"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 32 (12809), вторник, 28 марта 2006 г.

 

«Дубинушка, ухнем!»

Всероссийский фестиваль «Оренбургский пуховый платок»

Состоявшийся недавно Всероссийский фестиваль народного искусства «Оренбургский пуховый платок» — единственный в стране с такой продолжительной историей. Он ежегодно проходит в Оренбурге вот уже девятнадцать лет, и впереди — двадцатый, юбилейный праздник. Его не задавило даже враждебное к национальной культуре глухое «рыночное» безвременье.

Поклон до земли за это самоотверженным творцам
и хранителям народного искусства, в том числе директору Оренбургской государственной филармонии Игорю
Петровичу Голикову. Они сумели заинтересовать местные власти, при поддержке которых выживают художественные коллективы, жив и фестиваль. Участвовавшие в нем московские гости с теплотой шутили, что роль столицы в национальной культуре сегодня берет на себя глубинная Россия.
Прекрасное — из глубин народной души. Подтверждением тому — нынешний фестиваль, посвященный памяти замечательного русского советского композитора Григория Федоровича Пономаренко. Он начинал как баянист Волжского государственного русского народного хора. Здесь раскрылся его дар композитора, здесь родились его первые песни, ставшие заветными для Волжского хора.
Потом молодой композитор на всю жизнь вступил в творческое содружество с тогда еще совсем молодым Оренбургским государственным русским народным хором. Чистота времени и сила талантов слились в песнях, которые с тех пор звенят среди людей. А такие, как давшая имя фестивалю песня «Оренбургский пуховый платок», вот уже почти полвека согревающая нежностью к матери сердца не только на отчей земле, но и везде, где живет это чувство. А романсы, сделавшие звучащей музыку поэзии Сергея Есенина? Заслуженная артистка России Юлия Учватова исполнила лирические песни, которые народный композитор написал для нее, но принимаемые, как свои, слушателями.
Каждый концерт, а уж тем более ряд фестивалей заставляют задуматься о необычайном богатстве русского народного музыкального, песенного и танцевального искусства, о высокой духовности и глубине его содержания, о ярком многообразии его форм. Произведения безвестных гениев народного искусства минувших веков и прославленных мастеров советской эпохи ощутимо наполняют зал светлой радостью, объединяют людей жизнеутверждающей, духоподъемной силой.
Поражаешься: чем обусловлено это неисчерпаемое богатство и высота чувств, мелодий, ритмов, танцевальных движений со всей сложностью и увлекательностью? Могучей творческой способностью великого народа сообразно бескрайним просторам его Отечества, его богатырскому труду и историческим свершениям? Соразмерно его славным победам и тяжким испытаниям, торжеству в мире и стойкости в бедах, его удали и мудрости? Гордостью наполняется сердце за причастность к своему народу.
Ради этого национального самосознания и создавались государственные русские народные хоры и ансамбли, а также подобные художественные коллективы всех братских народов Советского Союза. Вслед за профессионалами по их образу и подобию повсюду вырастали коллективы художественной самодеятельности — в каждом городе и селе, на каждом предприятии, стремившиеся к профессиональным высотам.
Загляните в их историю — все они созданы в советское время, многие — в первые десятилетия народной власти в ходе культурной революции, которая, однако, тогда только началась и продолжалась все годы социалистического строительства и прервана только антинародным государственным переворотом. Лакеи капитала истошно вопят о необходимости приобщения к «цивилизации» Запада. А если бы они разули глаза? Может, и увидели бы созвездие государственных коллективов народного искусства и мириады коллективов художественной самодеятельности. Это и есть цивилизация, самобытный мир человечности, и ему нет причин для самоуничижения и не пристало низкопоклонство и рабское подражание «современной цивилизации».
Сейчас не говорим обо всем небосклоне советской культурной революции, а только о ее части. Фестиваль «Оренбургский пуховый платок» — радость для зрителей. А для участников — это еще и творческое соревнование, смотр сил и профессиональная учеба. А в нынешних условиях — и обмен опытом выживания, и совет о путях спасения народного искусства. Помню, после заключительного концерта художественный руководитель Сибирского государственного русского народного хора народный артист России В.А.Мочалов сказал:
— Мы очень благодарны за приглашение и возможность выступить на фестивале. Теперь это редкое счастье, фактически мы стали невыездными, замкнуты в своих стенах.
Об этом же говорит сегодня художественный руководитель Волжского государственного русского народного хора В.И.Пахомов:
