Визит Путина в Китай на прошлой неделе был важным событием. К нему не надо относиться как к еще одному из длинной серии турне охочего до зарубежных поездок российского президента. Конечно, по части любви к путешествиям г-н Путин далеко превосходит всех своих предшественников. Петр I совершил только одну крупную загранпоездку — в составе Великого посольства. Никуда особенно не ездили и другие главы России и СССР (Сталин всего-то выезжал в Тегеран, да в Потсдам). Лучшим путешественником (а потом и лучшим немцем) стал Горбачев.
Поездка в Пекин несла, однако, большую политическую нагрузку. Ведь от того, как будут складываться наши отношения с Китаем, зависит очень многое и для народов обеих наших стран, и для обстановки во всем мире.
В визитах г-на Путина в последнее время большое внимание уделяется экономической стороне. Прежде всего торговле российским газом и нефтью. Оно и понятно, поскольку больше торговать России особенно нечем. Вот и его поездка в КНР носила все «нефтегазовые» признаки. Если раньше Китай получал энергоносители преимущественно из Персидского залива, то в результате подписанных в ходе визита соглашений через 15 лет Россия может выйти на первое место в числе поставщиков нефти и газа в КНР. А Китай — это для нас огромный рынок, весомый противовес попыткам США и ЕС диктовать свои условия сотрудничества в вопросах энергетической безопасности. От диверсификации рынка поставок наших энергоносителей в ближайшие годы будут серьезно зависеть возможности маневра России на международной арене.
В Пекине было условлено построить два газопровода с пропускной способностью в 60—80 миллиардов кубометров газа в год (стоимость проекта — до 10 миллиардов долларов). Выручка «Газпрома» при этом может ставить от 9 до 12 миллиардов долларов в год (в зависимости от цены и объемов поставок). Газ будет поступать из Западной Сибири и с Сахалина. Начинается подготовка технико-экономического обоснования на поставку в Китай из России до 60 млрд. кВт/ч электроэнергии в год. Сделан еще один шаг к строительству ответвления на Китай от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
Китай с его быстро растущей экономикой остро нуждается в крупных и надежных источниках поставок. Предполагается, что к 2025 году ее объем потребления составит до 710 миллионов тонн в год. Сейчас китайские предприниматели энергично осваивают все регионы мира, где есть сколько-нибудь заметные запасы нефти и газа. Поэтому для Китая соглашение о поставках энергоносителей из России — крупный шаг вперед, гарантирующий сохранение темпов развития его экономики, чуть ли не самых высоких в мире.
Немалое значение эти договоренности имеют и для России. Общая стоимость строительства нефте- и газопроводов, нефтеперерабатывающего завода и электростанций, которые должны осуществить госкомпании «Газпром», РАО «ЕЭС», «Роснефть» и «Транснефть», составляет до 20 миллиардов долларов. Это крупные заказы, которые позволят оживить российскую экономику.
Однако экономикой дело не исчерпывается. Итоги визита в Китай подтверждают крупный поворот, который под занавес своей президентской карьеры начал осуществлять г-н Путин. Почти шесть лет ему потребовалось, чтобы понять, что ласковый, улыбчивый Запад — исторический противник России, и многовековая цель уничтожения российского государства с повестки дня там никогда не снималась.
Другое дело, страны Востока. Если кто-то к кому-то имел претензии, то скорее они — к России ввиду многовекового стремления нашего государства к расширению на юг и на восток. Но сейчас впервые за многие десятилетия, если не столетия, территориальные споры с Китаем, во многом сдерживавшие развитие наших отношений, урегулированы. Сдерживали их и идеологические барьеры, которые старательно воздвигали Америка и друзья Америки в России. Путину аплодировали за каждый антикоммунистический выпад. При этом открытой целью выпадов считалась КПРФ. Но подспудно имелось в виду и то, что «демократическому» Путину негоже вступать в дружбу с «тоталитарным» «коммунистическим» Китаем.
Замысел наших западных «партнеров» и их агентуры в Москве шел дальше, нежели простое замораживание отношений РФ с Китаем. Имелось в виду (и об этом начали поговаривать публично), что Россия, должным образом интегрировавшаяся в военно-стратегическую систему НАТО, станет на острие борьбы Запада с Китаем. Прекрасная идея, не правда ли, — воевать против Китая с территории России и до последнего русского солдата. В правящей «элите», среди журналистов и политологов, которые часто светятся на экранах, эта идея считалась вполне приемлемой. Ведь Запад должен был бы что-то заплатить за это. Это «что-то» пошло бы в карманы «элиты». К счастью, откровенное безумие этой «идеи» для России не позволило ее осуществить. Визит Путина в КНР показывает, что план столкнуть лбами Россию и Китай проваливается. Идея левых сил о необходимости ориентации не на Запад, а на наших естественных союзников — Китай, Индию и арабо-мусульманский мир — пробивает себе дорогу.
