести такую работу в узком кругу философов и идеологов? Потому что наше слово будет только тогда точным, когда впитает в себя жесткий анализ ситуации, живую боль и желание действовать каждого региона, каждого активиста, каждого несогласного с нынешним курсом… Сегодня нужно обозначить черты того общества, того будущего, которое мы стратегически хотим построить. Искренняя ностальгия людей по Советскому Союзу — наш помощник и душа такой программы. Но ностальгия не может быть знаменем. А нам нужно знамя, за которым нашим людям, воспитанным на ценностях подлинной справедливости, хочется идти вперед без страха и сомнений.
Вопросы идеологии, классовый анализ — это то, что всегда было в основе наших подходов к оценке ситуации и выработке программы действий на протяжении всей современной истории партии. Однако в последние несколько лет, примерно с 2000 года, обстоятельства вынуждали нас учиться вести борьбу в ситуации, когда вопросы идеологии умышленно уводились нашими конкурентами на второй план. Во многом борьба приобретала ситуативный характер. Мы объясняли и показывали гражданам, что власть не выполняет своих обещаний, делает часто прямо противоположное. Доказывали, что политический и социально-экономический курсы должны быть другими.
Почему власть наконец занялась поиском идеологии? Причина очевидна. «Единая Россия» будет участвовать в предстоящих выборах в более сложных условиях. И одного административного ресурса будет мало, придется разговаривать с людьми. В связи с этим для «партии власти» — «Единой России» — ищут не только политическую, но и «идейную» нишу, с помощью которой обществу будет прививаться некий консерватизм, страх сойти с проводимого курса. Это будет не просто «мы за все хорошее и против всего плохого», как это было раньше. Власть организационно готовится к тому, чтобы излагать свою позицию системно.
Подобные выводы прямо следуют из некоторых последних, самых свежих программных выступлений тех, кто пытается придать идейное звучание политике, которую проводит Кремль. В ближайшее время региональные организации получат рекомендации, основанные на анализе этих документов. Но уже сейчас мне бы хотелось остановиться на нескольких посылах, которые идут из этих материалов. Там есть два вида позиций. Позиции «против» и позиции «за».
Сначала о позициях «за».
Первая позиция — это построение некой «суверенной демократии». Таким путем осуществляется попытка и дальше эксплуатировать патриотическую идею. Подчеркивать, что российские власти следуют концепции «особого пути» России, якобы не отказываясь от демократии, но ограничивая иностранное экономическое и политическое влияние и присутствие на территории страны. В связи с этим темы эффективной внешней политики, ее опоры на патриотизм и самостоятельность России будут также активно развиваться. Одновременно с этим будет раскручиваться идея о России как о мировом энергетическом лидере, что станет некой вариацией на тему великой державы.
Мы уже давно привыкли к тому, что власть занимается перехватом патриотических лозунгов, особенно в части дипломатических дискуссий с Западом. Да, в ряде внешнеполитических оценок точка зрения партии и точка зрения Кремля сходятся. В то же время мы не видим, что российская внешняя политика нацелена на инициативное стратегическое влияние на мировые процессы в рамках тех традиций, которые долгими десятилетиями создавала советская власть.
Что касается демократии. Не стоит тратить время на то, чтобы в очередной раз подводить доказательную базу под авторитарность нынешней системы. Доказать это нетрудно. Да и не в этом суть. Объяснять в нашей агитационной работе отличия демократии от авторитаризма — значит стучаться в закрытую дверь. На повестке другой вопрос. Вопрос утерянного доверия ко всяким выборам, к обещаниям, к понятию «представитель народа». Это показывает протестное голосование на региональных выборах, наконец, это сегодня скажут 9 из 10 случайно опрошенных человек. Не заметить этого невозможно. И здесь наш главный пропагандистский тезис сегодня — введение ответственности чиновников всех уровней и механизмы их отзыва гражданами.
Вторая позиция — власть берет на вооружение терминологию социальной справедливости. Назову несколько не столько основополагающих, сколько показательных тезисов власти.