— У нас осталась одна отдушина: месяца полтора летом даем концерты для иностранных туристов в гостиницах Санкт-Петербурга, зарабатываем на жизнь. Совсем закрыто для народного искусства телевидение и радио. Раньше платили гонорар за концерт по телевидению, теперь за показ мы должны платить безумные деньги, на местном телевидении — по три тысячи рублей за минуту. Их у нас нет — и народного искусства в эфире нет.
Художественный руководитель Оренбургского государственного академического русского народного хора композитор Владимир Александрович Позднеев рисует картину отнюдь не благотворных перемен. В течение десятилетий успешно действовала государственная система поддержки искусства в интересах удовлетворения высоких духовных потребностей человека. Огромное внимание уделялось национальному искусству. Ощутимую пользу культуре приносила четкая организация гастролей. Многие месяцы в году народные хоры были на колесах — их с восторгом принимали во всех городах и селах Советского Союза, в том числе в России. Артистов встречали работники филармоний, ждали полные залы.
С началом «рынка» хорошо оправдавшую себя систему упразднили. Выезды за пределы областей, в которых базируются народные хоры, стали редкостью. Нет денег на командировочные расходы, на транспорт, на гостиницы. К тому же большинству зрителей и дешевые билеты ныне не по карману.
Местные руководители из любви к искусству или ради представительности в большей или меньшей мере проявляют благосклонность к хорам. Оренбургский хор одет в прекрасные костюмы — произведения прикладного искусства. Улучшены условия для репетиций. Куплен автобус, можно объехать всю Европу, утомительно, но не столь разорительно, как теперь по железной дороге. На таком фоне власть может и себя показать высоким гостям дома или в гостях — именитым хозяевам.
Однако за лучезарными улыбками артистов благодетели как-то не хотят видеть их нищенского материального бытия. Артистам по «табели о рангах» положен восьмой разряд — оклад 1900 рублей в месяц. Со всеми местными надбавками наскребают от 3000 до 5000 рублей. Лишь шесть самых титулованных осчастливлены жалованием в 6000 рублей. Также в «черном теле» и артисты других блистательных народных коллективов.
В последние годы появился слабый отзвук былого. В Москве, потом в северной столице состоялся Всероссийский фестиваль национальной культуры. В Екатеринбурге прошел первый межрегиональный музыкальный фестиваль «В Урале Русь отражена», в Челябинске — фестиваль «Синегорье». Ожидаются и другие. Однако редкие праздничные всплески не озаряют весь материк и не возвращают к жизни отправленную на дно великую цивилизацию.
Виднейшие деятели народного искусства, народные артисты СССР Нина Константиновна Мешко, Николай Васильевич Кутузов, народный артист России Виктор Григорьевич Захарченко и все другие художественные руководители народных коллективов обратились в совет при президенте по культуре и искусству с «большой и с каждым днем все усиливающейся тревогой за судьбу уникального явления в мировой музыкальной культуре — государственных русских народных хоров и ансамблей песни и пляски. Коллективы, на протяжении десятков лет служащие художественной визитной карточкой России, в яркой эмоциональной форме воплощающие идеи патриотизма, русский национальный характер, красоту родной земли, величие ее истории, сохраняющие и развивающие непреходящую идейно-художественную ценность фольклора, — поистине национальное достояние, ныне, лишившись государственной организационной и, главное, материальной поддержки, ведут тяжелейшую борьбу за существование, исход которой, к сожалению, дает слишком мало оснований для оптимизма».
Подвижники святого дела предложили принять Государственную программу поддержки государственных русских народных коллективов. Также высказалась состоявшаяся в Краснодаре на базе Кубанского казачьего хора Всероссийская научно-практическая конференция. Она учредила Ассоциацию государственных народных хоров и ансамблей под председательством В.Г.Захарченко. Это объединение уже не раз взывало о спасении национальных духовных ценностей.
Говорят, во властной вертикали все обладают абсолютным музыкальным слухом. Но их «реформы» абсолютно глухи к хору апостолов народного искусства, и их пламенный призыв остался гласом вопиющего в пустыне. Как пробить глухоту обитателей царских палат? Неужто, как уже было, только «Дубинушкой»? Такую мысль вызвало ее мощное звучание на фестивале в исполнении потомков бурлаков — Волжского государственного русского народного хора. Она пройдет сквозь любые стены, когда ее шаляпинский бас подхватит вся Россия.

 



 


Федор ПОДОЛЬСКИХ.
Оренбург.


В оглавление номера