Сотрудничество это взаимовыгодное. Китай получает надежные источники энергии и более прочную платформу для отношений с США, где Китай открыто называют главным противником. Опираясь на надежную российско-китайскую границу и поставки энергоносителей, Китай может вести себя увереннее по отношению к Америке.
Это выгодно России. Она вступает в долгосрочные экономические связи, которые цементируют политические отношения гораздо прочнее, чем любые договоры и дружеские отношения между главами государств. Россия становится неотъемлемой частью наиболее динамично развивающегося региона мира — Азиатско-Тихоокеанского региона, куда из Европы и США смещается центр мировой экономической активности.
Все это означает возникновение совершенно нового баланса сил. Экономическая мощь стран Юго-Восточной Азии, подкрепленная природными ресурсами, остатками промышленной и ядерной мощи России, а также запасами нефти и газа и политической энергией исламского мира, создают новую конструкцию мира, который после 1991 года вращался вокруг Западной Европы и США. Если добавить к этому быстрое полевение Латинской Америки и ее тягу к сотрудничеству с Китаем и Россией, мы увидим, что картина мира быстро меняется...
Дело не в неожиданном прозрении Путина. Он, по сути дела, двинулся туда, куда логика вещей его буквально тащила. Много лет он бился за то, чтобы быть признанным в качестве «своего» на Западе. Там внешне поощряли его устремления, водили на прием к английского королеве. Но при этом непрерывно выдвигали условия вступления в элитный клуб, которые вели к ухудшению положения России. Иногда Путина пускали на шажок вперед к вожделенному «клубу», но до главного зала остается так же далеко, как и шесть лет назад. Между тем каждая уступка неизбежно порождала требования новой «маленькой уступки». И вот по прошествии шести лет у власти г-н Путин увидел то, что было видно невооруженным глазом с самого начала. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Есть и еще другие любопытные моменты! Чуть ли не впервые г-н Путин не только выразил радость по поводу появления очередного покупателя наших природных ресурсов (в них недостатка и так нет), но и публично озаботился тем, что в структуре товарооборота с Китаем крайне мала доля нашей машиностроительной продукции. Все правильно. Но президент КНР Ху Цзинтао резонно заявил, что, мол, давайте продукцию конкурентоспособную, мирового класса, будем ее с удовольствием покупать.
Этим он вернул камушек в наш огород. Забота о конкурентоспособности машиностроения — забота господина Путина, а не товарища Ху. Тут нельзя ограничиваться жалобами на пресс-конференциях и на переговорах. Нужно возрождать машиностроительные и высокотехнологические отрасли. Верхушка РФ, начиная с Е.Гайдара и Чубайса, и по сей день занимается их систематическим разрушением. Если г-н Путин говорит о неприемлемой для нас структуре товарооборота, то наводить порядок нужно прежде всего у себя дома.
Например, вожделенным для Запада является огромный авиационный рынок КНР. Эта страна закупает сотни пассажирских самолетов. Этот рынок всю вторую половину ХХ века принадлежал СССР. И вот за последние 15 лет стараниями экономистов-либералов гг. Кудрина, Грефа, Христенко, Алешина мы начисто утратили не только китайский рынок пассажирских самолетов, но и (без малого) свою авиапромышленность. Скоро сами будем летать исключительно на «аэробусах» и «боингах».
То же самое с автомобильной промышленностью. Наш рынок захватывают не только европейские, американские, японские и корейские машины, но и начинается бурная экспансия автомобилей из КНР. Радиоэлектронная промышленность разгромлена вдребезги. Этот список можно продолжать до бесконечности. Так что же все-таки г-н Путин хотел бы продавать в Китай?
Если не предпринять чрезвычайные усилия по восстановлению разрушенных «реформами» машиностроительных и высокотехнологических отраслей, то России суждено будет превратиться в сырьевой придаток еще и Китая. Причем вины китайцев в этом не будет никакой. Они действительно готовы покупать нашу продукцию. Более того, они заинтересованы в ней, чтобы снизить свою зависимость от Запада. Но готова ли Россия восстановить свою роль промышленной державы? В этом главный вопрос!
А в целом укрепление наших отношений с Китаем на прочном фундаменте экономических связей — фактор несомненно полезный. Он позволяет избавиться от губительной для России односторонней ориентации на Запад и будет способствовать (если действовать по уму) возрождению нашей экономики и восстановлению роли России в быстро меняющемся мире.