Во-первых, власть будет пытаться заставить людей поверить, что социальная справедливость требует не очередного передела собственности, а честной уплаты налогов. Принципиальный момент для нового витка идейной полемики. Выигрышный для нас хотя бы потому, что даже внутри «Единой России» боятся произнести этот тезис вслух, а в печати уже слышаться голоса «единороссов», что, мол, может быть, собственники что-то доплатят государству, чтобы хоть как-то замолить грехи. Не грехи это, а преступления. И люди это знают и пятнадцать лет помнят об этом, будто случилось это вчера. И потому мы уверенно противопоставим такому подходу свой тезис о возвращении в государственную собственность природных ресурсов и стратегически важных отраслей. И никакой рынок не рухнет, если вести эту работу не по принципу «отнять и поделить», которым запугивают общество, а на основании грамотно подготовленной законодательной базы, которая обеспечит единый и ясный для всех подход, предусмотрит элементы подстраховки экономической системы на время переходного периода. То, что работает в интересах страны, в интересах ее конкурентоспособности, то, что делает какой-либо продукт лучше, чем сможет сделать государство, — так и будет дальше работать. Но те, кто работает в ущерб интересам страны, те, кто обдирает население ради личного обогащения, не налогами откупаться должны, — должны вернуть общественное достояние государству и народу. Справедливость можно строить только на справедливом фундаменте. Такой подход, подход справедливости подлинной, — наше серьезное агитационное оружие.
Во-вторых, власть будет пытаться заставить людей поверить, что устойчивое развитие свободного общества, свободной экономики предполагает более справедливое распределение национального продукта. Все верно, товарищи. Но только если убрать из этого тезиса слово «более». Вот здесь наша полемика с властью приобретает самый наглядный характер. Более справедливое относительно чего? Относительно сегодняшнего дня? И насколько «более» справедливое? Или это движение от очень несправедливого к просто несправедливому? Одним словом, не может быть такого. Распределение может быть либо справедливым, либо несправедливым. Это вопрос системного характера. Действительно, жировая прослойка в виде профицита бюджета, золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда позволяет властям «делиться» с населением в рамках каких-то программ. Но это не политика социальной справедливости, это политика «социального умиротворения». Социальное умиротворение будет проводиться как посредством национальных проектов (их число, вероятно, будет увеличено), так и через незначительные повышения пенсий и заработной платы. Будет создаваться иллюзия улучшения качества жизни при одновременной постановке амбициозных долгосрочных задач.
Подобной политике «социального умиротворения», которая будет подаваться под соусом «постепенных», а на самом деле медленных и мелких, экономических преобразований, — мы должны противопоставить политику «экономического рывка». Уверен, что никто из наших граждан не думает на сто лет вперед. Также уверен, что каждый из наших граждан понимает, сколь дорого в современном мире время. Его утрата — в сфере образования, в науке, в технологии, в обороне — будет необратимой.
Именно поэтому мы должны говорить о народно-ориентированной экономике. Мы уже очень верно нащупали тему Стабилизационного фонда. Ведь если посмотреть, как она принималась два года назад и сейчас, — это небо и земля. Люди знают и видят, что у государства есть средства. Люди знают и видят, что власть не вкладывает эти деньги в собственную страну. Люди знают и видят, что вчера Михаил Фрадков по-отцовски хвалит смущенного Германа Грефа за блестящий доклад, а на следующий день вдруг вспоминает об инфляции и картинно возмущается профессиональной непригодностью министров. И теперь, развивая тему Стабилизационного фонда, мы должны предложить обществу цельную, умную, продуманную, конкретную программу — как, по нашему мнению, можно и нужно распорядиться накопленными средствами. Не просто заявить: надо вкладывать в реальный сектор и в заработную плату. Нужно указать те отрасли промышленности и производства, которые послужат локомотивом естественного экономического роста и качественного, а не «поэтапного», улучшения благосостояния граждан. Вокруг подобной работы обязательно нужно развернуть специальную кампанию, привлечь отраслевых специалистов, организовать серию мероприятий, чтобы дискуссия была заметной. Общество ждет ответы. Власть, сосредоточившая все свои умственные силы на сырьевом секторе экономики, этот ответ дать не может и не хочет. Этот ответ дадим мы. Ответ на эти живые вопросы будет куда более заметен людям, чем оторванные от действительности программы.
Третья позиция — Кремль и «партия власти» решили предметно заняться политической социализацией молодежи. Цель — сформировать заведомо лояльное поколение. Переплавить задатки социальной активности и максимализма молодых людей в удобные для властей формы. Мы привыкли рассматривать молодежную политику как нечто нужное, но добавочное ко всему остальному. Сегодня следует перемещать значительный протестный и агитационный акцент именно сюда. Вырабатывать аргументацию, нацеленную на настроения молодежи. Судя по студенческим акциям, на которых приходится выступать, потенциал молодежного протеста вызревает. А события, происходящие в Европе, во Франции, дают нашим студентам хороший пример отстаивания своих прав.
