Свобода — это сладостное слово всех времен и народов. Она возникла, видимо, когда возникло обратное ей понятие — «несвобода». И человеческая цивилизация всю свою историю жила, боролась и умирала, чтобы иметь эту самую свободу.
Вспомним только некоторые эпизоды истории: рабов Спартака, американских индейцев, клич «Свобода! Равенство! Братство!» Великой французской революции, затем Великой Октябрьской социалистической революции.
Под знаменем «свободы» в начале девяностых свершилась антисоветская революция и развал СССР, затем США разбомбили Югославию, Ирак, Афганистан. Не обошлось без «свободы» и при организации «оранжевых революций» на Украине, в Грузии. И сколько еще будет пролито крови и сотворено человеческого горя в стремлении к свободе и под знаменем свободы.
Весь вопрос, к какой свободе? Подлинной или мнимой?
Вспомнилась мне эта тема неслучайно. Поводом стали принятие Госдумой в первом чтении Лесного кодекса и встреча с гражданами Германии в русском лесу на Алтае.
Между Новосибирском и Барнаулом в сосновом лесу, на берегу реки Чумыш, на краю села Язово в годы реформ выросла прекрасная туристическая база отдыха «Русский дом». Ее создатель и руководитель — бывший моряк, охотовед, фанатик снегоходов, успешный предприниматель и, как мне показалось, патриот России Тикулаев Сергей Васильевич, — поведал примечательную историю.
В тот предновогодний вечер на его базе оказалась небольшая делегация из Германии, которая стала действующим лицом рассказа. Это были летчики гражданской авиации. Они на протяжении нескольких лет совершают полеты из Германии в Новосибирск. Как-то познакомились с хозяином базы отдыха, и завязалась настоящая дружба. Сколько раз Сергей Васильевич бывал у них в Германии, а они у него — не счесть. Спрашиваю гостей, что их привлекает в Сибири, неужели нет на планете мест краше и комфортнее? И получил ошеломляющий ответ: «Мы приезжаем сюда насладиться просторами и свободой». Вот те раз! Наши едут за свободой в Германию, а немцы — в Россию. Прямо-таки по пословице «хорошо там, где нас нет», а это уже называется бег за собственной тенью. Что-то здесь загадочное. Заинтересованный таким поворотом, проявляю настойчивое любопытство. И вот что я услышал.
В программы пребывания немцев в России, как правило, включаются выезды на природу на санных тройках, снегоходах, водных катерах, верховых лошадях, что называется, по полной: костер, уха, шашлык, песни, балагур. Одно слово, гуляй душа. Гости просто, извините, балдеют от русского гостеприимства, чистого воздуха, сибирского мороза, воли.
Будучи в Германии, русский гость тоже «купается» во внимании хозяев. Он со смехом вспоминает, как в первый свой приезд предложил друзьям заехать в германский лес, разжечь костерок, поджарить шашлычок, посидеть... Так немцы в ужасе замахали руками: что ты, это невозможно. Если мы заедем в лес, нас неминуемо оштрафуют, а если разведем костер, наручники наденут. Да и по нужде не везде остановишься там. Частная собственность. Вот она родительница германской (и не только) несвободы. Воспитанная в этом духе немка-гостья как-то решила погулять за пределами территории базы и обращается к Сергею Васильевичу: «Можно выйти в лес за ограду?» «Конечно», — слышит в ответ. «А сколько это будет стоить?» — спрашивает она без тени сомнения в абсурдности вопроса. В ответ — недоуменное молчание с соответствующим выражением лица эмоционального человека.
СТОП! А теперь давайте поразмыслим над очень жизненной ситуацией. Сегодня она крайне актуальна для России. Свобода русского леса и нашей жизни в опасности. Лесной кодекс, если он будет принят, то есть проштампован фракцией «Единая Россия», наповал убивает эту свободу. Лес становится частной собственностью со всеми вытекающими последствиями для людей. В паре с Лесным идет в Госдуме Водный кодекс с той же перспективой. И тогда не только немка, но и каждый россиянин будет спрашивать разрешения войти в лес, подойти к пруду с удочкой и задать вопрос: «Сколько это будет стоить?» Немецкие порядки придут в наш лес. Как вам нравится такая жизнь?!
Из сказанного напрашивается несколько выводов:
1. Свобода — это совпадение триады: желания, материальных возможностей и юридического права. С первым проблем нет, второе — разрешимо, но не для всех, а вот третье может все перечеркнуть. Лесной кодекс именно это и делает.
2. Подлинной свободы при частной собственности на средства производства и дары природы быть не может. Только при общественной собственности может быть подлинная свобода жизни человека. Немцы на практике подтверждают этот главный вывод.
3. Частная собственность в принципе не может дать свободу остальным членам общества. Свобода одних — меньшинства, рождает несвободу других — большинства.
4. Свобода в руках нечестных людей может быть знаменем злодейства, обмана и порабощения. Кому нужна свобода мародерства, когда торговцы в морозы и аварии, пользуясь своей свободой рынка, моментально поднимают цены и радуются увеличенной на людской беде прибыли.
Как можно назвать свободу слова СМИ, в которых процветает сокрытие правды и прямой обман населения, говоря другими словами, манипуляция общественным сознанием, когда тебя дурачат, ты этому поддаешься, а в это время у тебя крадут все: и свободу, и права, и гарантии, и справедливость. Человек позволяет себя одурачить и обокрасть. Манипуляция там, где мы позволяем себя обмануть.
Там, где нет свободы, нет и справедливости. Наличие или отсутствие свободы-справедливости рождает состояние войны или мира в душах людей и отношениях между государствами. Во все времена идут планетарные сражения. Здесь корни политического «терроризма». Здесь находится его детонатор. Сработает он или нет, зависит от свободы-справедливости, от желания сильных мира сего иметь мир на земле и делать все, чтобы на планете воцарились подлинная свобода и справедливость. В Палестине победили, на мой взгляд, не экстремисты-террористы, а борьба за свободу-справедливость.
А что же делаем мы, россияне, чтобы свобода, несущая нам рабство, надолго не поселилась в нашем доме?
Аксиома: какие законы, такая и жизнь.
Лесной кодекс принят «Единой Россией» и ЛДПР в первом чтении. Что это означает?
1. Концепция определена. Лес — объект частной собственности и торговли. Худо-бедно, но через все ограничения в СМИ люди имеют возможность узнать, что ожидает с принятием Лесного кодекса и их, и наш лес.
2. Вновь и вновь напомним, по конституции, народ — источник власти в России. Что же делает этот источник, чтобы оградить себя от перспективы быть в три шеи выгнанными из своего исконно общего русского леса? Может, завалили депутатов Госдумы письмами, звонками, посещениями с требованием «не сметь»?! Ничего подобного. Тишина. А молчание, как известно, знак согласия.
Может, все ждем, когда гром грянет или рак на горе свистнет?
Свобода не приходит с небес, ее не подносят на блюдечке, она достается в борьбе смышленых, неравнодушных и немолчаливых. А неоднократно избирать во власть (равно как и отказ участвовать в выборе своей судьбы) тех, кто у вас свободу нагло отнимает, как называется?..
Время стремительно приближает нас, чтобы вновь ответить на этот вопрос. Будем надеяться, что на этот раз сработает разум, а не сердце каждого из нас. Тогда свобода вновь примет нас в свои объятья.