Теперь о позициях «против», которые содержатся в идеологических установках власти. С целью консолидации вокруг себя элиты и общества власть использует пропагандистский прием создания «образа врага». Как своих внутренних врагов на этом этапе Кремль обозначает два течения.
Первое — олигархический режим 90-х годов. Для нас этот вопрос не стоял и не стоит, мы всегда боролись против олигархов и эта борьба продолжается. Но не об этом речь. Агитационная работа власти всегда ведется по схеме склеивания своих политических конкурентов с образами, которые отрицательно воспринимаются в обществе. Думаю, насчет попыток связать КПРФ с олигархами мы уже сделали для себя выводы из прошлых выборов и выработали стойкий контрпропагандистский иммунитет, — и в этот раз эта тема нас не затронет. Тем более что ответ на этот вопрос мы четко даем, разъясняя свое видение социально-экономической политики.
Куда большую опасность несет второе, новое направление, так называемое антифашистское. Заложенное в сознание нашего народа неприятие фашизма и фашистов позволяет, как считают идеологи Кремля, компрометировать оппозиционные и нелояльные силы за счет ассоциации с заведомо негативными персонажами. Одновременно это позволяет дискредитировать нелояльные политические силы, ассоциируя их с фашистами. При этом фашистские тенденции для создания реальности угрозы будут в каком-то виде подогреваться заинтересованными силами.
Вот это — реальная опасность, так как власть уже сделала несколько попыток опорочить КПРФ. Главная попытка — «Антифашистский пакт», который в провокационном русле был раскручен как неподписанный нами. На самом деле партия власти уходит от реальной работы по устранению причин для розни. А причины — в бедности, которая порождает злость, а злость в свою очередь порождает насилие. Вместо этого в документе на одну доску с экстремизмом поставили так называемое разжигание социальной розни. Если называть вещи своими именами, то это просто провокация. Ведь «разжигание» — это не когда говорят о проблеме, а когда создают проблему.
Что касается нашей позиции, то мы и без Пакта проживем. Все необходимые подписи мы давно поставили под Нюрнбергским приговором, и миллионы коммунистов расписались своей кровью на полях сражений. Политический костюм национализма и разжигания розни на нас при всем желании невозможно напялить. Историей доказано, что коммунисты всегда боролись с фашизмом. Поэтому любые попытки склеить КПРФ с этой темой будут только на руку тем силам на Западе, которые хотят переписать историю и нанести таким образом удар по национальным интересам России.
В этой связи стоит вспомнить январскую сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы, когда коммунизм пытались поставить на одну доску с фашизмом. Почему это происходило? Почему именно сейчас? Это не просто сведение счетов. Это в первую очередь носит политико-инструментальный характер. Это страх перед теми процессами, которые происходят во всем мире. Мы прекрасно видели за этим документом желание отвлечь внимание европейского и мирового сообщества от реальных проблем, от преступлений, совершаемых ежедневно. В Югославии, в Ираке, в Афганистане, в Пакистане и других независимых государствах. Ну а главное, авторы документа проговорились в своей декларации, что ностальгия по коммунистическим временам ведет к возникновению угрозы прихода к власти коммунистов в той ли иной стране. Вот чего боятся авторы документа. Авторы правы. Но они боятся не только ностальгии.
Идеология социальной справедливости, получившая чувствительный удар после разрушения Советского Союза, снова набирает силу. Западный капитал взволнован ростом левых настроений во всем мире. Сегодня — взрыв популярности левых идей в странах Латинской Америки. Консолидируются европейские левые. Здесь же — особый разговор о России, где либеральные партии и либеральные реформы больше не воспринимаются обществом. Возможно, именно из-за страха перед ростом левых настроений антикоммунистическая кампания против нашей партии вновь активно проявилась уже внутри страны.
Особенно внимательно надо подойти к работе на предстоящей в апреле Всероссийской научно-практической конференции «Коммунисты и русский вопрос», где мы постараемся раскрыть суть русского вопроса через особенности социально-экономического и духовного положения народа в данный исторический период. Насаждение либеральной модели в России под нажимом США и контролируемых ими международных институтов привело к человеческим потерям на территории Российской Федерации в 10 миллионов человек, из которых 9 — русские. На конференции в своем анализе мы обязательно будем учитывать, что капиталистические ценности противоречат глубинным традициям русского народа, что русский вопрос может найти свое решение только на основе единства национальных интересов страны с интересами и исконными ценностями народа. Хотелось бы, чтобы Конференция смогла акцентировать внимание общества на многовековой традиции считать себя русским не «по крови», а по культуре, по государственной принадлежности, любви к Отечеству. Благодаря этой традиции на Руси и в России достигались поразительные результаты и благодаря ей русский народ сумел стать стержнем уникальной многонациональной общности, основанной на дружбе народов. Мы должны выработать свою позицию по русскому вопросу и, что не менее важно, не позволить эту позицию кому-либо извратить, а желающие найдутся обязательно. Это серьезная пропагандистская задача.
Что касается консолидации общества, то со своей стороны мы могли бы выйти с идеей организации более здравой, более полезной, более актуальной общественной дискуссии и политической кампании. Условно говоря, это можно назвать «Антикриминальным пактом», цель которого определить, как бороться с криминалом и коррупцией в современной России. Принять участие в этом смогут организации, которые докажут свою готовность бороться с криминалом и кто не замешан в коррупции. Мы должны говорить открыто, что власть не борется с криминалом и коррупцией и что КПРФ со своей стороны выдвигает лозунги борьбы за чистую и честную власть.
Товарищи! В любом случае мы должны помнить, что главное наше оружие — перехват инициативы и созидательная работа.
На внешнем направлении в ответ на антикоммунистическую кампанию наша реакция оказалась чрезвычайно быстрой. Протестные выступления в центре Европы, в которых мы приняли активное участие, наша идейная убежденная полемика в Страсбурге фактически заблокировали принятие вредных рекомендаций по проведению в жизнь резолюции ПАСЕ. Затем был подготовлен и «Меморандум о задачах борьбы против империализма и необходимости международного осуждения его преступлений». Приговором империализму звучат данные Доклада ООН за 2005 год. Совокупные доходы 500 самых богатых людей мира превышают доход беднейшей части населения планеты, которая насчитывает 416 миллионов человек. Политическая и моральная оценка прошлых и нынешних дел империализма необходима именно сейчас, когда страны, придерживающиеся установок этой идеологии, пытаются навязать свою деятельность как некий эталон для подражания. К нашему Меморандуму сегодня можно добавить и политическую расправу Гаагского трибунала — юридического отдела НАТО и западных спецслужб — над Слободаном Милошевичем, не покорившимся защитником народа Югославии, борцом против насаждения в своей стране американских порядков. Сегодня текст Меморандума уже обсуждается коммунистическими партиями всего мира. Планируется проведение международной встречи в Москве.
Такая же наступательная тактика должна ве
стись и внутри страны. И наша программа-минимум, и наша программа-максимум, должны звучать, должны быть глубокими по содержанию, легко и доступно изложенными по форме.

* * *
Уважаемые товарищи!
В партии идет отчетно-выборная кампания. И какую бы тему мы с вами не обсуждали, сколько бы объективных и субъективных факторов ни анализировали, — есть один вывод, с которым сложно поспорить: где развитая партийная структура, там развивается инфраструктура, там и результат работы. Там хорошо прошла работа по Народному референдуму, там активно идут протестные акции, там и выборы проходят успешно. Совершенствование партийных структур, прием новых членов, энергичная работа на местах, — вот гарантия нашего успеха в политической борьбе. Не все, но очень многое зависит от нас самих.
Сегодня наши силы и возможности — в постоянном контакте с населением. Все наши резервы — в дисциплинированном, неравнодушном и творческом подходе к выполнению задач, нацеленных на усиление протестного движения и агитационной работы. Нацеленных на превращение энергии и слова народа — в дело реальной политики.
Люди эту работу замечают. По опросу Центра международных социологических исследований, который был проведен в 40 регионах, на вопрос, деятельность каких партий или движений в большей степени привлекала ваше внимание в 2005 году, результат был следующим. «Единая Россия» — 31%. КПРФ — 27%. Остальные не выбрались даже за 12%. Поэтому на нас с вами лежит большая ответственность в этой двухпартийной борьбе. И хотя сегодня мы говорим об «итогах» Народного референдума, — все только начинается.

 



 


 


В оглавление номера